КАРДАННАЯ ПЕРЕДАЧА МОТОВОЗОВ И АВТОДРЕЗИН

  Главная      Учебники - Транспорт ж/д     Мотовозы и автодрезины. Устройство, эксплуатация и уход (Н.А. Груненышев) - 1959 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..

 

5.

КАРДАННАЯ ПЕРЕДАЧА МОТОВОЗОВ И АВТОДРЕЗИН



Карданная передача предназначена для передачи крутящего момента от ведущего вала коробки реверса на продольные валы осевых редукторов. Карданная передача состоит из двух валов

и четырех карданных шарниров, поставленных на выходящие концы валов реверса и осевых редукторов.

Для компенсации изменения длины валов кардана, при игре машины на рессорах, карданные головки, поставленные на вал коробки реверса, имеют по одной подвижной вилке, скользящей по шлицевому концу карданных валов. Вилки в карданном шарнире устанавливаются под углом 90° по отношению друг к другу, но строго в одной плоскости. Это необходимо для синхронизации скоростей вращения ведущего и ведомого валов. По своему устройству карданные шарниры бывают с одной подвижной вилкой, а второй неподвижной или с обеими неподвижными вилками. Подвижная вилка (рис. 61) в отличие от неподвижной делается на 20 мм длиннее и имеет на конце резьбу, на которую навертывается чашка 1 с сальниковой набивкой. Карданный шарнир состоит из двух вилок 9 и 10 с закаленными цапфами, стальных закаленных втулок 8 и разъемного кольца 14.

Вилки кардана изготовляются из стали с закалкой поверхности цапф. Втулка выполняется из стали с цементацией и закалкой.

Половинки колец, между которыми ставятся вилки с надетыми на цапфы втулками, стягиваются стяжными болтами 15 с гайками и шплинтами. Перед постановкой обязательно проверяют, нет ли на болтах трещин.

Собранный таким образом карданный шарнир закрывается металлическим кожухом, состоящим из двух половинок 7, скрепленных болтами 6, двух чашек 1 с сальниковой набивкой, двух пружин 3, служащих для постоянного прижима сальниковых чашек к кожуху. При монтаже кожух карданного шарнира заполняется смазкой и время от времени, согласно картам смазки (см. стр. 212), туда должна добавляться смазка через масленку 19. Валы карданной передачи 20 изготовляются из стали с термическим улучшением и имеют по концам шлицы.

Задний карданный вал на автодрезине АГМу и валы на автодрезинах ДМ, АС1 — составные. Средняя часть вала для уменьшения веса делается полой. К ней привариваются хвостовики, на которых имеются шлицы для насадки карданных вилок.Труба (средняя часть вала) правится на плите, причем прогиб не должен быть более 0,5 мм на 1 м длины. В сваренном валу допускается биение хвостовиков не свыше 0,2 мм и биение трубы по середине не свыше 2 мм. Неподвижные вилки карданного шарнира, насаженные на шлицевые концы валов, закрепляются при помощи гайки 11, которая запирается шплинтом 12. Валы кардана на случай обрыва имеют предохранительные хомуты, привернутые к раме.

При установке вилок кардана на валы, а также полуколец следует руководствоваться цифровыми пометками на этих деталях, собирая карданные шарниры только с деталями, помеченными одними и теми же цифрами. Нумерация деталей кардана установле-на по расположению карданных шарниров. Порядок операций при сборке рекомендуется следующий:

1. Детали карданных шарниров тщательно промываются керосином и обильно смазываются солидолом.

2. На карданный вал со стороны неподвижной вилки 10 заводятся: распорная втулка 18, шайба 17, пружина 5, чашка 4, кожух неподвижный 7, половинка разъемного кольца 14, после чего на него устанавливается неподвижная вилка 10 кардана и закрепляется гайкой 11 до упора в заплечик вала. Гайку 11 следует надежно затянуть и запереть постановкой шплинта 12.

3. На шлицевой вал коробки реверса заводятся: пружинная шайба 13, пружина 3, кожух 4, неподвижный кожух 7, половина разъемного кольца 14 с заправленными болтами 15, после чего ставится неподвижная вилка 10 кардана с втулками 8 и затягивается гайкой 11 до упора во втулку коробки реверса. Гайка должна быть надежно затянута и заперта постановкой шплинта 12.

4. Такая же операция производится с концом вала осевого редуктора.

5. Собирается полностью карданный шарнир со стороны коробки реверса, для чего карданные вилки 10 и 9 с надетыми втулками 8 соединяются с помощью разъемных колец 14 и болтов. Втулки в кольцах имеют неподвижную посадку и дополнительно ничем не закрепляются.

Затем на собранные кольца надевается кожух 7, на другую сторону карданного шарнира заводятся подвижный кожух 4, пружина 3, шайба 2 и запираются навинчиванием 'до упора чашкой 1, которая должна быть предохранена от развинчивания постановкой винтов.

6. Карданный вал свободным концом направляется через чашку 1 в подвижную карданную вилку 9. Другой конец вала с неподвижной карданной вилкой 10 и надетыми втулками 8 подводится к карданной вилке 9 со стороны осевого редуктора, после чего они соединяются с помощью колец 14 и болтов 15.

 

Затем на полукольца надевается кожух неподвижный 7 и устанавливаются кожух подвижный 4 и пружина 3, которые запираются упорной шайбой 17, которая в свою очередь запирается винтом. Перед окончательной установкой кожухов карданного шарнира последние необходимо заполнить смазкой.

При сборке карданных валов цапфы карданных вилок следует располагать в одной плоскости. Для этого после установки одного из карданных валов колесную пару второй стороны передачи следует разгрузить и поворачивать до тех пор, пока цапфы карданных вилок не будут приведены в одну плоскость, как указано на схеме рис. 62.

Установка карданного вала должна производиться с таким расчетом, чтобы углы перелома оси карданной передачи, осевого редуктора и у коробки реверса были по возможности одинаковы {в пределах 1°). Это осуществляется конструкцией подвески осевого редуктора.

При сборке карданного шарнира необходимо нормально затянуть болты полуколец и на гайки поставить шплинты. В карданном шарнире в процессе работы возникают усилия, действующие вдоль валов, при плохой затяжке болтов они будут вытягиваться, что приведет к поломке болтов, полуколец и вилок.

Разборка карданных валов производится в обратной последовательности.

Вибрация карданных валов, сопровождающаяся дребезжащим стуком в зубьях шестерен и соединительной муфте, обнаруживается чаще при трогании машины с места.

Необходимо постоянно следить за состоянием сальников металлических кожухов, которые загрязняются пылью и изнашиваются, не допускать трения металла о металл.

 

 

 

 

Рис. 61. Карданная передача:

1—чашка с сальником: 2, 13 и 17—шайбы; 5 —пружина; 4 — кожух подвижный с сальником: 5-гайка; 6 — болт кожуха; 7-— кожух неподвижный; 8 — втулка вилки; 9 — вилка подвижная; 10 — вилка неподвижная; 11 — гайка крепления вилки; 12 — шплинт; 14 — кольцо разъемное; 15 — болт стяжной; 16 — гайка; 17 —втулка распорная; 19 — масленка; 20 — вал карданной передачи

 

 

 

 

 

Рис. 62. Схема расположения вилок карданной передачи:

1—подвижная вилка шарнира; 2— неподвижная вилка шарнира

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..