СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ ВАЛЫ И МУФТЫ МОТОВОЗОВ И АВТОДРЕЗИН

  Главная      Учебники - Транспорт ж/д     Мотовозы и автодрезины. Устройство, эксплуатация и уход (Н.А. Груненышев) - 1959 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..

 

3.

СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ ВАЛЫ И МУФТЫ МОТОВОЗОВ И АВТОДРЕЗИН

Для передачи крутящего момента от коробки передач к коробке реверса применяются соединительные муфты и соединительные валы.

При установке коробок обычно не удается достигнуть полного совпадения геометрических осей соединяемых валов. Получается некоторая несоосность осей и их перекос. Поэтому соединительные детали должны компенсировать неточность установки.

 

Наилучшим образом этому условию отвечает карданная передача, состоящая из двух карданных шарниров и карданного вала. При этой передаче достигается равномерное вращение соединяемых валов при значительных углах наклона между ними и карданным валом (до 10—15°). Однако при выборе угла наклона учитывается, что износ трущихся деталей увеличивается с увеличением перекоса.

Когда расстояние между валами не позволяет установить карданные передачи, применяют гибкие муфты.

В автодрезинах АС1 и ДМ коробка реверса расположена далеко от коробки перемены передач. Соединительным валом (рис. 56)

 

служит карданная передача автомобиля ЗИЛ-150. Он состоит из трубчатого вала с двумя шарнирами на игольчатых подшипниках открытого типа. Вал выполнен из калиброванной тонкостенной трубы. К переднему концу трубы приварен шлицевый вал с 16 прямобочными шлицами для скользящей вилки, к заднему — неподвижная вилка.

Передний и задний шарниры одинаковы и состоят из вилок, крестовин и игольчатых подшипников с пробковыми уплотнениями. Фланцы вилок прикрепляются к фланцам, находящимся на валах коробки передач и коробки реверса.

При сборке карданного вала необходимо обращать внимание на правильность установки переднего шарнира на шлицевом конце вала. Пальцы обеих вилок должны быть расположены в одной плоскости. Вал балансируется в сборе с шарнирами, которые не должны иметь тугого вращения, так как это указывает на неправильную сборку и означает, что крестовины зажаты с торцов крышками подшипников. Под крышками подшипников устанавливаются балансировочные пластинки, которые при сборке после ремонта обязательно следует ставить на прежнее место.

 

 

 

 

 

Рис. 56, Соединительный вал:
1—вилка шарнира; 2 — крестовина; 3— скользящая вилка; 4 — сальник; 5—труба; 6—прокладка; 7—сальник; 8 — игольчатый подшипник; 9 — крышка подшипника

 

 

 

Карданные шарниры с игольчатыми подшипниками смазываются жидкой смазкой. При вращении карданного вала масло центробежной силой подается к подшипникам.



На автодрезинах АГМУ и мотовозах МК/2-15 для передачи момента

применена соединительная цепная муфта (рис. 57), которая состоит из звездочки У, посаженной на вал коробки передач и укрепленной на нем гайкой. Эта звездочка переделывается из соединительного фланца, находящегося на коробке передач. Вторая звездочка 3 посажена на моторный вал коробки реверса. Звездочки имеют 12 зубьев с шагом 38,1 мм, соответствующим шагу втулочно-роликовой цепи 2, с помощью которой звездочки соединяются вместе.

Цепь не должна иметь бокового перегиба, забоин и других повреждений и должна отвечать требованиям ГОСТ 587 — 41. Наружный диаметр ролика 22 мм, расстояние между внутренними щечками 24 мм. Торцовое и радиальное

биение венца звездочки при ее изготовлении допускается до

0,05 мм. Недостатком этой муфты является невозможность разборки сцепления без сдвига коробки реверса или всего двигателя.

 

 

 

 

Рис. 57. Цепная муфта автодрезины АГМУ:
1,3— звездочки; 2— цепь втулочно-роликовая

 

 

 

 

Для улучшения условий разборки и ремонта сцепления на мотовозе М К/2-15 в последнее время введена более сложная соединитель
ная муфта (рис. 58). В этой конструкции соединительный фланец 1 на вторичном валу коробки передач срезается с двух противоположных сторон. К фланцу привертывается болтами 2 переходная муфта 3, имеющая зубья для соединения со звездочкой 4, находящейся на валу коробки реверса.

Промежуточным гибким звеном между ведущей и ведомой половинами муфты является втулочно-роликовая цепь 5. Уложенная на сцентрированные звездочки цепь должна при ее натяжении рукой иметь радиальный люфт между роликом и впадиной зуба 0,5—1,0 мм. Муфта допускает несоосность между двумя валами до 1 мм и перекос осей у валов до 0,5°. Из условий долговечности работы цепи и звездочек величины нецентровки устанавливаются меньшими.

Звездочки на шейки валов должны устанавливаться без качки, на плотной посадке. Радиальное и торцовое биение венцов звездочек допускается до 0,1 мм, перекос валов — не более 0,2 мм на длину вала, соответствующую диаметру звездочки. Проверка производится замером зазоров с противоположных сторон наружного диаметра соединяемых звездочек. Несоосность валов допускается не более 0,15 мм и проверяется по относительному сдвигу наружных поверхностей головок зубьев.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..