КОРОБКА РЕВЕРСА МОТОВОЗОВ И АВТОДРЕЗИН

  Главная      Учебники - Транспорт ж/д     Мотовозы и автодрезины. Устройство, эксплуатация и уход (Н.А. Груненышев) - 1959 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..

 

 

4.

КОРОБКА РЕВЕРСА МОТОВОЗОВ И АВТОДРЕЗИН

 

 

 

 

Основанием коробки является корпус, отлитый из чугуна, имеющий стенки для расположения подшипников, люки для осмотра и сборки валов шестерен и лапы для крепления

коробки к раме машины. Картер коробки реверса мотовоза М К/2- 15

имеет два резервуара — малый и большой. Большой резервуар предназначен непосредственно для реверса, а малый для размещения дополнительного двухступенчатого редуктора— мультипликатора. В связи с тем, что этот редуктор не ставится, малый резервуар используется в качестве прилива, а его наружная стенка— для установки третьего подшипника моторного вала реверса.

 

 

 

Шестерни коробок реверса изготовляются из стали. Рабочие поверхности зубьев имеют поверхностную закалку при помощи токов высокой частоты.

Типовой коробкой реверса является коробка грузовой автодрезины (рис. 59), которая легла в основу устройства коробок

мотовоза М К/2-15 и автодрезины АС1. В корпусе коробки распола-

гаются три вала: моторный, промежуточный и ведущий (главный вал).

Моторный вал 5 устанавливается на двух шарикоподшипниках 7 и 9, Внутри картера по валу движется двойная шестерня 8. По концам вала с одной стороны поставлена звездочка 12, а с другой — шестерня привода крана 3, имеющая возможность передвигаться вдоль вала на двух шпонках 4. Торец вала закрывается шайбой 2 с болтом 1.

Промежуточный вал 25 установлен на двух шарикоподшипниках 22, на нем неподвижно на шпонке посажена шестерня 24 и на шлицевом соединении — шестерня 27 с распорной втулкой 26 между шестернями.

Ведущий вал 29 покоится на двух опорах, из которых одна опора состоит из одного шарикоподшипника 31, а другая — из двух; на валу на шпонке 36 установлена шестерня 35, расположенная внутри картера. На шлицевые концы ведущего вала, находящиеся снаружи, посажены карданные вилки.

Все подшипники валов коробки реверса с наружной стороны закрыты крышками: глухими 28 для паразитного вала и с сальниковой набивкой 6 и 11 для других валов. Крышки крепятся болтами 20 к картеру и предохранены от самоотвинчивания проволокой 19. Для перевода двойной шестерни и шестерни 3 в коробке установлены два переводных валика 38 с укрепленными на них вилками 37.

Валики имеют замочное устройство, не позволяющее включать одновременно двойную шестерню и шестерню 3. При работе любой из указанных выше шестерен другая находится в нейтральном положении, и, прежде чем включить какую-либо из них, надо обе шестерни поставить в нейтральное положение, а затем производить включение.

Снизу и сверху картер реверса закрывается крышками 21 и 32, поставленными на болтах 16. В крышках имеются отверстия с нарезкой, в которые ввертываются пробки 33 и 18, служащие: верхняя для налива смазки, нижняя — для спуска отработанного масла. Коробка реверса заливается смазкой примерно на 1/3 высоты до контрольной пробки 30, показывающей низший уровень.

На моторном валу двойная шестерня 8 имеет три положения

первое, нейтральное, при котором двойная шестерня не имеет включения ни с одной из шестерен коробки реверса — машина не движется;

 

 

 

 

 

 

Рис. 59. Коробка реверса автодрезины АГМу:
1—болт; 2 — шайба; 3 — шестерня привода крана; 4 — шпонка; 5 — моторный вал; 6 и 11—крышки с сальниковой набивкой; 7 и 9 — шарикоподшипники; 8 — двойная шестерня; 10 —корпус; 12 —звездочка цепной муфты; 13 — шайба замочная; 14 — гайка; 15, 16 — болты; 17— рамка фиксатора; 18— пробка маслоналивного отверстия: 19 — проволока; 20 —болт; 21 и 32 — крышки: 22 —шарикоподшипник; 23 —шпонка; 24— шестерня промежуточного вала; 25 — промежуточный вал; 26 — распорная втулка; 27— шестерня постоянного зацепления промежуточного вала; 28 — крышка глухая; 29 — ведущий вал; 30 — пробка контрольная; 31—шарикоподшипник; 33 — пробка маслосливного отверстия: 34 — проволока; 35 — шестерня ведущего вала; 36— шпонка; 37 — вилка; 38— валик; 39— фиксатор

 

 

 

 

 

второе — двойная шестерня вошла в зацепление с шестерней 35 ведущего вала — машина получает движение вперед;

третье — двойная шестерня вошла в зацепление с шестерней 24 промежуточного вала, который, получая вращение, передает его через шестерню 27 шестерне 35 ведущего вала — машина получает движение назад.

Шестерня 3 служит для передачи вращения шестерне лебедки крана. Она имеет два положения: 1) шестерня включена — производится работа краном, 2) шестерня выключена — кран не работает.

Коробка реверса устанавливается на раме на лапы и закрепляется шестью болтами 15,

Коробка реверса мотовоза имеет дополнительно 4-й паразитный вал с шестерней, вследствие чего ведущий вал опускается вниз, что необходимо для нормальной работы карданной передачи. Эта шестерня называется паразитной, так как она не участвует в изменении передаточного числа зацепления, несмотря на то, что зубья ее одновременно воспринимают усилие от активной шестерни и передают другой активной шестерне.

Вследствие того что зубья паразитной шестерни работают одновременно в двух местах, то. и усилие, воспринимаемое валом и подшипниками паразитной шестерни, также является удвоенным.

В табл. 9 дана характеристика шестерен коробки реверса для различных серий мотовозов и автодрезин.

Таблица 9

Характеристика шестерен коробки реверса по числу зубьев

 

 

 

Правильно собранная коробка реверса должна удовлетворять следующим требованиям:

1) пятно зацепления зубьев, проверяемое по краске, должно быть не менее 50% длины зуба и по высоте не менее 60% рабочей части профиля;

2) боковой зазор между рабочими поверхностями зубьев по профилю должен находиться в пределах 0,3—0,6 мм;

3) несовпадение торцов зубьев по их длине допускается не более 1 мм;

4) валы с шестернями должны плавно и без заеданий вращаться в своих подшипниках;

5) шум, возникающий при вращении с максимальными числами оборотов (со смазкой), должен быть незначительный, без стуков и скрежета. По мере приработки рабочих поверхностей зубьев шестерен шум их уменьшается;

 

 

 

рис. 60. Управление реверсом:

 

 

 

 

6) сальниковые уплотнения не должны пропускать смазки.

В верхней пробке имеются отверстия для соединения внутренней полости коробки с атмосферой. Эти отверстия необходимо держать в чистоте, иначе при забитых грязью отверстиях от повышения давления во время работы коробки масло будет выдавливаться наружу через сальники.

Управление реверсом (рис. 60) заключается в переводе двойной шестерни коробки реверса по шлицевому моторному валу в любое из трех занимаемых положений: нейтральное, ход вперед и ход назад. Для этой цели служит переводной валик с надетой на

него вилкой. Валик шарнирно соединяется тягой 1 с рукояткой 3; шарнирами служат валики 2. Рукоятка 3 укрепляется болтами на секторе 4У который в свою очередь также прикреплен к сварному кронштейну, укрепленному на коробке передач.

Сектор 4 имеет три выреза, в которые западает управляемый фиксатор 5, помещающийся в пазах рукоятки 3, фиксирующей три положения двойной шестерни коробки реверса:

первое, нейтральное — рукоятка 3 занимает вертикальное положение и фиксатор 5 запал в средний вырез сектора;

второе, ход вперед — рукоятка 3 получает наклон вперед, фиксатор запал в задний вырез сектора;

третье, ход назад — рукоятка получает наклон назад, в сторону коробки реверса, фиксатор запал в крайний передний вырез сектора.

Фиксатор движется в направляющих пазах рукоятки и управляется при помощи стержня 6, проходящего вдоль и в середине ручки рукоятки 3, и заканчивается пуговкой 8. Фиксатор всегда прижат к сектору пружиной 7. Для перевода рукоятки из одного положения в другое необходимо рукой взяться за ручку рукоятки, большим пальцем нажать пуговку 8 и наклонить рукоятку, после чего большой палец снять с пуговки, а рукоятку продолжать наклонять до западания фиксатора в вырез сектора под действием пружин.

Разборку коробки реверса рекомендуется производить в следующем порядке.

Слить масло, разъединить цепную муфту, отвернуть болты крепления коробки реверса к раме и снять ее. Предварительно необходимо отключить карданные валы и снять лебедку подъема груза, раскосы колонки и капот двигателя. Двигатель освободить в точках его крепления к раме и приподнять за коробку передач, поставив наклонно.

Снять верхнюю крышку 21 (см. рис. 59) и вывернуть из вилок 37 валики 38 переключения реверса и лебедки подъема груза.

Снять глухие крышки 28, выпрессовать промежуточный вал 25 из шестерен 27 и 24; выпрессовку производить в сторону большей шестерни 24.

Снять карданные вилки, сальниковые крышки 11 и выпрессовать ведущий вал 29 из шестерни 35.

Сборку коробки реверса производят в порядке, обратном сборке.

Смена сальниковых уплотнений в крышках моторного и ведущего валов производится при ремонтах.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..