КОРОБКА ПЕРЕДАЧ МОТОВОЗОВ И АВТОДРЕЗИН

  Главная      Учебники - Транспорт ж/д     Мотовозы и автодрезины. Устройство, эксплуатация и уход (Н.А. Груненышев) - 1959 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..

 

КОРОБКА ПЕРЕДАЧ МОТОВОЗОВ И АВТОДРЕЗИН

 

 

 

 

Первичный вал 6 получает вращение от ведомых дисков сцепления и через шестерню 1 постоянно соединен с промежуточным валом 2. Хвостовик вала 6 проходит внутри трубчатого отростка крышки через лабиринтовую спиральную канавку, препятствующую вытеканию смазки из картера. Первичный вал установлен на двух шарикоподшипниках — переднем, который находится во фланце коленчатого вала, и заднем, помещенном в стенке картера. Задний подшипник закреплен от осевых перемещений стопорным кольцом, находящимся в канавке наружной обоймы.

Вторичный вал 13 передним концом опирается на роликовый подшипник, установленный внутри первичного вала, а задним — на шариковый подшипник, смонтированный в задней стенке картера. Задний подшипник закреплен стопорным кольцом, так же как и подшипник первичного вала. На вторичном валу на шлицах насажены: передвижные шестерни (каретки) 1-й и 2-й передач, шестерня 3-й передачи на игольчатом подшипнике, шестерня 5-й передачи на бронзовой втулке, напрессованной на вал, а также передвижная муфта включения 4-й и 5-й передач. На выходном шлицевом конце вала сидит соединительный фланец. На цилиндрическую втулку фланца надета резиновая манжета самоподвижного пружинного сальника, уплотняющего выходящий из коробки конец вала. Обойма сальника запрессована в крышку, прикрепленную болтами к картеру. Дополнительно к резиновой манжете установлен войлочный сальник, который предохраняет резиновую манжету основного сальника от попадания грязи и пыли.

Промежуточный вал покоится на подшипниках, находящихся в стенках картера.Передний роликовый подшипник может перемещать* ся в осевом направлении, а задний, шариковый, зафиксирован стопорным кольцом. На промежуточном валу расположены зубчатые венцы 1-й и 2-й передач и заднего хода, составляющие с ним одно целое, а также насажены на шпонках шестерни 3-й и 5-й передач.

 

 

Ось 16 шестерен заднего хода закреплена в картере неподвижно. На оси помещается блок шестерен 18 заднего хода, вращающийся на двух роликоподшипниках того же типа и размера, как и подшипник переднего конца вторичного вала. Блок шестерен находится в постоянном зацеплении с шестерней заднего хода, находящейся на промежуточном валу.

Включение 1-й и 2-й передач осуществляется передвиганием подвижных шестерен; включение 3-й, 4-й и 5-й передач осуществляется зубчатыми муфтами, которые для облегчения включения имеют зубья равной длины. Шестерни 3-й и 5-й передач вторичного и промежуточного валов постоянно сцеплены между собой.

Одновременно может быть включена только одна пара шестерен, кначе произойдет замыкание промежуточного и вторичного валов друг с другом. Смазка подшипников и зубьёв шестерен коробки производится маслом, разбрызгиваемым в р а ща ющи м и ся ~ шестер-нями. Масло заливают и контролируют его уровень через отверстие, находящееся на боковой стенке, а спускают через отверстие в нижней части картера. Отверстия закрываются пробками с конической резьбой.

Механизм переключения предназначен для передвижения шестерен и муфт с тем, чтобы путем их взаимного (парного) зацепления получать различные передачи.

Механизм переключения передач (рис._55) находится в верхней крышке коробки. В приливах крышки свободно скользят три валика 2, на которых насажены вилки 3 переключения передач, входящие

 

в кольцевые пазы кареток или зубчатых муфт; вилки застопорены на валиках болтами.

Правый валик предназначен для передвижения каретки 2-й и 3-й передач; средний — для передвижения зубчатой муфты 4-й и 5-й передач; левый — для передвижения каретки 1-й передачи и заднего хода. Передвижение валиков осуществляется вручную посредством качающегося рычага 4 переключения передач.

Рычаг в приливе крышки коробки имеет шаровое сочленение, к которому прижимается конической спиральной пружиной 5, Шаровая опора рычага переключения передач сверху закрывается резиновым чехлом, защищающим внутренность коробки от влаги и пыли. Нижний конец рычага переключения передач имеет шарообразный наконечник, который входит попеременно в паз соответствующей вилки для возможности ее передвижения.

Валики фиксируются каждый в трех положениях при помощи шариков 7, которые под действием пружин заскакивают в соответствующие прорезы. Для предохранения от случайного передвижения одновременно двух валиков имеется замочное устройство, состоящее из штифта, расположенного в отверстии среднего валика, и шариков, установленных по два между канавками средних и крайних валиков. Глубина канавок на валиках позволяет перемещать одновременно только один из них.

Пружинный упор 8, увеличивающий усилие сопротивления на рычаге при переводе его в положение заднего хода и 1-й передачи, указывает на ошибочность включения заднего хода во время движения машины вперед. Задний ход коробки передач применяется только для работы крана на грузовой автодрезине и вышки на монтажно* восстановительной автодрезине. Задний ход для приведения в движение машины не применяется, так как конструкция подшипника шестерни заднего хода не рассчитана на длительную работу.

При техническом осмотре автодрезины нужно контролировать затяжку гайки крепления соединительного фланца на выходном конце вторичного вала, а при демонтаже коробки передач — добавлять смазку в подшипник переднего конца первичного вала и проверять надежность затяжки и фиксации гайки крепления внут реннего кольца шарикового подшипника первичного вала и гайки крепления шестерен на переднем конце вторичного вала.

 

Рис. 54. Коробка перемены передач (разрез и вид с торца):
1—шестерня постоянного зацепления; 2 — промежуточный вал; 3, 4,5, 10, 14, 15 и 17 — подшипники; 6 — первичный вал; 7 — муфта включения 4-й и 5 Й передач; 8 и 20 —шестерни 5-й передачи; 9 и 19— шестерни 3 й передачи; 11—шестерня 2-й передачи; 12 — шестерня ; 13 — вторичный вал; 16 — ось шестерен заднего хода; 18— блок шестерни заднего хода; 21 —пробка маслоналивного отверстия; 22 —пробка маслоспускного отверстия; 23 — привод спидометра; 24 —крышка
подшипника первичного вала

 

 

 

 

Рис. 55. Механизм переключения шестерен коробки перемены передач:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..