Компрессор служит для нагнетания воздуха в пневмосистему. На погрузчике
установлен поршневой двухцилиндровый одноступенчатый компрессор с
водяным охлаждением с приводом от шкива вентилятора.
Компрессор (рисунок 2.10.10) состоит из блока цилиндров 4, головки блока
5, шатунно-поршневой группы и коленчатого вала 1.
В головке блока компрессора на каждый цилиндр имеется по одному
пластинчатому нагнетательному клапану 7. Нагнетательные клапаны
установлены в гнездах и прижимаются к седлам пружинами 6. В блоке
цилиндров установлены впускные клапаны, прижимаемые к седлам пружинами.
Система смазки компрессора - смешанная. Шатунные вкладыши и поршневые
пальцы смазываются под давлением, а остальные - разбрызгиванием. Масло
подается из системы смазки двигателя к задней крышке картера.
Охлаждение компрессора осуществляется жидкостью из системы охлаждения
двигателя.
Под действием разрежения, возникающего в цилиндрах при движении поршня
вниз, открывается всасывающий клапан и воздух из всасывающего коллектора
двигателя поступает в цилиндр. При движении поршня вверх всасывающий
клапан закрывается, воздух сжимается и через нагнетательный клапан
поступает по воздухопроводу в пневмосистему.
Когда давление воздуха в пневмосистеме достигнет 0,8МПа (8,0кгс/см2),
сработает регулятор давления, и воздух через него будет выталкиваться в
атмосферу; компрессор в этом случае работает без нагрузки. При понижении
давления в пневмосистеме до 0,65МПа (6,5кгс/см2) снова сработает
регулятор давления и компрессор будет подавать воздух в пневмосистему.
Уход за компрессором в процессе эксплуатации заключается в своевременной
регулировке натяжения ремня, очистки клапанов, поршней, седел от нагара,
проверке герметичности, прилегания клапанов и подтяжке резьбовых
соединений.
Рисунок 2.10.11 - Порядок затяжки гаек на
головке компрессора
Клапаны, не обеспечивающие герметичности, а также
новые, необходимо притереть к седлам.
При установке головки на компрессор резьбовые соединения следует
затягивать в перекрестном порядке (рисунок 2.10.11) равномерно, в два
приема. Окончательный момент затяжки должен быть в пределах от 12 до 17
Н.м (от 1,2 до 1,7 кгс.м).
При установке компрессора на двигатель затяжку
болтов крепления необходимо осуществлять в перекрестном порядке. Сначала
момент затяжки должен быть равен от 1 до 10 Н.м (от 0,1 до 1,0 кгс.м), а
затем не превышать от 30 до 35 Н.м (от 3 до 3,5 кгс.м). Больший момент
затяжки может привести к поломке фланца блока двигателя.
Ремень привода компрессора должен быть натянут так, чтобы при нажиме с
усилием 40Н (4 кгс) в средней части ремня прогиб был не более величины
от 6 до 10 мм.
Через ТО-2 необходимо очистить от нагара и промыть в чистом бензине
детали уплотнительного устройства, так как от их состояния зависит
расход масла.
Причиной повышенного выброса масла компрессора в пневмосистему
(определяется по сливаемому конденсату из воздушных баллонов) и
уменьшения производительности компрессора является износ поршневых
колец, цилиндров и поршней. В этом случае следует разобрать компрессор и
заменить изношенные детали.
2.10.6
МоАЗ-40484. Водоотделитель пневмосистемы
Водоотделитель (рисунок 2.10.12) предназначен для выделения конденсата
из сжатого воздуха и его автоматического удаления из питающей части
привода.
Сжатый воздух от компрессора через подвод” А” подается в оребренную
трубку - охладитель 1, где постепенно охлаждается потоком встречного
воздуха. Затем воздух про-ходит по центробежному направляющему аппарату
2, через пустотелый винт 7, корпус 6 к выводу” Б” и, далее, в тормозной
привод. Выделившаяся за счет термодинамического эффекта влага, стекая
через сетку 8, скапливается в крышке 3. При срабатывании регулятора
давления, давление в водоотделителе падает; при этом мембрана 4
перемещается вверх.
Клапан слива конденсата 9 открывается, скопившаяся смесь воды и масла
через вывод” В” выбрасывается в атмосферу.
При низких температурах возможно, что вода в охладителе замерзнет, в
этом случае открывается обходной клапан 5 и сжатый воздух, минуя
охладитель, поступает в пневмосистему (вывод Б).
Рисунок 2.10.12 - Водоотделитель
1 - охладитель; 2 - аппарат направляющий; 3 -
крышка; 4 - мембрана; 5 - клапан обходной; 6 - корпус; 7 - винт; 8 -
сетка; 9 - клапан слива конденсата А - подвод; Б и В - выводы