СО выполняют два раза в год с целью подготовки троллейбуса к
осенне-зимнему и весенне-летнему периодам работы. Объем и сроки СО
устанавливает руководитель предприятия в зависимости от местных условий.
Основная работа СО - смена зимней смазки на летнюю и наоборот.
Проведение работ по СО рекомендуется совмещать с техническим
обслуживанием ТО-2.
При проведении СО выполнить следующие работы:
а) Осмотреть пневмосистему на отсутствие механических повреждений
пневмоаппаратов и трубопроводов. Поврежденные элементы заменить.
б) Демонтировать влагомаслоотделитель и трубу от компрессора до
влагомаслоотделите-ля, промыть горячей водой, после чего продуть сухим
теплым воздухом.
в) Проверить работу компрессора (унос масла и время наполнения
пневмосистемы), для
чего:
- отсоединить трубу компрессора от влагомаслоотделителя;
- расположить лист чистой белой бумаги на расстоянии (20 - 25) мм от
конца трубы;
- отключить компрессор и удерживать лист в указанном положении в течение
1 мин.
При нормально отрегулированном компрессоре на листе должны появиться
незначительные следы паров масла.
Время нарастания давления от 0 до 0,80 _ 0,04 МПа должно быть не более 8
мин. При повышенных величинах времени наполнения пневмосистемы или уноса
масла произвести ремонт пневмосистемы или компрессора соответственно.
г) Проверить работу регулятора давления воздуха, отрегулировав величину
давления включения-отключения компрессора, при давлении в пневмосистеме:
- на включение - (0,65 + 0,06) МПа;
- на отключение - (0,80 - 0,04) МПа.
д) Проверить эффективность работы системы осушки воздуха на троллейбусе.
При исправной системе осушки влага в конденсационном ресивере
отсутствует. При наличии влаги в ресивере необходимо заменить патрон с
адсорбентом.
Срок службы сменных патронов осушителя воздуха зависит от степени
загрязнения, подаваемого от компрессора воздуха. В большинстве случаев
достаточно, в зависимости от количества масла в подаваемом воздухе,
делать замену осушающего патрона через 1,5 - 2 года.
Порядок работ при смене осушающего патрона:
- очистить поверхность осушителя воздуха от грязи;
- осушающий патрон не должен быть под давлением, для чего наполнить
пневмосистему до давления отключения или ослабить резьбовое соединение
на подводе 1 (рисунок 20);
- выкрутить патрон, вращая его против часовой стрелки с помощью
специального ключа;
- протереть ветошью верхние части корпуса, при этом частицы грязи не
должны
попадать в полость очищенного воздуха;
- замену осуществлять только новыми патронами;
- уплотнения слегка промасливать;
- новый патрон закручивать рукой (момент затяжки около 15 Н*м);
- использованные осушающие патроны утилизировать как особый мусор, т.к.
в нем содержится осевшее масло.
е) Проверить герметичность соединений пневмосистемы
(методом обмыливания). При наличии утечек воздуха неисправности
устранить.
ж) С помощью пылесоса удалить пыль в отсеках электрооборудования на
крыше, в отсеке установки электрокалориферного блока, прочистить
дренажные выводы с ящика электрооборудования, проверить контакторы в
ящике электропривода на крыше. Очистить сетки воздушных каналов в ящике
электрооборудования на крыше и сетку фильтра отопителя кабины,
расположенного под капотом.
и) Проверка работоспособности головок реактивных штанг проводится
закруткой корпуса относительно защемленного пальца на угол (15 +5)°.
После снятия усилия закрутки корпус головки должен возвратиться в
первоначальное положение. Допускается недовозврат не более 5 °.
ВНИМАНИЕ! НЕ ДОПУСКАЕТСЯ ПРОВОРАЧИВАНИЕ ОБОЙМ РЕЗИНОВОГО ЭЛЕМЕНТА
ОТНОСИТЕЛЬНО КОРПУСА ГОЛОВКИ.
к) Проверить состояние автоматических выключателей.
л) Испытать лестницу сосредоточенной статической нагрузкой 1500 Н,
приложенной к середине установленной в рабочее положение площадки
лестницы в течение 10 минут. Деформация элементов лестницы и сварных
швов не допускается.
4.5
Уход за лакокрасочным покрытием троллейбуса
42003А
В многослойном лакокрасочном покрытии возникают внутренние напряжения,
приводящие к появлению в покрытии микротрещин. Микротрещины уменьшают
блеск покрытий, в них скапливается грязь и влага. Постепенно трещины
увеличиваются и достигают поверхности металла. Начинается коррозия
металла и разрушение кузова.
Полностью остановить процесс разрушения лакокрасочных покрытий
невозможно, однако его можно значительно замедлить. Для этого необходим
постоянный и квалифицированный уход за лакокрасочным покрытием. Уход
заключается в регулярной мойке покрытий, восстановления блеска
обработкой полирующими составами, а в случае необходимости - устранения
мелких дефектов покрытий (сколы, трещины, царапины) до того, как
начавшаяся в месте дефекта коррозия распространится.
Частая мойка троллейбуса, содержание его в чистоте - одно из эффективных
средств борьбы с коррозией, позволяющее продлить срок жизни троллейбуса.
На чистой поверхности покрытий очаги коррозии можно легко обнаружить на
ранней стадии и своевременно принять меры для предотвращения ее
развития.
Троллейбус рекомендуется мыть сразу после возвращения из рейса, потому,
что среди попавших на поверхность кузова загрязнений могут оказаться
такие, которые постепенно ди-фундируют в покрытие: гидрон, деготь,
смола. Засохшую грязь нужно размачивать водой до тех пор, пока она не
станет жидкой и будет легко сниматься. Недопустимо удалять грязь
соскабливанием или оттиранием с применением больших механических усилий,
так как при этом неизбежно повреждается лакокрасочное покрытие.
Нельзя удалять пыль и грязь с кузова троллейбуса, протирая его сухим
обтирочным материалом, так как при этом появляются многочисленные мелкие
царапины, теряется блеск покрытия. Нельзя мыть кузов горячей и морской
водой, потому что это приводит к преждевременному старению и разрушению
покрытий. Лучше всего мыть кузов щеткой с длинным натуральным ворсом.
Процесс мойки значительно ускоряется, а машина становится значительно
чище, если в воду добавить автошампунь.
В состав автошампуней входят поверхностно-активные вещества,
способствующие быстрому и эффективному удалению грязи, а также
специальные добавки, замедляющие процесс коррозии. Автошампуни безвредны
для лакокрасочных покрытий, резины и пластмасс. Все другие моющие
средства (стиральные порошки, сода и др.) вызывают потускнение и
постепенное разрушение покрытий и, кроме того, проникая в полости
дверей, порогов, щели между сварными листами и под уплотняющие
прокладки, способствуют развитию процесса коррозии, поэтому применять их
для мытья троллейбусов не рекомендуется.
После мытья шампунем необходимо несколько раз промыть троллейбус большим
количеством воды, так как входящие в состав шампуней
поверхностно-активные вещества, могут вызвать снижение твердости
лакокрасочного покрытия.
ВНИМАНИЕ! МЫТЬ ТРОЛЛЕЙБУС АВТОШАМПУНЕМ РЕКОМЕНДУЕТСЯ ТОЛЬКО ПРИ СИЛЬНЫХ
ЗАГРЯЗНЕНИЯХ. ПЛАНОВУЮ МОЙКУ ПРОИЗВОДИТЬ ЧИСТОЙ ВОДОЙ.
При мойке троллейбуса в щели, зазоры и не плотности кузова затекает
вода, поэтому необходимо дать троллейбусу просохнуть. Особенно тщательно
сушат кузов в зимнее время. Выезжать сразу после мойки троллейбуса на
мороз не рекомендуется.
Обнаруженные во время мойки мелкие дефекты покрытий (сколы, трещины,
царапины и др.) лучше сразу устранить, не давая ржавчине распространится
дальше.
Постоянный и квалифицированный уход за лакокрасочным покрытием, не
нарушение его слоя (царапины, сколы) являются необходимыми условиями для
гарантийного срока эксплуатации лакокрасочного покрытия.