ГАЗОБАЛЛОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ МОТОВОЗОВ И АВТОДРЕЗИН, ЕГО НЕИСПРАВНОСТИ

  Главная      Учебники - Транспорт ж/д     Мотовозы и автодрезины. Устройство, эксплуатация и уход (Н.А. Груненышев) - 1959 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  ..

 

ГЛАВА X


ГАЗОБАЛЛОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ МОТОВОЗОВ И АВТОДРЕЗИН, ЕГО НЕИСПРАВНОСТИ

Для питания двигателей мотовозов и автодрезин на некоторых железных дорогах применяются сжатые или сжиженные газы — пропано-бутановые фракции, сжатый метан и генераторный газ, получаемый из древесного топлива или каменных углей.

Мотовозы, работающие на генераторном газе, получаемом в газогенераторе, называются газогенераторными мотовозами.

К газобаллонным относятся мотовозы или автодрезины, работающие на сжиженных или сжатых газах.

Сжатыми называются газы, которые при нормальной температуре и высоких давлениях сохраняют газообразное состояние. К таким газам, используемым в качестве моторного топлива, относятся природные газы (метановые), нефтяной, светильный, коксовый и канализационный газы. На мотовозах или автодрезинах применяются газы, сжатые до200 am. Газ накачивается в специальные баллоны, которые устанавливаются на мотовозе или автодрезине.

К сжиженным относятся газы, которые переходят в жидкое состояние при нормальной температуре и при небольших давлениях. Сжиженные газы для использования на мотовозах или автодрезинах также закачиваются в баллоны. При этом давление их в баллоне не превышает обычно 16 am.

 

 

1. ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА СЖИЖЕННЫХ ГАЗОВ

Сжиженные газы обычно представляют собой смесь различных газов. Каждый из этих газов ведет себя по-разному и обладает различной упругостью в зависимости от температуры окружающей среды. Бутан и бутилен имеют малую упругость паров, пропан и пропилен — значительно большую упругость, этан — еще большую. Так, например, бутан и бутилен при 0°С и нормальном атмосферном давлении находятся в жидком состоянии и почти не испаряются. При тех же условиях пропан и пропилен имеют упругость до 5,2 am, находясь в газообразном состоянии.

Таким образом, давление сжиженного газа, заключенного в баллон, зависит от его фракционного состава и от температуры окружающей среды и не зависит от количества жидкого газа, находяще-гося в баллоне. Учитывая, что давление газа в баллоне зависит от температуры окружающей среды, баллоны, цистерны или другие резервуары, в которых хранится или транспортируется сжиженный газ, не должны заправляться газом на полный объем. Принято наполнять баллон сжиженным газом только на 90% объема баллона.

Физико-химические свойства сжиженных газов приведены в табл. 18.

Таблица 18

Физико-химические свойства сжиженных газов при 15° С и 760 мм pm. cm.

 

 

Давление в баллоне остается постоянным, так как по мере расхода жидкий газ непрерывно испаряется и, обладая упругостью, пары его при заполнении объема газовой подушки создают давление, при котором испарение прекращается. При дальнейшем расходе газа из баллона, а следовательно, увеличении объема газовой подушки испарение продолжится снова до восстановления первоначального давления. Когда весь жидкий газ будет израсходован, в баллоне останутся его пары. При работе двигателя они будут засасываться, количество их будет уменьшаться, и тогда начнет понижаться давление.

Для контроля за давлением в газопроводе и в баллонах иногда ставятся манометры. Падение давления в манометре при неизменившейся температуре окружающего воздуха укажет на то, что в баллоне кончился запас жидкого газа. Практически давление в баллонах, заполненных сжиженным газом, колеблется.

 

 

При использовании сжиженного газа процентное содержание бутано-пропановых смесей выбирают в зависимости от времени года. Зимой, при низких температурах воздуха, в смеси газа желательно иметь больше пропана (80% пропана и 20% бутана), а летом — бутана (70% бутана и 30% пропана). Летом при высоких температурах можно работать и на одном бутане или бутилене.

Подбор необходимого состава бутано-пропановых смесей в зависимости от температурных условий можно производить, пользуясь номограммой упругости паров бутано-пропановых смесей (рис. 91).

 

 

 

 

 

По своим качествам сжиженный газ является хорошим моторным топливом. Газ в цилиндрах сгорает полностью, не дает нагара, не разжижает смазку, поэтому двигатель меньше изнашивается. Этому способствуют также и высокие октановые числа сжиженного газа. По теплотворной способности, октановому числу и другим показателям сжиженные газы по сравнению с автомобильным бензином имеют преимущества (см. табл. 19). Сравнительные данные в табл. 19 приведены при температуре 15° С и давлении 760 мм рт. ст., т. е. при нормальных атмосферных условиях.

 

 

 

 

Таблица 19

Некоторые сравнительные данные сжиженного газа и бензина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  ..