Особенности технического обслуживания
мотовозов и автодрезин в осенне-зимний период
Эксплуатация мотовозов и автодрезин зимой намного сложнее, чем летом.
Так, в зимнее время затруднен пуск холодного двигателя, появляется
опасность замерзания воды в системе охлаждения и электролита в
аккумуляторной батарее и т. п. Опыт показывает, что при тщательной
подготовке к работе в зимних условиях и при соблюдении правил зимней
эксплуатации, даже при безгаражном хранении машин, передовые машинисты
мотовозов и водители автодрезин обеспечивают их бесперебойную работу как
на маневрах, так и при следовании по перегонам.
Перед наступлением осенне-зимнего сезона необходимо произвести все
работы, предусмотренные техническим обслуживанием. Особое внимание
необходимо обратить на подготовку системы охлаждения, утепление
радиаторов, двигателя, смену смазки и проверку систем питания и
электрооборудования. Кроме того, следует проверить состояние кузовов и
стеклоочистителей.
Подготовка системы охлаждения двигателя. От работы системы охлаждения
зависит тепловой режим двигателя. В зимнее время особенно важно
поддерживать температуру охлаждающей жидкости в пределах 80—90°, так как
это оказывает большое влияние на износ деталей двигателя и расход
горючего. Подтекание охлаждающей жидкости не допускается, так как это
может привести к понижению ее уровня, прекращению циркуляции и
замерзанию воды в нижней части радиатора и, как следствие, к перегреву
двигателя.
Система охлаждения должна быть очищена от накипи и тщательно промыта.
Водораспределительную трубу необходимо прочистить проволокой. Термостат
должен быть очищен и проверен.
В случае проникания воды через прокладку головки блока необходимо
подтянуть гайки головки блока или сменить прокладку. Попадание воды в
цилиндры двигателя затруднит или сделает невозможным его запуск.
При хранении машины в теплом помещении полезно применять в качестве
охлаждающей жидкости незамерзающие смеси (антифриз 2-В, смесь воды и
спирта и др.). При безгаражном хранении мотовоза или автодрезины и
температурах ниже —10° применение антифриза нецелесообразно, так как
запуск двигателя без подогрева антифриза будет затруднен.
На радиаторы обязательно должны быть надеты утеплительные чехлы. Во
время стоянок мотовозов и автодрезин в ожидании отправления чехлы
помогают сохранить тепло, а поэтому требуется реже запускать двигатель
для прогрева. Во время движения утеплительные чехлы дают возможность
предотвратить большие потери тепла, поддерживать нормальный тепловой
режим двигателя и, таким образом, способствуют экономии топлива и
уменьшению износа деталей двигателя. Чехлы изготовляются с про-слойкой
ватина толщиной 8—10 мм и для предотвращения намокания обшиваются
дермантином. Они должны прилегать к радиатору и иметь открывающиеся
клапаны. Чехлы необходимо применять не с наступлением сильных морозов, а
осенью, когда температура воздуха будет +5°. Снимать чехлы следует
только тогда, когда установится теплая погода с температурой выше +5°.
Подготовка системы питания. Наличие в системе питания грязи и воды
особенно опасно зимой, так как в бензопроводах и отстойниках могут
образоваться ледяные пробки, удалить которые иногда весьма
затруднительно, поэтому перед началом зимы нужно тщательно очистить всю
систему питания и заправку топлива производить только через замшу или
мелкую сетку. Карбюратор и топливный насос должны быть продуты сжатым
воздухом и отрегулированы.
Подготовка системы смазки. Вязкость автола 10 (сорт летнего масла) при
охлаждении его от +100 до 0° С повышается в 500 раз. Вязкость
специальных зимних сортов масел при тех же условиях повышается лишь в
90—110 раз. Зимой в сильные морозы при заправке двигателя летним сортом
масла, например автолом 10, провернуть вал двигателя стартером или
пусковой рукояткой почти невозможно.
Летнее масло в зимний период неприменимо также в механизмах силовой
передачи, так как загустевшее масло не обеспечивает смазку шестерен.
Таким образом, смена летних сортов смазки на зимние
является совершенно необходимым и первоочередным мероприятием, без
которого невозможны нормальный запуск и работа мотовозов и автодрезин в
зимний период.
Запуск холодного двигателя зимой при низких температурах воздуха. Для
нормального пуска карбюраторного двигателя необходимы возможность
проворачивания коленчатого вала со скоростью не менее 40—60 об1мин7
хорошее испарение топлива и сильная искра между электродами свечей.
Зимой, при низких температурах, прокручивание коленчатого вала
затруднено из-за застывания масла; из общего количества топлива,
поступающего из карбюратора во впускной коллектор, испаряется и
поступает в цилиндры лишь 5—10%, а остальное топливо скопляется во
впускном патрубке; емкость аккумуляторной батареи уменьшается, и при
включении стартера напряжение падает в б-вольтовой батарее до 3—4 в, а
при 12-вольтовой — до 8—9 в, в результате чего искра на электродах свечи
становится слабой.
Кроме того, при пуске холодного двигателя наблюдается значительный износ
его деталей, так как до прогрева застывшая смазка не попадает на
трущиеся поверхности и трение между ними увеличивается, что может
привести даже к задирам поверхностей. За время одного пуска и прогрева
двигателя при температуре +5°, т. е. при температуре, которая обычно
имеется в отапливаемых гаражах зимой, происходит такой же износ
двигателя, как при пробеге 30—40 км с прогретым двигателем. При пуске же
на морозе холодного двигателя, заправленного летней смазкой, износ может
быть таким же, как при пробеге 200—250 км. В целом износ двигателя при
пуске может составлять до 50—60% общего износа за все время эксплуатации
мотовоза или автодрезины.
Чтобы облегчить пуск двигателя, производят его подогрев горячей водой,
имеющей температуру 90—95°. Воду заливают в радиаторы при открытых
спускных краниках. В случае, если вода из них не потечет, то краники
необходимо прочистить от образовавшихся в них ледяных пробок проволокой.
Количество воды, необходимое для разогрева двигателя, зависит от
температуры окружающего воздуха. При температуре до —10° расходуется
количество горячей воды, равное полутора емкостям системы охлаждения;
при морозах от —10 до —20° — от полутора до двух емкостей и при
температуре ниже —20° — не менее двух с половиной емкостей. При
температуре наружного воздуха 10—15° ниже нуля через 8—10 мин после
начала заливки воды температура головки блока и цилиндров доходит до
20—25°, подшипников коленчатого вала до 5—8° и впускной трубы до 2— 3°
выше нуля.
Масло в картере двигателя не нагревается совершенно и имеет ту же
температуру, что и до начала разогрева, поэтому при сильных морозах и
применении летних сортов смазки необходимо после
возвращения с линии слить еще теплое масло из
картера двигателя и перед запуском залить его, подогрев до температуры
80—90°.
Масло из каждого двигателя нужно сливать в отдельную посуду. Смешивать
масло нельзя. Вода и масло разогреваются в водомасло-грейках.
Если масло из двигателя не было слито, то подогрев его производится в
картере двигателя при помощи жаровни. Однако подогрев при помощи жаровни
опасен в пожарном отношении и должен производиться очень осторожно.
Подогрев картера открытым пламенем (факелом) категорически запрещается.
Жаровня изготовляется в виде корыта с колосниковой решеткой,
установленной над дном на расстоянии 50—60 мм. Для доступа воздуха под
решетку в нижней части стенок корыта делают отверстия. В жаровню
засыпают древесный уголь, разжигают его и ставят жаровню на расстоянии
50—100 мм от картера. Перед пуском двигателя жаровню убирают.
Кроме этих простейших способов разогрева двигателей, в мото-возных
колоннах применяется подогрев двигателей паром из котельных или
непрерывно циркулирующей по трубам водой от водогреек.
Для лучшего распыливания и лучшего испарения топлива применяются
специальные распыливающие приспособления, которые выпускаются
промышленностью (приспособление АП для впрыска пускового топлива, ГОСТ
4687—49; газогенератор пусковой автомобильный ПГГ-1, ГОСТ 4768—49).
Для того чтобы при пуске получить сильную электрическую искру,
аккумуляторная батарея должна быть полностью заряжена. Плотность
электролита должна быть 1,29—1,30. Применяют также дополнительные
переносные аккумуляторные батареи, которые хранят в теплом помещении и
при пуске подключают стартерными проводами параллельно к установленной
на машине аккумулятор-ной батарее. На мотовозах М-К/2-15 и автодрезинах
АГМ, АГМу верх-ние контакты катушки зажигания нужно замкнуть между
собой, чтобы вывести дополнительное сопротивление. Это позволяет
получить сильную искру между электродами свечей.
В мотовозных колоннах могут также применяться передвижные стартеры,
состоящие из электромотора, автомобильной коробки перемены передач и
карданного вала с заводным стержнем.
После того как двигатель разогрет, необходимо проделать следующее :
1) выключить сцепление и закрепить педаль в выключенном положении, чтобы
исключить сопротивление шестерен коробки передач, которое возникает
из-за загустения масла;
2) закрыть воздушную заслонку, вытянув кнопку воздушной заслонки до
отказа;
3) на автодрезинах Уа, АГ и мотовозах М3/2 немного вытянуть
кнопку ручного газа, чтобы приоткрыть дроссельную
заслонку*
На мотовозах МК/2-15 и автодрезинах АГМ, АГМу и АС1 дроссельная
заслонка автоматически приоткрывается при вытягивании кнопки воздушной
заслон ки;
4) на мотовозах МК/2-15 и автодрезинах АГМ, АГМу и АС1 подка-чать ручным
рычагом топливного насоса бензин в карбюратор для того, чтобы наполнить
поплавковую камеру;
5) протереть свечи и внутреннюю поверхность крышки
прерывателя-распределителя, чтобы удалить капельки воды и иней;
6) подогреть выпускной патрубок, поливая его кипятком. На мотовозах М3/2
и дрезинах АГ также подогреть водяной насос, так как в нем часто
остается небольшое количество воды и насос замерзает;
7) несколько раз резко повернуть ручку дросселя, чтобы при помощи
насоса-ускорителя впрыснуть топливо в смесительную ка-меру карбюратора
(кроме мотовозов М К/2-15 и автодрезин АГМ
АГМу, у которых на двигателях ЗИЛ-120 установлены
карбюраторы К80. В этом случае поворот ручки дросселя пользы не
принесет, так как насоса-ускорителя в этих карбюраторах нет). На
автодрезинах Уа открыть обогатительную иглу. Не включая зажигания,
несколько раз повернуть пусковую рукоятку;
8) включить зажигание, для усиления искры замкнуть верхние контакты
катушки зажигания проводником и пусковой рукояткой завести двигатель;
9) когда двигатель начнет работать, быстро приоткрыть воздушную заслонку
и увеличить открытие дроссельной заслонки. Если воздушную заслонку
быстро не открыть, то весь неиспа-рившийся бензин, который накопился во
впускном патрубке, попадет в цилиндры двигателя, произойдет
переобогащение рабочей смеси и двигатель заглохнет. Повторный запуск
будет затруднен из-за замыкания электродов свечей капельками топлива;
10) постепенно открывая воздушную заслонку, прогреть двигатель на малых
оборотах, пока температура охлаждающей жидкости не достигнет 40—50°. При
запуске и прогреве двигателя клапаны утеплительного капота на радиаторе
должны быть закрыты.
В случае если двигатель не заводится из-за избытка в его цилиндрах
горючей смеси («пёресос»), то необходимо вывернуть свечи и просушить их,
не перегревая изоляторов; полностью открыть воздушную и дроссельную
заслонки и прокрутить коленчатый вал двигателя заводной рукояткой
(«продуть» цилиндры двигателя); для повышения компрессии залить в каждый
цилиндр половину столовой ложки масла и провернуть коленчатый вал
двигателя; ввернуть свечи и запустить двигатель в той
последовательности, как было указано выше.
При пуске не следует приоткрывать воздушную
заслонку и открывать более необходимого дроссельную заслонку, так как
это вызовет поступление скопившегося во всасывающем коллекторе бензина в
цилиндры двигателя. Бензин зальет свечи и смоет смазку со стенок
цилиндров, ухудшив тем самым компрессию.
Если в процессе запуска блок двигателя остынет, необходимо открыть
краники, спустить остывшую воду и вновь заполнить систему охлаждения
горячей водой.
Уход за мотовозами и автодрезинами. При работе зимой машинист мотовоза и
водитель автодрезины должны внимательно следить за тепловым режимом
двигателя. Температура охлаждающей жидкости должна быть в пределах
80—90°. Регулировка температуры производится с помощью клапанов
утеплительных чехлов радиаторов. При правильном тепловом режиме
двигателя уменьшаются износ деталей и расход горючего.
При длительных стоянках, в случае понижения температуры охлаждающей
жидкости ниже 30°, необходимо прогреть двигатель на малых оборотах в
течение 5—6 мин, Длительная работа на малых оборотах нежелательна, так
как это вызовет осаждение копоти на свечах.
Не следует трогаться с места, не прогрев двигатель до температуры
40—50°, так как, кроме повышенного износа деталей, движение при
непрогретом двигателе может привести к замерзанию воды в радиаторе,
особенно при наличии в системе охлаждения термостата. Также нельзя
вынимать термостат зимой, так как он позволяет быстро прогревать
двигатель и автоматически поддерживает нужный тепловой режим.
Необходимо следить за давлением масла, а также за показанием всех
приборов, правильным зарядным током генератора, исправностью тормозов
(воздушные резервуары нужно ежедневно продувать, не допуская скопления
воды и грязи) и других агрегатов.
После возвращения с работы нужно слить воду из радиатора (при
безгаражной стоянке), для чего открыть все краники и пробку заливной
горловины, В случае засорения краников прочистить их проволокой, В
практике имеются случаи, когда водитель, не дождавшись полного слива
воды, уходил от машины, вода же из-за засорения краников полностью не
сливалась, замерзала, что выводило из строя радиатор и блок цилиндров.
Поэтому водитель не должен уходить от машины до полного слива воды.