Особенности технического обслуживания мотовозов и автодрезин в осенне-зимний период

  Главная      Учебники - Транспорт ж/д     Мотовозы и автодрезины. Устройство, эксплуатация и уход (Н.А. Груненышев) - 1959 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  ..

 

 

4.

Особенности технического обслуживания мотовозов и автодрезин в осенне-зимний период

Эксплуатация мотовозов и автодрезин зимой намного сложнее, чем летом. Так, в зимнее время затруднен пуск холодного двигателя, появляется опасность замерзания воды в системе охлаждения и электролита в аккумуляторной батарее и т. п. Опыт показывает, что при тщательной подготовке к работе в зимних условиях и при соблюдении правил зимней эксплуатации, даже при безгаражном хранении машин, передовые машинисты мотовозов и водители автодрезин обеспечивают их бесперебойную работу как на маневрах, так и при следовании по перегонам.

Перед наступлением осенне-зимнего сезона необходимо произвести все работы, предусмотренные техническим обслуживанием. Особое внимание необходимо обратить на подготовку системы охлаждения, утепление радиаторов, двигателя, смену смазки и проверку систем питания и электрооборудования. Кроме того, следует проверить состояние кузовов и стеклоочистителей.

Подготовка системы охлаждения двигателя. От работы системы охлаждения зависит тепловой режим двигателя. В зимнее время особенно важно поддерживать температуру охлаждающей жидкости в пределах 80—90°, так как это оказывает большое влияние на износ деталей двигателя и расход горючего. Подтекание охлаждающей жидкости не допускается, так как это может привести к понижению ее уровня, прекращению циркуляции и замерзанию воды в нижней части радиатора и, как следствие, к перегреву двигателя.

Система охлаждения должна быть очищена от накипи и тщательно промыта. Водораспределительную трубу необходимо прочистить проволокой. Термостат должен быть очищен и проверен.

В случае проникания воды через прокладку головки блока необходимо подтянуть гайки головки блока или сменить прокладку. Попадание воды в цилиндры двигателя затруднит или сделает невозможным его запуск.

При хранении машины в теплом помещении полезно применять в качестве охлаждающей жидкости незамерзающие смеси (антифриз 2-В, смесь воды и спирта и др.). При безгаражном хранении мотовоза или автодрезины и температурах ниже —10° применение антифриза нецелесообразно, так как запуск двигателя без подогрева антифриза будет затруднен.

На радиаторы обязательно должны быть надеты утеплительные чехлы. Во время стоянок мотовозов и автодрезин в ожидании отправления чехлы помогают сохранить тепло, а поэтому требуется реже запускать двигатель для прогрева. Во время движения утеплительные чехлы дают возможность предотвратить большие потери тепла, поддерживать нормальный тепловой режим двигателя и, таким образом, способствуют экономии топлива и уменьшению износа деталей двигателя. Чехлы изготовляются с про-слойкой ватина толщиной 8—10 мм и для предотвращения намокания обшиваются дермантином. Они должны прилегать к радиатору и иметь открывающиеся клапаны. Чехлы необходимо применять не с наступлением сильных морозов, а осенью, когда температура воздуха будет +5°. Снимать чехлы следует только тогда, когда установится теплая погода с температурой выше +5°.

Подготовка системы питания. Наличие в системе питания грязи и воды особенно опасно зимой, так как в бензопроводах и отстойниках могут образоваться ледяные пробки, удалить которые иногда весьма затруднительно, поэтому перед началом зимы нужно тщательно очистить всю систему питания и заправку топлива производить только через замшу или мелкую сетку. Карбюратор и топливный насос должны быть продуты сжатым воздухом и отрегулированы.

Подготовка системы смазки. Вязкость автола 10 (сорт летнего масла) при охлаждении его от +100 до 0° С повышается в 500 раз. Вязкость специальных зимних сортов масел при тех же условиях повышается лишь в 90—110 раз. Зимой в сильные морозы при заправке двигателя летним сортом масла, например автолом 10, провернуть вал двигателя стартером или пусковой рукояткой почти невозможно.

Летнее масло в зимний период неприменимо также в механизмах силовой передачи, так как загустевшее масло не обеспечивает смазку шестерен.

 

Таким образом, смена летних сортов смазки на зимние является совершенно необходимым и первоочередным мероприятием, без которого невозможны нормальный запуск и работа мотовозов и автодрезин в зимний период.

Запуск холодного двигателя зимой при низких температурах воздуха. Для нормального пуска карбюраторного двигателя необходимы возможность проворачивания коленчатого вала со скоростью не менее 40—60 об1мин7 хорошее испарение топлива и сильная искра между электродами свечей.

Зимой, при низких температурах, прокручивание коленчатого вала затруднено из-за застывания масла; из общего количества топлива, поступающего из карбюратора во впускной коллектор, испаряется и поступает в цилиндры лишь 5—10%, а остальное топливо скопляется во впускном патрубке; емкость аккумуляторной батареи уменьшается, и при включении стартера напряжение падает в б-вольтовой батарее до 3—4 в, а при 12-вольтовой — до 8—9 в, в результате чего искра на электродах свечи становится слабой.

Кроме того, при пуске холодного двигателя наблюдается значительный износ его деталей, так как до прогрева застывшая смазка не попадает на трущиеся поверхности и трение между ними увеличивается, что может привести даже к задирам поверхностей. За время одного пуска и прогрева двигателя при температуре +5°, т. е. при температуре, которая обычно имеется в отапливаемых гаражах зимой, происходит такой же износ двигателя, как при пробеге 30—40 км с прогретым двигателем. При пуске же на морозе холодного двигателя, заправленного летней смазкой, износ может быть таким же, как при пробеге 200—250 км. В целом износ двигателя при пуске может составлять до 50—60% общего износа за все время эксплуатации мотовоза или автодрезины.

Чтобы облегчить пуск двигателя, производят его подогрев горячей водой, имеющей температуру 90—95°. Воду заливают в радиаторы при открытых спускных краниках. В случае, если вода из них не потечет, то краники необходимо прочистить от образовавшихся в них ледяных пробок проволокой.

Количество воды, необходимое для разогрева двигателя, зависит от температуры окружающего воздуха. При температуре до —10° расходуется количество горячей воды, равное полутора емкостям системы охлаждения; при морозах от —10 до —20° — от полутора до двух емкостей и при температуре ниже —20° — не менее двух с половиной емкостей. При температуре наружного воздуха 10—15° ниже нуля через 8—10 мин после начала заливки воды температура головки блока и цилиндров доходит до 20—25°, подшипников коленчатого вала до 5—8° и впускной трубы до 2— 3° выше нуля.

Масло в картере двигателя не нагревается совершенно и имеет ту же температуру, что и до начала разогрева, поэтому при сильных морозах и применении летних сортов смазки необходимо после

 

возвращения с линии слить еще теплое масло из картера двигателя и перед запуском залить его, подогрев до температуры 80—90°.

Масло из каждого двигателя нужно сливать в отдельную посуду. Смешивать масло нельзя. Вода и масло разогреваются в водомасло-грейках.

Если масло из двигателя не было слито, то подогрев его производится в картере двигателя при помощи жаровни. Однако подогрев при помощи жаровни опасен в пожарном отношении и должен производиться очень осторожно. Подогрев картера открытым пламенем (факелом) категорически запрещается.

Жаровня изготовляется в виде корыта с колосниковой решеткой, установленной над дном на расстоянии 50—60 мм. Для доступа воздуха под решетку в нижней части стенок корыта делают отверстия. В жаровню засыпают древесный уголь, разжигают его и ставят жаровню на расстоянии 50—100 мм от картера. Перед пуском двигателя жаровню убирают.

Кроме этих простейших способов разогрева двигателей, в мото-возных колоннах применяется подогрев двигателей паром из котельных или непрерывно циркулирующей по трубам водой от водогреек.

Для лучшего распыливания и лучшего испарения топлива применяются специальные распыливающие приспособления, которые выпускаются промышленностью (приспособление АП для впрыска пускового топлива, ГОСТ 4687—49; газогенератор пусковой автомобильный ПГГ-1, ГОСТ 4768—49).

Для того чтобы при пуске получить сильную электрическую искру, аккумуляторная батарея должна быть полностью заряжена. Плотность электролита должна быть 1,29—1,30. Применяют также дополнительные переносные аккумуляторные батареи, которые хранят в теплом помещении и при пуске подключают стартерными проводами параллельно к установленной на машине аккумулятор-ной батарее. На мотовозах М-К/2-15 и автодрезинах АГМ, АГМу верх-ние контакты катушки зажигания нужно замкнуть между собой, чтобы вывести дополнительное сопротивление. Это позволяет получить сильную искру между электродами свечей.

В мотовозных колоннах могут также применяться передвижные стартеры, состоящие из электромотора, автомобильной коробки перемены передач и карданного вала с заводным стержнем.

После того как двигатель разогрет, необходимо проделать следующее :

1) выключить сцепление и закрепить педаль в выключенном положении, чтобы исключить сопротивление шестерен коробки передач, которое возникает из-за загустения масла;

2) закрыть воздушную заслонку, вытянув кнопку воздушной заслонки до отказа;

3) на автодрезинах Уа, АГ и мотовозах М3/2 немного вытянуть

 

кнопку ручного газа, чтобы приоткрыть дроссельную заслонку*



На мотовозах МК/2-15 и автодрезинах АГМ, АГМу и АС1 дроссельная

заслонка автоматически приоткрывается при вытягивании кнопки воздушной заслон ки;



4) на мотовозах МК/2-15 и автодрезинах АГМ, АГМу и АС1 подка-чать ручным рычагом топливного насоса бензин в карбюратор для того, чтобы наполнить поплавковую камеру;

5) протереть свечи и внутреннюю поверхность крышки прерывателя-распределителя, чтобы удалить капельки воды и иней;

6) подогреть выпускной патрубок, поливая его кипятком. На мотовозах М3/2 и дрезинах АГ также подогреть водяной насос, так как в нем часто остается небольшое количество воды и насос замерзает;

7) несколько раз резко повернуть ручку дросселя, чтобы при помощи насоса-ускорителя впрыснуть топливо в смесительную ка-меру карбюратора (кроме мотовозов М К/2-15 и автодрезин АГМ

 

АГМу, у которых на двигателях ЗИЛ-120 установлены карбюраторы К80. В этом случае поворот ручки дросселя пользы не принесет, так как насоса-ускорителя в этих карбюраторах нет). На автодрезинах Уа открыть обогатительную иглу. Не включая зажигания, несколько раз повернуть пусковую рукоятку;

8) включить зажигание, для усиления искры замкнуть верхние контакты катушки зажигания проводником и пусковой рукояткой завести двигатель;

9) когда двигатель начнет работать, быстро приоткрыть воздушную заслонку и увеличить открытие дроссельной заслонки. Если воздушную заслонку быстро не открыть, то весь неиспа-рившийся бензин, который накопился во впускном патрубке, попадет в цилиндры двигателя, произойдет переобогащение рабочей смеси и двигатель заглохнет. Повторный запуск будет затруднен из-за замыкания электродов свечей капельками топлива;

10) постепенно открывая воздушную заслонку, прогреть двигатель на малых оборотах, пока температура охлаждающей жидкости не достигнет 40—50°. При запуске и прогреве двигателя клапаны утеплительного капота на радиаторе должны быть закрыты.

В случае если двигатель не заводится из-за избытка в его цилиндрах горючей смеси («пёресос»), то необходимо вывернуть свечи и просушить их, не перегревая изоляторов; полностью открыть воздушную и дроссельную заслонки и прокрутить коленчатый вал двигателя заводной рукояткой («продуть» цилиндры двигателя); для повышения компрессии залить в каждый цилиндр половину столовой ложки масла и провернуть коленчатый вал двигателя; ввернуть свечи и запустить двигатель в той последовательности, как было указано выше.

 

 

 

При пуске не следует приоткрывать воздушную заслонку и открывать более необходимого дроссельную заслонку, так как это вызовет поступление скопившегося во всасывающем коллекторе бензина в цилиндры двигателя. Бензин зальет свечи и смоет смазку со стенок цилиндров, ухудшив тем самым компрессию.

Если в процессе запуска блок двигателя остынет, необходимо открыть краники, спустить остывшую воду и вновь заполнить систему охлаждения горячей водой.

Уход за мотовозами и автодрезинами. При работе зимой машинист мотовоза и водитель автодрезины должны внимательно следить за тепловым режимом двигателя. Температура охлаждающей жидкости должна быть в пределах 80—90°. Регулировка температуры производится с помощью клапанов утеплительных чехлов радиаторов. При правильном тепловом режиме двигателя уменьшаются износ деталей и расход горючего.

При длительных стоянках, в случае понижения температуры охлаждающей жидкости ниже 30°, необходимо прогреть двигатель на малых оборотах в течение 5—6 мин, Длительная работа на малых оборотах нежелательна, так как это вызовет осаждение копоти на свечах.

Не следует трогаться с места, не прогрев двигатель до температуры 40—50°, так как, кроме повышенного износа деталей, движение при непрогретом двигателе может привести к замерзанию воды в радиаторе, особенно при наличии в системе охлаждения термостата. Также нельзя вынимать термостат зимой, так как он позволяет быстро прогревать двигатель и автоматически поддерживает нужный тепловой режим.

Необходимо следить за давлением масла, а также за показанием всех приборов, правильным зарядным током генератора, исправностью тормозов (воздушные резервуары нужно ежедневно продувать, не допуская скопления воды и грязи) и других агрегатов.

После возвращения с работы нужно слить воду из радиатора (при безгаражной стоянке), для чего открыть все краники и пробку заливной горловины, В случае засорения краников прочистить их проволокой, В практике имеются случаи, когда водитель, не дождавшись полного слива воды, уходил от машины, вода же из-за засорения краников полностью не сливалась, замерзала, что выводило из строя радиатор и блок цилиндров. Поэтому водитель не должен уходить от машины до полного слива воды.

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  ..