КОМПРЕССОР МОТОВОЗОВ И АВТОДРЕЗИН

  Главная      Учебники - Транспорт ж/д     Мотовозы и автодрезины. Устройство, эксплуатация и уход (Н.А. Груненышев) - 1959 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..

 

1.

КОМПРЕССОР МОТОВОЗОВ И АВТОДРЕЗИН

 

Компрессор предназначен для нагнетания воздуха в резервуар н поддержания в них нужного давления. Затрачиваемая на вращение вала компрессора механическая энергия (за вычетом затрат на преодоление трения) преобразуется им в энергию сжатого воздуха.

Компрессор (рис. 77) автомобильного типа (ЗИЛ-150) двухцилиндровый, одноступенчатого сжатая, с охлаждением воздухом, всасываемым вентилятором через радиатор, установлен на головке блока двигателя в передней части с правой стороны; приводится в действие приводным ремнем от шкива, находящегося на оси вентилятора.

 

На автодрезине АС1 компрессор располагается за коробкой перемены передач и приводится в движение от шкива, находящегося на вторичном валу, что позволяет автодрезине двигаться под уклон с отключенным двигателем, но с включенным компрессором, который в этом случае вращается от передачи, соединенной с колесной парой.

Воздух поступает через фильтр в общую камеру всасывания компрессора и при ходе поршня вниз засасывается через окна в цилиндр; при ходе поршня вверх после перекрытия окон он сжимается и выталкивается через нагнетательный пластинчатый клапан попеременно из каждого цилиндра в общую камеру головки, откуда поступает в трубопровод.

В новом компрессоре при тщательном изготовлении поршневой группы можно получить максимальное давление до 9 кг/см2. Когда давление воздуха в нагнетательной камере повышается до предельного, пластинчатый клапан перестает открываться и при этом в каждом цилиндре компрессора сжимается и расширяется одна и та же порция воздуха (мятие воздуха), т. е. компрессор не производит подачи и потребляет только от двигателя мощность, необходимую на преодоление различных потерь.

В обычном исполнении компрессор не развивает давления выше 5—6 кг/см2.

Производительность компрессора зависит от числа оборотов и давления воздуха (табл. 14).

Т а б л и ц а 14 Производительность компрессора в л/мин

Давление

воздуха в кг/см1

Число оборотов вала компрессора в минуту

800

1 000

1 200

1 400

2

90

110

135

155

4

80

100

120

140

6 4

75

90

110

130

8

70

85

100

120

 

 

 

 

 

Рис. 77. Компрессор воздушный:
1 —шкив привода; 2 — картер; 5 —коленчатый вал; 4 — шатун; 5 —палец поршневой; 5 —поршень; 7 —головка блока; 8 — болт головки; 9 —пробка выпускного клапана; 10 —пружина клапана; 11—выпускной клапан; 12 — воздушный фильтр; 13 —кронштейн крепления компрессора; 14 — блок цилиндров; 15 — штуцер нагнетательного трубопровода; 16 —трубопровод подвода масла;
17 —трубопровод отвода масла

 

 

 

Недостатком регулирования мятием воздуха является то, что компрессор при ненадобности подачи воздуха работает всегда с противодавлением и его детали остаются нагруженными, что приводит к быстрому их износу. Чтобы избежать этого, в систему трубопровода введен предохранительный клапан, через который выходит воздух при превышении давления сверх того, на который он отрегулирован.

Головки цилиндров компрессора крепятся шестью болтами. Затяжка их производится за два приема (предварительная и окончательная) по диагонали.

Система смазки кривошипно-шатунного механизма компрессора комбинированная. Масло подается из общей магистрали двигателя под давлением по трубке в торец коленчатого вала компрессора. Оттуда по сверлению оно попадает на шатунные шейки и далее через каналы в стержнях шатунов — на поршневые пальцы. Стенки цилиндров и шарикоподшипники коренных шеек смазываются разбрызгиванием. Стекающее масло собирается в нижний карман картера и затем по трубе отводится в картер двигателя.

 

 

Показателем нормальной работы компрессора является заполнение воздушных резервуаров и
трубопровода до давления4 кг/см2 в течение 0,5 мин.

 

Если давление возрастает резкими толчками или вовсе не повышается, необходимо проверить работу нагнетательных клапанов и их притирку. Притирка клапанов производится на плите и проверяется краской по седлу, при этом должен быть непрерывный кольцевой контакт.

В компрессор не должно попадать много масла; если в фильтре водомаслоотделителя собирается за сутки работы больше чем 10— 15 см3 масла, то необходимо проверить уплотняющее кольцо в крышке, к которой подводится нагнетательная трубка, а также снять и продуть сливную трубку.

Если давление в системе снижается при работе компрессора, но остается постоянным при остановленной машине, то возможны следующие неисправности:

износ цилиндров и поршневых колец;

износ поверхностей клапанов и их гнезд (неудовлетворительное прилегание поверхностей уплотнения); износ клапанных пружин; ослабление натяжения приводного ремня.

 

 

Приводной ремень должен быть натянут в меру; при чрезмерном натяжении он будет нагреваться и может порваться — при слабом будет скользить и также нагреваться. При усилии нажатия в 3—4 кг (одним пальцем) посередине между приводными шкивами компрессора прогиб ремня должен быть 10—15 мм.

При ежедневном осмотре необходимо проверять вращение шкива компрессора при повороте вала двигателя рукояткой. Пуск двигателя с боксующим ремнем компрессора недопустим. Если ремень на шкиве пробоксовывает, то нужно повернуть его рукой и убе-

 

диться в исправности компрессора. Регулировка натяжения ремня производится перемещением компрессора за счет овальных отверстий в кронштейне крепления.

Воздушный фильтр предназначен для очистки воздуха, поступающего в компрессор. Он состоит из корпуса, имеющего масляную ванну и закрываемого крышкой, в которую вставлена свернутая в несколько слоев металлическая сетка.

Воздух при всасывании в цилиндры компрессора проходит по кольцевой камере, образуемой между ободом крышки и корпусом, сначала вниз, а потом, поворачиваясь у поверхности масляной ванны вверх, увлекает с поверхности частицы масла, которые оседают на сетке. При изменении направления движения воздуха частицы пыли продолжают двигаться вниз до соприкосновения с маслом. Воздух же проходит через смоченные маслом ячейки сетки и завихряется, при этом легкие частицы пыли прилипают к маслу и вместе с ним стекают в масляную ванну, осаждаясь на дно.

Чистку фильтра производят одновременно с заменой смазки в двигателе, для чего фильтр снимают с основания, затем удаляют крышку и вынимают фильтрующий элемент. Элемент разворачивают, промывают в керосине и споласкивают в масле. Далее выливают грязное масло из корпуса, промывают его керосином, устанавливают на место и, наполнив до отверстия в горловине свежим маслом, собирают фильтр.

При работе в пыльных условиях смена масла и промывка элемента производятся ежедневно.

Ф и л ь т p-в одомаслоотделитель (рис. 78) предназначен для отделения частиц влаги и масла из нагнетаемого воздуха. Наличие масла в системе способствует разъеданию манжеты цилиндра, а влага вызывает летом коррозию деталей, зимой — замерзание воды в трубопроводах.

Подаваемый компрессором сжатый воздух, входя в фильтр, направляется вниз по винтообразному каналу. При этом скорость воздуха резко снижается, в результате чего из него частично отделяется масло. Далее воздух очищается в фильтрующей набивке.

В нижней части корпуса имеется спускной кран для удаления отстоя масла и влаги. Спуск конденсата производится ежедневно перед выездом и в конце работы.

Фильтрующая набивка промывается в керосине при техническом осмотре. Фильтрующим элементом является тонкая стальная спиральная стружка шириной от 2 до 5 мм, нарезаемая кусочками высотой от 5 до 8 мм (при двух витках).

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..