ОСНОВНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ ДВИГАТЕЛЯ МОТОВОЗОВ И АВТОДРЕЗИН

  Главная      Учебники - Транспорт ж/д     Мотовозы и автодрезины. Устройство, эксплуатация и уход (Н.А. Груненышев) - 1959 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

ГЛАВА IV
ОСНОВНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ ДВИГАТЕЛЯ, СИСТЕМ ПИТАНИЯ, ЗАЖИГАНИЯ, СМАЗКИ И ОХЛАЖДЕНИЯ И СПОСОБЫ УСТРАНЕНИЯ ЭТИХ НЕИСПРАВНОСТЕЙ


1.

ОСНОВНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ ДВИГАТЕЛЯ МОТОВОЗОВ И АВТОДРЕЗИН

К неисправностям двигателя относятся (табл. 6) прекращение его работы, затрудненный запуск, работа с перебоями, падение мощности, перегрев, заедание деталей, стуки в двигателе, падение давления масла, слабая компрессия в цилиндрах, повышенное давление газов в картере и дымление через сапун.

Эти неисправности могут возникнуть вследствие износа рабочей поверхности цилиндров; наличия рисок и царапин на зеркале цилиндров, трещин в стенках блока цилиндров и его головке; повреждения прокладки головки блока; износа поршней; износа поршневых колец; залипания поршневых колец в канавках; увеличения зазора в коренных и шатунных подшипниках; износа бобышек поршней под поршневой палец; образования нагара на головке цилиндров, поршне и клапанах.

Уменьшение геометрических размеров некоторых деталей вследствие их износа (увеличение зазора в замке колец до 1—2 мм, износ цилиндров до 0,2 мм и более и т. д.) еще не может служить признаком, по которому двигатель должен быть снят с эксплуатации и сдан в ремонт. Если при наличии большого износа не наблюдается стуков, значительной потери мощности, повышенного расхода масла и топлива, то двигатель может эксплуатироваться.

Двигатель также может эксплуатироваться при значительном стуке клапанов и поршней.

Определение причин стука иногда бывает сложно даже и для опытного механика, поэтому при прослушивании двигателя применяется специальный прибор — стетоскоп. Если его нет, при прослушивании можно применить металлический стержень, прикладывая его одним концом к двигателю, а другим — к уху.

Появлению стуков способствуют следующие причины.

Раннее зажигание. Преждевременное воспламенение рабочей смеси характеризуется звонким металлическим стуком (наподобие стука стальных молоточков по днищу поршня). Стук особенно усиливается при больших нагрузках (большой прицеп-

ной вес, подъем). При постановке более позднего зажигания стук исчезает.

Детонационное горение топлива. Стуки появляются при повышении нагрузки и напоминают стуки от раннего зажигания или стук поршневых пальцев. При уменьшении нагрузки стук исчезает.

Износ поршневых пальцев, втулок, головок шатунов или отверстий для пальцев в бобышках поршней. Стуки имеют звенящий оттенок и носят местный характер. Наиболее отчетливо они слышны на холостом ходу при резком открытии дроссельной заслонки и поочередном выключении отдельных цилиндров (путем замыкания свечей в массу). Стук пальца в выключенном цилиндре прослушивается особенно четко.

Износ поршней или цилиндров. Стуки характеризуются звенящим колоколоподобным звуком и особенно заметны при пуске холодного двигателя. Убедиться, что причиной стуков действительно является износ цилиндров или поршней, можно следующим образом: вывернуть свечи, залить в цилиндры по 50 г автола и прокрутить коленчатый вал заводной ручкой. Если при последующем пуске стуки не обнаруживаются, то это подтверждает, что стучат поршни. После того, как масло стечет, стуки в двигателе опять появляются.

Пол омка поршневого кольца. При поломке поршневого кольца появляется характерный дребезжащий звук. В каком цилиндре произошла поломка кольца, можно определить, поочередно выключая цилиндры.

Износ или выплавление баббита в шатунных подшипниках и износ шатунных шеек коленчатого вала. Стуки напоминают удары молотка по железу и особенно хорошо прослушиваются при движении с не-выключенной передачей под уклон, а также при резком открытии и закрытии дросселя, когда двигатель работает на холостом ходу.

Износ или выплавление баббита вкладышей коренных подшипников и износ коренных шеек коленчатого вала. Стуки глухого тона особенно хорошо прослушиваются при нагрузке двигателя (движение на подъеме).

Нарушение работы клапанов. При увеличении зазоров между толкателями и клапанами слышен звонкий металлический стук в месте расположения клапана. При износе тарелок, седел и направляющих клапанов и толкателей слышен мягкий шуршащий звук.

Износ распределительных шестерен. Звук хорошо прослушивается в передней части двигателя. Стук неритмичный и периодически исчезает при изменении оборотов коленчатого вала двигателя.

При износе цилиндров и шеек коленчатого вала их растачивают

и шлифуют на ремонтный размер. Поршни, кольца и поршневые пальцы заменяют.

Кольца устанавливаются на поршень с зазором между кольцом и торцами канавки и поршня 0,07—0,1 мм. Зазор в замке кольца при установке его в цилиндре должен быть равен 0,2—0,4 мм. Замки колец смещаются относительно друг друга на 90°. Компрессионные кольца двителя ЗИЛ-120 имеют: верхнее — фаску с внутренней стороны, второе и третье — ступенчатую проточку с наружной стороны. Верхнее кольцо устанавливается на поршень фаской вверх, второе и третье кольца — проточкой вниз. Кольца двигателя ГАЗ-51 при сборке также устанавливаются фасками вверх.

При износе подшипников с толстостенной баббитовой заливкой зазоры между подшипником и шейкой коленчатого вала регулируют за счет регулировочных прокладок. Тонкостенные вкладыши заменяют. Смена вкладышей может производиться только попарно. Уменьшение зазора между вкладышем и шейкой коленчатого вала за счет подпиливания крышек подшипников и вкладышей, постановки прокладок между вкладышем и его гнездом, напаивания баббита и другими способами категорически запрещается.

Для проверки зазора между шейками коленчатого вала и подшипниками нужно в этот зазор поместить смазанную маслом прокладку из фольги толщиной 0,08 мм размером 25 х 13 мм и затянуть болты подшипника. Если при наличии прокладки коленчатый' вал проворачивается с усилием или не проворачивается, а без прокладки проворачивается свободно, то это свидетельствует

о правильно выбранном зазоре. При проверке болты остальных подшипников должны быть ослаблены.

Дымный выхлоп белого цвета свидетельствует о горении масла вследствие износа цилиндров, поршней и колец или залипания поршневых колец.

Залипание поршневых колец устраняют следующим способом: в цилиндры двигателя заливают 10—20 г раствора, состоящего из 50% керосина и 50% денатурированного спирта, и через 8—10 ч двигатель заводят. Растворенные смолы выгорают. Таким же способом удаляют нагар из камеры сгорания без снятия головки блока.

При внезапной остановке двигателя прежде всего необходимо проверить наличие искры в системе зажигания; при остановке двигателя после вспышек в карбюраторе («чихание») надо прежде всего проверить наличие горючего, чистоту бензопроводов и жиклеров карбюратора. К разборке того или иного прибора или узла переходить можно лишь в крайних случаях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..