содержание ..
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29 30 ..
2.
ГЕНЕРАТОР МОТОВОЗОВ И АВТОДРЕЗИН
В сердечнике якоря прорезаны продольные пазы, в
которые уложена обмотка якоря, изготовленная из большого числа секций.
Каждай секция состоит из 2—6 витков изолированной медной проволоки.
Конец и начало соседних секций обмотки соединяются и подводятся к медным
пластинам коллектора. Коллектор служит
для того, чтобы выпрямлять и отводить ток,
возбуждающийся в обмотке якоря.
Пластинки коллектора изготовляются из красной меди и набираются на
втулке, укрепленной на валу якоря. Каждая пластинка изолирована от
соседней и от втулки миканитовыми (прессованная слюда) прокладками .
К коллектору прижимаются при помощи пружин угольнографитные или
медно-графитные щетки 14 к 21. Конструкция щеткодержателей 15 позволяет
щетке перемещаться по ее продольной оси и не допускает защемления щетки
в щеткодержателе. Одна из щеток соединена с корпусом генератора, а
другая изолирована от него и соединена с выводным зажимом 23 на корпусе
генератора.
В генераторах старой конструкции, устанавливаемых на мотовозах М32 и
автодрезинах Уа и АГ, для регулировки тока и напряжения, помимо главных
щеток, имеется третья регул ировочная щетка.
Вал якоря у двухщеточных генераторов вращается в двух шариковых 18 и 25
подшипниках с сальниками 4 и 20, установленных в крышках корпуса
генератора. У трехщеточных генераторов задний конец вала якоря вращается
в бронзовой втулке. Смазка подшипников производится через масленки 19 и
26.
Вентиляция генератора осуществляется через отверстия в крышках 3 и 16
вентилятором
2, отлитым вместе со шкивом 1 привода (у двухщеточных генераторов).
Крышки генератора
присоединяются к корпусу при помощи двух длинных
стяжных болтов 17, проходящих внутри корпуса генератора. Для осмотра
щеток и коллектора в корпусе 5 с одной стороны имеются окна, закрываемые
стальной лентой 13, охватывающей корпус и стягиваемой винтом 22.
Рис. 47. Генератор
Для крепления генератора на двигателе крышки генератора имеются^
специальные ушки. Генератор приводится во вращение от коленчатого вала
двигателя при помощи клиновидного ремня или шестерни. При вращении
якоря генератора витки обмотки якоря пересекают магнитные силовые линии
и в витках возникает слабый электрический ток, который через пластины
коллектора и щетки частично поступает в электрическую сеть машины, а
частично — в обмотку полюсов (в обмотку возбуждения). Плотность
магнитного потока благодаря току, протекающему по обмотке возбуждения,
повышается, что в свою очередь вызывает увеличение тока в обмотках якоря
и возбуждения. Так продолжается до полного магнитного насыщения полюсов.
Величина тока и напряжение генератора регулируются при помощи третьей
щетки (на мотовозах М3 /2 и автодрезинах Уа) или
специальным прибором — реле-регулятором (на
мотовозах М К/2-15 и автодрезинах АГМ, АГМу, АС1, ДМ).
Регулировка величины тока трехщеточных генераторов,
устанавливаемых на двигателях ЗИС-5 и ГАЗ-М (мотовозы М3/г и автодрезины
Уа и АГ), производится путем перемещения третьей щетки. Для увеличения
зарядного тока третью щетку нужно сместить в направлении вращения якоря
генератора, а для уменьшения — против вращения якоря. Чтобы получить
доступ к третьей щетке, нужно снять с генератора защитную ленту.
Величина зарядного тока зависит от условий работы мотовоза и
автодрезины. Ее определяют по амперметру: для мотовоза МЗ/2 она должна
быть в пределах—летом 8—10 а, зимой 10—12 а; для
автодрезины Уа летом 6—8 а и зимой 8—10 а.
Правильность выбора* величин зарядного тока определяется также степенью
зарядки аккумуляторной батареи: при систематически разряженной батарее,
величину тока следует увеличить, при перезарядке батареи (электролит
«кипит») — уменьшить.
Реле-регулятор, устанавливаемый на мотовозах М
К/2-15 и авто-дрезинах ДМ, АС1, АГМ и АГМу, состоит из трех приборов,
смонтированных в одной коробке: реле обратного тока (действие и
назначение которого описано выше), реле тока (регулирующего величину
тока) и реле напряжения (регулирующего напряжение генератора).
О состоянии реле-регулятора можно судить по показанию амперметра, При
исправном реле-регуляторе и движении мотовоза со скоростью выше 15 км/ч
амперметр должен показывать, зарядку. При разряженной аккумуляторной
батарее зарядный ток может достигать 20 а. При полностью заряженной
батарее стрелка амперметра почти не отклоняется от нулевого положения *
Если при включении фар в этом случае стрелка амперметра вздрогнет, но не
отклонится, то значит реле-.регулятор исправен и аккумуляторная батарея
полностью заряжена.
содержание ..
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29 30 ..
|