ГЕНЕРАТОР МОТОВОЗОВ И АВТОДРЕЗИН

  Главная      Учебники - Транспорт ж/д     Мотовозы и автодрезины. Устройство, эксплуатация и уход (Н.А. Груненышев) - 1959 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

 

2.

ГЕНЕРАТОР МОТОВОЗОВ И АВТОДРЕЗИН

 

В сердечнике якоря прорезаны продольные пазы, в которые уложена обмотка якоря, изготовленная из большого числа секций. Каждай секция состоит из 2—6 витков изолированной медной проволоки. Конец и начало соседних секций обмотки соединяются и подводятся к медным пластинам коллектора. Коллектор служит

для того, чтобы выпрямлять и отводить ток, возбуждающийся в обмотке якоря.

Пластинки коллектора изготовляются из красной меди и набираются на втулке, укрепленной на валу якоря. Каждая пластинка изолирована от соседней и от втулки миканитовыми (прессованная слюда) прокладками .

К коллектору прижимаются при помощи пружин угольнографитные или медно-графитные щетки 14 к 21. Конструкция щеткодержателей 15 позволяет щетке перемещаться по ее продольной оси и не допускает защемления щетки в щеткодержателе. Одна из щеток соединена с корпусом генератора, а другая изолирована от него и соединена с выводным зажимом 23 на корпусе генератора.

В генераторах старой конструкции, устанавливаемых на мотовозах М32 и автодрезинах Уа и АГ, для регулировки тока и напряжения, помимо главных щеток, имеется третья регул ировочная щетка.

Вал якоря у двухщеточных генераторов вращается в двух шариковых 18 и 25 подшипниках с сальниками 4 и 20, установленных в крышках корпуса генератора. У трехщеточных генераторов задний конец вала якоря вращается в бронзовой втулке. Смазка подшипников производится через масленки 19 и 26.

Вентиляция генератора осуществляется через отверстия в крышках 3 и 16 вентилятором

2, отлитым вместе со шкивом 1 привода (у двухщеточных генераторов). Крышки генератора

присоединяются к корпусу при помощи двух длинных стяжных болтов 17, проходящих внутри корпуса генератора. Для осмотра щеток и коллектора в корпусе 5 с одной стороны имеются окна, закрываемые стальной лентой 13, охватывающей корпус и стягиваемой винтом 22.

 

 

 

 

Рис. 47. Генератор

 

 



Для крепления генератора на двигателе крышки генератора имеются^ специальные ушки. Генератор приводится во вращение от коленчатого вала двигателя при помощи клиновидного ремня или шестерни.  При вращении якоря генератора витки обмотки якоря пересекают магнитные силовые линии и в витках возникает слабый электрический ток, который через пластины коллектора и щетки частично поступает в электрическую сеть машины, а частично — в обмотку полюсов (в обмотку возбуждения). Плотность магнитного потока благодаря току, протекающему по обмотке возбуждения, повышается, что в свою очередь вызывает увеличение тока в обмотках якоря и возбуждения. Так продолжается до полного магнитного насыщения полюсов.

Величина тока и напряжение генератора регулируются при помощи третьей щетки (на мотовозах М3 /2 и автодрезинах Уа) или

 

 

специальным прибором — реле-регулятором (на мотовозах М К/2-15 и автодрезинах АГМ, АГМу, АС1, ДМ).

 

 

 

Регулировка величины тока трехщеточных генераторов, устанавливаемых на двигателях ЗИС-5 и ГАЗ-М (мотовозы М3/г и автодрезины Уа и АГ), производится путем перемещения третьей щетки. Для увеличения зарядного тока третью щетку нужно сместить в направлении вращения якоря генератора, а для уменьшения — против вращения якоря. Чтобы получить доступ к третьей щетке, нужно снять с генератора защитную ленту.

Величина зарядного тока зависит от условий работы мотовоза и автодрезины. Ее определяют по амперметру: для мотовоза МЗ/2 она должна быть в пределах—летом 8—10 а, зимой 10—12 а; для

автодрезины Уа летом 6—8 а и зимой 8—10 а. Правильность выбора* величин зарядного тока определяется также степенью зарядки аккумуляторной батареи: при систематически разряженной батарее, величину тока следует увеличить, при перезарядке батареи (электролит «кипит») — уменьшить.

 

 

Реле-регулятор, устанавливаемый на мотовозах М К/2-15 и авто-дрезинах ДМ, АС1, АГМ и АГМу, состоит из трех приборов, смонтированных в одной коробке: реле обратного тока (действие и назначение которого описано выше), реле тока (регулирующего величину тока) и реле напряжения (регулирующего напряжение генератора).

О состоянии реле-регулятора можно судить по показанию амперметра, При исправном реле-регуляторе и движении мотовоза со скоростью выше 15 км/ч амперметр должен показывать, зарядку. При разряженной аккумуляторной батарее зарядный ток может достигать 20 а. При полностью заряженной батарее стрелка амперметра почти не отклоняется от нулевого положения * Если при включении фар в этом случае стрелка амперметра вздрогнет, но не отклонится, то значит реле-.регулятор исправен и аккумуляторная батарея полностью заряжена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..