АККУМУЛЯТОРНАЯ БАТАРЕЯ МОТОВОЗОВ И АВТОДРЕЗИН

  Главная      Учебники - Транспорт ж/д     Мотовозы и автодрезины. Устройство, эксплуатация и уход (Н.А. Груненышев) - 1959 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

 

ГЛАВА III

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ МОТОВОЗОВ И АВТОДРЕЗИН

На мотовозах и автодрезинах электрический ток применяется для зажигания рабочей смеси в цилиндрах, освещения и сигнализации, а также для пуска двигателя.

Источником тока являются генератор постоянного тока и аккумуляторная батарея.

1.

АККУМУЛЯТОРНАЯ БАТАРЕЯ МОТОВОЗОВ И АВТОДРЕЗИН

Аккумулятором называется электрический прибор, который при пропускании через него постоянного тока накапливает электрическую энергию, а затем может сам являться источником

электроэнергии. Аккумуляторная батарея (рис. 46) представляет собой стеклянный или пластмассовый бак 11, в котором помещены свинцовые пластины положительные 8 и отрицательные 9, разделенные сепараторами 10, и налит электролит — раствор химически
чистой серной кислоты и дистиллированной воды (табл. 2). Шестивольтовая аккумуляторная батарея состоит из трех отдельных элементов, соединенных в одном корпусе, закрытом сверху крышками, в которых имеются отверстия с пробками 4 для заполнения банок •батареи электролитом. Зазоры между крышками залиты мастикой 2. Отрицательная клемма каждой банки аккумуляторной батареи соединена с положительной клеммой другой банки межэлементными перемычками 5.
 

 

 

 

 

Рис 46. Аккумуляторная батарея

 

 

 

 


Таблица 2

Состав электролита

 

 

Крайние клеммы аккумуляторной батареи — отрицательная 3 и положительная 6 с втулками 7 — приспособлены для присоединения к ним зажимов проводов и имеют маркировку плюс и минус. Для переноски аккумулятора служат рукоятки /.

Плотность электролита, т. е. соотношение в нем воды и кислоты, выбирается в зависимости от времени года (табл. 3), а также от типа и состояния аккумуляторной батареи. Новые батареи поставляются заводами как разряженными, так и заряженными, о чем в паспорте делается соответствующая пометка.

Таблица 3

Плотность электролита у полностью заряженной батареи

 

Зарядка батареи, устанавливаемой на мотовозах и автодрезинах, должна производиться примерно по следующему режиму. Вначале током 10 а до напряжения на клеммах каждой банки 2,3 в, после

 

этого ток уменьшают до 5 а, а под конец зарядки до 2,5 а. Конец зарядки определяется по обильному выделению газов и сохранению постоянного удельного веса электролита и напряжения на клеммах аккумуляторной батареи (табл. 4).

 



Таблица 4 Характеристика состояния аккумуляторной батареи

 

 

 

Во время эксплуатации батареи необходимо следить за надежным креплением и чистотой ее. Наличие грязи на верхней крышке может вызвать разряжение батареи, так как сырая грязь является проводником электричества.

Уровень электролита должен быть на 10—15 мм выше кромки пластин. В случае понижения уровня нужно долить электролит той же плотности или дистиллированную воду в зависимости от плотности электролита в аккумуляторе. Отверстия в пробках следует всегда держать чистыми, так как в случае засорения их выделяющиеся при зарядке аккумулятора газы могут разорвать стенки батареи. У зажимов проводов надо тщательно зачищать контактные поверхности, ставить на место туго затягивая, и смазывать сверху тонким слоем технического вазелина или солидола.

Аккумуляторную батарею нужно содержать всегда в заряженном состоянии, особенно зимой, так как понижение плотности электролита сокращает срок службы батареи, а зимой может привести к замерзанию электролита и разрушению батареи. Величина зарядного тока генератора должна быть летом 6—8 а, а зимой доходить до 8—14

Степень зарядки батареи нельзя проверять «на искру» путем замыкания клемм аккумулятора, так как это приводит к разрушению пластин. По этой же причине нельзя пользоваться стартером при запуске двигателя без перерыва более 3—5 сек.

При длительном бездействии мотовоза или автодрезины можно применить два способа хранения батареи, снятой с машины:

1. Полностью заряженную батарею освободить от электролита, тщательно промыть дистиллированной водой и хранить просушенной и герметически закупоренной. Для приведения батареи в рабочее состояние достаточно заполнить ее электролитом плотностью 1,26—1,27.

 

 

 

2. Разрядить батарею током, равным 1720 емкости аккумулятора (для батареи ЗСТ-80 присоединить две параллельно соединенных лампочки в 21 и 3 свечи) до плотности электролита 1,18—1,16 (напряжение на банках аккумулятора 1,8 в), тщательно промыть, просушить и закрыть отверстия банок резиновыми пробками. Перед постановкой на мотовоз батарею нужно заполнить электролитом плотностью 1,16—1,18 и зарядить.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..