содержание ..
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29 30 ..
ГЛАВА III
ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ МОТОВОЗОВ И АВТОДРЕЗИН
На мотовозах и автодрезинах электрический ток применяется для зажигания
рабочей смеси в цилиндрах, освещения и сигнализации, а также для пуска
двигателя.
Источником тока являются генератор постоянного тока и аккумуляторная
батарея.
1.
АККУМУЛЯТОРНАЯ БАТАРЕЯ МОТОВОЗОВ И АВТОДРЕЗИН
Аккумулятором называется электрический прибор, который при пропускании
через него постоянного тока накапливает электрическую энергию, а затем
может сам являться источником
электроэнергии. Аккумуляторная батарея (рис. 46)
представляет собой стеклянный или пластмассовый бак 11, в котором
помещены свинцовые пластины положительные 8 и отрицательные 9,
разделенные сепараторами 10, и налит электролит — раствор химически
чистой серной кислоты и дистиллированной воды (табл. 2). Шестивольтовая
аккумуляторная батарея состоит из трех отдельных элементов, соединенных
в одном корпусе, закрытом сверху крышками, в которых имеются отверстия с
пробками 4 для заполнения банок •батареи электролитом. Зазоры между
крышками залиты мастикой 2. Отрицательная клемма каждой банки
аккумуляторной батареи соединена с положительной клеммой другой банки
межэлементными перемычками 5.
Рис 46. Аккумуляторная батарея
Таблица 2
Состав электролита
Крайние клеммы аккумуляторной батареи —
отрицательная 3 и положительная 6 с втулками 7 — приспособлены для
присоединения к ним зажимов проводов и имеют маркировку плюс и минус.
Для переноски аккумулятора служат рукоятки /.
Плотность электролита, т. е. соотношение в нем воды и кислоты,
выбирается в зависимости от времени года (табл. 3), а также от типа и
состояния аккумуляторной батареи. Новые батареи поставляются заводами
как разряженными, так и заряженными, о чем в паспорте делается
соответствующая пометка.
Таблица 3
Плотность электролита у полностью заряженной батареи
Зарядка батареи, устанавливаемой на мотовозах и
автодрезинах, должна производиться примерно по следующему режиму.
Вначале током 10 а до напряжения на клеммах каждой банки 2,3 в, после
этого ток уменьшают до 5 а, а под конец зарядки до
2,5 а. Конец зарядки определяется по обильному выделению газов и
сохранению постоянного удельного веса электролита и напряжения на
клеммах аккумуляторной батареи (табл. 4).
Таблица 4 Характеристика состояния аккумуляторной батареи
Во время эксплуатации батареи необходимо следить за
надежным креплением и чистотой ее. Наличие грязи на верхней крышке может
вызвать разряжение батареи, так как сырая грязь является проводником
электричества.
Уровень электролита должен быть на 10—15 мм выше кромки пластин. В
случае понижения уровня нужно долить электролит той же плотности или
дистиллированную воду в зависимости от плотности электролита в
аккумуляторе. Отверстия в пробках следует всегда держать чистыми, так
как в случае засорения их выделяющиеся при зарядке аккумулятора газы
могут разорвать стенки батареи. У зажимов проводов надо тщательно
зачищать контактные поверхности, ставить на место туго затягивая, и
смазывать сверху тонким слоем технического вазелина или солидола.
Аккумуляторную батарею нужно содержать всегда в заряженном состоянии,
особенно зимой, так как понижение плотности электролита сокращает срок
службы батареи, а зимой может привести к замерзанию электролита и
разрушению батареи. Величина зарядного тока генератора должна быть летом
6—8 а, а зимой доходить до 8—14
Степень зарядки батареи нельзя проверять «на искру» путем замыкания
клемм аккумулятора, так как это приводит к разрушению пластин. По этой
же причине нельзя пользоваться стартером при запуске двигателя без
перерыва более 3—5 сек.
При длительном бездействии мотовоза или автодрезины можно применить два
способа хранения батареи, снятой с машины:
1. Полностью заряженную батарею освободить от электролита, тщательно
промыть дистиллированной водой и хранить просушенной и герметически
закупоренной. Для приведения батареи в рабочее состояние достаточно
заполнить ее электролитом плотностью 1,26—1,27.
2. Разрядить батарею током, равным 1720 емкости
аккумулятора (для батареи ЗСТ-80 присоединить две параллельно
соединенных лампочки в 21 и 3 свечи) до плотности электролита 1,18—1,16
(напряжение на банках аккумулятора 1,8 в), тщательно промыть, просушить
и закрыть отверстия банок резиновыми пробками. Перед постановкой на
мотовоз батарею нужно заполнить электролитом плотностью 1,16—1,18 и
зарядить.
содержание ..
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29 30 ..
|