СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ МОТОВОЗОВ И АВТОДРЕЗИН

  Главная      Учебники - Транспорт ж/д     Мотовозы и автодрезины. Устройство, эксплуатация и уход (Н.А. Груненышев) - 1959 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

3,

СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ МОТОВОЗОВ И АВТОДРЕЗИН

 

Схема системы зажигания приведена на рис. 48; для упрощения на схеме в качестве источника электрического тока показана только аккумуляторная батарея. К приборам системы зажигания относятся выключатель зажигания 1, катушка зажигания 2, прерыватель тока низкого напряжёния.4 с .конденсатором 5, распределитель тока высокого напряжения 3, свечи зажигания 6, проводит

Ток низкого напряжения поступает через выключатель зажигания и при помощи катушки 2 и прерывателя 4 с конденсатором 5 преобразуется в ток высокого напряжения. Этот ток распределителем 3 направляется поочередно к свечам зажигания 6 в соответствии с порядком работы цилиндров двигателя.

Катушка зажигания 2 предназначена для преобразования тока низкого напряжения (6—12в) в ток высокого напряжения (12 000— 15 000 в). Она состоит из железного сердечника, вокруг которого намотано 16 тыс. витков изолированной тонкой проволоки диаметром 0,1 мм (вторичная обмотка) и 250 витков изолированной проволоки диаметром 0,8 мм (первичная обмотка). Обмотки покрыты изоляционной бумагой и установлены в железном корпусе. На крышках корпуса имеются выводные клеммы.

Прерыватель тока низкого напряжения 4 и распределитель тока высокого напряжения 3 объединены в одном приборе, называемом прерыватель-распределитель. Прерыватель служит для

периодического размыкания и замыкания электрической цепи, чтобы создать изменяющееся магнитное поле вокруг первичной обмотки катушки зажигания. Прерыватель состоит из молоточка, наковальни и кулачковой муфты. Конденсатор 5, включенный параллельно контактам прерывателя, уменьшает искрение между молоточком и наковальней и тем самым содействует их сохранению. Кроме того, он способствует образованию более сильной искры на электродах свечей.

 

 

 

 

Рис. 48. Схема зажигания рабочей смеси

 

 

 

Запальная свеча (рис. 49) служит для создания искры в цилиндре двигателя. Она состоит из металлического корпуса 7 с боковым электродом 9, изолятора 4 с центральным электродом 3, клеммы 2 и кольца корпуса 5. Между изолятором и корпусом 7 установлены прокладки 6 и 8. На клемму 2 надевается наконечник провода 1. Зазор между центральным и боковым электродами устанавливается подгибанием бокового электрода и равен 0,6—0,7 мм летом и 0,5—0,6 мм зимой. На мотовозах М К/2-15 и автодрезинах ДМ, АГМ и АГМу

применяются свечи марки НА11/14А, на мотовозах М3/2 и автодрезинах АГ — марки М12/15 и на автодрезинах Уа— марки НМ15/15. Буквы и цифры маркировки обозначают: М — резьба наружной части метрическая размером 18 х 1,5 мм и размер корпуса свечи под ключ 26 мм; буква А — размер резьбы 14 х 1,5 мм и размер корпуса под ключ 22 мм. Первая цифра обозначает длину нарезной

части корпуса в миллиметрах, вторая — длину юбки изолятора в миллиметрах, определяющую тепловую характеристику свечи. Буква Н обозначает, что свеча неразборная.

Свечи должны устанавливаться соответствующих марок. Постановка свечей других марок вызовет замасливание или сгорание электрода свечи.

 



Кроме приборов зажигания, в систему электрооборудования входят стартер для запуска двигателя, фары со штепсельными розетками и выключателями, плафон, амперметр, указатели температуры воды и давления масла ~с датчиками, сигнал с кнопкой включения и лампы освещения щитка приборов. На автодрезинах АГМу, кроме того, устанавливается прожектор.

На мотовозах и автодрезинах применяется однопроводная система электропроводки. При этой системе вторым проводом служит корпус машины. Минусовая клемма аккумуляторной батареи присоединяется к электросети, а плюсовая—к раме машины («на массу»).

Зажигание рабочей смеси должно происходить с некоторым опережением, т. е. несколько раньше, чем поршень достигнет в. м. т. Это опережение зажигания изменяется в зависимости от числа оборотов коленчатого вала и нагрузки двигателя. Угол, на который должен повернуться кривошип коленчатого вала, соответствующий ходу поршня от момента зажигания до в. м. т., называется углом опережения зажигания. Слишком раннее или позднее зажигание снижает мощность двигателя, вызывает перегрев его и перерасход горючего. На мотовозах М3/2, автодрезинах Уа и АГ угол опережения зажигания устанавливается вручную, а на мотовозах

МК/2-15 и автодрезинах АГМ, АГМу, ДМ, АС1 —автоматически,

в зависимости от числа оборотов коленчатого вала двигателя.

 

 

 

Рис. 49. Запальная свеча

 

 

 

 

Установка зажигания производится в следующем порядке.
Поршень первого цилиндра устанавливают в в. м. т. при такте сжатия, что определяется по компрессии через отверстие вывернутой свечи и по совмещению метки в. м. т. маховика против риски люка картера (рис. 50, I, II). В двигателе автодрезины Уа для этой цели имеется щуп на крышке распределительных шестерен, который нужно вставить в отверстие крышки, и поворачивать коленчатый вал до тех пор, пока щуп не войдет в углубление распределительной шестерни.

Затем ставят прерыватель в положение позднего зажигания при ручной регулировке опережения зажигания (Уа, АГ, М3/2) или закрепляют крепящую скобу (а) прерывателя-распределителя (рис. 50, III) в среднем положении по шкале и ослабляют стяжной винт скобы.

 

 

 

 

Рис. 50. Схема установки сжигания

 

 

 

Поворотом корпуса прерывателя-распределителя против часовой стрелки (АГМ, АГМу, М К/2-15, ДМ, АС1) или по часовой

стрелке (М3/2, Уа, АГ) устанавливают контакты прерывателя на начало размыкания (рис. 50, IV).

 

 

После этого ставят крышку распределителя на корпус и провод крышки распределителя, против которого расположена пластина ротора распределителя, соединяют со свечой первого цилиндра, а остальные провода — со свечами в порядке работы цилиндров

1—5—3—6—2—4 или 1—2—4—3 (рис. 50, V).

Правильность установки зажигания проверяют на ходу мотовоза или автодрезины. При резком открытии дроссельной заслонки, когда движение происходит на высшей передаче, а также на подъеме, должны появляться незначительные детонационные стуки. При значительных стуках зажигание необходимо поставить позднее, а при отсутствии стуков — раньше.

 

На рис. 51 приведена схема электрооборудования мотовоза МК/2-15 и автодрезин АГМ и АГМу.






 

 

 

 

Рис. 51. Схема электрооборудования

 

 

 

 

 

нуты. Когда кнопка 25 стартера будет включена, он начнет вращать коленчатый вал двигателя. При этом контакты прерывателя станут замыкаться и размыкаться, ток в первичной обмотке катушки зажигания пойдет прерывистый, вследствие чего во вторичной обмотке катушки зажигания возникнет ток высокого напряжения. Из катушки зажигания 14 он по центральному проводу высокого напряжения подойдет к крышке прерывателя-распределителя, где вращающийся ротор направит его к запальным свечам цилиндров согласно порядку работы двигателя (1—5—3—6—2—4).

При повышении оборотов коленчатого вала реле обратного тока реле регулятора 16 включится, и ток от клеммы Б пойдет к клемме замка зажигания /У, а затем к клемме амперметра, отклонив стрелку его в сторону плюса, после чего поступит к отрицательной клемме аккумуляторной батареи, производя ее зарядку. Таким образом, к клемме амперметра будет подходить ток от аккумуляторной батареи (при малых оборотах коленчатого вала двигателя) или от генератора (при средних и больших оборотах коленчатого вала).

От клеммы амперметра ток идет к выключателю 2 фар (передних на мотовозе, передних и задних на автодрезинах), выключателю 3 (задних фар на мотовозе и прожектора на автодрезинах), выключателю плафона 10 кузова, кнопке 8 электрического сигнала, к штепсельной розетке 4 переносной лампы. При включении выключателем 2 фар одновременно включаются две лампы 7 освещения щитка приборов. При включении зажигания замком зажигания 11 одновременно включаются указатели давления масла 5 и температуры воды 6 (а также их датчики 23 и 22).

В катушке зажигания между клеммами имеется сопротивление, которое при пуске двигателя должно выключаться для усиления искры между электродами свечей. На мотовозах и автодрезинах при пуске клеммы катушки рекомендуется замыкать вручную проводником. Характеристика электрооборудования, устанавливаемого на мотовозах и автодрезинах, дана в табл. 5.

 

 

Таблица 5 Характеристика электрооборудования, устанавливаемого на мотовозах и автодрезинах

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..