КЛАПАНЫ ГИДРОСИСТЕМЫ АВТОКРАНОВ С ОБЪЕМНЫМ ГИДРОПРИВОДОМ
Для увеличения надежности работы автокранов в их гидросистемах
устанавливаются различные клапаны: поддерживающие двух типов — прямые и
угловые, предохранительные, обратные и термоклапаны.
Рис. 31. Поддерживающие клапаны: а — прямой; б —
угловой.
Поддерживающий прямой клапан (рис. 31, а)
устанавливается в штоковых полостях гидроцилиндров перемещения груза и
служит для предотвращения чрезмерно быстрого опускания груза и создания
разрежения в поршневой полости при минимальной подаче насосом рабочей
жидкости, когда гидроцилиндры находятся в вертикальном положении. Он
обеспечивает в одном направлении (по стрелке А) свободное движение
рабочей жидкости, в другом — при определенном давлении.
Клапан состоит из корпуса 4, штуцера 8, конусного клапана 2 с пружиной 3
и шайбой 1, седла 6, пружины 7 и уплотнительного кольца 5. При подаче
рабочей жидкости через штуцер 8 конусный клапан 2 поднимается,
обеспечивая ее свободный проход. В обратном направлении рабочая жидкость
проходит через клапан 2,
преодолевая усилие пружины 7. При этом давление
рабочей жидкости равно 2...3,5 МПа.
Поддерживающий угловой клапан (рис. 31, б) устанавливается в днищах
гидроцилиндров поворота реечной колонны и предназначен для создания
дополнительного подпора рабочей жидкости, уменьшения скорости поворота в
конце хода поршня и предотвращения удара поршня о днище гидроцилиндра.
Клапан состоит из корпуса 5, пальца 6, ввинченного в днище гидроцилиндра
поворота 16, переходника 11 и штуцера 15. В пальце
6 установлены втулка 3, фиксированная стопорным кольцом 2, пружина 7 и
золотник 1. В корпусе 5 расположены конусный клапан 9, седло 13 и две
пружины 8 и 14. Герметичность соединений клапана обеспечивается
уплотнительными кольцами 4, 10 и 12.
При подаче давления рабочей жидкости через Штуцер 15 конусный клапан
открывается, и по соответствующим каналам и сверлениям жидкость
поступает в поршневую полость гидроцилиндра.
Под давлением рабочей жидкости, подаваемой в направлении стрелки А на
седло 13, клапан открывается, преодолевая сопротивление пружины. Седло
перемещается вниз, и рабочая жидкость поступает на слив. Жесткость
пружины, и площадь сёдла выбирают такими, чтобы давление слива
р2=2...3,5 МПа.
В конце хода поршень гидроцилиндра механически действует на золотник 1,
сжимает пружину 7 и перемещает ее вправо. На золотнике имеется ряд
отверстий диаметром от 1,0 до 3 мм. По мере перемещения золотника
количество отверстий, через которые проходит рабочая жидкость,
уменьшается, сопротивление истечения жидкости растет и движение поршня
тормозится» следовательно, скорость поворота стрелы автокрана
уменьшается.
Предохранительный клапан (рис. 32)
предназначен для предо-хранения уплотнений и деталей крепления головки
штока гидроцилиндра перемещения груза от перегрузок при неодновременном
открытии сливного и нагнетательного каналов гидрораспределителя.
В случае запаздывания открытия сливного канала давление в полости штока
будет во столько раз больше давления в поршневой полости, во сколько раз
площадь поршня больше площади кольца между диаметром поршня и штока.
Предохранительный клапан состоит из корпуса 8, гнезда 9, регулировочного
винта 4, шарика 1, направляющей 2, пружины 3, гайки 6 и колпака 7.
Уплотнение клапана осуществляется резиновым кольцом 10 и прокладками 5.
Рис. 32. Предохранительный клапан.
При повышении давления в гидросистеме выше
допустимого рабочая жидкость в полости А поступает под шарик, открывает
его, преодолевая усилие пружины, и идет на слив. Клапан регулируется на
давление 12,5... 13 МПа.
Обратные клапаны предназначены для обеспечения свободного прохода
рабочей жидкости в гидросистеме только в одном направлении. В другом
направлении проход рабочей жидкости ограничен.
Рис. 33. Обратные клапаны:
а —с метрической резьбой (тип I); б —с конической и метрической резьбами
(тип II); в — с пружиной (тип III).
Применяемые на автокранах обратные клапаны бывают
трех типов. Клапан (рис. 33, в) состоит из корпуса 4, конусного клапана
3, упорного кольца 1 и пружины 2.
При подаче давления в левую полость рабочая жидкость прижимает клапан к
корпусу, и проход возможен только через дроссельное
отверстие. При обратном потоке рабочая жидкость
отжимает клапан, обеспечивая ее свободный проход. Размеры обратных
клапанов серийных автокранов приведены в табл .11.
Обратные клапаны устанавливают на обеих полостях гидроцилиндров винтовых
механизмов поворота, в Поршневых полостях гидроцилиндров подъема и
складывания звеньев стрелы для уменьшения скорости поворота и опускания
стрелы с грузом.
11. Размеры обратных клапанов, мм
Рис. 34. Термоклапан.
В практике эксплуатации автокранов с объемным
гидроприводом наблюдаются случаи деформации и разрушения гидроцилиндров
и трубопроводов от значительного повышения давления вследствие объемного
температурного расширения рабочей жидкости [11]. Для предотвращения
роста давления в замкнутых полостях
гидроцилиндров устанавливаются специальные
предохранительные термоклапаны, отрегулированные на давление ниже
пробного.
Термоклапан (рис. 34) состоит из корпуса 1, резинового кольца 2, гнезда
3, шарика 4, направляющей клапана 5 и пружины 6 с пробкой 7. Клапан
ввинчивается непосредственно в днище или головку гидроцилиндра. При
повышении давления сверх допустимого клапан срабатывает и направляет
рабочую жидкость на слив.
Давление регулировки равно 14 + 1 МПа при рабочем давлении
10 МПа.