Метод определения устойчивости автокранов и соответствующие нормы ее
регламентированы правилами Госгортехнадзора [6].
Устойчивость автокрана включает грузовую и собственную устойчивость и
определяется для рабочего состояния автокрана. При расчете устойчивости
автокранов учитывают такие их особенности, как невозможность совмещения
операций (например, подъем и поворот) и работы автокрана только на
выносных опорах.
Устойчивость автокрана в поперечном направлении определяют следующим
образом. В качестве ребра опрокидывания автокрана принимают линию,
параллельную его продольной оси и проходящую через центр площадки, на
которую опирается выносная опора (рис. 20, а).
Коэффициент грузовой устойчивости К11 определяют как отношение
удерживающего момента относительно ребра опрокидывания, создаваемого
весом автокрана с учетом уменьшающих его дополнительных нагрузок
(ветровых, инерционных) и влияния уклона площадки, к опрокидывающему
моменту, создаваемому рабочим грузом. Он должен удовлетворять условию
w, w1, w2— ветровая нагрузка соответственно
для автомобиля, кранового оборудования и груза, действующая
перпендикулярно к ребру опрокидывания и параллельно площадке, на которой
установлен кран (определяется по ГОСТ 1451—65 для рабочего состояния
крана);