Отношение максимальной нагрузки в упругом элементе
автокрана, возникающей при переходных процессах движения, к статической
нагрузке является коэффициентом динамичности.
Наибольшие усилия в упругих элементах автокрана возникают при резкой
остановке стрелы во время опускания груза.
Это является следствием воздействия на элементы автокрана направленных в
одну сторону статических и динамических усилий [8].
На рис. 15, а приведена осциллограмма изменения усилия на крюковой
подвеске автокрана 4901 с грузом 6,1 кН при резкой остановке стрелы на
максимальном вылете и скорости опускания 0,33 м/с.
Максимальная динамическая нагрузка достигает 10,0 кН, что превышает
статическое усилие в 1,63 раза.
При повороте реечного механизма до упора и при отсутствии в нем
поддерживающего клапана в элементах стрелы и кронштейна стрелы могут
возникать большие динамические усилия. На рис. 15, б показана
осциллограмма изменения напряжений в кронштейне стрелы при угловой
скорости движения 247с; в случае отсутствия поддерживающего клапана
максимальное напряжение достигает 168 МПа, что превышает статическое в
2,4 раза. При установке поддерживающего клапана максимальное напряжение
снижается до 100 МПа, при этом коэффициент динамичности Кд=1,41 (рис.
15, в).
Рис. 15 Осциллограммы изменения усилий и
напряжений в элементах автокрана 4901
Экспериментальные исследования, проведенные на
автокранах 4901, 4903, 5912, показывают, что коэффициенты динамичности
зависят от интенсивности нарастания нагрузки, упруго-массовых свойств
конструкции автокрана и привода и находятся в пределах 1,3... 1,6 для
автокранов, работающих со скоростями подъема (опускания) 0,266—0,416 м/с
и поворота 3...5°/с.