Карданный вал (рисунок 2.9.10) рулевого управления соединяет вал рулевой
колонки с валом гидроруля.
Уход за карданным валом рулевого управления заключается в периодической
замене смазки в подвижных элементах при его разборке. Сборку (или замену
новым) карданного вала необходимо производить таким образом, чтобы
отверстия под игольчатые подшипники в вилке шлицевой втулки 6 и
шлицевого вала 2 находились в одной плоскости.
2.9.10 МоАЗ-40484. Клапан предохранительный
Предохранительный клапан (рисунок 2.9.11) установлен на нагнетательном
трубопроводе насоса и предназначен для ограничения максимального
давления в контуре гидросистемы рулевого управления. Клапан
отрегулирован на давление 19±1,9 МПа.
2.9.11 МоАЗ-40484. Работа рулевого управления
При неподвижном рулевом колесе золотник 7 в корпусе распределителя
гидроруля (рисунок 2.9.5) удерживается центрирующей пружиной 10 в
нейтральном положении.
Рабочая жидкость подается насосом 9 (рисунок 2.9.1) в приоритетный
клапан 3. Из приоритетного клапана часть рабочей жидкости поступает
через отверстие И (рисунок
2.9.3) по напорной гидролинии Р (рисунок 2.9.1) в гидроруль 1. Через
дроссельные щели гидроруля жидкость поступает в сливную гидролинию, а из
нее через фильтр 7 и, далее - в гидробак 8. Кроме того, из напорной
линии жидкость подводится к отверстию Б (рисунок
2.9.3) приоритетного клапана и, далее - по сверлению в полость В, а
через специальный дроссель в гидроруле - к отверстию А приоритетного
клапана и через каналы и отверстия винта 3, седла 4, клапана 5 и шайбы 1
в полость Е.
Так как давление рабочей жидкости в напорной гидролинии до дросселя в
гидроруле несколько выше, чем после него, то золотник 13 приоритетного
клапана под действием избыточного давления рабочей жидкости в полости В
перемещается влево до тех пор, пока не уравновесит усилие, действующее
на золотник со стороны полости Е (давление рабочей жидкости после
дросселя плюс усилие возвратных пружин).
При этом только незначительная часть рабочей жидкости поступает на
подпитку гидроруля, а основной поток направляется через отверстие Ж
приоритетного клапана в напорную гидролинию EF (рисунок 2.9.1) рабочего
оборудования погрузчика.
При нейтральном положении золотника в корпусе гидроруля все полости В,
Л, Н и Ф усилителя потока (рисунок 2.9.6) находятся под одинаковым
давлением и под действием центрирующих пружин 13, 14 и 11.
Золотник 10 устанавливается в корпусе 9 усилителя потока в нейтральное
положение, при котором напорная полость Ж, сливная полость Р и полости
бустеров П и С заперты.
При повороте рулевого колеса поворачиваются
связанные с ним вал рулевой колонки, карданный вал и валик 40 (рисунок
2.9.5) гидроруля с установленным в его гнезде пальцем 41. Палец давит на
винтовые направляющие пазы втулки 9 и смещает ее вместе с золотником 7 в
осевом направлении, плавно перекрывая и открывая (дросселируя) своими
кромками соответствующие полости в корпусе 6 распределителя гидроруля,
соединяя их, тем самым, с гидролиниями управления Г и К (рисунок 2.9.6)
усилителя потока. При этом одна линия управления соединяется с линией
нагнетания, а другая - с линией слива, в результате чего нарушается
баланс давлений между полостями В и М управления золотника 10 и между
полостями Л и Ф управления плунжеров 3. Происходит начальное перемещение
золотника и одного из плунжеров 3.
При этом полости управления М и Л с одной стороны золотника посредством
внутренних гидролиний соединяются со сливной полостью Р, а полости
управления В, Ф с другой стороны золотника находятся под рабочим
давлением, подводимым к ним по внутренним гидролиниям. Плунжер 3 в той
крышке, где имеется давление под действием пружин, остается в исходном
положении (в полостях управления). При дальнейшем смещении золотника в
сторону отсутствия давления в полостях управления внутренняя гидролиния
(полости М) запирается и поток рабочей жидкости от гидроруля в
управляющую линию П поступает на вход управляющего дросселя Д и, далее,
в линию гидроцилиндра. Одновременно из приоритетного клапана поступает
основной поток через регулирующий дроссель (образованный кромками
полости С и отверстиями Д) и также поступает в линию гидроцилиндра С,
дальше - в рабочие полости гидроцилиндров поворота и перемещает их
поршни. Жидкость, выталкиваемая поршнями, поступает в усилитель потока
(полость П), из него в сливную гидролинию (полость Р) и, далее, через
фильтр в гидробак.
Поскольку вход усилительного дросселя (образованного кромками полости С
и отверстий Т) в рассматриваемом положении золотника соединен
внутренними гидролиниями с полостью М при разомкнутой гидролинии связи с
полостью М, а полость П соединена со сливной гидролинией, правый плунжер
3 отодвигается в крайнее правое положение. При этом золотник 10 остается
в равновесном положении под воздействием давления в полости В,
соответствующего давлению на входе в управляющий дроссель из линии Г, и
давления в полости М соответствующего давления на входе в усилительный
дроссель из линии Г. В этом случае давление в полости В будет равным
сумме величин внешней нагрузки и потерь давления на управляющем дросселе
из линии Г, а давление в полости М будет
также равно сумме величин внешней нагрузки и потерь
давления на усилительном дросселе из линии Г.
Так как управляющий и усилительный дроссели объединены общим выходом, то
для обеспечения линейности характеристики усилителя потока достаточно
поддерживать на входе усилительного дросселя давление, равное по
величине давлению на входе в управляющий дроссель.
Одинаковая величина давления на входах в усилительный и управляющий
дроссели поддерживается посредством автоматического регулирования
величины открытия проходного сечения дополнительного регулирующего
дросселя, а следовательно, и величины потока, поступающего в
усилительный дроссель от гидролинии Г. При увеличении скорости вращения
вала гидроруля увеличивается поток в гидролинии Г, а, следовательно, и
давление на входе в управляющий дроссель от гидролинии Г и в полости, в
результате чего изменяется положение золотника в сторону открытия всех
трех дросселей: управляющего, усилительного и регулирующего, что
обеспечивает увеличение потока, поступающего через регулирующий дроссель
к усилительному дросселю, а, следовательно, и к увеличению давления на
входе в усилительном дросселе и в полости. Поскольку, при увеличении
потока, поступающего к исполнительным гидроцилиндрам происходит
автоматическое смещение золотника в сторону открытия всех дросселей,
непроизводительные затраты давления, расходуемые на процессы
регулирования, снижаются до незначительной величины. Рабочая жидкость,
поступающая из напорной линии приоритетного клапана 3 (рисунок 2.9.1) в
гидроруль 1 и, далее, через него в усилитель потока 6, происходит через
гидромотор и проворачивает своим потоком шестерни 19 и 29 (рисунок
2.9.5). Шестерня 29, соединенная коническим штифтом 25 с валом 24,
проворачивает через планетарный редуктор (сателлит 33 относительно
короны 15) кардан 39, втулку 9 таким образом, чтобы золотник 7
переместился в корпусе распределителя гидроруля в нейтральное положение.
Планетарный редуктор обеспечивает понижение частоты вращения в 15,5
раза.
Если повернуть рулевое колесо на какой-то угол и удерживать его в этом
положении, то складывание секции будет осуществляться до тех пор, пока
золотник в корпусе гидроруля не установится в такое положение, при
котором плавно снижающееся давление в рабочих полостях гидроцилиндров не
станет меньше необходимого для преодоления момента сопротивления
повороту, после чего складывание секции прекратится.
При прекращении поворота рулевого колеса под
действием центрирующей пружины 10 происходит смещение золотника в
нейтральное положение, полная разгрузка насоса на слив и запирание
каналов усилителя потока, связанных с рабочими полостями гидроцилиндров
поворота.
При складывании секции до отказа, в какую-либо из сторон, давление в
напорной линии от приоритетного клапана к гидрорулю будет повышаться до
тех пор, пока не откроется пилотный предохранительный клапан 2 (рисунок
2.9.1) и рабочая жидкость из напорной линии Р будет приоритетным
клапаном перепускаться в линию Е.
Уход за гидросистемой рулевого управления в процессе эксплуатации
заключается в ежедневной проверке уровня рабочей жидкости в гидробаке, в
периодической проверке герметичности гидролиний и гидроузлов и в
устранении, при появлении, течи рабочей жидкости, в периодической смазке
шарнирных и шлицевых соединениях, в очистке фильтра и замене рабочей
жидкости в объеме, предусмотренном техническим обслуживанием.
Следует помнить, что сопрягаемые поверхности корпус распределителя
гидроруля -золотник, корпус гидромотора - центральная и три периферийных
шестерни (по высоте), корпус приоритетного клапана - золотник, корпус
усилителя потока -- золотник, а также сопрягаемые поверхности обратных
клапанов и седел выполнены с высокой точностью и подобраны по зазору,
что обеспечивает их работу. Поэтому нарушать комплектность этих
соединений, принятую при заводской сборке, не допускается.
Производить разборку и сборку сборочных единиц рулевого управления
следует специалистам в условиях, исключающих попадание на детали влаги,
пыли и грязи.
При сборке необходимо тщательно осмотреть поверхности деталей,
сопрягаемых с резиновыми уплотнительными кольцами и устранить на них
забоины, заусенцы и другие дефекты, которые могут привести к повреждению
колец.
Перед сборкой необходимо тщательно промыть все детали в чистом бензине,
керосине или дизельном топливе, просушить и смазать тонким слоем рабочей
жидкости.
Заправку гидросистемы рабочей жидкостью см. раздел 2.14.2 "Гидробак"
данного РЭ.
Следует помнить, что наличие воздуха в гидросистеме рулевого управления
ухудшает управляемость машины (мягкий руль, большой угол свободного
поворота рулевого колеса, "рысканье" на дороге и т.д.), снижает срок
службы гидронасосов, вспенивает рабочую жидкость в гидробаке.