|
|
содержание .. 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 ..
"СОН" - М.Ю. Лермонтов (анализ стихотворения)
После ознакомления учащихся с текстом стихотворения следует прочесть вместе с ними отрывок из воспо- минаний Е. П. Ростопчиной (М. Ю. Лермонтов в воспомина- ниях современников. М., 1989). После прочтения необхо- димо связать стихотворение "Сон" с настроениями Лермон- това, отправлявшегося во вторую кавказскую ссылку. Вместе с тем само стихотворение имеет сложный характер. Следует напомнить ученикам, что жизнь может отражаться в лирике не прямо и непосредственно, а преломляясь в определенных условных образах (они уже встречались с этим при работе над текстом "Зимний вечер"). Стихотво- рение "Сон" не описывает биографических событий из жиз- ни поэта, а рассказывает о его настроениях на языке об- разов его поэзии. Образный язык, которым пользуется в данном стихотворении Лермонтов, легко выявить, сопоста- вив "Сон" с изученным нами стихотворением "На севере диком стоит одиноко...". Работа здесь должна быть пост- роена на активизации пройденного материала. Перед уче- никами ставится вопрос, могут ли они сопоставить два эти стихотворения и что общего они видят в их сюжетах? Учеников можно подвести к выявлению сюжетной схемы ря- дом вопросов. Герой ("я" в стихотворении "Сон", сосна в "На севере диком..."), погибая (умирая от раны, замер- зая), видит сон. Во сне ему грезится далекое, но родное существо ("она", "пальма"). Таким образом, стихотворе- ние "Сон", как и "На севере диком...", посвящено траги- ческой для Лермонтова мечте - преодолению одиночества. Однако стихотворение "Сон" построено сложнее. В "На севере диком стоит одиноко..." сосна видит сон о паль- ме. Пальма - только сонное видение сосны. Своей собс- твенной жизни, души она в стихотворении не имеет. Сти- хотворение "Сон" имеет зеркальную композицию: сначала герой видит во сне героиню, а затем героиня, которую герой видит во сне, видит сон о нем:
И снилась ей долина Дагестана; Знакомый труп лежал в долине той; В его груди дымясь чернела рана, И кровь лилась хладеющей струёй.
Таким образом, сюжет развернут два раза - с точки зрения героя и с точки зрения героини. Такое построение сюжета можно показать ученикам с помощью графической схемы. Оно подчеркивает, что не только герой, но и его возлюбленная может быть сопоставлена с сосной - одино- кой и страдающей от невозможности контакта с человечес- кой личностью. Сопоставление с "На севере диком..." может быть про- ведено и более подробно. Стихотворение "Сон" делится на две части. В первую входят две строфы до слов "Но спал я мертвым сном...", вторая начинается со слов "И снился мне...". Сопоставим эти части соответственно с частями стихотворения "На севере диком...". Первые части обоих стихотворений пей- зажны. Пейзажи, нарисованные в них, на первый взгляд кажутся противоположными. В одном стихотворении дейс- твие происходит "на севере диком", в царстве мороза и снега, в другом - на юге: "в полдневный жар в долине Дагестана". Однако противопоставление юга и севера здесь не так важно, как общая черта обоих пейзажей: природа выступает здесь как враждебная герою, убивающая его, сила. Сосна замерзает, ее убивает холод; раненый герой стихотворения "Сон" погибает от зноя (обратим внимание, что и в том и в другом стихотворении появля- ются горы, голая вершина: "утес горючий" в одном сти- хотворении, "уступы скал" и "желтые вершины" в другом). Нагромождение камней, голых и не прикрытых раститель- ностью, создает у Лермонтова всегда тягостный, "злой" пейзаж. Если мы вспомним, что в стихотворении "Пленный рыцарь" камень ассоциируется с тюрьмой, нас не удивит, что и в "Сне" каменная стена, как тюрьма, окружает ге- роя:
Лежал один я на песке долины; Уступы скал теснилися кругом...
Вторая часть стихотворений начинается откровенной параллелью:
И снится ей... ("На севере диком...") И снился мне... ("Сон")
Следует обратить внимание не только на параллелизм смысла, но и на одинаковые синтаксические и интонацион- ные обороты - начало периода с союзом "и". Если в пер- вой части стихотворений северный пейзаж и скалы Дагес- тана выступают как своего рода синонимы, то во второй в такой же роли оказываются "край, где солнца восход", и "вечерний пир в родимой стороне". Взгляд сосны направ- лен с севера в "край, где солнца восход", а в стихотво- рении "Сон" мечта героя летит в противоположном направ- лении. Героиня ("одна"), которая сидит задумчиво "меж юных жен, увенчанных цветами", как бы повторяет образ пальмы. Теперь обратим внимание на строки:
И в грустный сон душа ее младая Бог знает чем была погружена...
Сон в употреблении Лермонтова по аналогии с фран- цузским "reve" может означать не только усыпление (сон в прямом смысле), но и мечту. Таким образом, слово "сон" в стихотворении имеет следующие значения: 1) усыпление, 2) смерть, 3) мечта. Эти значения раскрывают смысл заглавия постепенно, и поэтому при чтении стихот- ворения учителю надо будет несколько раз обращаться к заглавию, показывая, как меняется его смысловое содер- жание. Так, слова "Но спал я мертвым сном..." в общея- зыковом употреблении могут означать просто крепкий сон; выражение "он спит мертвым сном" само по себе в разго- ворном языке образа смерти не вызывает. Но в сочетании с выражениями "с свинцом в груди", "по капле кровь то- чилася" этот фразеологизм раскрывает свое второе значе- ние и начинает говорить о смерти. В этом контексте "И снилось мне..." становится обозначением предсмертного бреда. Ср.: предсмертный бред Мцыри - "Песню рыбки"; стихотворение "Умирающий гладиатор". Сон героини ("И снилось ей...") имеет уже другое значение - это виде- ние, которое уносит ее в далекий край. Стихотворение Лермонтова "Сон", как и "На севере диком...", посвящено романтической теме трагического одиночества. Обобщающая работа. Перед переходом к итоговому в программе произведению Лермонтова необходимо сделать обобщающую работу, которая подготовит учеников к пони- манию того нового, что будет содержаться в стихотворе- нии "Выхожу один я на дорогу...". Все изученные стихотворения Лермонтова создают образ "лермонтовского героя", который обладает чертами устой- чивого единства. Несмотря на то что каждое стихотворе- ние отличается от другого тематически, интонационно и сюжетно, все они, с разных сторон, характеризуют одну и ту же человеческую личность - героя романтической поэ- зии Лермонтова. Перед учениками необходимо поставить вопрос: какие общие черты видят они во всех героях этих произведений? Учащихся следует подвести к пониманию сущности темы одиночества, а также причин ее появления в поэзии Лермонтова... Надо попросить учеников выделить наиболее часто встречающиеся и самые запомнившиеся им слова и образы из изученных стихотворений. Проделав та- кую работу в классе и выбрав из всех стихотворений наи- более характерные слова и выражения, следует закрепить эту работу домашним заданием на тему: "Характерные черты героя лирики Лермонтова".
содержание .. 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 ..
|
|
|