"СОН" - М.Ю. Лермонтов (анализ стихотворения)

  Главная      Учебники - Литература     О поэтах и поэзии: Анализ поэтического текста

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  ..

 

"СОН" - М.Ю. Лермонтов (анализ стихотворения)

                                             

   После ознакомления  учащихся с текстом стихотворения

следует прочесть вместе с ними отрывок из  воспо-

минаний Е. П. Ростопчиной (М. Ю. Лермонтов в воспомина-

ниях современников.  М., 1989). После прочтения необхо-

димо связать стихотворение "Сон" с настроениями Лермон-

това,  отправлявшегося  во  вторую  кавказскую  ссылку.

Вместе с тем само стихотворение имеет сложный характер.

Следует напомнить ученикам,  что жизнь может отражаться

в  лирике  не прямо и непосредственно,  а преломляясь в

определенных условных образах (они  уже  встречались  с

этим при работе над текстом "Зимний вечер").  Стихотво-

рение "Сон" не описывает биографических событий из жиз-

ни поэта, а рассказывает о его настроениях на языке об-

разов его поэзии.  Образный язык,  которым пользуется в

данном стихотворении Лермонтов, легко выявить, сопоста-

вив "Сон" с изученным нами  стихотворением  "На  севере

диком стоит одиноко...". Работа здесь должна быть пост-

роена на активизации пройденного материала.  Перед уче-

никами  ставится  вопрос,  могут ли они сопоставить два

эти стихотворения и что общего они видят в их  сюжетах?

Учеников  можно подвести к выявлению сюжетной схемы ря-

дом вопросов. Герой ("я" в стихотворении "Сон", сосна в

"На севере диком..."),  погибая (умирая от раны, замер-

зая), видит сон. Во сне ему грезится далекое, но родное

существо ("она",  "пальма"). Таким образом, стихотворе-

ние "Сон", как и "На севере диком...", посвящено траги-

ческой для Лермонтова мечте - преодолению одиночества.

   Однако стихотворение "Сон" построено сложнее.  В "На

севере диком стоит одиноко..." сосна видит сон о  паль-

ме.  Пальма - только сонное видение сосны.  Своей собс-

твенной жизни,  души она в стихотворении не имеет. Сти-

хотворение  "Сон" имеет зеркальную композицию:  сначала

герой видит во сне героиню,  а затем  героиня,  которую

герой видит во сне, видит сон о нем:                  

  

   И снилась ей долина Дагестана;                     

   Знакомый труп лежал в долине той;                  

       В его груди дымясь чернела рана,                       

    И кровь лилась хладеющей струёй.                    

  

Таким образом,  сюжет развернут два раза -  с  точки

зрения героя и с точки зрения героини. Такое построение

сюжета можно показать ученикам  с  помощью  графической

схемы.  Оно подчеркивает, что не только герой, но и его

возлюбленная может быть сопоставлена с сосной -  одино-

кой и страдающей от невозможности контакта с человечес-

кой личностью.                                        

   Сопоставление с "На севере диком..." может быть про-

ведено и более подробно.                              

   Стихотворение "Сон"  делится на две части.  В первую

входят две строфы до слов "Но спал я мертвым  сном...",

вторая начинается со слов "И снился мне...". Сопоставим

эти части соответственно с  частями  стихотворения  "На

севере диком...". Первые части обоих стихотворений пей-

зажны.  Пейзажи,  нарисованные в них,  на первый взгляд

кажутся  противоположными.  В одном стихотворении дейс-

твие происходит "на севере диком",  в царстве мороза  и

снега,  в  другом - на юге:  "в полдневный жар в долине

Дагестана".  Однако  противопоставление  юга  и  севера

здесь  не  так  важно,  как общая черта обоих пейзажей:

природа выступает здесь как враждебная герою, убивающая

его,  сила.  Сосна замерзает, ее убивает холод; раненый

герой стихотворения "Сон"  погибает  от  зноя  (обратим

внимание,  что и в том и в другом стихотворении появля-

ются горы,  голая вершина:  "утес горючий" в одном сти-

хотворении, "уступы скал" и "желтые вершины" в другом).

Нагромождение камней,  голых и не прикрытых  раститель-

ностью,  создает у Лермонтова всегда тягостный,  "злой"

пейзаж.  Если мы вспомним, что в стихотворении "Пленный

рыцарь" камень ассоциируется с тюрьмой,  нас не удивит,

что и в "Сне" каменная стена,  как тюрьма, окружает ге-

роя:                                                  

  

   Лежал один я на песке долины;                      

   Уступы скал теснилися кругом...                     

 

 Вторая часть  стихотворений  начинается  откровенной

параллелью:                                           

 

   И снится ей... ("На севере диком...")              

   И снился мне... ("Сон")                             

 

 Следует обратить внимание не только  на  параллелизм

смысла, но и на одинаковые синтаксические и интонацион-

ные обороты - начало периода с союзом "и".  Если в пер-

вой  части стихотворений северный пейзаж и скалы Дагес-

тана выступают как своего рода синонимы, то во второй в

такой же роли оказываются "край,  где солнца восход", и

"вечерний пир в родимой стороне".  Взгляд сосны направ-

лен с севера в "край, где солнца восход", а в стихотво-

рении "Сон" мечта героя летит в противоположном направ-

лении.  Героиня ("одна"),  которая сидит задумчиво "меж

юных жен,  увенчанных цветами",  как бы повторяет образ

пальмы. Теперь обратим внимание на строки:            

  

     И в грустный сон душа ее младая                    

    Бог знает чем была погружена...                   

  

Сон в  употреблении  Лермонтова  по аналогии с фран-

цузским "reve" может означать не только усыпление  (сон

в  прямом  смысле),  но и мечту.  Таким образом,  слово

"сон" в  стихотворении  имеет  следующие  значения:  1)

усыпление, 2) смерть, 3) мечта. Эти значения раскрывают

смысл заглавия постепенно, и поэтому при чтении стихот-

ворения  учителю  надо будет несколько раз обращаться к

заглавию,  показывая, как меняется его смысловое содер-

жание.  Так, слова "Но спал я мертвым сном..." в общея-

зыковом употреблении могут означать просто крепкий сон;

выражение  "он спит мертвым сном" само по себе в разго-

ворном языке образа смерти не вызывает.  Но в сочетании

с выражениями "с свинцом в груди",  "по капле кровь то-

чилася" этот фразеологизм раскрывает свое второе значе-

ние  и начинает говорить о смерти.  В этом контексте "И

снилось мне..." становится  обозначением  предсмертного

бреда.  Ср.:  предсмертный  бред Мцыри - "Песню рыбки";

стихотворение "Умирающий гладиатор".  Сон  героини  ("И

снилось  ей...")  имеет уже другое значение - это виде-

ние,  которое уносит ее в далекий  край.  Стихотворение

Лермонтова "Сон", как и "На севере диком...", посвящено

романтической теме трагического одиночества.          

   Обобщающая работа. Перед переходом к итоговому

в  программе произведению Лермонтова необходимо сделать

обобщающую работу,  которая подготовит учеников к пони-

манию того нового,  что будет содержаться в стихотворе-

нии "Выхожу один я на дорогу...".                     

   Все изученные стихотворения Лермонтова создают образ

"лермонтовского героя", который обладает чертами устой-

чивого единства.  Несмотря на то что каждое стихотворе-

ние  отличается от другого тематически,  интонационно и

сюжетно, все они, с разных сторон, характеризуют одну и

ту  же человеческую личность - героя романтической поэ-

зии Лермонтова.  Перед учениками  необходимо  поставить

вопрос: какие общие черты видят они во всех героях этих

произведений?  Учащихся следует  подвести  к  пониманию

сущности темы одиночества,  а также причин ее появления

в поэзии Лермонтова... Надо попросить учеников выделить

наиболее  часто  встречающиеся и самые запомнившиеся им

слова и образы из изученных стихотворений. Проделав та-

кую работу в классе и выбрав из всех стихотворений наи-

более характерные слова и выражения,  следует закрепить

эту работу домашним заданием на тему:                 

   "Характерные черты героя лирики Лермонтова".   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  ..