|
|
содержание .. 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 ..
"ВАКХИЧЕСКАЯ ПЕСНЯ" - А.С. Пушкин (анализ стихотворения)
Приступая к работе над "Вакхической песней", учитель должен помнить о месте текста в общей композиции разде- ла "А. С. Пушкин" и не упускать из вида логической свя- зи с предшествующими и последующими произведениями. Заканчивая методический разбор послания "К Чаадае- ву", мы обратили внимание на светлое настроение этого стихотворения. Весь представленный в хрестоматии цикл пушкинской лирики построен как развитие темы света. "Вакхическая песня" посвящена солнцу и свету. Само наз- вание означает песню, исполняемую на пиру, заздравную песню. "Вакхическая песня" Пушкина - здравица солнцу и свету. Прежде всего следует провести с учениками бесе- ду, вводя их в художественное пространство и время, ре- конструируемые Пушкиным в стихотворении. Место. Пир часто появляется в поэзии Пушкина. Тема пира - это тема дружбы. Друзья, объединенные в веселый круг за праздничным столом, для Пушкина - символ братс- тва, соединяющего людей. Образ пира постоянно присутс- твует в политической лирике Пушкина: идея борьбы, еди- номыслия, политического союза связывается для поэта с дружеством, товариществом, братством. Надо иметь в ви- ду, что пир - совместное вкушение хлеба и вина - древ- ний символ неразрывной связи. То, что "Вакхическая пес- ня" исполняется на пиру, связывает ее и с интимной, и с общественной лирикой Пушкина. Ср. "Веселый пир":
Я люблю вечерний пир, Где Веселье председатель, А Свобода, мой кумир, За столом законодатель...
Обратите внимание на то, что "Свобода" и "Веселье" пишутся Пушкиным с большой буквы, а пир - это соедине- ние Свободы и Веселья. Время. Послание "К Чаадаеву" вводит нас как бы в пе- реходный момент: еще ночь, Россия спит, но взойдет звезда - предвест- ница утра, наступит свет, "Россия вспрянет ото сна". Утренняя звезда - предвестница зари - часто появляется в поэзии Пушкина как знак окончания ночи. Ср.:
Уже редеют ночи тени И встречен Веспер петухом...
("Евгений Онегин", 6, XXIV)
"Вакхическая песня" создает перед нашими глазами об- раз перехода от ночи к свету. Это песня, которая испол- няется в момент, когда над горизонтом появляется край солнца. Тема победы света над тьмой проходит через все стихотворение. Оно разделено на три части; смысловым центром частей служат здравицы. Анализ стихотворения удобнее всего связать с работой над композицией, рассмотрев все три части и показав развитие пушкинской мысли. Первая часть.
Что смолкнул веселия глас? Раздайтесь, вакхальны припевы! Да здравствуют нежные девы И юные жены, любившие нас! Полнее стакан наливайте! На звонкое дно В густое вино Заветные кольца бросайте!
Центр части - здравица в честь любви:
Да здравствуют нежные девы И юные жены, любившие нас!
Стихи, посвященные любви, звучат торжественно. Этому способствует употребление славянизмов - "веселие" вмес- то "веселье", "глас" вместо "голос"1. Следует обратить внимание на звуковой строй этого отрывка: обилие гласных (а среди согласных большое чис- ло плавных "м", "н", "л") и полугласного j создает ма- жорное звучание. Заметим, что первая строчка - единс- твенная, заканчивающаяся вопросом. Эта строчка говорит о наступившей минуте молчания и содержит слово с семан- тикой тишины и, может быть, печали: "смолкнул". Все ос- тальное стихотворение противопоставлено первой строчке и наполнено ликующей, радостной лексикой. Ученикам нуж- но указать на полное отсутствие в первой части повест- вовательных интонаций. Все предложения, кроме первого, заканчиваются восклицаниями - призывами к веселью. Вместе с восклицательными интонациями следует отметить и обилие повелительных форм глаголов. В индикативе дан глагол только в первом стихе - "смолкнул". Все осталь- ные глаголы - "наливайте", "бросайте", "подымем"2, "раздайтесь" - императивны. Как мы уже отмечали, форма "да здравствует" также императивна. Все это вместе при- дает первому отрывку стихотворения радостное и волевое звучание. Стихотворение пронизано энер-
Если ученики хорошо усвоили тему "Архаизмы", то можно обратить их внимание на форму "Да здравствует!". В современном русском языке она звучит торжественно, но не воспринимается как архаическая, церковнославянская. В пушкинскую эпоху она употреблялась только в высоко- торжественной речи и сохраняла церковнославянскую ок- раску. Побудительная частица "да" - это архаический си- ноним русскому "пусть" (ср. в "Борисе Годунове": "Да ведают потомки православных"). Троекратное повторение в стихотворении Пушкина "Да здравствует" усиливает тор- жественное звучание текста. 2 Здесь форма 1-го лица множ. ч. употребляется в значении побуждения (ср.: "ударим сплеча").
гиен. Любовь входит в содержание "Вакхической песни" как чувство энергическое и радостное (ср. печальную, меланхолическую и "расслабляющую" интонацию элегической поэзии). Вторая часть стихотворения посвящена поэзии ("Да здравствуют музы!") и знанию. Пушкин ведет нас в мир, в котором первую дверь к свободе отворяют любовь, вино и веселье, вторую - поэзия и мысль, знание. Рабство дер- жит человека в невежестве. Рабство чуждо поэзии. Совре- менник Пушкина декабрист Ф. Глинка писал:
Рабы, влачащие оковы, Веселых песен не поют.
Во второй части разум сопоставляется с солнцем, и подлинной мудрости противопоставлена бледная лампада ложной мудрости. Противопоставляя ложную и истинную мудрость, Пушкин как бы предупреждает читателя, что слово может служить и истине, и лжи. И солнцу истины противостоит бледная лампада лжи. Образ лампады здесь наполнен смыслом: в темноте она кажется светом, но сто- ит появиться солнцу, как она меркнет. Ученики могут за- писать в два столбика и сравнить семантику слов:
Можно попросить учеников определить, к какому столбику подходит выражение "бессмертное солнце ума", а к какому "ложная мудрость", и объяснить, почему. Третья часть состоит лишь из одной строки:
Да здравствует солнце, да скроется тьма!
Краткость третьей части не уменьшает, а увеличивает ее смысловой вес. В одну строку собирается все, что сказано в стихотворении. Слово "солнце" обозначает здесь все оттенки значения "света", а тьма становится обобщенным символом неправды и зла, и две повелительных формы - "Да здравствует", "да скроется" - заканчивают стихотворение энергическим призывом. После анализа текста уместно прочесть с учениками хеттский "Гимн Солнцу" и использовать его для беседы на тему: "Символика света и солнца в мировой поэзии". Уче- ники уже изучили тему романтизма на родном языке, и им можно предложить подготовить беседу на тему "Ночная по- эзия и поэзия солнца". Можно также продиктовать изрече- ние французского философа Декарта: "Истина, ясная, как солнце". Затем следует обратиться к заданию, которое связано с работой по гравюре Ф. Гойи "Сон разума рожда- ет чудовищ". Ученикам следует дать в короткой беседе представление об испанском художнике и о его цикле "Капричос". Полезно также подготовить один-два учени- ческих реферата о жизни и творчестве Гойи с показом репродукций его картин. Комментарий к гравюре Гони "Сон разума рождает чудо- вищ". На переднем плане изображена фигура спящего чело- века в одежде времени Гойи. Судя по тому, что перед ним лежат бумага и инструменты для рисования, человек этот - художник (видимо, сам автор - испанский художник Франсиско Гойя). Изображенные позади него чудовища - совы, филины, летучие мыши и пантера - наделены жутки- ми, гротескными чертами. Это явно не просто птицы и жи- вотные, а страшные, внушающие ужас аллегорические обра- зы. Символический характер рисунка может быть истолко- ван двумя способами. Первое толкование: художник уснул, и окружающие его чудовища - его страшный сон. Вместе с тем подпись, которой снабдил Гойя свою гравюру, раскры- вает другой пласт смысла. Это не обычный сон: уснул ра- зум, спит светлое, критическое, разумное начало в чело- веке. Сон разума вызывает к жизни отвратительные порож- дения неразумия и невежества: жестокость, фанатизм, су- еверие, нетерпимость к чужому мнению, желание подавить мысль. Чудовища, окружающие фигуру человека, в этом втором значении - не сон, они не снятся ему, а действи- тельно существуют, рожденные бессилием разума. Композиция. В гравюре мы сталкиваемся с резкими смысловыми контрастами: 1. Фигура человека находится на переднем плане и ярко освещена. Чудовища - на заднем плане и погружены во тьму. 2. Фигура человека нарисова- на мягко и гармонично, никаких нарушений естественных пропорций, ничего гротескного в ней нет. Чудовища же страшны своей неестественностью. Это хищные птицы с круглыми человеческими глазами, из-за спины спящего выглядывает жуткое существо, видимо, кошка с глазами ведьмы, у ног распростерлась пантера с человекообразным злым лицом. 3. Фигура человека, нарисованная мягкими линиями, бессильна, она поникла, лишенная движения и волн. Центр тяжести ее направлен вниз. Чудовища агрес- сивны, они находятся в движении (слетаются), причем ось их движения перпендикулярна листу бумаги и направлена в упор на зрителя. В чем смысл такого построения? Гравюра Гойи изобра- жает борьбу добра и зла, разума и фанатизма как столк- новение света и тьмы. Тьма, ночь и сон порождают чудо- вищ. Античеловечным чудовищам противопоставлено гуман- ное начало света и разума. Рисунок Гойи показывает тра- гическую напряженность момента - торжество сил тьмы - и, одновременно, вселяет надежду. Разум спит, и человек бессилен перед лицом чудовищ, морды которых полны лико- вания; они предвкушают победу, но силы их только во сне разума. Гойя убежден, что когда взойдет солнце и свет озарит все пространство гравюры, разум проснется и чу- довищные порождения тьмы исчезнут сами по себе. Это вы- ражено сочетанием подписи и света, которым окружена фи- гура человека. После беседы о творчестве Гойи и комментария к гра- вюре следует обратиться к сопоставлению идей гравюры и стихотворения Пушкина. Сравнив значение образов тьмы и света, разума и враждебных ему сил у Пушкина и Гойи, ученики придут к выводу, что поэт и художник подчерки- вают связь разума и искусства (ср.: "Да здравствуют му- зы, да здравствует разум!", у Гойи - спящий человек - художник). Это поможет сделать более общий вывод о том, какую роль Пушкин и Гойя отводят в жизни человека ис- кусству. В сильном классе имеет смысл остановиться и на других гравюрах из серии "Капричос", сопоставить борьбу Гойи с инквизицией и реакцией в Испании конца XVIII в. и борьбой Пушкина с общественным злом. Уместно объяс- нить нарицательное значение, которое получило в совре- менной культуре слово "капричос" (борьба света и тьмы, представленная в гротескных и фантастических образах).
содержание .. 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 ..
|
|
|