"ВАКХИЧЕСКАЯ ПЕСНЯ" - А.С. Пушкин (анализ стихотворения)

  Главная      Учебники - Литература     О поэтах и поэзии: Анализ поэтического текста

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  ..

 

 

 

"ВАКХИЧЕСКАЯ ПЕСНЯ" - А.С. Пушкин (анализ стихотворения)

                                

   Приступая к работе над "Вакхической песней", учитель

должен помнить о месте текста в общей композиции разде-

ла "А. С. Пушкин" и не упускать из вида логической свя-

зи с предшествующими и последующими произведениями.   

   Заканчивая методический разбор послания  "К  Чаадае-

ву",  мы  обратили внимание на светлое настроение этого

стихотворения.  Весь представленный в хрестоматии  цикл

пушкинской  лирики  построен  как  развитие темы света.

"Вакхическая песня" посвящена солнцу и свету. Само наз-

вание означает песню,  исполняемую на пиру,  заздравную

песню.  "Вакхическая песня" Пушкина - здравица солнцу и

свету.  Прежде всего следует провести с учениками бесе-

ду, вводя их в художественное пространство и время, ре-

конструируемые Пушкиным в стихотворении.              

   Место. Пир  часто появляется в поэзии Пушкина.  Тема

пира - это тема дружбы.  Друзья, объединенные в веселый

круг за праздничным столом, для Пушкина - символ братс-

тва,  соединяющего людей. Образ пира постоянно присутс-

твует в политической лирике Пушкина:  идея борьбы, еди-

номыслия,  политического союза связывается для поэта  с

дружеством,  товариществом, братством. Надо иметь в ви-

ду,  что пир - совместное вкушение хлеба и вина - древ-

ний символ неразрывной связи. То, что "Вакхическая пес-

ня" исполняется на пиру, связывает ее и с интимной, и с

общественной лирикой Пушкина. Ср. "Веселый пир":      

  

   Я люблю вечерний пир,                              

    Где Веселье председатель,                           

   А Свобода, мой кумир,                              

   За столом законодатель...                           

  

Обратите внимание  на то,  что "Свобода" и "Веселье"

пишутся Пушкиным с большой буквы,  а пир - это соедине-

ние Свободы и Веселья.                                 

   Время. Послание "К Чаадаеву" вводит нас как бы в пе-

реходный момент:                                      

   еще ночь, Россия спит, но взойдет звезда - предвест-

ница  утра,  наступит свет,  "Россия вспрянет ото сна".

Утренняя звезда - предвестница зари - часто  появляется

в поэзии Пушкина как знак окончания ночи. Ср.:        

 

     Уже редеют ночи тени                               

    И встречен Веспер петухом...                       

  

("Евгений Онегин", 6, XXIV)

                        

   "Вакхическая песня" создает перед нашими глазами об-

раз перехода от ночи к свету. Это песня, которая испол-

няется  в момент,  когда над горизонтом появляется край

солнца.  Тема победы света над тьмой проходит через все

стихотворение.  Оно  разделено на три части;  смысловым

центром частей служат здравицы.                       

   Анализ стихотворения удобнее всего связать с работой

над  композицией,  рассмотрев  все  три части и показав

развитие пушкинской мысли.                             

   Первая часть.                                       

 

  Что смолкнул  веселия  глас?                      

Раздайтесь,  вакхальны припевы!                 

   Да здравствуют нежные девы                         

   И юные жены, любившие нас!                         

    Полнее стакан наливайте!                            

   На звонкое дно                                     

   В густое вино                                      

   Заветные кольца бросайте!                           

  

Центр части - здравица в честь любви:              

  

   Да здравствуют нежные девы                         

   И юные жены, любившие нас!                          

  

Стихи, посвященные любви, звучат торжественно. Этому

способствует употребление славянизмов - "веселие" вмес-

то "веселье", "глас" вместо "голос"1.                 

   Следует обратить  внимание  на  звуковой строй этого

отрывка: обилие гласных (а среди согласных большое чис-

ло плавных "м",  "н", "л") и полугласного j создает ма-

жорное звучание.  Заметим,  что первая строчка - единс-

твенная,  заканчивающаяся вопросом. Эта строчка говорит

о наступившей минуте молчания и содержит слово с семан-

тикой тишины и, может быть, печали: "смолкнул". Все ос-

тальное стихотворение противопоставлено первой  строчке

и наполнено ликующей, радостной лексикой. Ученикам нуж-

но указать на полное отсутствие в первой части  повест-

вовательных интонаций.  Все предложения, кроме первого,

заканчиваются  восклицаниями   призывами  к  веселью.

Вместе  с восклицательными интонациями следует отметить

и обилие повелительных форм глаголов.  В индикативе дан

глагол только в первом стихе - "смолкнул".  Все осталь-

ные  глаголы   "наливайте",  "бросайте",  "подымем"2,

"раздайтесь" - императивны.  Как мы уже отмечали, форма

"да здравствует" также императивна. Все это вместе при-

дает  первому отрывку стихотворения радостное и волевое

звучание. Стихотворение пронизано энер-               

  


Если ученики хорошо усвоили  тему  "Архаизмы",  то

можно  обратить их внимание на форму "Да здравствует!".

В современном русском языке она звучит торжественно, но

не воспринимается как архаическая,  церковнославянская.

В пушкинскую эпоху она употреблялась только  в  высоко-

торжественной  речи  и сохраняла церковнославянскую ок-

раску. Побудительная частица "да" - это архаический си-

ноним  русскому "пусть" (ср.  в "Борисе Годунове":  "Да

ведают потомки православных"). Троекратное повторение в

стихотворении  Пушкина  "Да здравствует" усиливает тор-

жественное звучание текста.                           

   2 Здесь форма 1-го лица  множ.  ч.  употребляется  в

значении побуждения (ср.: "ударим сплеча").           


 

гиен. Любовь входит в  содержание  "Вакхической  песни"

как  чувство  энергическое и радостное (ср.  печальную,

меланхолическую и "расслабляющую" интонацию элегической

поэзии).                                              

   Вторая часть  стихотворения  посвящена  поэзии  ("Да

здравствуют музы!") и знанию. Пушкин ведет нас в мир, в

котором первую дверь к свободе отворяют любовь,  вино и

веселье,  вторую - поэзия и мысль, знание. Рабство дер-

жит человека в невежестве. Рабство чуждо поэзии. Совре-

менник Пушкина декабрист Ф. Глинка писал:             

 

 Рабы, влачащие оковы,

Веселых песен не поют.

      

   Во второй части разум сопоставляется  с  солнцем,  и

подлинной  мудрости  противопоставлена  бледная лампада

ложной мудрости.  Противопоставляя  ложную  и  истинную

мудрость,  Пушкин  как  бы предупреждает читателя,  что

слово может служить и истине,  и лжи.  И солнцу  истины

противостоит  бледная лампада лжи.  Образ лампады здесь

наполнен смыслом: в темноте она кажется светом, но сто-

ит появиться солнцу, как она меркнет. Ученики могут за-

писать в два столбика и сравнить семантику слов:      

солнце

бледнеет 

гори 

мерцает

ясный восход

тлеет 

заря

 

Можно попросить учеников определить,  к какому столбику

подходит выражение "бессмертное солнце ума", а к какому

"ложная мудрость", и объяснить, почему.               

   Третья часть состоит лишь из одной строки:         

 

 Да здравствует солнце, да скроется тьма!

           

   Краткость третьей части не уменьшает,  а увеличивает

ее  смысловой  вес.  В одну строку собирается все,  что

сказано  в  стихотворении.  Слово  "солнце"  обозначает

здесь  все оттенки значения "света",  а тьма становится

обобщенным символом неправды и зла, и две повелительных

формы  - "Да здравствует",  "да скроется" - заканчивают

стихотворение энергическим призывом.                  

   После анализа текста уместно  прочесть  с  учениками

хеттский "Гимн Солнцу" и использовать его для беседы на

тему: "Символика света и солнца в мировой поэзии". Уче-

ники уже изучили тему романтизма на родном языке,  и им

можно предложить подготовить беседу на тему "Ночная по-

эзия и поэзия солнца". Можно также продиктовать изрече-

ние французского философа Декарта:  "Истина, ясная, как

солнце".  Затем  следует обратиться к заданию,  которое

связано с работой по гравюре Ф. Гойи "Сон разума рожда-

ет  чудовищ".  Ученикам  следует дать в короткой беседе

представление об испанском  художнике  и  о  его  цикле

"Капричос".  Полезно  также подготовить один-два учени-

ческих реферата о жизни и  творчестве  Гойи  с  показом

репродукций его картин.                               

   Комментарий к гравюре Гони "Сон разума рождает чудо-

вищ". На переднем плане изображена фигура спящего чело-

века в одежде времени Гойи. Судя по тому, что перед ним

лежат бумага и инструменты для рисования,  человек этот

 художник  (видимо,  сам  автор  - испанский художник

Франсиско Гойя).  Изображенные позади него  чудовища  -

совы,  филины, летучие мыши и пантера - наделены жутки-

ми, гротескными чертами. Это явно не просто птицы и жи-

вотные, а страшные, внушающие ужас аллегорические обра-

зы.  Символический характер рисунка может быть истолко-

ван двумя способами. Первое толкование: художник уснул,

и окружающие его чудовища - его страшный сон.  Вместе с

тем подпись, которой снабдил Гойя свою гравюру, раскры-

вает другой пласт смысла. Это не обычный сон: уснул ра-

зум, спит светлое, критическое, разумное начало в чело-

веке. Сон разума вызывает к жизни отвратительные порож-

дения неразумия и невежества: жестокость, фанатизм, су-

еверие,  нетерпимость к чужому мнению, желание подавить

мысль.  Чудовища,  окружающие  фигуру человека,  в этом

втором значении - не сон, они не снятся ему, а действи-

тельно существуют, рожденные бессилием разума.        

   Композиция. В  гравюре  мы  сталкиваемся  с  резкими

смысловыми контрастами: 1. Фигура человека находится на

переднем  плане  и ярко освещена.  Чудовища - на заднем

плане и погружены во тьму. 2. Фигура человека нарисова-

на  мягко и гармонично,  никаких нарушений естественных

пропорций,  ничего гротескного в ней нет.  Чудовища  же

страшны  своей  неестественностью.  Это  хищные птицы с

круглыми человеческими  глазами,  из-за  спины  спящего

выглядывает  жуткое существо,  видимо,  кошка с глазами

ведьмы, у ног распростерлась пантера с человекообразным

злым лицом.  3.  Фигура человека,  нарисованная мягкими

линиями,  бессильна,  она поникла,  лишенная движения и

волн.  Центр тяжести ее направлен вниз. Чудовища агрес-

сивны, они находятся в движении (слетаются), причем ось

их движения перпендикулярна листу бумаги и направлена в

упор на зрителя.                                       

   В чем смысл такого построения?  Гравюра Гойи изобра-

жает борьбу добра и зла,  разума и фанатизма как столк-

новение света и тьмы.  Тьма, ночь и сон порождают чудо-

вищ.  Античеловечным чудовищам противопоставлено гуман-

ное начало света и разума. Рисунок Гойи показывает тра-

гическую  напряженность  момента - торжество сил тьмы -

и, одновременно, вселяет надежду. Разум спит, и человек

бессилен перед лицом чудовищ, морды которых полны лико-

вания; они предвкушают победу, но силы их только во сне

разума.  Гойя убежден,  что когда взойдет солнце и свет

озарит все пространство гравюры,  разум проснется и чу-

довищные порождения тьмы исчезнут сами по себе. Это вы-

ражено сочетанием подписи и света, которым окружена фи-

гура человека.                                         

   После беседы  о творчестве Гойи и комментария к гра-

вюре следует обратиться к сопоставлению идей гравюры  и

стихотворения Пушкина.  Сравнив значение образов тьмы и

света,  разума и враждебных ему сил у Пушкина  и  Гойи,

ученики придут к выводу,  что поэт и художник подчерки-

вают связь разума и искусства (ср.: "Да здравствуют му-

зы,  да здравствует разум!",  у Гойи - спящий человек -

художник). Это поможет сделать более общий вывод о том,

какую  роль  Пушкин и Гойя отводят в жизни человека ис-

кусству. В сильном классе имеет смысл остановиться и на

других гравюрах из серии "Капричос", сопоставить борьбу

Гойи с инквизицией и реакцией в Испании конца XVIII  в.

и  борьбой Пушкина с общественным злом.  Уместно объяс-

нить нарицательное значение,  которое получило в совре-

менной  культуре слово "капричос" (борьба света и тьмы,

представленная в гротескных и фантастических образах).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  ..