|
|
содержание .. 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 ..
"ПЛЕННЫЙ РЫЦАРЬ" - М.Ю. Лермонтов (анализ стихотворения)
В системе семантических значений большое место зани- мает метафора. Метафора основана на переносе признаков с предмета на предмет или с понятия на понятие. Аристо- тель говорил: "Слагать хорошие метафоры - значит подме- чать сходство в природе". Метафоры свойственны и худо- жественной, и бытовой речи. Каждый язык имеет свой на- бор метафор, расширяемый в поэзии на данном языке. Поэ- тому между владением метафорической речью и умением об- разно и ясно выражать свои мысли на данном языке су- ществует прямая связь. Стихотворение Лермонтова "Плен- ный рыцарь" построено на развернутой метафоре. Это заставляет учителя внимательно отнестись к вопросу и освежить в памяти учеников понятие метафоры, прежде чем приступать к анализу стихотворения. Текстуальный анализ. Стихотворение разделено Лермон- товым на строфы, каждая из которых является композици- онным сегментом. Это создает удобство для анализа: раз- бор стихотворения следует производить по строфам. В первой строфе стихотворения заданы основные смыс- ловые оппозиции (противопоставления): тюрьма - воля. Тюрьма ("темница") упомянута уже в первом стихе, причем в самом сильном его месте - в рифме. Здесь уместно бу- дет заметить, что рифма играет в стихе особую роль: на рифму падает обычно смысловое и интонационное ударение, рифма и в звуковом отношении представляет собой наибо- лее сильное место в стихе. Поэтому слова, стоящие в рифменном положении, как правило, - основные носители смысла. В данном случае противопоставление тюрьма - во- ля реализуется с помощью рифмующихся слов: "темницы" - "вольные птицы". Соединение птицы с понятием свободы свойственно самому языку. Ср. поговорку: "Волен, как птица". Образ этот и до Лермонтова многократно употреб- лялся в поэзии. В частности, Лермонтов, конечно, помнил строчку из стихотворения Пушкина "Узник":
Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Однако в стихотворении "Пленный рыцарь" есть одна существенная особенность. Герой Пушкина направляет свои взоры чаще всего вперед; в "Вакхической песне" это го- ризонт, из-за которого появляется солнце, в послании "К Чаадаеву" также край неба (заря). Герой стихотворения Лермонтова "Небо и звезды" смотрит снизу вверх. "Плен- ный рыцарь" также направляет свои взоры вверх. Уже пер- вый стих ясно характеризует место героя и направление его взгляда: "сижу под окошком" - "синее небо... вид- но". Таким образом, герой находится в тесном и темном помещении (значение тесноты и темноты естественно вхо- дит в понятие темноты) и смотрит снизу вверх в бескрай- нее и светлое небо:
В небе играют все вольные птицы.
Птицы в этом стихе выполняют такую же смысловую роль, как звезды в предшествующем стихотворении. Не случайно птицы и звезды (связанные у Лермонтова с поня- тием свободы и недосягаемости) наделяются в его поэзии сходными признаками. Ср. в стихотворении "Пророк":
И звезды слушают меня, Лучами радостно играя.
В анализируемой строфе первое слово "молча" имеет для Лермонтова очень важный смысл, ассоциируясь с пле- ном, рабством. Способность петь связывается у поэта со свободой. Поэтому, например, звезды у Лермонтова могут быть наделены звучащими характеристиками. Ср. в стихот- ворении "Выхожу один я на дорогу...":
И звезда с звездою говорит...
Таким образом, в стихотворении "Пленный рыцарь" (в пер- вой строфе) сталкиваются расположенная внизу тесная, темная тюрьма - место молчания - и верхний мир, мир си- него неба и вольных, играющих птиц. В этот созданный им мир поэт вводит своего героя. Как и герой стихотворения "Небо и звезды", пленный рыцарь расположен в нижнем ми- ре, но устремил свои взоры в верхний. Можно сказать, что исходная ситуация обоих стихотворений почти одина- кова. Однако нельзя не отметить и существенное разли- чие. Обратимся снова к рифмам. Как мы уже говорили, рифмы первого и третьего стиха характеризуют пространс- тво, в котором находится герой. Рифмы, связывающие вто- рой и четвертый стих, характеризуют самого героя. Если третий стих напоминает нам "Небо и звезды", то рифма четвертого стиха неожиданна. Почему пленному рыцарю не только больно, но и стыдно, а герою стихотворения "Небо и звезды" было только больно} После того, как ученики задумались над значением слова "стыдно", следует вер- нуться к заглавию стихотворения и подвергнуть его ана- лизу. Выражение "пленный рыцарь" содержит в себе проти- воречие: само понятие "рыцарь" включает в себя в нашем сознании представление о смелости, воинственности, бое- вых подвигах, но отнюдь не понятий плена, заключения и тюрьмы. Таким образом, само заглавие стихотворения ука- зывает на аномальную, противоестественную ситуацию, в которой находится ее герой. Он - рыцарь, но рыцарь-уз- ник. Образ тюрьмы и узника в поэзии после подавления декабрьского восстания получил совершенно особый, акту- альный смысл. Тюрьма в поэзии Лермонтова - обычная ме- тафора жизни в неволе. Пленный рыцарь, в отличие от героя стихотворения "Небо и звезды", не поэт-мечтатель, а воин. Он должен был победить или пасть, а вместо этого он жив, побежден и заключен в темницу. Итак, героя стихотворения "Пленный рыцарь" характе- ризует не только обычная для Лермонтова жажда свободы, но и чувство своей вины. Вторая строфа разделяется на две половины границей между вторым и третьим стихами. Первые два стиха разви- вают тему молчания, вторые два создают образ боя. Это противопоставление напоминает нам известные слова Рыле- ева: "Я не поэт, я - гражданин". Лермонтовский герой не поэт, а воин. Но трагизм его положения состоит в том, что битвы для него существуют только в прошлом. Это подчеркивается не только эпитетом "старинные", но и глаголом "помнить":
Помню я только старинные битвы...
Битва существует только в памяти, в реальности же - тюрьма. Третья и четвертая строфы представляют собой развернутую метафору, смысл которой в том, что детали тюрьмы превращаются в части рыцарского вооружения: "ка- менный панцырь", "каменный шлем", "конь" - время,
1 В современном языке написание "панцирь", однако Лермонтов придерживался более архаического "панцырь". Мы сохраняем лермонтовскую орфографию, поскольку в поэ- тическом тексте и эта сторона имеет значение. Однако учителю следует предупредить учеников, оговорив совре- менное написание.
"щит" - двери темницы. Сгущенная метафора третьей строфы получает распространение в четвертой. При этом следует обратить внимание на столкновение в стихотворе- нии трех образных миров: мы уже говорили о тюрьме и не- бе, следует добавить еще один - бой. Каждый из этих ми- ров имеет свою характеристику. В частности, противопос- тавление тюрьмы и боя осуществляется как антитеза камня и железа. Железо вызывает ассоциации с борьбой за сво- боду, камень - с тюрьмой. В этом смысл метафор "камен- ный панцырь", "каменный шлем" и др. Пятая строфа заключает стихотворение. Она характери- зуется резким интонационным переломом. Следует обратить внимание учеников на то, что в предшествующих четырех строфах не было ни одного восклицательного знака, а в последней строфе их два. В предшествующих строфах пред- ложение охватывало строфу, следовательно, декламация требовала длинного дыхания и ровной, несколько монотон- ной интонации. Это соответствует настроению уныния и бессилия заключенного в тюрьме рыцаря. В последней строфе - три законченных предложения, два из которых - восклицательные. Переход от изъявительных форм к пове- лительным также меняет интонацию и вносит в стихотворе- ние волевое начало. Чем же обусловлен этот интонационный слом? Четыре первые строфы создают образ рыцаря, побежденного и превращенного в узника, последняя строфа меняет настро- ение. Герой Лермонтова становится победителем. В сти- хотворении появляется еще один персонаж - смерть. Смерть не пугает рыцаря, более того, он отводит ей роль послушного слуги:
Смерть, как приедем, подержит мне стремя.
Смысл этой строки станет понятен, если мы вспомним рыцарский ритуал, по которому подержать стремя рыцарю - должность слуги или оруженосца. Символически этот жест означал подчинение. Таким образом, не смерть господс- твует над рыцарем, а рыцарь над смертью. Он - хозяин, она - слуга. Лермонтов подчеркивает, что тот, кто раз- бит и силой загнан в темницу, еще не побежден, если у него хватает душевных сил противостоять обстоятельст- вам, помнить "старинные битвы", не смиряться перед вра- гом и не бояться смерти. Именно эта отвага и нежелание душевно капитулировать перед врагом превращает пленного рыцаря из побежденного в победителя и заканчивает сти- хотворение не пессимистическими, а волевыми и мажорны- ми, хотя и трагическими, интонациями. Текстуальный анализ подготовит учеников к вы- полнению самостоятельной работы. Уместно, завершив ра- боту над стихотворением, сопоставить "пленного рыцаря" с образом Наливайко из "Исповеди Наливайки" Рылеева и с героями пушкинского послания "К Чаадаеву". Ученики знают об основных этапах русского революционного движения и об исторических условиях, в которых жил Лер- монтов. Сопоставляя героев Рылеева, Пушкина и Лермонто- ва, следует активизировать эти данные и использовать их для построения беседы. Уместно провести беседу на тему: "Какие черты романтического героя видны в "Пленном ры- царе"?"
содержание .. 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 ..
|
|
|