|
|
содержание .. 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 ..
"НА СЕВЕРЕ ДИКОМ СТОИТ ОДИНОКО..." - М.Ю. Лермонтов (анализ стихотворения)
В стихотворении "Пленный рыцарь" мы обновили в соз- нании учеников понятие метафоры. Сейчас оно нам снова пригодится. Стихотворение Лермонтова, если понимать текст в прямом значении, можно отнести к пейзажной ли- рике. Однако по своему глубинному смыслу оно лирико-фи- лософское. Пейзаж имеет в тексте характер развернутой метафоры. Речь в стихотворении идет об отношениях между людьми. После того как учащиеся прослушали, прочли и усвоили незнакомую им лексику стихотворения, следует обратить их внимание на метафорическое построение текс- та и на соотношение в нем прямых ("пейзажных") и пере- носных ("человеческих") значений. Прежде всего, можно попросить учащихся выделить словесные характеристики сосны и пальмы как растений: сосна "стоит... на голой вершине", "пальма растет" "на утесе". После этого можно спросить учеников, говорят ли обычно о деревьях (в пря- мом смысле), что они "дремлют", что "им снится", что они "грустны", так как одиноки. Получив ответ, что подобные чувства и действия свойственны не деревьям, а людям, учеников нужно под- вести к пониманию двойного, метафорического построения значений текста. Затем выделяются два главных вопроса: 1. Сопоставление стихотворения Лермонтова с характе- ристикой стихотворения Гейне. Необходимо, чтобы ученики поняли, что Лермонтов заменил любовный сюжет немецкого оригинала общефилософским. Вопрос граммати- ческого рода "героя" стихотворения Гейне и "героини" (сосны) у Лермонтова должен быть особо подчеркнут, так как эта важная черта может ускользнуть от внимания уча- щихся, которые на родном языке не знают категории рода. Если ученики его класса изучают немецкий язык, учи- тель может провести интересную работу по сопоставлению оригинала Гейне с вольным его переложением Лермонтовым, произведя сопоставительный анализ стиля двух стихотво- рений. Здесь уместно обратиться за помощью к преподава- телю немецкого языка, который может не только прокон- сультировать коллегу-русиста, но и изучить на своих уроках с учениками текст Гейне.
Heinrich Heine
Ein Fichtenbaum steht einsam Im Norden auf kahler Hoh. Ihn schlafert; mit weisser Decke Umhullen ihn Eisund Schnee.
Er traumt von einer Paime, Die, fern im Morgenland, Einsam und schweigend trauert Auf brennender Felsenwand.
2. Обсуждаются две основные темы стихотворения: а) Тема столкновения мечты и реальности. Первая строфа говорит о реальной картине: сосна, за- мерзающая "на голой вершине", "на севере диком". Вторая картина - сон сосны. Пальма существует в воображении, сне, мечте сосны. Ее бытие имеет условный характер (этот момент пригодится позже, при анализе стихотворе- ния "Сон", поэтому его надо подчеркнуть). Это вызывает вторую тему. б) Раскрытие мира мечты. Естественно было бы предположить, что замерзающая и страдающая от одиночества сосна мечтает о другой - ве- селой и счастливой - пальме. Но пальма, которая снится сосне, похожа на нее; она так же несчастлива на своем юге, как сосна на своем севере. Герой Лермонтова стре- мится не к благополучию, а к преодолению одиночества, он мечтает о другом одиноком существе, которое так же, как и он, рвется к общению. Учащиеся не поймут поэзии Лермонтова, если будут думать, что главная беда его ге- роя - плохие условия жизни, что сосна страдает от физи- ческого холода и снега на диком севере. Холод, который имеет в виду Лермонтов, - душевный холод. Герой его жаждет душевного тепла, общения, единства, а страдает от разобщенности и невозможности соединения. В поэме Лермонтова "Мцыри" герой мечтает:
Хотя на миг когда-нибудь Мою пылающую грудь Прижать с тоской к груди другой, Хоть незнакомой, но родной...
Работа над звуковой организацией стихотворения. Сти- хотворение "На севере диком...", внимательно прочитан- ное, привлечет учащихся высокой музыкальностью. Текст удобен для того, чтобы продемонстрировать законы его звуковой организации. Первые две строки создают звуко- вой образ пейзажа повторением фонем "с", "т", "н" ("се- вере", "стоит", "сосна", "одиноко", "снегом", "сыпу- чим"). Так же отчетливо организована в первых двух сти- хах и система гласных: решительный перевес имеют глас- ные переднего ряда "е", "и" и слаболабиализованная фо- нема "о". Рисунок гласных выглядит так (ударные выделе- ны): иееенооноиооиооенеоа.. Из схемы видно, что фонема "а", открытая и резко выпадающая из общего рисунка строк, встречается только в трех местах - в начале, конце и середине, создавая как бы контрастную рамку. В ударном положении "а" появляется только в конце второго стиха, однако там этот звук связан с ключевым смысловым словом "сосна". Таким образом, консонантизм сближает сосну со всем зимним пейзажем, оркестрованным на звук "с", а вокализм резко выделяет. Одновременно ударное "а" в слове "сосна" перекидывает мост (через опоры "она", "одна", "грустна") ко второму главному образу - пальме. Строка "Прекрасная пальма растет" с двумя удар- ными "а" как бы завершает второе большое кольцо "а" - "а". Таким образом, звуковое построение стихотво-
Выражение "снится ей все" означает: "снится ей все время, непрерывно". "Все" здесь наречие со значением "постоянно", а не средний род от местоимения "весь".
рения создает два разных мира (севера и юга) и образы двух разных героев (сосны и пальмы) и вместе с тем под- черкивает их глубокое единство. Анализ звуковой струк- туры стихотворения имеет целью не столько научить уче- ников разбирать текст на фонемном уровне (навыки такого анализа являются средством, а не целью), сколько нау- чить их слушать музыку стиха, научить их, читая стихи, чувствовать красоту звучания и старательно и правильно артикулировать звуки поэтической речи. А это, в свою' очередь, обучит их вообще ощущать звуковую красоту язы- ка. Необходимо иметь в виду, что бытовая речь, деловое говорение, - язык, который получают ученики во внеучеб- ное время, - язык смазанной фонетики. Практическая речь тороплива, стремится быстрее добраться до смысла и яв- ляется плохой школой фонологического артикулирования. Для того, чтобы правильно говорить, надо приучить себя понимать звуковую красоту стиха, а для этого лучшая школа - поэзия.
содержание .. 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 ..
|
|
|