|
|
содержание .. 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 ..
"АНЧАР" - А.С. Пушкин (анализ стихотворения)
"Вакхическая песня", как мы видели, посвящена тор- жеству света и добра над злом и тьмой. В поэзии Пушкина господствуют светлые, жизнеутверждающие образы. Однако и мир зла занимает в его лирике большое место. В посла- нии "К Чаадаеву" это был образ политического рабства, огромной тюрьмы, на обломках которой должны написать имена борцов за свободу. В "Вакхической песне", в пос- леднем стихе, прозвучало слово "тьма" ("да скроется ть- ма"). Тьма в "Вакхической песне" только упомянута. Она не имеет собственных признаков и наполняется негативным содержанием. В стихотворении прославляются поэзия, лю- бовь и свет Разума. Тьма воспринимается как отрицание и поэзии, и любви, и "солнца бессмертного ума". Следующее по программе стихотворение "Анчар" пол- ностью посвящено изображению мира зла. Это самое суро- вое стихотворение в творчестве Пушкина. Здесь поэт за- думал собрать воедино все черты зла и придать им обоб- щенный характер. Прочитав первое четверостишие, следует выделить в последнем стихе числительное "один". Все изученные нами до сих пор стихотворения Пушкина, в той или иной форме, посвящены были радости единения людей. Их темами были: любовь, дружба, веселье, пиры. Нигде герой стихотворе- ния не представал изолированным от мира и враждебным миру. Даже там, где ему предстояло вступить в борьбу, прежде всего выделялось братство, товарищество, дружба - объединение людей света в борьбе с тьмой, людей сво- боды в борьбе с рабством. Первое, что мы узнаем об ан- чаре, это то, что он один. Анчар - "древо ада", как пояснил сам Пушкин, стано- вится в стихотворении воплощением всеобщего зла. В пер- вой строфе следует обратить внимание на мир, окружающий его. В современном литературоведении большое место уделя- ется категории художественного пространства. Смысл это- го понятия сводится к следующему: поэт, романист, драматург или художник - любой соз- датель произведения искусства - не только создает обра- зы, но и помещает их в некоторый им созданный мир. В этом смысле можно сказать, что произведение искусства - это определенный мир, который создается автором для то- го, чтобы объяснить мир реальный. Одни авторы уводят читателя в мир исторических героев, другие в мир фан- тастических происшествий, третьи создают картины обы- денной действительности, в точности напоминающие то, что читатель видит вокруг себя. Каждое из этих прост- ранств требует и своего героя: невозможно героя былины поместить в чеховскую драму, а героя Чехова перенести в лермонтовскую лирику. Таким образом, писатель создает для нас не только фигуры людей, но и целостный образ мира. Понятно, что этот образ у романтика, реалиста или писателя любого другого направления имеет черты своеоб- разия. В "Вакхической песне" Пушкин перенес нас в пространство, заполненное радостью и весельем, в закры- тое помещение, внутри которого происходит пир. Этот тесный мир - мир людей, объединенных дружбой и служени- ем Разуму, находится в согласии с огромным космическим миром. В кругу друзей господствуют разум и веселье, в космическом мире господствует солнце, появлением кото- рого и исчезновением тьмы завершается стихотворение. Посмотрим, как строится пространство в "Анчаре". Первое слово - "пустыня". Поэт переносит нас в пус- той мир, что сразу создает противопоставление миру "Вакхической песни" и подготавливает тему одиночества (ср.: "стоит один"). Пустыня получает ряд резко отрицательных характерис- тик: "чахлая", "скупая". Эти эпитеты обладают признаком одушевленности. Если "чахлая" можно сказать про челове- ка, животное и растение (чахлое дерево, чахлый цветок), но нельзя сказать про неодушевленный предмет (чахлый стол, чахлый дом), то эпитет "скупой" может быть отне- сен только к живому существу, более того, только к че- ловеку. Это очень важно. Когда мы говорим "старый дом", "гнилая доска", мы представляем себе неодушевленный предмет - пассивный объект совершающегося над ним дейс- твия (старение, гниение). Предмет, вещь пассивны, не имеют воли, не делают, а являются объектами действия. Поэтому даже если они участвуют в чем-то злом, сами но- сителями зла они не являются. Можно причинить зло, уда- рив камнем, но сам камень в причиняемом зле не виноват и носителем зла не является. Эпитеты, придающие пустыне характер живого и челове- коподобного существа, как бы наделяют ее свойствами че- ловека, в том числе: волей, активностью. Это заставляет нас воспринимать пустыню в первых строках стихотворения как злое существо - существо, имеющее злую волю и явля- ющееся активным создателем окружающего зла. Второй стих довершает образ пространства темой бесплодности. Сухая, раскаленная зноем почва - это мертвая почва. Земля в поэзии всех стран и народов на протяжении веков - образ матери, создающей жизнь. При этом в народной поэзии плодородная земля имеет постоянный эпитет, указывающий на влажность: "Мать - сыра земля". Пушкин создает образ мира зла, пространства антимира, в котором привычные черты мира разрушены и заменены чудовищно искаженными. Земля здесь - "почва": синоним, имеющий то же значение, но лишенный всех фольклорно-поэтических ассоциаций, связанных со словом "земля". Последние два стиха создают образы космического пространства - "один во всей вселенной" и опасности - "как грозный часовой". После того, как проделан подробный комментарий к первой строфе, ученикам можно предложить выписать эпи- теты "чахлый", "скупой", "зноем раскаленный", "гроз- ный", "один" (в данном тексте выступает как эпитет) и охарактеризовать то общее в семантике настроений, что вызывают эти слова. Дома учащиеся могут написать короткий текст (расс- каз) с употреблением этих слов. При анализе этих зада- ний ученики убедятся, что содержание всех рассказов са- мо собой получится мрачное, грозное или безнадежное. Из этого следует попутный теоретический вывод: выше мы го- ворили о художественном пространстве - оно создается всей суммой лексики, которой пользуется поэт. Внима- тельно обдумав слово за словом то или иное стихотворе- ние, мы неизбежно погружаемся в мир, созданный поэтом. Первая строфа стихотворения "Анчар" привела нас в мрач- ный мир всемирного зла. Об анчаре здесь еще говорилось мало, про него было сказано только то, что он один и стоит, как грозный часовой. Вторая строфа посвящена ха- рактеристике анчара, его отношению к Природе, к тому Космосу, в центре которого он стоит. Основной образ второй строфы - образ нелюбимого, не- желанного сына, вызывающего ненависть своей матери. В первой строфе говорилось о бесплодии пустыни, во второй природа рождает анчар, как бы опровергая свою бесплод- ность. Но это противоестественное рождение - "в день гнева". В сказках многих народов существуют рассказы о том, как злое существо - ведьма - в минуту гнева порож- дает чудовищное дитя, которое сама ненавидит. Она наде- ляет его способностью причинять людям зло и нести нес- частья. Этот образ возникает за строчками второй стро- фы: "Природа жаждущих степей..." (обратите внимание на то, что эпитет "жаждущих" отсылает к символизирующим бесплодность эпитетам первой строфы - "чахлый", "ску- пой", "раскаленный"). В день гнева порождается анчар. Дары, которыми награждает мать свое дитя, противоес- тественны:
И зелень мертвую ветвей И корни ядом напоила.
И в самом анчаре все время подчеркивается противоес- тественность, нарушение обычного и правильного порядка вещей. Выражение "мертвая зелень" содержит оксюморон, то есть эпитет, который противоречит сущности определя- емого слова (типа: сладкая горечь, звонкая тишина). Слово "зелень" содержит в себе понятие свежести, прох- лады, весны - жизни. Сочетание "зелень мертвая" воспри- нимается читателем как чудовищное нарушение норм приро- ды. В таком ключе должно восприниматься и все стихотво- рение. У Пушкина природа всегда добра по отношению к человеку, гармонирует с его лучшими чувствами. Именно поэтому та природа, образ которой создается в стихотво- рении "Анчар", кажется чудовищно искаженной. Последую- щие три строфы рисуют образ анчара. Они развертывают тему одиночества. Анчар враждебен всему в природе:
К нему и птица не летит И тигр нейдет - лишь вихорь черный На древо смерти набежит И мчится прочь, уже тлетворный.
Слово "птица" в оценочном отношении нейтрально, но "тигр" устойчиво связывается с идеей хищничества; пере- ход от птицы к тигру дает нарастание зла: даже злое в природе убегает от анчара. Он не только одинок - он с источник зла, активный его создатель. Стихии природы, приходя с ним в соприкосновение, делаются разрушитель- ными. Ветер, сталкиваясь с деревом смерти, получает страшное название "вихорь черный" и, пролетая мимо не- го, становится носителем зла. Особо следует задержать внимание на слове "тлетворный". Это слово из высокой славянской лексики имеет два корня - тлен (разрушение, гибель, уничтожение) и творить (создавать). В словаре церковнославянского языка Петра Алексеева (1819 г.) слово "тлетворный" имеет следующее значение: "смерто- носный, ядовитый, пагубный", например: "тлетворный воз- дух", то есть моровое поветрие. Моровое поветрие - это эпидемия чумы. Пушкин, несомненно, знал словарь Петра Алексеева и такое значение слова "тлетворный воздух". Конечно, реальное дерево, называемое "анчар", произрас- тающее в Индонезии и действительно имеющее ядовитую смолу, не является столь страшным распространителем смерти и уж конечно не способно вызывать эпидемию, од- нако Пушкин, который все это знал, создает не ботани- ческое описание одного ядовитого дерева, а обобщенную художественную картину зла в природе. Именно потому, что Пушкин очень любил лес и дерево для него всегда связывалось с жизнью, с творческими силами природы, со способностью жизни противостоять смерти (ср.: "Стоит широко дуб над важными гробами, / Колеблясь и шу- мя..."), сочетание дерева и смерти казалось ему особен- но противоестественным. Такой же смысл имеет и пятая строфа. Во всех предшествующих стихах нагнеталось зна- чение жажды - "раскаленный", "чахлый", "жаждущий" и др. В пятой строфе появляется дождь, который должен был бы восприниматься как счастливое избавление от мук жажды. Но в извращенном пространстве зла и дождь становится источником смерти:
И если туча оросит, Блуждая, лист его дремучий, С его ветвей, уж ядовит, Стекает дождь в песок горючий.
С начала шестой строфы в стихотворении происходит идейно-композиционный перелом: до сих пор речь шла о зле в природе, о зле, существующем в самом порядке ми- ра. Теперь начинается рассказ о зле, создаваемом чело- веком. Союз "но" резко делит интонацию стихотворения на две части. Прежде всего обратим внимание на то, что в первой части все глаголы подчеркивают отсутствие кон- тактов с анчаром: к нему никто не идет, от него все убегают ("стоит один", "к нему и птица не летит и тигр нейдет", "вихорь... мчится прочь", дождь "стекает"). Вторая половина стихотворения начинается с движения к анчару: "послал к анчару", "послушно в путь потек". Уже это создает образ двойного" извращения: само существо- вание дерева яда есть нарушение законов природы. Но и в природе все от него убегают, человек же создает еще бо- лее страшное нарушение - он заставляет другого человека идти к дереву яда. Вторая часть стихотворения состоит из четырех строф, в которых основной смысл сосредоточен в первой и последней, а две центральные развивают тему. Первая строфа второй части начинается стихами, со- держащими в себе глубокое противоречие:
...человека человек послал к анчару властным взглядом.
"Человека" и "человек" - два эти слова (фактическое повторение одного слова два раза) внушают мысль о ра- венстве того, кто послал, и того, кто был послан. Оба они - люди, оба равны друг другу. Но тогда непонятно, почему один послал (послал, даже не прибегая к наказа- нию, "послал властным взглядом"), а другой послушно по- шел ("потек" - церковнославянский синоним для слова "пошел"). Почему один человек может другого послать на верную смерть? Смысл выявляется в последующих строках, где один человек именуется "раб", а другой - "князь" и "непобедимый владыка". Этим раскрывается противоестест- венность рабства. Перед лицом природы оба человека рав- ны между собой, но в человеческом обществе один из них - владыка, а другой - раб. Зло существует в природе, но сама же природа его изолирует, отводит ему уединенное, изъятое из мира пространство. И только человек, созда- вая владык и рабов, сотворя противоестественное рабс- тво, вырывает природное зло из изоляции и использует его для угнетения других людей. Анчар, который в первой половине стихотворения выступал как активный носитель зла, владыка зла, здесь становится лишь инструментом в еще более злых руках - руках князя. Образ рабства, соз- даваемый во второй половине стихотворения, характеризу- ется следующими словами: "послушно", "возвратился с ядом", "принес", "ослабел", "лег", "умер у ног". Влады- ка характеризуется словами: "послал властным взглядом". Мы видим, что характеристика раба более подробна. Непо- бедимый владыка вызывает у нас недвусмысленно отрица- тельное отношение. Он - двойник анчара, источник зла и убийца. Важно отметить, что для Пушкина владыка как уг- нетатель своего народа и захватчик, несущий рабство со- седнему народу, - два проявления единой сущности деспо- тизма. Рабство и война связаны. Князь, убийца послушно- го раба,
...гибель разослал К соседям в чуждые пределы.
Сложнее образ раба. Он, бесспорно, вызывает наше со- чувствие. Эпитет "бедный", выразительная картина: "И пот по бледному челу / Струился хладными ручьями" - создают образ страдающего человека, жертвы деспотичес- кой воли князя. Однако нельзя не заметить, что именно послушание раба, его покорность, готовность, жертвуя жизнью, выполнить волю деспота (ведь князь все равно отнял бы у него жизнь, независимо от того, покорился ли бы он или же выразил протест!) объективно служит делу деспотизма. Раб - не только жертва, но и распространи- тель зла. Пушкин подчеркивает это, характеризуя одина- ковыми словами раба и стрелы, с помощью которых князь разбросал гибель в чужих странах: раб "послушно в путь потек", князь разбросал "послушливые стрелы". Покор- ность раба превращает его не только в жертву, но и в соучастника зла. Эта мысль связывает "Анчар" с пред- шествующими изученными нами стихотворениями Пушкина и несет в себе идею возмущения против зла. Как мы уже от- мечали, "Вакхическая песня" заканчивается словами "да скроется тьма!". Характерно, что хотя действие "Анчара" развертывается в пространстве пустыни и постоянно упо- минаются жар, зной, безводность, во всем стихотворении нет слов "солнце" и "свет". Свет и солнце для Пушкина несовместимы со злом и рабством, зато образы тьмы в стихотворении мелькают: "вихорь черный", "лист дрему- чий". Мы уже говорили, что "Анчар" - одно из самых мрачных стихотворений Пушкина, но и оно несет в себе надежду на возможность света. Работа над композицией. Проделав текстуальный анализ стиха за стихом, можно рассмотреть с учениками компози- цию стихотворения, то есть проследить, как основная мысль Пушкина развивается на протяжении текста. Здесь следует начать с разделения стихотворения на две смыс- ловые и интонационные половины (первые пять строф и последующие четыре, начиная с союза "но"). Основная мысль этих частей может быть определена как "Зло в при- роде" и "Зло в обществе", однако заглавия частям жела- тельно подобрать из текста стихотворения. Далее нужно сопоставить образ анчара и образ князя, подчеркнуть от- сутствие образа раба в первой части (в природе нет рабства, тигр и птица убегают от анчара) и вспомнить образ раба во второй части. В заключение следует свя- зать стихотворение с посланием "К Чаадаеву" и "Вакхи- ческой песней".
содержание .. 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 ..
|
|
|