"АНЧАР" - А.С. Пушкин (анализ стихотворения)

  Главная      Учебники - Литература     О поэтах и поэзии: Анализ поэтического текста

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  ..

 

 

 

  

"АНЧАР" - А.С. Пушкин (анализ стихотворения)

                                            

   "Вакхическая песня",  как мы видели,  посвящена тор-

жеству света и добра над злом и тьмой. В поэзии Пушкина

господствуют светлые,  жизнеутверждающие образы. Однако

и мир зла занимает в его лирике большое место. В посла-

нии "К Чаадаеву" это был образ  политического  рабства,

огромной  тюрьмы,  на  обломках которой должны написать

имена борцов за свободу.  В "Вакхической песне", в пос-

леднем стихе, прозвучало слово "тьма" ("да скроется ть-

ма").  Тьма в "Вакхической песне" только упомянута. Она

не имеет собственных признаков и наполняется негативным

содержанием.  В стихотворении прославляются поэзия, лю-

бовь и свет Разума. Тьма воспринимается как отрицание и

поэзии, и любви, и "солнца бессмертного ума".         

   Следующее по программе  стихотворение  "Анчар"  пол-

ностью посвящено изображению мира зла.  Это самое суро-

вое стихотворение в творчестве Пушкина.  Здесь поэт за-

думал  собрать воедино все черты зла и придать им обоб-

щенный характер.                                      

   Прочитав первое четверостишие,  следует  выделить  в

последнем стихе числительное "один". Все изученные нами

до сих пор стихотворения Пушкина, в той или иной форме,

посвящены были радости единения людей.  Их темами были:

любовь,  дружба, веселье, пиры. Нигде герой стихотворе-

ния  не  представал  изолированным от мира и враждебным

миру.  Даже там,  где ему предстояло вступить в борьбу,

прежде всего выделялось братство,  товарищество, дружба

- объединение людей света в борьбе с тьмой,  людей сво-

боды в борьбе с рабством.  Первое, что мы узнаем об ан-

чаре, это то, что он один.                            

   Анчар - "древо ада",  как пояснил сам Пушкин, стано-

вится в стихотворении воплощением всеобщего зла. В пер-

вой строфе следует обратить внимание на мир, окружающий

его.                                                   

   В современном литературоведении большое место уделя-

ется категории художественного пространства. Смысл это-

го понятия сводится к следующему:                     

   поэт, романист,  драматург или художник - любой соз-

датель произведения искусства - не только создает обра-

зы,  но  и помещает их в некоторый им созданный мир.  В

этом смысле можно сказать, что произведение искусства -

это определенный мир, который создается автором для то-

го,  чтобы объяснить мир реальный.  Одни авторы  уводят

читателя  в мир исторических героев,  другие в мир фан-

тастических происшествий,  третьи создают картины  обы-

денной  действительности,  в  точности напоминающие то,

что читатель видит вокруг себя.  Каждое из этих  прост-

ранств требует и своего героя:  невозможно героя былины

поместить в чеховскую драму, а героя Чехова перенести в

лермонтовскую лирику.  Таким образом,  писатель создает

для нас не только фигуры людей,  но и  целостный  образ

мира. Понятно, что этот образ у романтика, реалиста или

писателя любого другого направления имеет черты своеоб-

разия.  В  "Вакхической  песне"  Пушкин  перенес  нас в

пространство, заполненное радостью и весельем, в закры-

тое  помещение,  внутри  которого происходит пир.  Этот

тесный мир - мир людей, объединенных дружбой и служени-

ем Разуму,  находится в согласии с огромным космическим

миром.  В кругу друзей господствуют разум и веселье,  в

космическом мире господствует солнце,  появлением кото-

рого и исчезновением тьмы завершается стихотворение.  

   Посмотрим, как строится пространство в "Анчаре".   

   Первое слово - "пустыня".  Поэт переносит нас в пус-

той  мир,  что  сразу  создает  противопоставление миру

"Вакхической песни" и подготавливает  тему  одиночества

(ср.: "стоит один").                                   

   Пустыня получает ряд резко отрицательных характерис-

тик: "чахлая", "скупая". Эти эпитеты обладают признаком

одушевленности. Если "чахлая" можно сказать про челове-

ка, животное и растение (чахлое дерево, чахлый цветок),

но  нельзя  сказать  про неодушевленный предмет (чахлый

стол,  чахлый дом), то эпитет "скупой" может быть отне-

сен только к живому существу,  более того, только к че-

ловеку. Это очень важно. Когда мы говорим "старый дом",

"гнилая  доска",  мы  представляем  себе неодушевленный

предмет - пассивный объект совершающегося над ним дейс-

твия (старение,  гниение).  Предмет,  вещь пассивны, не

имеют воли,  не делают,  а являются объектами действия.

Поэтому даже если они участвуют в чем-то злом, сами но-

сителями зла они не являются. Можно причинить зло, уда-

рив камнем,  но сам камень в причиняемом зле не виноват

и носителем зла не является.                          

   Эпитеты, придающие пустыне характер живого и челове-

коподобного существа, как бы наделяют ее свойствами че-

ловека, в том числе: волей, активностью. Это заставляет

нас воспринимать пустыню в первых строках стихотворения

как злое существо - существо, имеющее злую волю и явля-

ющееся активным создателем окружающего зла. Второй стих

довершает образ пространства темой бесплодности. Сухая,

раскаленная  зноем  почва - это мертвая почва.  Земля в

поэзии всех стран и народов на протяжении веков - образ

матери,  создающей  жизнь.  При  этом в народной поэзии

плодородная земля имеет постоянный эпитет,  указывающий

на влажность: "Мать - сыра земля". Пушкин создает образ

мира зла,  пространства антимира,  в котором  привычные

черты  мира разрушены и заменены чудовищно искаженными.

Земля здесь - "почва": синоним, имеющий то же значение,

но  лишенный  всех  фольклорно-поэтических  ассоциаций,

связанных со словом "земля".                          

   Последние два  стиха  создают  образы   космического

пространства   "один во всей вселенной" и опасности -

"как грозный часовой".                                

   После того,  как проделан  подробный  комментарий  к

первой строфе,  ученикам можно предложить выписать эпи-

теты "чахлый",  "скупой",  "зноем раскаленный",  "гроз-

ный",  "один"  (в данном тексте выступает как эпитет) и

охарактеризовать то общее в семантике  настроений,  что

вызывают эти слова.                                   

   Дома учащиеся  могут  написать короткий текст (расс-

каз) с употреблением этих слов.  При анализе этих зада-

ний ученики убедятся, что содержание всех рассказов са-

мо собой получится мрачное, грозное или безнадежное. Из

этого следует попутный теоретический вывод: выше мы го-

ворили о художественном пространстве   оно  создается

всей  суммой лексики,  которой пользуется поэт.  Внима-

тельно обдумав слово за словом то или иное  стихотворе-

ние,  мы неизбежно погружаемся в мир, созданный поэтом.

Первая строфа стихотворения "Анчар" привела нас в мрач-

ный мир всемирного зла.  Об анчаре здесь еще говорилось

мало,  про него было сказано только то,  что он один  и

стоит, как грозный часовой. Вторая строфа посвящена ха-

рактеристике анчара,  его отношению к Природе,  к  тому

Космосу, в центре которого он стоит.                  

   Основной образ второй строфы - образ нелюбимого, не-

желанного сына,  вызывающего ненависть своей матери.  В

первой строфе говорилось о бесплодии пустыни, во второй

природа рождает анчар,  как бы опровергая свою бесплод-

ность.  Но  это  противоестественное рождение - "в день

гнева".  В сказках многих народов существуют рассказы о

том, как злое существо - ведьма - в минуту гнева порож-

дает чудовищное дитя, которое сама ненавидит. Она наде-

ляет  его способностью причинять людям зло и нести нес-

частья.  Этот образ возникает за строчками второй стро-

фы:  "Природа жаждущих степей..." (обратите внимание на

то,  что эпитет "жаждущих" отсылает  к  символизирующим

бесплодность  эпитетам первой строфы - "чахлый",  "ску-

пой",  "раскаленный").  В день гнева порождается анчар.

Дары,  которыми  награждает мать свое дитя,  противоес-

тественны:                                            

 

     И зелень мертвую ветвей                            

    И корни ядом напоила.                             

 

 И в самом анчаре все время подчеркивается противоес-

тественность,  нарушение обычного и правильного порядка

вещей.  Выражение "мертвая зелень" содержит  оксюморон,

то есть эпитет, который противоречит сущности определя-

емого слова (типа:  сладкая  горечь,  звонкая  тишина).

Слово "зелень" содержит в себе понятие свежести,  прох-

лады, весны - жизни. Сочетание "зелень мертвая" воспри-

нимается читателем как чудовищное нарушение норм приро-

ды. В таком ключе должно восприниматься и все стихотво-

рение.  У  Пушкина  природа всегда добра по отношению к

человеку,  гармонирует с его лучшими чувствами.  Именно

поэтому та природа, образ которой создается в стихотво-

рении "Анчар",  кажется чудовищно искаженной. Последую-

щие  три  строфы рисуют образ анчара.  Они развертывают

тему одиночества. Анчар враждебен всему в природе:    

  

   К нему и птица не летит                            

   И тигр нейдет - лишь вихорь черный                 

   На древо смерти набежит                            

   И мчится прочь, уже тлетворный.                    

  

Слово "птица" в оценочном отношении  нейтрально,  но

"тигр" устойчиво связывается с идеей хищничества; пере-

ход от птицы к тигру дает нарастание зла:  даже злое  в

природе  убегает от анчара.  Он не только одинок - он с

источник зла,  активный его создатель.  Стихии природы,

приходя с ним в соприкосновение,  делаются разрушитель-

ными.  Ветер,  сталкиваясь с деревом  смерти,  получает

страшное название "вихорь черный" и,  пролетая мимо не-

го,  становится носителем зла.  Особо следует задержать

внимание  на  слове "тлетворный".  Это слово из высокой

славянской лексики имеет два корня - тлен  (разрушение,

гибель,  уничтожение) и творить (создавать).  В словаре

церковнославянского языка  Петра  Алексеева  (1819  г.)

слово  "тлетворный" имеет следующее значение:  "смерто-

носный, ядовитый, пагубный", например: "тлетворный воз-

дух",  то есть моровое поветрие. Моровое поветрие - это

эпидемия чумы.  Пушкин,  несомненно, знал словарь Петра

Алексеева  и  такое значение слова "тлетворный воздух".

Конечно, реальное дерево, называемое "анчар", произрас-

тающее  в  Индонезии  и  действительно имеющее ядовитую

смолу,  не является  столь  страшным  распространителем

смерти и уж конечно не способно вызывать эпидемию,  од-

нако Пушкин,  который все это знал,  создает не ботани-

ческое  описание одного ядовитого дерева,  а обобщенную

художественную картину зла в  природе.  Именно  потому,

что  Пушкин  очень  любил  лес и дерево для него всегда

связывалось с жизнью,  с творческими силами природы, со

способностью  жизни  противостоять смерти (ср.:  "Стоит

широко дуб над  важными  гробами,   Колеблясь  и  шу-

мя..."), сочетание дерева и смерти казалось ему особен-

но противоестественным.  Такой же смысл имеет  и  пятая

строфа.  Во всех предшествующих стихах нагнеталось зна-

чение жажды - "раскаленный", "чахлый", "жаждущий" и др.

В пятой строфе появляется дождь,  который должен был бы

восприниматься как счастливое избавление от мук  жажды.

Но  в  извращенном  пространстве зла и дождь становится

источником смерти:                                    

  

   И если туча оросит,                                

   Блуждая, лист его дремучий,                        

    С его ветвей, уж ядовит,                            

   Стекает дождь в песок горючий.                     

  

С начала шестой строфы  в  стихотворении  происходит

идейно-композиционный  перелом:  до  сих пор речь шла о

зле в природе,  о зле, существующем в самом порядке ми-

ра.  Теперь начинается рассказ о зле, создаваемом чело-

веком. Союз "но" резко делит интонацию стихотворения на

две части.  Прежде всего обратим внимание на то,  что в

первой части все глаголы подчеркивают  отсутствие  кон-

тактов  с  анчаром:  к нему никто не идет,  от него все

убегают ("стоит один",  "к нему и птица не летит и тигр

нейдет",  "вихорь...  мчится прочь",  дождь "стекает").

Вторая половина стихотворения начинается с  движения  к

анчару: "послал к анчару", "послушно в путь потек". Уже

это создает образ двойного" извращения:  само существо-

вание дерева яда есть нарушение законов природы. Но и в

природе все от него убегают, человек же создает еще бо-

лее страшное нарушение - он заставляет другого человека

идти к дереву яда.  Вторая часть стихотворения  состоит

из четырех строф, в которых основной смысл сосредоточен

в первой и последней, а две центральные развивают тему.

   Первая строфа второй части начинается  стихами,  со-

держащими в себе глубокое противоречие:               

  

...человека человек 

послал к анчару властным взглядом.

                                                  

   "Человека" и "человек" - два эти слова  (фактическое

повторение  одного  слова два раза) внушают мысль о ра-

венстве того,  кто послал,  и того, кто был послан. Оба

они - люди,  оба равны друг другу.  Но тогда непонятно,

почему один послал (послал,  даже не прибегая к наказа-

нию, "послал властным взглядом"), а другой послушно по-

шел ("потек" -  церковнославянский  синоним  для  слова

"пошел").  Почему один человек может другого послать на

верную смерть?  Смысл выявляется в последующих строках,

где один человек именуется "раб",  а другой - "князь" и

"непобедимый владыка". Этим раскрывается противоестест-

венность рабства. Перед лицом природы оба человека рав-

ны между собой,  но в человеческом обществе один из них

- владыка, а другой - раб. Зло существует в природе, но

сама же природа его изолирует,  отводит ему уединенное,

изъятое из мира пространство.  И только человек, созда-

вая владык и рабов,  сотворя противоестественное  рабс-

тво,  вырывает  природное  зло из изоляции и использует

его для угнетения других людей. Анчар, который в первой

половине  стихотворения  выступал как активный носитель

зла,  владыка зла, здесь становится лишь инструментом в

еще более злых руках - руках князя. Образ рабства, соз-

даваемый во второй половине стихотворения, характеризу-

ется  следующими  словами:  "послушно",  "возвратился с

ядом", "принес", "ослабел", "лег", "умер у ног". Влады-

ка характеризуется словами: "послал властным взглядом".

Мы видим, что характеристика раба более подробна. Непо-

бедимый  владыка  вызывает у нас недвусмысленно отрица-

тельное отношение.  Он - двойник анчара, источник зла и

убийца. Важно отметить, что для Пушкина владыка как уг-

нетатель своего народа и захватчик, несущий рабство со-

седнему народу, - два проявления единой сущности деспо-

тизма. Рабство и война связаны. Князь, убийца послушно-

го раба,                                               

  

   ...гибель разослал                                 

   К соседям в чуждые пределы.                        

 

  Сложнее образ раба. Он, бесспорно, вызывает наше со-

чувствие.  Эпитет "бедный",  выразительная картина:  

пот  по  бледному  челу  / Струился хладными ручьями" -

создают образ страдающего человека,  жертвы деспотичес-

кой воли князя.  Однако нельзя не заметить,  что именно

послушание раба,  его покорность,  готовность,  жертвуя

жизнью,  выполнить  волю  деспота (ведь князь все равно

отнял бы у него жизнь, независимо от того, покорился ли

бы  он  или же выразил протест!) объективно служит делу

деспотизма.  Раб - не только жертва, но и распространи-

тель зла.  Пушкин подчеркивает это, характеризуя одина-

ковыми словами раба и стрелы,  с помощью которых  князь

разбросал гибель в чужих странах:  раб "послушно в путь

потек",  князь разбросал "послушливые  стрелы".  Покор-

ность  раба  превращает его не только в жертву,  но и в

соучастника зла.  Эта мысль связывает "Анчар"  с  пред-

шествующими  изученными  нами стихотворениями Пушкина и

несет в себе идею возмущения против зла. Как мы уже от-

мечали,  "Вакхическая  песня" заканчивается словами "да

скроется тьма!". Характерно, что хотя действие "Анчара"

развертывается  в пространстве пустыни и постоянно упо-

минаются жар,  зной, безводность, во всем стихотворении

нет  слов "солнце" и "свет".  Свет и солнце для Пушкина

несовместимы со злом и рабством,  зато  образы  тьмы  в

стихотворении мелькают:  "вихорь черный",  "лист дрему-

чий".  Мы уже говорили,  что "Анчар" -  одно  из  самых

мрачных  стихотворений  Пушкина,  но и оно несет в себе

надежду на возможность света.                         

   Работа над композицией. Проделав текстуальный анализ

стиха за стихом, можно рассмотреть с учениками компози-

цию стихотворения,  то есть  проследить,  как  основная

мысль  Пушкина развивается на протяжении текста.  Здесь

следует начать с разделения стихотворения на две  смыс-

ловые  и  интонационные  половины  (первые пять строф и

последующие четыре,  начиная с  союза  "но").  Основная

мысль этих частей может быть определена как "Зло в при-

роде" и "Зло в обществе",  однако заглавия частям жела-

тельно  подобрать из текста стихотворения.  Далее нужно

сопоставить образ анчара и образ князя, подчеркнуть от-

сутствие  образа  раба  в  первой  части (в природе нет

рабства,  тигр и птица убегают от анчара)  и  вспомнить

образ  раба во второй части.  В заключение следует свя-

зать стихотворение с посланием "К Чаадаеву"  и  "Вакхи-

ческой песней".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  ..