|
|
содержание .. 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 ..
"ЗИМНИЙ ВЕЧЕР" - А.С. Пушкин (анализ стихотворения)
Стихотворение "Зимний вечер" - последнее в цикле изучаемой пушкинской поэзии. Работа над ним имеет ито- говый характер и должна завершиться обобщающим разгово- ром о поэзии Пушкина. Более того, поэзия Пушкина в на- шем обучении была органически связана со стихотворения- ми Жуковского, Крылова, Рылеева. После "Зимнего вечера" учащиеся начинают работать с прозой, что требует совер- шенно иного методического подхода. Лирика Лермонтова, изучаемая после прозы Пушкина, идейно и тематически принадлежит другой эпохе. Таким образом, завершая изу- чение "Зимнего вечера", следует подвести итог всему пройденному поэтическому материалу. Текстуальная работа. Начиная работу над "Зимним ве- чером", мы можем опереться на знания, полученные при изучении "На холмах Грузии...". В первом четверостишии "На холмах Грузии..." мы выделили согласие между наст- роением, разлитым в природе, и состоянием души поэта. Поэт как бы сливался с природой. Перед ним текла река, за ним возвышались горы, и все настроение теплой лунной ночи гармонировало с его печальным раздумьем. Стихотворение "Зимний вечер" строится на контрасте между природой и настроением поэта. Как и в "На холмах Грузии...", в первом стихе нам встречается слово "мгла". Но это мгла другого рода. Темнота зимней ночи пронизана крутящимся снегом, а не умиротворяющим лунным светом. В "На холмах Грузии..." мгла, льющаяся от луны, не закрывала ясного неба. Это видно из уже приводивше- гося выше чернового варианта:
Все тихо - на Кавказ идет ночная мгла Мерцают звезды предо мною.
Звезды на небе - верный знак ясной ночи и чистого неба. В "Зимнем вечере" мгла - порождение бури, она кроет небо и создает совершенно другой пейзаж: мутную темноту непроглядной зимней ночи. Встречалось нам и слово "вихрь". В стихотворении "Ан- чар" оно отождествлялось со злым началом в природе:
...Вихорь черный На древо смерти набежит...
Образ крутящихся вихрей в сознании Пушкина неизменно связывался с чем-то зловещим, страшным, с потерей пути, блужданием в темноте. Ср. в стихотворении "Бесы":
Вьюга мне слипает очи; Все дороги занесло; Хоть убей, следа не видно; Сбились мы. Что делать нам! В поле бес нас водит, видно, Да кружит по сторонам.
Еще более выразительно в "Капитанской дочке": "Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение небо смеша- лось со снежным морем. Все исчезло. "Ну, барин, - зак- ричал ямщик, - беда: буран"... Я выглянул из кибитки: все было мрак и вихорь. Ветер выл с такой свирепой выразительностью, что казался оду- шевленным; снег засыпал меня и Савельича; лошади шли шагом - и скоро стали. "Что же ты не едешь?" - спросил я ямщика с нетерпением. "Да что ехать! - отвечал он, слезая с облучка; - невесть и так куда заехали; дороги нет, и мгла кругом"". Заключительные слова "дороги нет, и мгла кругом" прямо перекликаются с "Зимним вечером". Итак, стихотворение начинается с картины разбушевав- шейся враждебной стихии. Это подчеркивается звукоподра- жанием. Первые четыре стиха выделяются воющими звуками "у" и "р" (буря, крутя) и звуковым повторением (зверь, заплачет). Воющие звуки первых четырех стихов особенно заметны при сравнении с шуршащими последних четырех стихов той же строфы ("обветшалый", "соломой зашуршит", "в окошко застучит"). Вторая строфа вводит в стихотворение образ "бедной лачужки". Все стихотворение построено на противопостав- лении мира бури - того, что находится за стенами дома, мира наружного, внешнего, и мира дома - того, что зак- лючено внутри "бедной лачужки". Внешний мир наделен чертами хаоса, там господствуют темнота, холод, беспо- рядочное движение и разнообразные, тоже не согласован- ные между собой, резкие звуки. Буря - "воет", "плачет", "шуршит", "стучит", "завывает". Этому шабашу звуков противостоит тишина ("приумолкла у окна") и однообраз- ный, ровный "домашний" звук жужжащего веретена. Проти- вопоставление безопасного светлого и теплого, своего пространства дома угрожающему, холодному и чужому внеш- нему миру встречается постоянно в поэзии Пушкина и свя- зано для него с глубокими философскими размышлениями. Дом для Пушкина - "родное пепелище", место, где человек ощущает свою ценность, не завися ни от царей, ни от жандармов, ни от цензуры. В стихотворении "Вновь я по- сетил..." Пушкин, думая о будущих поколениях, представ- ляет их себе в образе внука, который в том же родовом углу, в котором сейчас находится поэт, через десятки лет вспомнит о нем. Дом, в котором жили деды и в кото- ром будут жить внуки, получает в сознании Пушкина сим- волический характер: он связывается с гордой независи- мостью человеческой личности, чувством собственного достоинства. Говоря о любви к родному дому, к отеческим могилам, Пушкин писал:
На них основано от века По воле бога самого Самостоянье человека И все величие его.
Слово "самостоянье", созданное Пушкиным, замечатель- но выражает понятие гордости, чувства уважения к себе, соединения культуры с ценностью человеческой личности. Все это связывается Пушкиным с понятием родного дома. А родным домом для него был во всю его жизнь только один дом - уединенный домик в Михайловском, где он оказался, высланный из Одессы, в 1824 -1826 гг. один с няней сво- ей Ариной Родионовной и где в занесенном снегом доме проводил с ней долгие зимние вечера. Именно об этом до- ме - "ветхой лачужке" - и говорит поэт в стихотворении "Зимний вечер". Стихотворение построено как столкнове- ние двух начал: хаотического начала зимней бури и несу- щего защиту и безопасность дома. Особенность стихотво- рения в том, что активность принадлежит буре. С этого слова начинается стихотворение, это слово своим звуко- вым комплексом задает основной тон фонологической ок- раске текста, оно же означает носителя основных актив- ных действий. Вокруг бури сосредоточены активные глаго- лы, приписывающие ей целенаправленную деятельность. В результате буря одушевляется и персонифицируется. Она как бы становится лицом, наделенным злой волей и имею- щим свою, враждебную поэту, цель. Буря стремится про- никнуть в дом, она ищет проходов на крыше, шурша соло- мой, или стучит в окно, как путник. Воя зверем, она за- пугивает тех, кто в доме; плача, как ребенок, она обма- нывает их, пытаясь выманить наружу. Дом противостоит буре. Однако в посвященной ему вто- рой строфе поэт подчеркивает ненадежность этой защиты. Дом назван "ветхой лачужкой". Уже это показывает, что против мощного натиска стихии он - ненадежный оплот. О том же говорит и описание внутренности дома. Буря как бы уже проникла в дом, ее завывание раздается внутри дома. И при этом, что очень важно, "ветхая лачужка" не только убога, но и темна. Мы знакомы с символикой света в творчестве Пушкина и знаем, что борьба добра против зла постоянно принимает у него образ торжества света над тьмой. Тьма господствует за стенами дома, но и в самом доме не светло. Этому же соответствует и господс- твующее в доме настроение. Мы видели, например, в "Вак- хической песне", что для поэта свет и добро соединяются с весельем, а темнота - с унынием. В "ветхой лачужке" невесело. В стихотворении "На холмах Грузии..." поэт познакомил нас со светлой печалью, в "Зимнем вечере" лачужка - "и печальна, и темна". Здесь господствует темная печаль. Отсюда и образы утомления, дремоты, оп- ределяющие внутреннюю атмосферу "ветхой лачужки". Со- поставление бури в первой строфе и "ветхой лачужки" во второй демонстрирует неравенство сил в борьбе и, каза- лось бы, предсказывает победу хаотического злого нача- ла. Третья строфа начинается со столь же ударного сло- ва, как и первая. Мы видели, какое значение для Пушкина имеет образ веселья, радости. В "Вакхической песне" по- эт связал радость, пир, вино и любовь с разумом и сво- бодой. В "Зимнем вечере" эта тема получает дальнейшее развитие. Третья строфа как бы освещает темную внутрен- ность "ветхой лачужки". Поэт обращается к темам, знако- мым нам по "Вакхической песне": вино, поэзия ("спой мне песню") и радость, торжествующая над горем. Но смысл повторения этих тем иной. Там поэт находился в кругу единомышленников и радостно встречал восход солнца, здесь он один, в ссылке, зимней ночью, окруженный воем бури. Радость и веселье получают здесь у Пушкина иной смысл. Это - средство выстоять, сохранить себя, не пасть духом. Не стены дома, не убранство, роскошное ос- вещение или веселый круг друзей защищают поэта от бури, а его собственная стойкость, способность весельем по- беждать горе, торжествовать над одиночеством. Союзником поэта оказывается поэзия. Однако очень важно, что поэ- зия предстает перед ним в образе народной песни, а Муза является к нему в виде престарелой няни. Стихотворение заканчивается итоговой синтетической строфой, построен- ной исключительно интересным образом. Первые четыре стиха повторяют начало первой строфы и рисуют торжест- венный образ бури, а вторые - начало третьей строфы со слова "Выпьем", создавая картину победы человеческой стойкости, веселья и поэзии над силами мрака и мглы. Биографический комментарии. Мы рассмотрели философс- кий, символический характер стихотворения. Но этот смысл - в глубине текста. На поверхности стихотворение имеет отчетливый биографический характер. Оно связано с реальными обстоятельствами ссылки в Михайловское и мо- жет быть понято только с помощью активизации знания би- ографии поэта. При изучении стихотворения этот биогра- фический план обязательно должен быть предметом внима- ния учителя. Учитель сам определяет, считает ли он уместным сличала раскрыть перед учениками конкретную биографическую основу стихотворения... или же прежде всего провести работу по комментированному чтению, раскрывая глубокий смысл стихотворения, а уже потом связать его с обстоятельствами жизни поэта. Первый по- рядок представляется более предпочтительным. При работе над биографическим комментированием текста следует ис- пользовать изобразительный материал, например альбом "Приют, сияньем муз одетый. Фотолитературная композиция Е. Кассина и Г. Расторгуева. Рассказы о А. С. Пушкине и Государственном Пушкинском музее-заповеднике С. Гейчен- ко", а также двухтомник "А. С. Пушкин в воспоминаниях современников. Серия литературных мемуаров" (М., 1974; следует обратить особое внимание на воспоминания И. И. Пущина). Крайне желательным подспорьем была бы экскур- сия в Михайловское, вполне доступная для школьников Эс- тонии. Композиция стихотворения. Из текстуального анализа мы убедились, что главная мысль стихотворения выражена в его своеобразном построении. Это дает основания про- вести работу над композицией текста. Учащимся надо предложить разбить текст на сегменты (в данном случае это упрощается тем, что границы сегментов - границы строф), озаглавить каждый отрывок, используя слова из текста, например: "Буря", "Ветхая лачужка", "Спой мне песню...". Очень важно подобрать название для послед- ней, финальной строфы (видимо: "Сердцу будет весе- лей..."). Занятия над композицией должны показать изме- нения настроения стихотворения. Следует учесть, что эта работа имеет заключительный характер. Поэтому здесь на- до мобилизовать знания, полученные в ходе предшествую- щих уроков: вспомнить значение борьбы света и темноты, любви и ненависти, свободы и рабства в поэзии Пушкина.
1984
содержание .. 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 ..
|
|
|