"ВЫХОЖУ ОДИН Я НА ДОРОГУ..." - М.Ю. Лермонтов (анализ стихотворения)

  Главная      Учебники - Литература     О поэтах и поэзии: Анализ поэтического текста

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   .. 149  150 

 

 

"ВЫХОЖУ ОДИН Я НА ДОРОГУ..." - М.Ю. Лермонтов (анализ стихотворения)

                       

   Это последнее стихотворение, написанное Лермонтовым.

Его изучение следует построить  таким  образом,  чтобы,

во-первых,  подчеркнуть  в  нем все черты лермонтовской

лирики,  знакомые нам по предшествующему материалу,  и,

во-вторых,  обособить  то новое,  что появляется в этом

стихотворении и позволяет считать его следующим -  пос-

ледним   этапом лермонтовской лирики.  С первой точки

зрения,  мы будем выделять знакомые  нам  романтические

черты:  одиночество, тоску поэта, его жажду найти собе-

седника, обрести "родную душу". Со второй точки зрения,

мы  должны  будем  выявить примиренные интонации стиха,

его устремленность к положительным идеалам.           

   Стихотворение носит синтетический характер,  как  бы

соединяя все мотивы лермонтовской поэзии. Именно поэто-

му оно избрано как итоговое и для раздела "М.  Ю.  Лер-

монтов", и для всего поэтического отдела.             

   Лермонтов разделил стихотворение на строфы, и анализ

его удобнее всего строить именно по этим сегментам.   

   Первая строфа.  Стихотворение начинается со знакомых

для нас, типично лермонтовских, мотивов. В первой стро-

ке появляется носитель лирического голоса -  "я"  и,  к

чему мы уже готовы, говорится о его одиночестве. Числи-

тельное "один" всегда играет в поэзии Лермонтова значи-

тельную роль. Например, еще в 1830 г. Лермонтов написал

стихотворение "Одиночество".                          

  

   Как страшно жизни сей оковы                        

   Нам в одиночестве влачить.                          

    Делить веселье - все готовы -                       

    Никто не хочет грусть делить.                       

   Один я здесь, как царь воздушный...                 

  

Пальма - "одна и грустна".  Поэт в стихотворении "На

смерть поэта" - "один, как прежде". Наполеон:         

 

  Один, - он был везде, холодный, неизменный...      

   ...Забытый, он угас один -                         

   Один, замучен мщением бесплодным...                 

  

("Последнее новоселье", 1841; курсив мой. - Ю. Л.)

 

 

 Герой стихотворения также один выходит на дорогу.  

   Однако в первой же строке стихотворения мы сталкива-

емся с новым мотивом.  Лермонтовский одинокий герой был

знаком  нам как узник (вспомним "Пленного рыцаря").  Он

был заключен в тесном и темном месте, а огромный и сво-

бодный мир природы находился высоко над ним и был недо-

сягаем. Образ тюрьмы постоянно сопровождает романтичес-

кого героя Лермонтова. Он отгорожен стенами от мира:  

 

 ...одинок я, нет отрады,

Стены голые кругом...

     

   В стихотворении  "Выхожу  один  я  на дорогу..." уже

первое слово - глагол в активном залоге - выводит героя

из привычного нам окружения.  Лирический повествователь

стихотворения находится в открытом,  распахнутом  мире.

Перед  ним  устремленная вдаль бесконечная дороги,  над

ним - открытое небо.  Герой Лермонтова в этом стихотво-

рении - не узник, мечтающий о победе, а человек, погру-

женный в открытую и свободную стихию природы.  В первой

строфе герой упоминается только в первом стихе,  а пос-

ледующие три посвящены миру природы.  Этот мир  наделен

чертами,  совершенно  необычными для романтической поэ-

зии.  В ранней лирике поэта герой находился в  условиях

изоляции. (Например, в стихотворении "На жизнь надеять-

ся страшась...":  "Ужель при сшибке камней звук /  Про-

никнет  в  середину  их".) Для ранней лирики характерны

признаки оборванных коммуникаций,  невозможности  обще-

ния. Герой не может найти слушающего; он живет в обста-

новке глухоты и немоты. Вместо любви его окружает изме-

на, вместо понимания - непонимание.                   

   Если ранняя  романтическая  лирика погружала героя в

мир разобщенности,  то в анализируемом стихотворении (а

это  характерно  для  ряда  произведений последних двух

лет) мир,  в котором находится герой, - это мир, полный

коммуникаций.  Он пронизан связями, он говорит, слышит,

любит.  В стихотворении "Небо и звезды"  поэт  вопрошал

звезды,  но они молчали. В стихотворении "Выхожу один я

на дорогу..." мир характеризуется единением;  небо сое-

динено  с  землей - поэт выходит на дорогу,  но лежащий

перед ним бесконечный путь освещен и залит лунным  све-

том.  Луна принадлежит верхнему миру, миру неба, дорога

- нижнему миру,  миру земли. Лунный свет на дороге сое-

диняет эти две противоположности.  Не случайно и упоми-

нание тумана:  он заполняет пространство между землей и

небом  и  выполняет  роль  посредника (между темницей и

птицей в "Пленном рыцаре",  поэтом и звездами в "Небо и

звезды" нет никакого средоточия: они стоят по двум кра-

ям бездны).  Но не только лунный свет соединяет небо  и

землю.  В этом стихотворении небо не молчит, оно "гово-

рит",  а земля ему "внемлет".  Очень важно,  что прост-

ранство земли названо словом "пустыня". Реальный пейзаж

стихотворения ведет нас на Кавказ,  и поэтому здесь  не

следует  представлять песчаную пустыню - плоскую равни-

ну,  покрытую песком.  Пустыня здесь имеет два семанти-

ческих признака: во-первых, это пространство, противос-

тоящее городу,  людскому поселению и всему миру создан-

ного человеком общественного зла;  во-вторых, это слово

несет в себе семантику открытого, большого, распахнуто-

го пространства.  Про небольшой участок земли,  отгоро-

женный забором,  сказать "пустыня" нельзя.  Пустыня для

Лермонтова имеет признак бескрайности. Так, одновремен-

но с "Выхожу один я на дорогу..." поэт написал  стихот-

ворение "Пророк",  герой которого покинул город - место

лжи и злобы - и бежал в пустыню.                      

  

   Из городов бежал я нищий,                          

   И вот в пустыне я живу...                           

 

 И именно в пустыне лермонтовский пророк находит  то,

чего он был лишен в городе,  - общение.  Его не слушали

люди в городе - в пустыне его слушают звезды:         

  

   Завет предвечного храня,                           

   Мне тварь покорна там земная;                      

    И звезды слушают меня,                              

 Лучами радостно играя.                            

                                                      

В стихотворении "Выхожу один я на дорогу..." герой тоже

оказывается в пустыне.  Если слово "дорога" включает  в

себя значение бесконечной длины,  то пустыня - необъят-

ная ширь.  Герой один в огромном мире, открытом со всех

сторон, и мир этот "говорит" и "внемлет". Очень сущест-

венно,  что эти глаголы,  которые связываются у  нас  с

представлением о звуковой речи, характеризуют у Лермон-

това мир, наполненный тишиной. "Ночь тиха", звезды раз-

говаривают друг с другом без слов, и земля внемлет этой

безмолвной речи.  Следовательно, мир, окружающий поэта,

не  только умеет говорить и слушать.  Он слышит неслыш-

ное,  видит незримое, он наделен способностями тонкого,

чувственного взаимопонимания.                         

   Вторая строфа посвящена отношениям, возникающим меж-

ду поэтом и окружающей землей.  Об окружающем мире ска-

зано,  что он прекрасен: "В небесах торжественно и чуд-

но". Слово "чудно" означает положительную оценку (хоро-

шо,  прекрасно) и вместе с тем несет семантику чуда: на

небе совершается некое торжественное чудо.  Поэт оказы-

вается  свидетелем какой-то скрытой от людей тайны при-

роды,  момента некоего торжественного  и  таинственного

свершения, которого другим людям не видно. В этой связи

слово "один" приобретает новый смысловой оттенок.  Тра-

диционно оно указывало на одиночество,  здесь оно полу-

чает оттенок избранничества;  поэт оказался  единствен-

ным, допущенным в святилище природы. Другие люди спят и

не видят открывшегося ему таинства.  Строка "Спит земля

в  сияньи  голубом" обобщает мотив слияния земли и неба

(лунного света).  Однако здесь  особенно  примечательно

слово "спит".                                         

   В изученных   нами  стихотворениях  мы  неоднократно

сталкивались с мотивом сна.  Сон выступал там как сино-

ним смерти ("Но спал я мертвым сном").  И сон сосны,  и

сон умирающего в долине Дагестана героя - это состояние

ухода из жизни, перехода в мир смерти. Поэтому сон име-

ет признаки застывания,  оцепенения,  ухода из человека

всего,  что  составляло жизнь ("По капле кровь точилася

моя").  В данном случае впервые в наших текстах сон  не

противостоит  жизни,  а  означает спокойную ее полноту.

Земля, озаренная лунным светом и внемлющая голосу неба,

жива,  и  сон ее - "полный гордого доверия покой",  как

скажет Лермонтов по другому поводу в стихотворении "Ро-

дина". Лермонтовский романтический герой в своем одино-

честве был одержим жаждой деятельности. Собственная не-

полнота заставляла его искать цели вне себя. Вспомним в

этой связи слова Пушкина о "современном человеке":    

 

    С его озлобленным умом,                             

   Кипящим в действии пустом.                          

  

{"Евгений Онегин", 7, XXII}

                       

   В стихотворении "Выхожу один я на дорогу..." земля и

весь мир,  в который входит поэт, - это мир полноты. Он

не ищет ничего вне себя и  поэтому  погружен  в  гордое

спокойствие. Такое значение слова "сон" резко отличает-

ся от его семантики в изученных нами текстах.         

Но полноте  и  спокойствию  природы во втором и третьем

стихах противопоставлено состояние поэта.  Ему "больно"

и "трудно", он глубоко неудовлетворен, он сомневается в

будущем ("Жду ль чего?") и с горечью вспоминает о прош-

лом ("Жалею ли о чем?"). На этом стоит задержать внима-

ние.  Мир природы, данный глаголами настоящего времени,

по сути дела - вневременной.  Для него нет ни прошлого,

ни будущего - для него существует только вечность.  Мир

поэтического "я" погружен в движение времени, и пережи-

вания настоящего момента (торжественной ночи на  склоне

кавказских  гор) невозможно для него без памяти о прош-

лом и мечты о будущем. Не случайно в огромном природном

мире, в который погружен герой стихотворения, он наибо-

лее тесно связан с образом дороги.  Дорога же влечет за

собой  понятие  движения,  направления этого движения -

предыдущего и последующего,  то есть времени.  Во  всем

пейзаже только она вызывает ассоциацию с временными по-

нятиями.                                              

   Третья строфа полностью посвящена поэтическому  "я".

Она  говорит о желании поэта вырваться из мира изоляции

и приобщиться к миру природы.  Это  желание  характерно

выражается в отказе от времени,  в стремлении вырваться

из временного мира. "Уж не жду от жизни ничего я" - от-

каз от будущего,  "И не жаль мне прошлого ничуть" - от-

каз от прошлого.  Вместо них поэт хотел  бы  влиться  в

вечный мир природы и приобщиться к ее полному силы сну.

Но именно это заставляет лирического героя раскрыть то,

что  он  вкладывает в понятие "сон" и "покой".  Уместно

отметить,  что в эту важную минуту Лермонтов сближается

с  Пушкиным.  Строка "Я ищу свободы и покоя" напоминает

пушкинскую строку из стихотворения "Пора, мой друг, по-

ра!":

                                                 

   На свете счастья нет, но есть покой и воля.

       

   Пушкин дал и противоположное решение этого вопроса в

"Письме Онегина к Татьяне":                           

  

   Я думал: вольность и покой                         

   Замена счастью...                                   

 

 Но, так или иначе,  само сочетание покоя и свободы -

идея Пушкина. Для Лермонтова в предшествующем его твор-

честве она была совершенно чужда,  потому  что  лермон-

товская  свобода выявлялась в бунте,  борьбе и деятель-

ности и по самой своей природе была противоположна  по-

кою.  И в "На севере диком...", и в стихотворении "Сон"

утрата жизни - вместе с тем и потеря свободы,  застыва-

ние,  неподвижность и смерть. Герой анализируемого сти-

хотворения ищет той высшей свободы, которая не противо-

речит законам природы, не требует постоянного бунта, а,

напротив,  подразумевает полноту индивидуальной  жизни,

гармонически согласной с мировой жизнью. Строфы       

  


1 Этого  стихотворения  Лермонтов не мог знать - оно

было опубликовано лишь в  1886  г.  Тем  знаменательнее

возникшая перекличка позднего Лермонтова со зрелым Пуш-

киным.                                                


 

четвертая и пятая и раскрывают подробно этот, новый для

лермонтовского героя, идеал. Сон, о котором он мечтает,

это не "холодный сон могилы", а полнота жизненных сил.

   Последняя (пятая) строфа соединяет надежду на любовь

("про любовь мне сладкий голос пел"),  то есть достиже-

ние личного счастья,  и слияние с образами мифологичес-

кой и космической жизни.  Дуб,  у корней которого  поэт

хотел  бы  погрузиться  в свой полный жизни сон,  - это

космический образ мирового дерева,  соединяющего небо и

землю,  известный многим мифологическим системам. Таким

образом,  полнота жизни, в которую хотел бы погрузиться

поэт,  - это приобщение к природе в ее таинственном ве-

личии, удовлетворение жажды любви - выход из одиночест-

ва  и  погружение в мир древних преданий и мифов.  Этот

идеал соединяет пейзажную и любовную лирику с темой на-

рода и родины, остро звучащей в последних стихотворени-

ях Лермонтова.  На пушкинский вопрос Лермонтов дал сво-

еобразный  ответ.  Пушкин  и  его герой Евгений Онегин,

по-разному решая этот вопрос,  стояли перед альтернати-

вой:  счастье или покой и воля. Лермонтовский герой ре-

шал ее синтетически: покой, воля и счастье. Вот та пол-

нота жизни,  которая выводила лирического героя лермон-

товского стихотворения из устойчивого для  всей  лирики

поэта одиночества.                                    

   После анализа текста и знакомства со статьей "О сти-

хотворении "Выхожу один я на дорогу...""  следует  про-

вести с учениками итоговую беседу, опираясь на материа-

лы изученных стихотворений и привлекая знакомые  учени-

кам по курсу истории литературы данные об эволюции лер-

монтовской лирики.  Такое заключение  темы  "Лермонтов"

может  идти по одному из трех направлений,  которые,  в

свою очередь, могут стать затем темами домашних сочине-

ний:                                                  

   "Страдания и надежды героя лирики Лермонтова"      

   "Лермонтовский герой перед лицом людей и природы"  

   "Герой лирики Лермонтова и Пушкина: сравнение".    

   В порядке  подготовки  к  этой работе ученики должны

будут выбрать из пройденного материала  основные  опор-

ные,  идейно и художественно значимые,  слова и образы.

Такая работа одновременно явится повторением и  закреп-

лением  приобретенных  лексических знаний.  После этого

ученики,  на основании отобранных слов, строят характе-

ристику по плану,  составленному ими в классе под руко-

водством учителя,  а после этого выполняют домашнее за-

дание.                                                 

  

1984                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   .. 149  150