|
|
содержание .. 149 150
"ВЫХОЖУ ОДИН Я НА ДОРОГУ..." - М.Ю. Лермонтов (анализ стихотворения)
Это последнее стихотворение, написанное Лермонтовым. Его изучение следует построить таким образом, чтобы, во-первых, подчеркнуть в нем все черты лермонтовской лирики, знакомые нам по предшествующему материалу, и, во-вторых, обособить то новое, что появляется в этом стихотворении и позволяет считать его следующим - пос- ледним - этапом лермонтовской лирики. С первой точки зрения, мы будем выделять знакомые нам романтические черты: одиночество, тоску поэта, его жажду найти собе- седника, обрести "родную душу". Со второй точки зрения, мы должны будем выявить примиренные интонации стиха, его устремленность к положительным идеалам. Стихотворение носит синтетический характер, как бы соединяя все мотивы лермонтовской поэзии. Именно поэто- му оно избрано как итоговое и для раздела "М. Ю. Лер- монтов", и для всего поэтического отдела. Лермонтов разделил стихотворение на строфы, и анализ его удобнее всего строить именно по этим сегментам. Первая строфа. Стихотворение начинается со знакомых для нас, типично лермонтовских, мотивов. В первой стро- ке появляется носитель лирического голоса - "я" и, к чему мы уже готовы, говорится о его одиночестве. Числи- тельное "один" всегда играет в поэзии Лермонтова значи- тельную роль. Например, еще в 1830 г. Лермонтов написал стихотворение "Одиночество".
Как страшно жизни сей оковы Нам в одиночестве влачить. Делить веселье - все готовы - Никто не хочет грусть делить. Один я здесь, как царь воздушный...
Пальма - "одна и грустна". Поэт в стихотворении "На смерть поэта" - "один, как прежде". Наполеон:
Один, - он был везде, холодный, неизменный... ...Забытый, он угас один - Один, замучен мщением бесплодным...
("Последнее новоселье", 1841; курсив мой. - Ю. Л.)
Герой стихотворения также один выходит на дорогу. Однако в первой же строке стихотворения мы сталкива- емся с новым мотивом. Лермонтовский одинокий герой был знаком нам как узник (вспомним "Пленного рыцаря"). Он был заключен в тесном и темном месте, а огромный и сво- бодный мир природы находился высоко над ним и был недо- сягаем. Образ тюрьмы постоянно сопровождает романтичес- кого героя Лермонтова. Он отгорожен стенами от мира:
...одинок я, нет отрады, Стены голые кругом...
В стихотворении "Выхожу один я на дорогу..." уже первое слово - глагол в активном залоге - выводит героя из привычного нам окружения. Лирический повествователь стихотворения находится в открытом, распахнутом мире. Перед ним устремленная вдаль бесконечная дороги, над ним - открытое небо. Герой Лермонтова в этом стихотво- рении - не узник, мечтающий о победе, а человек, погру- женный в открытую и свободную стихию природы. В первой строфе герой упоминается только в первом стихе, а пос- ледующие три посвящены миру природы. Этот мир наделен чертами, совершенно необычными для романтической поэ- зии. В ранней лирике поэта герой находился в условиях изоляции. (Например, в стихотворении "На жизнь надеять- ся страшась...": "Ужель при сшибке камней звук / Про- никнет в середину их".) Для ранней лирики характерны признаки оборванных коммуникаций, невозможности обще- ния. Герой не может найти слушающего; он живет в обста- новке глухоты и немоты. Вместо любви его окружает изме- на, вместо понимания - непонимание. Если ранняя романтическая лирика погружала героя в мир разобщенности, то в анализируемом стихотворении (а это характерно для ряда произведений последних двух лет) мир, в котором находится герой, - это мир, полный коммуникаций. Он пронизан связями, он говорит, слышит, любит. В стихотворении "Небо и звезды" поэт вопрошал звезды, но они молчали. В стихотворении "Выхожу один я на дорогу..." мир характеризуется единением; небо сое- динено с землей - поэт выходит на дорогу, но лежащий перед ним бесконечный путь освещен и залит лунным све- том. Луна принадлежит верхнему миру, миру неба, дорога - нижнему миру, миру земли. Лунный свет на дороге сое- диняет эти две противоположности. Не случайно и упоми- нание тумана: он заполняет пространство между землей и небом и выполняет роль посредника (между темницей и птицей в "Пленном рыцаре", поэтом и звездами в "Небо и звезды" нет никакого средоточия: они стоят по двум кра- ям бездны). Но не только лунный свет соединяет небо и землю. В этом стихотворении небо не молчит, оно "гово- рит", а земля ему "внемлет". Очень важно, что прост- ранство земли названо словом "пустыня". Реальный пейзаж стихотворения ведет нас на Кавказ, и поэтому здесь не следует представлять песчаную пустыню - плоскую равни- ну, покрытую песком. Пустыня здесь имеет два семанти- ческих признака: во-первых, это пространство, противос- тоящее городу, людскому поселению и всему миру создан- ного человеком общественного зла; во-вторых, это слово несет в себе семантику открытого, большого, распахнуто- го пространства. Про небольшой участок земли, отгоро- женный забором, сказать "пустыня" нельзя. Пустыня для Лермонтова имеет признак бескрайности. Так, одновремен- но с "Выхожу один я на дорогу..." поэт написал стихот- ворение "Пророк", герой которого покинул город - место лжи и злобы - и бежал в пустыню.
Из городов бежал я нищий, И вот в пустыне я живу...
И именно в пустыне лермонтовский пророк находит то, чего он был лишен в городе, - общение. Его не слушали люди в городе - в пустыне его слушают звезды:
Завет предвечного храня, Мне тварь покорна там земная; И звезды слушают меня, Лучами радостно играя.
В стихотворении "Выхожу один я на дорогу..." герой тоже оказывается в пустыне. Если слово "дорога" включает в себя значение бесконечной длины, то пустыня - необъят- ная ширь. Герой один в огромном мире, открытом со всех сторон, и мир этот "говорит" и "внемлет". Очень сущест- венно, что эти глаголы, которые связываются у нас с представлением о звуковой речи, характеризуют у Лермон- това мир, наполненный тишиной. "Ночь тиха", звезды раз- говаривают друг с другом без слов, и земля внемлет этой безмолвной речи. Следовательно, мир, окружающий поэта, не только умеет говорить и слушать. Он слышит неслыш- ное, видит незримое, он наделен способностями тонкого, чувственного взаимопонимания. Вторая строфа посвящена отношениям, возникающим меж- ду поэтом и окружающей землей. Об окружающем мире ска- зано, что он прекрасен: "В небесах торжественно и чуд- но". Слово "чудно" означает положительную оценку (хоро- шо, прекрасно) и вместе с тем несет семантику чуда: на небе совершается некое торжественное чудо. Поэт оказы- вается свидетелем какой-то скрытой от людей тайны при- роды, момента некоего торжественного и таинственного свершения, которого другим людям не видно. В этой связи слово "один" приобретает новый смысловой оттенок. Тра- диционно оно указывало на одиночество, здесь оно полу- чает оттенок избранничества; поэт оказался единствен- ным, допущенным в святилище природы. Другие люди спят и не видят открывшегося ему таинства. Строка "Спит земля в сияньи голубом" обобщает мотив слияния земли и неба (лунного света). Однако здесь особенно примечательно слово "спит". В изученных нами стихотворениях мы неоднократно сталкивались с мотивом сна. Сон выступал там как сино- ним смерти ("Но спал я мертвым сном"). И сон сосны, и сон умирающего в долине Дагестана героя - это состояние ухода из жизни, перехода в мир смерти. Поэтому сон име- ет признаки застывания, оцепенения, ухода из человека всего, что составляло жизнь ("По капле кровь точилася моя"). В данном случае впервые в наших текстах сон не противостоит жизни, а означает спокойную ее полноту. Земля, озаренная лунным светом и внемлющая голосу неба, жива, и сон ее - "полный гордого доверия покой", как скажет Лермонтов по другому поводу в стихотворении "Ро- дина". Лермонтовский романтический герой в своем одино- честве был одержим жаждой деятельности. Собственная не- полнота заставляла его искать цели вне себя. Вспомним в этой связи слова Пушкина о "современном человеке":
С его озлобленным умом, Кипящим в действии пустом.
{"Евгений Онегин", 7, XXII}
В стихотворении "Выхожу один я на дорогу..." земля и весь мир, в который входит поэт, - это мир полноты. Он не ищет ничего вне себя и поэтому погружен в гордое спокойствие. Такое значение слова "сон" резко отличает- ся от его семантики в изученных нами текстах. Но полноте и спокойствию природы во втором и третьем стихах противопоставлено состояние поэта. Ему "больно" и "трудно", он глубоко неудовлетворен, он сомневается в будущем ("Жду ль чего?") и с горечью вспоминает о прош- лом ("Жалею ли о чем?"). На этом стоит задержать внима- ние. Мир природы, данный глаголами настоящего времени, по сути дела - вневременной. Для него нет ни прошлого, ни будущего - для него существует только вечность. Мир поэтического "я" погружен в движение времени, и пережи- вания настоящего момента (торжественной ночи на склоне кавказских гор) невозможно для него без памяти о прош- лом и мечты о будущем. Не случайно в огромном природном мире, в который погружен герой стихотворения, он наибо- лее тесно связан с образом дороги. Дорога же влечет за собой понятие движения, направления этого движения - предыдущего и последующего, то есть времени. Во всем пейзаже только она вызывает ассоциацию с временными по- нятиями. Третья строфа полностью посвящена поэтическому "я". Она говорит о желании поэта вырваться из мира изоляции и приобщиться к миру природы. Это желание характерно выражается в отказе от времени, в стремлении вырваться из временного мира. "Уж не жду от жизни ничего я" - от- каз от будущего, "И не жаль мне прошлого ничуть" - от- каз от прошлого. Вместо них поэт хотел бы влиться в вечный мир природы и приобщиться к ее полному силы сну. Но именно это заставляет лирического героя раскрыть то, что он вкладывает в понятие "сон" и "покой". Уместно отметить, что в эту важную минуту Лермонтов сближается с Пушкиным. Строка "Я ищу свободы и покоя" напоминает пушкинскую строку из стихотворения "Пора, мой друг, по- ра!":
На свете счастья нет, но есть покой и воля.
Пушкин дал и противоположное решение этого вопроса в "Письме Онегина к Татьяне":
Я думал: вольность и покой Замена счастью...
Но, так или иначе, само сочетание покоя и свободы - идея Пушкина. Для Лермонтова в предшествующем его твор- честве она была совершенно чужда, потому что лермон- товская свобода выявлялась в бунте, борьбе и деятель- ности и по самой своей природе была противоположна по- кою. И в "На севере диком...", и в стихотворении "Сон" утрата жизни - вместе с тем и потеря свободы, застыва- ние, неподвижность и смерть. Герой анализируемого сти- хотворения ищет той высшей свободы, которая не противо- речит законам природы, не требует постоянного бунта, а, напротив, подразумевает полноту индивидуальной жизни, гармонически согласной с мировой жизнью. Строфы
1 Этого стихотворения Лермонтов не мог знать - оно было опубликовано лишь в 1886 г. Тем знаменательнее возникшая перекличка позднего Лермонтова со зрелым Пуш- киным.
четвертая и пятая и раскрывают подробно этот, новый для лермонтовского героя, идеал. Сон, о котором он мечтает, это не "холодный сон могилы", а полнота жизненных сил. Последняя (пятая) строфа соединяет надежду на любовь ("про любовь мне сладкий голос пел"), то есть достиже- ние личного счастья, и слияние с образами мифологичес- кой и космической жизни. Дуб, у корней которого поэт хотел бы погрузиться в свой полный жизни сон, - это космический образ мирового дерева, соединяющего небо и землю, известный многим мифологическим системам. Таким образом, полнота жизни, в которую хотел бы погрузиться поэт, - это приобщение к природе в ее таинственном ве- личии, удовлетворение жажды любви - выход из одиночест- ва и погружение в мир древних преданий и мифов. Этот идеал соединяет пейзажную и любовную лирику с темой на- рода и родины, остро звучащей в последних стихотворени- ях Лермонтова. На пушкинский вопрос Лермонтов дал сво- еобразный ответ. Пушкин и его герой Евгений Онегин, по-разному решая этот вопрос, стояли перед альтернати- вой: счастье или покой и воля. Лермонтовский герой ре- шал ее синтетически: покой, воля и счастье. Вот та пол- нота жизни, которая выводила лирического героя лермон- товского стихотворения из устойчивого для всей лирики поэта одиночества. После анализа текста и знакомства со статьей "О сти- хотворении "Выхожу один я на дорогу..."" следует про- вести с учениками итоговую беседу, опираясь на материа- лы изученных стихотворений и привлекая знакомые учени- кам по курсу истории литературы данные об эволюции лер- монтовской лирики. Такое заключение темы "Лермонтов" может идти по одному из трех направлений, которые, в свою очередь, могут стать затем темами домашних сочине- ний: "Страдания и надежды героя лирики Лермонтова" "Лермонтовский герой перед лицом людей и природы" "Герой лирики Лермонтова и Пушкина: сравнение". В порядке подготовки к этой работе ученики должны будут выбрать из пройденного материала основные опор- ные, идейно и художественно значимые, слова и образы. Такая работа одновременно явится повторением и закреп- лением приобретенных лексических знаний. После этого ученики, на основании отобранных слов, строят характе- ристику по плану, составленному ими в классе под руко- водством учителя, а после этого выполняют домашнее за- дание.
1984
содержание .. 149 150
|
|
|