ТЕПЛОВОЗЫ ТИПА ТЭ10М. ТЕХОБСЛУЖИВАНИЕ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ

  Главная      Учебники - Тепловозы     Тепловозы типа 2ТЭ10М Руководство по эксплуатации и техническому обслуживанию 2139.00.00.000 РЭ - 1985 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  ..

 

 

ТЕПЛОВОЗЫ ТИПА ТЭ10М. ТЕХОБСЛУЖИВАНИЕ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ

  1. Общие указания

    Нормальная работа и долговечность электрооборудования при эксплуатации тепловоза зависят от правильного обслуживания и ухода за ним. При осмотрах и ремонтах обращайте внимание на состояние коллекторов, контактных колец и токосъемной аппаратуры (щетки, щеткодержателе и т п.) электрических машин, контактов аппаратов и контактных соединений, а также рабочую температуру электрооборудования. Не допускайте попадания на токоведущие части электрических машин и аппаратов грязи, воды, масла и растворителей, так как загрязнение приводит к ухудшению и разрушению изоляции и нарушению коммутирующих устройств.


     

    325

    Следите за правильной установкой и состоянием кожухов, воздуховодов и фильтров очистки охлаждающего воздуха, защитных сеток и козырьков. Удаляйте пыль с электрического оборудования сухими безворсовыми салфетками. Для удаления прилипших отложений грязи используйте жесткие волосяные щетки, а также деревянные и фибровые скребки. Только в случае необходимости используйте для очистки контактных и других открытых металлических частей электрооборудования безворсовые салфетки, слегка смоченные в чистом авиационном бензине Б-70, спирте или денатурате.

    При ремонтах для шлифовки коллекторов и притирки щеток применяйте шкурку шлифовальную тканевую зернистостью 8,10, 12 (ГОСТ 5009—82).

    Обдувайте сухим чистым сжатым воздухом давлением не более 0,2 МПа (2 кгс/см2), так как более высокое давление может привести к механическим повреждениям. Проводите все работы только при обесточенных электрических машинах и аппаратах. Записывайте в паспорта электрических машин сведения о всех проведенных ремонтах, серьезных неисправностях и замененных деталях»


     

  2. Электрические машины

    Перед продувкой электрических машин тщательно очистите от загрязнения наружную поверхность. Затем продуйте последовательно поверхность подшипникового щита, траверсы и изоляторы щеткодержателей, токоподводящие шины, щеткодержатели коллектор и внутренние полости статора

    Коллектор исправной, нормально эксплуатируемой машины имеет полированную поверхность равномерного от светло- до темно-коричневого цвета со слабым фиолетовым оттенком и темной беговой дорожкой щеток. Такой вид придает коллектору поверхностная контактная пленка, или так называемая «политура», предохраняющая коллектор от износа и улучшающая условия коммутации. Появившиеся потемнения коллекторных пластин различной степени и чередования (большей частью через одну или две пластины) при равномерной глянцевой политуре рабочей поверхности коллектора являются характерной особенностью токораспределения по параллельным ветвям двухходовых обмоток и не оказывают вредного влияния на нормальную работоспособность электрической машины.

    Тщательно протрите коллектор безворсовой салфеткой, смоченной в чистом авиационном бензине Б-70, в случае появления на его рабочей поверхности матовых налетов (в том числе и в виде отпечатков щеток), масляных пятен или других загрязнений. Мелкие дефекты на коллекторе, не превышающие по глубине 0,15 мм, если они ухудшают работу щеток и нормальную коммутацию (подгар, шероховатости, выработка, эллипс, оплавление, выпучивание отдельных пластин и т. д.), устраняйте шлифовкой коллектора шлифовальными брусками Р-16 и Р-17Б.

    Коллектор тягового генератора шлифуйте с помощью специального суппорта (табл. 51). Допускается шлифовка коллекторов электрических машин серии П и колец синхронного подвозбудителя шлифовальной шкуркой, закрепленной на деревянной колодке. Колодка должна иметь кривизну коллектора и охватывать его по дуге не менее 30°.

    После шлифовки зачистите заусенцы и проверьте глубину продорожки коллекторного миканита (см; приложение 2). После шлифовки очистите и обдуйте электрические машины, тщательно проверяя, не осталась ли медная пыль между коллекторными пластинами. Угольную и медную пыль, а также грязь между коллекторными пластинами и на изоляционном бандаже передней манжеты коллектора удаляйте жесткой волосяной щеткой.


     

    326

    Проточите коллектор при наличии на нем сильного механического повреждения, износа (радиальный износ под щеткой 0,8 мм и более), повышенного эллипса и биения пластин, забоин и оплавлений на пластинах от переброса при условии, что его диаметр не меньше допустимого. Продорожьте коллектор после проточки, снимите фаски с кромок пластин, произведите развалку на углах коллекторных пластин, а затем прошлифуйте коллектор.

    Перед проточкой коллектора тягового электродвигателя из-за местного боя пластин якорь прогрейте в течение 3—4 ч при температуре 120—140" С, подтяните болты коллектора, затем дайте якорю остыть и снова подтяните болты коллектора. После этого точите коллектор.

    При перегреве, повторном появлении подгара, эрозии коллекторных пластин или сильном искрении щеток часто обнаруживаются неисправности внутри якоря машины (ухудшение междувитковой изоляции и т д.) и визуально видимые на поверхности якоря и обмоток обугливание и потемнение изоляции, выпучивание или западание проводников обмотки якоря относительно торцов петушков, нарушение пайки обмотки якоря в петушках и т. д. В этих случаях проверьте: правильность установки траверсы и ее крепление, правильность установки и крепления щеточного узла; радиальное биение якоря; крепление контактных соединений; расход охлаждающего воздуха или целость вентиляторов охлаждения; чистоту каналов охлаждения; отсутствие брызг припоя на магнитной системе машины; сопротивление изоляции. Обнаруженные неисправности устраните согласно указаниям и требованиям настоящей инструкции, а при нарушении пайки или изоляции якоря снимите его и отремонтируйте. При отсутствии на коллекторе якоря «дорожки» по краям коллектора проверьте продольный разбег якоря в подшипниках.

    Переходным звеном в передаче тока электрической машины во внешнюю цепь являются электрические щетки. В процессе эксплуатации щетки изнашиваются. По различным причинам могут происходить выкрашивание, сколы, изломы щеток, ослабление крепления токоведущих проводов и пр. Не допускайте износ щеток и нажатие пружин вне предельных норм, а также применение щеток, имеющих обрывы отдельных проводников и нарушение монолитности заделки токоподводящих проводов. Щетки, токоведущие провода которых имеют следы перегруза током, замените новыми независимо от степени их износа. Используйте только такие щетки, марка и размер которых указаны в чертежах и паспортах электрических машин.

    Запрещается установка на электрических машинах щеток разных марок и разных заводов- изготовителей. Замените щетки, имеющие повреждения рабочей поверхности свыше 5%, а у тяговых электродвигателей — свыше 10%. Поверхность прилегания щетки должна быть зеркальной, блестящей и гладкой и составлять не менее 90—95% рабочей поверхности. Вновь устанавливаемые щетки притрите к контактной поверхности на специальном барабане, имеющем диаметр данного коллектора или контактных колец. Барабан покройте шлифовальной шкуркой. Допускается притирка щеток непосредственно на коллекторе с помощью полосы той же шлифовальной шкурки, прижатой по периметру контактной поверхности и обращенной шероховатой стороной к щетке При этом предотвратите округление краев щетки (см приложение 3)

    Установка щеток требует большой аккуратности. Опускайте пружину щеткодержателя на щетку плавно и мягко, соблюдая правильное ее положение относительно щетки. Это поможет избежать сколов, выбоин и трещин щеток. Всегда имейте в запасе притертые щетки. После замены большого числа щеток (50% и более) проработайте в течение 2—3 ч в режиме 1/3— 1/4 номинальной нагрузки, а при замене отдельных щеток — в течение 25—30 мин холостого хода электрической машины. Щетки должны свободно перемещаться в обоймах щеткодержателей. Проверьте щупом допустимые зазоры между щетками и щет-


     

    327

    кодержателями. Замените щеткодержатели, имеющие повышенную выработку гнезда под щетку, наплывы, оплавления. При замене щеткодержателей обратите внимание на правильность зазора между поверхностью коллектора и нижней кромкой щеткодержателей, а также допустимый перекос оси щеток вдоль коллекторной пластины.

    Проверьте при осмотре щеточного аппарата крепление щеткодержателей к. кронштейну, кронштейнов к корпусу, целость и чистоту изоляторов, надежность крепления токоведущих проводов и пружин, крепление подводящих кабелей к щеткодержателям. Все болты и винты крепления должны быть надежно затянуты и предохранены от самоотвинчивания пружинными шайбами, а болты крепления токоведущих проводов щеток тяговых электродвигателей — дополнительно проволокой. Трещины, сколы и неплотная посадка изоляторов недопустимы.

    После осмотра щеток и щеточного аппарата траверсу установите в строго первоначальное положение (положение электрической нейтрали) по метке и зафиксируйте болтами. При замене якоря генератора электрическую нейтраль проверьте заново и при необходимости нанесите новую метку нейтрали. Если после ремонта заводская метка установки щита или траверсы в положение нейтрали утеряна или уже не соответствует лучшей коммутации, то новое положение щита (траверсы) установите путем нахождения нейтрального положения щеток.

    Нейтральное положение щеток устанавливайте в неподвижной машине индуктивным методом, заключающимся в следующем: щит (траверсу) с предварительно прошлифованными по коллектору щетками устанавливайте так, чтобы линии щеток находились против середины главных полюсов. Обмотку возбуждения отключите, к ней подведите постоянный ток напряжением до 10 В, чтобы обеспечить в обмотке возбуждения ток 10—15 А. К двум разнополярным бракетам траверсы (щита) подключите магнитоэлектрический гальванометр на 40—.60 мВ (желательно с нулем посередине шкалы). При замыкании и размыкании разъединителя в цепи обмотки возбуждения в якоре индуцируется электродвижущая сила трансформации, и стрелка гальванометра будет отклоняться в ту или другую сторону в зависимости от положения щеток. При щетках, находящихся на нейтрали, электродвижущая сила трансформации должна быть равна нулю.

    Проворачивая щит (траверсу) в ту или иную сторону, найдите такое положение, при котором отклонение стрелки при замыкании и размыкании разъединителя в цепи обмотки возбуждения будет равно нулю или минимальным. Нейтраль определяйте для четырех — восьми положений неподвижного якоря, при этом в любом из этих положений якоря отклонение стрелки прибора от нулевого положения допускается только в ту сторону, которая вызывается поворотом траверсы по направлению вращения якоря (см. инструкцию по настройке коммутации, приложение 3).

    Примечание. Отклонения стрелки гальванометра лучше определять при размыкании разъединителя.

    Периодически контролируйте подшипники электрических машин (нагрев, шумность) на работающей прогретой машине перед постановкой тепловоза в ремонт. При смене и добавлении смазки проверяйте наличие пробок на трубках запрессовки и подшипниковых щитах. Не допускайте попадания грязи в смазку и не используйте грязную посуду под смазку. Строго соблюдайте сроки смазывания, сортность, марку и количество смазки в подшипниках в соответствии с картой смазки. Не смешивайте различные марки смазок и не заправляйте излишнее количество — при чрезмерном количестве смазки подшипник будет перегреваться, а смазка выдавливаться внутрь электрических машин. Попада-


     

    328

    ние смазки во внутренние полости электрических машин может происходить также при перегреве подшипника.

    Нагрев подшипников контролируйте на ощупь, прикладывая ладонь к крышкам подшипниковых узлов. При обнаружении недопустимого нагрева или повышенного шума осмотрите подшипник, для чего вскройте крышку подшипникового щита или разберите машину. Удалите старую смазку салфетками, смоченными в бензине. Смазку во внутренней полости подшипника смените продавливанием ее через подшипник вручную или через трубки запрессовки смазки. Если при чистке и замене смазки Повреждение не будет обнаружено, а шум и перегрев не исчезнут, подшипник замените. При снятии подшипника пользуйтесь только специальными съемниками. Типы подшипников приведены в табл. 51.

    У тяговых электродвигателей проверяйте состояние дренажных отверстий в щите со стороны шестерни. В случае засорения очистите отверстия от грязи. Засорение отверстий может привести к проникновению масла во внутренние полости двигателей. Следите, чтобы все люки остова были надежно закрыты крышками, а между остовом и крышками были установлены уплотнения.


     

  3. Электрические аппараты


     

    Уход за электрическими аппаратами выполняйте в соответствии с изложенными ниже требованиями.

    Общие правила ухода за аппаратами заключаются в поддержании их чистоты и надежности контактных соединений. Наиболее ответственной частью коммутирующих электроаппаратов является контактная система. Параметры контактных устройств и материал контактов приведены в табл. 51. Все контакты хорошо просматриваются. На тех аппаратах, где имеются дугогасительные камеры, их следует снять на время осмотра.

    При осмотре контактов проверьте отсутствие перекосов и заеданий в контактной системе, а в двухполюсных контакторах — одновременность касания (неодновременность касания допускается до 0,5 мм). Контакты должны касаться линейно, при этом прилегание контактов по ширине должно быть не менее 80%.

    При подгаре медных контактов зачистите их напильником с мелкой насечкой до металлического блеска, снимая главным образом наплавленные электрической дугой выступы и капли металла. При износе медных контактов электромагнитных контакторов более чем на половину толщины» а у электропневматических аппаратов более 25% замените их. Пальцевые контакты реле и мостиковые контакты реле и контакторов имеют серебряные напайки. Эти контакты периодически очищайте замшей от загрязнения.

    Грязь и копоть с металлокерамических контактов удаляйте салфеткой, слегка смоченной в бензине, или Жесткой волосяной щеткой и только в случае образования на поверхности контакта наростов или капелек металла от действия электрической дуги осторожно удалите нх напильником с мелкой насечкой. Серебряные и металлокерамические контакты заменяйте только после полного износа напаек. Потемнение этих контактов не является дефектом. Не допускайте зачистку любых контактов абразивами и шлифовальной шкуркой, так как оставшиеся на контактной поверхности абразивные частицы резко ухудшают контактное соединение. Контакты всегда должны быть сухими. Не смазывайте контакты (кроме контактов, указанных в карте смазки).

    Раствор контактов, провал и нажатие на контакт являются основными параметрами контактного устройства и не должны выходить за пределы допустимых.


     

    329

    Своевременно заменяйте износившиеся контакты, этим достаточно точно поддерживаются в эксплуатации вышеуказанные параметры.

    Кроме того, следите за тем, чтобы во включенном и отключенном положениях контактора нажимная пластина, укрепленная на якоре, не производила жесткого удара по пластмассе вспомогательного контакта, который должен иметь свободный ход 0,5—1,0 мм, иначе пластмасса разбивается, а контактор не полностью включается или выключается.

    При изломе контактных пружин, следах перегрева (побежалости) замените их.

    Недостаточное нажатие, нечеткое и вялое срабатывание электропневматических аппаратов могут быть следствием износа осей и втулок приводных рычагов, утечки воздуха или заедания поршня и могут привести к привариванию контактов. При увеличении зазоров между осями и втулками свыше 0,3 мм замените оси.

    Следите, чтобы контактодержатели реверсора были надежно закреплены на изоляционной стойке, а также надежно закреплены планка штока привода и поводок кулачкового вала. Скоба блокировочных контактов должна обеспечивать надежное замыкание контактов. Обеспечьте при замене контактов надежную клепку токоведущих проводов с последующей их пропайкой припоем ПОС-30 по периметру.

    При утечке воздуха через электропневматический вентиль промойте бензином загрязненные клапаны и втулки, а затем просушите. Если дефект остался, снимите вентиль, притрите клапан притирочной пастой, состоящей из порошка пемзы и машинного масла, или пастой ГОИ. Промойте в бензине втулку и клапаны после притирки, проверьте на стенде и вновь установите на место.

    Заедание поршня устраняйте введением смазки в цилиндр (см. приложение 1), а затем попытайтесь разработать аппарат частым включением и выключением. Если это не удается, снимите пневмоцилиндр, замените манжеты поршня и проверьте на стенде плотность уплотнения на воздухонепроницаемость при включенном положении и наибольшем давлении 0,7 МПа (7 кгс/см2), а также работу пневматического привода на включение при наименьшем давлении 0,375 МПа (3,75 кгс/см2). Следите за правильностью установки и затяжки Крепления гаек дугогасительной камеры.

    После установки камеры на место проверьте включением и отключением контактора отсутствие трения контакта о камеру.


     

  4. Полупроводниковые блоки и аппараты управления

    При осмотре полупроводниковых блоков и аппаратов управления обратите особое внимание на плотность прилегания диодов к радиаторам охлаждения. При проверке мегомметром изоляции электрических цепей тепловоза блоки и аппараты, содержащие полупроводниковые элементы, отсоедините разъемами или закоротите полупроводниковые элементы. Не допускайте отключения штепсельных разъемов блоков и аппаратов под током.


     

  5. Провода, кабели, соединительные и токособирательные шины

При наличии повреждений изоляции на проводе заизолируйте изоляционной лентой и окрасьте изоляционным лаком. Разрешается заменить часть провода на новый того же сечения и той же марки с помощью горячей спайки. Механические повреждения изоляции электрических кабелей устраняйте согласно приложению 5.

 

 

 

 

 

 

Замените наконечники при наличии излома проводов в них свыше 10'%, а также при уменьшении поверхности клеммы свыше 20% (излом, оплавление и т. п.), наличии следов перегрева и отжига проводов. Замените гибкие шунты, имеющие следы перегрева, обрыв или обгар жил свыше 20%.


 

    1. Аккумуляторная батарея

      Содержите батарею в чистом и сухом виде. Контактные соединения должны быть чистыми, а перемычки плотно затянуты гайками. Проверьте» нет ли налета окислов (белого и синего цвета) на зажимах, Если обнаружите налет, отверните болты на контактах, тщательно удалите с них окислы чистой сухой салфеткой и смажьте вазелином, после чего снова поставьте контактные соединения и гайки. Следите, чтобы борны аккумуляторов и перемычки были всегда покрыты слоем вазелина. Не смазывайте вазелином резиновые кольца у пробок (так как в этом случае они теряют свои упругие свойства) и корпуса аккумуляторов.

      Резиновые чехлы, батарейные .рамки периодически протирайте, содержите в чистоте и сухом состоянии. Не допускайте эксплуатацию аккумуляторных банок и резиновых чехлов, имеющих течь.

      Не допускайте коротких замыканий при работе гаечным ключом и другим металлическим инструментом одновременным прикосновением к разноименным выводам контактов аккумуляторов., Никогда не оставляйте на батарее инструмент или металлические детали.

      Проверяйте уровень электролита во всех аккумуляторах на каждом техническом обслуживании ТО-2. Уровень должен быть 40—50 мм над верхними кромками сепараторов, что соответствует уровню 50—60 мм над пластинами. Систематически проверяйте плотность электролита, э.д.с. на зажимах всех аккумуляторов и сопротивление изоляции батарей относительно корпуса с обязательным занесением результатов проверки в формуляр батареи. Проверку изоляции и э.д.с. производите только при снятой нагрузке с аккумуляторной батареи. Сопротивление изоляции разрешается замерять с помощью вольтомметра или мегомметра. Плотность проверяйте ареометром, падение напряжения — нагрузочной вилкой.

      При всех операциях по проверке уровня и плотности электролита соблюдайте осторожность и не проливайте электролит на крышки и между элементами батареи.

      В случае затрудненного пуска дизеля или при наличии более 10% аккумуляторов с э.д.с. менее 1 В подзарядите батарею от постороннего источника током 150 А в течение 2—5 ч. Допускается подзаряд батарей непосредственно на тепловозе. При этом:

      1. установите тепловоз на открытом воздухе или в помещении с хорошей вентиляцией;

      2. откройте все крышки аккумуляторных отсеков, пробки на аккумуляторах, также все люки и двери, расположенные около аккумуляторной батарей;

      3. вывесите на тепловозе на видных местах предупреждения о запрещении курения и проведения каких-либо работ, связанных с применением открытого пламени или возникновением искр.

        Помните, что:

        1. систематические недозаряды, глубокие разряды ниже конечных напряжений, Снижение уровня электролита ниже верхнего края пластин, повышенная плотность электролита при температуре выше О °С, повышение температуры сокращают срок службы аккумуляторов и батарей;

        2. батарея неработоспособна при температуре электролита ниже О °С, поэтому батарею после отстоя при низкой температуре электролита (ниже О °С) отогрейте и дайте ей

      331

      подзаряд в течение 5 ч током 150 А, так как при низкой температуре электролита (—10 °С) минимальное напряжение батареи при пуске составляет только 15—16 В.

      При обслуживании аккумуляторных батарей руководствуйтесь Инструкцией по уходу и эксплуатации за щелочными железоникелевыми аккумуляторными батареями заводов-изготовителей, прилагаемой к батареям.


       

    2. Сопротивление изоляции электрических машин и цепей тепловоза


       

      Сопротивление изоляции высоковольтных цепей электрической схемы тепловоза и силовых цепей тяговых электродвигателей и генератора измеряйте мегомметром на 1000 В, а низковольтных цепей и вспомогательных электрических машин — мегомметром на 500 В.

      Во избежание пробоя полупроводниковые элементы на время проверки изоляции мегомметром зашунтируйте перемычками или отсоедините разъемами панелей или блоков. На панелях ПВ1—ПВЗ установите перемычки между зажимами 1 и 5. Перед проверкой изоляции отключите рубильник реле РЗ, рубильник В Б (аккумуляторную батарею), автоматы «Освещение», «Локомотивная сигнализация», «Радиостанция» АУР.

      Таблица 41

      Изоляция цепей

      Значения сопротивлений, МОм :

      допустимые

      предельные

      Высоковольтной относительно низковольтной

      1,5

      0,75

      Высоковольтной относительно корпуса

      1,5

      0,75

      Возбуждения тягового генератора

      1,0

      0.5

      Низковольтной относительно корпуса

      0,5

      0,25

      Аккумуляторной батареи относительно корпуса

      0,05

      0,025


       

      Для измерения сопротивления изоляции высоковольтной цепи поставьте реверсор в рабочее положение для хода «Вперед» или «Назад». Допустимые нормы сопротивления изоляции электрооборудования тепловоза в холодном состоянии при 20 °С приведены в табл. 41.


       

    3. Сушка изоляции электрических машин


       

      Перед сушкой обмоток машину протрите и продуйте. Коллектор или контактные кольца, щеточный аппарат, изоляторы, переднюю и заднюю лобовые части обмотки якоря и доступные части магнитной системы очистите от пыли, грязи, масла и т.п.

      Сушите одним из следующих способов: продуванием через машину горячего воздуха; внешним нагревом; электрическим током. Выбор метода сушки зависит главным образом от местных условий, имеющихся возможностей и от степени увлажнения изоляции обмоток. Наиболее интенсивной сушкой влажной изоляции является сушка электрическим током, при которой внутренние слои изоляции нагреваются сильнее наружных. Однако следует учитывать» что сушка током, пропускаемым через обмотку с сильно увлажненной изоляцией, может привести к вспучиванию последней. Поэтому в подобных случаях сушку рекомендуется вначале проводить другим методом, например внешним нагреванием либо продуванием через машину горячего воздуха, затем после такой предварительной сушки можно сушить током.


       

      332

      Электрическим током сушите обмотки только когда сопротивление изоляции больше 0,05 МОм. При сопротивлении изоляции менее 0,05 МОм возможен пробой изоляции на корпус. Сопротивление изоляции в процессе сушки измеряйте мегомметром напряжением 500 В, а температуру неподвижных обмоток — термометром, ртутную камеру которого оберните станиолью. Во время сушки обмоток через каждые 15—30 мин, а по достижении установившейся температуры — не реже 1 раза в 1 ч измеряйте и записывайте в протоколе сушки температуру и сопротивление изоляция.

      При сушке на время измерения сопротивления изоляции ток включайте, но при сушке постоянным током не отключайте полный ток рубильником во избежание пробоя изоляции экстратоками; выключайте постепенным снижением подводимого напряжения.

      Обмотку и стальные детали нагревайте постепенно. При быстром нагреве может возникнуть разница температур обмотки и активной стали, что может привести к повреждению (разрыву) изоляции из-за разных коэффициентов их линейного расширения. В первые 2—3 ч сушки температура обмоток не должна превышать 50—60 °С, а через 6—8 ч после начала сушки -— 70 оС,

      Во время сушки сопротивление изоляции обмоток сначала понижается вследствие испарения из машины влаги, а затем начинает возрастать и, наконец, устанавливается постоянным или незначительно повышается. Ни в коем случае не прекращайте сушку при продолжении понижения сопротивления изоляции. При установившемся сопротивлении изоляции сушку продолжайте2—Зч, и если при этом изменение сопротивления изоляции незначительно, то сушку можно закончить.

      Сушка изоляции обмоток продуванием через машину горячего воздуха. При сушке горячим воздухом пользуйтесь вентилятором или воздуходувкой. Воздух, подводимый к машине, подогрейте специальными подогревателями- Обмотки машины по возможности равномерно обдувайте горячим воздухом, температура которого не должна превышать 90— 100°С.

      Сушка внешним обогревом. Для сушки внешним обогревом электрическую машину поместите в сушильную камеру. Камера должна быть вентилируемой. Температура воздуха камеры не должна превышать 90—100 °С. Во время сушки все крышки коллекторных камер и вентиляционные отверстия должны быть открыты.

      Сушка изоляции обмоток электрическим током. Существует два метода такого способа сушки изоляции: от постороннего источника тока; в режиме короткого замыкания. Сушку током от постороннего источника применяйте тогда, когда не представляется возможным вращать машину и имеется источник постоянного тока низкого напряжения. При этом на время сушки снимите крышки коллекторных камер и откройте вентиляционные отверстия электрических машин для свободного удаления влаги из машины и обмоток, а также периодически проворачивайте якорь. Сушку током короткого замыкания применяйте в тех случаях, когда возможна работа машины в качестве генератора.

      Тяговый генератор. При сушке изоляции обмоток от постороннего источника тока (рис

      195) подключите цепь якоря и добавочных полюсов генератора к постороннему источнику постоянного тока напряжением 45—50 В. Установите в цепи генератора ток в пределах 2000—2500 А (при этом токе температура нагрева обмоток составит примерно 70 °С). Независимую обмотку возбуждения и пусковую обмотку, если они не высохли в процессе сушки последовательных обмоток, можно сушить отдельно.

      При сушке изоляции током короткого замыкания (рис. 196) замкните накоротко цепь якоря и обмотки добавочных полюсов через выключатель, предохранитель и шунт амперметра. Запитайте независимую обмотку возбуждения через реостат большого сопротивления от независимого источника. Включите


       

      333


       

      image


       

      возбуждение при пониженной частоте вращения генератора, постепенно повышая ее и увеличивая возбуждение. Сушите изоляцию при частоте вращения, близкой к номинальной. При этом ток короткого замыкания не должен превышать номинального тока и генератор не должен искрить.

      Тяговый электродвигатель. При .сушке изоляции (от постороннего источника) цепь якоря с обмоткой добавочных и главных полюсов питается напряжением около 10% номинального, а ток, необходимый для получения температуры изоляции обмоток до 70

      °С, установите в пределах 360—400 А. Разрешается в качестве источника тока использовать тяговый генератор, при этом тепловоз затормозите на путях депо и периодически (не реже двух раз в 1 ч) растормаживайте и перекатывайте.

      Двухмашинный агрегат. Сушите изоляцию от постороннего источника тока при номинальном напряжении, если сопротивление изоляции не менее 0,1 МОм. При сопротивлении изоляции ниже этого значения (до 0,05 МОм) сушку изоляции обмоток производите в режиме короткого замыкания или током от постороннего источника тока напряжением 15—20 В. При сушке изоляции в режиме короткого замыкания передвиньте на время сушки траверсу на 2—3 коллекторные пластины по направлению вращения. Ток обмотки выбирается таким, чтобы предельная температура ее изоляции в процессе сушки не превышала 70 °С, что составляет примерно 80—85% номинального значения тока. ,

      Синхронный подвозбудитель. При сушке изоляции методом короткого замыкания. установите в статорной обмотке, замкнутой через трансформатор тока с амперметром, выключатель и предохранитель, ток нагрузки 5—6 А, регулируя его изменением тока возбуждения роторной обмотки.

      Электродвигатели серии П. При сушке током от постороннего источника цепь якоря с обмоткой добавочных полюсов и последовательной обмоткой подключите к сети с напряжением, равным 3—6% номинального. При этом ток, необходимый для нагрева машины до 70 °С, не должен превышать 50—60 % номинального. Включайте и выключайте обмотки только через реостат.


       

    4. Разборка и сборка электрических машин и аппаратов

Разборка тягового электродвигателя. Снимите польстер и слейте масло из моторно- осевых подшипников, а затем снимите двигатель с колесной пары, очистите его наружную поверхность от грязи и пыли. продуйте сухим чистым сжатым воздухом давлением не более 0,2 МПа (2 кгс/см2), снимите малую шестерню гидравлическим съемным приспособлением.

334

После этого установите электродвигатель строго горизонтально на стеллаже так, чтобы был свободный доступ к нижнему люку; снимите крышки коллекторных люков; выньте щетки из гнезд щеткодержателей, предварительно зафиксировав пружины в специальных крючках, оберните рабочую поверхность коллектора плотной бумагой; отверните болты, крепящие наружную крышку подшипникового щита со стороны коллектора, снимите крышку, снимите упорную шайбу подшипника; спрессуйте винтовым съемником лабиринтное кольцо со стороны привода (заложите предварительно в отверстие для упора съемника в торец вала стальной шарик диаметром 25—30 мм); отверните болты, крепящие подшипниковый щит со стороны шестерни; наденьте транспортное коромысло на конус вала якоря, закрепите его гайкой и подтяните краном до натяжения троса.

Выпрессуйте подшипниковый щит со стороны шестерни с помощью болтов крепления щита к остову, вворачивая их в три отжимных отверстия щита равномерно; выньте якорь из остова вместе со щитом, выдвигая его краном строго горизонтально во избежание повреждения якоря и коллектора с полюса или горловину остова; положите якорь на специальную подставку с мягкой обивкой; отверните болты крепления подшипникового щита со стороны коллектора и выпрессуйте щит с помощью тех же болтов, вворачивая их равномерно в два отжимных отверстия на щите.

Очистите от пыли и грязи внутреннюю поверхность магнитной системы, продуйте ее сжатым воздухом, проверьте магнитную систему на отсутствие пробоя изоляции катушек на корпус или междувиткового замыкания, на отсутствие механических повреждений изоляции.

Проверьте щеточный аппарат на отсутствие повреждений и неисправностей изоляторов, щеткодержателей или соединительных кабелей. К дальнейшей разборке приступайте только при обнаружении каких-либо дефектов; при замене щеткодержателей накладки кронштейнов установите на те же места по меткам.

Для замены катушек добавочных полюсов остов установите вертикально, снимите изоляцию межкатушечных соединений, отсоедините перемычки между катушками, закрепите на натянутом тросе полюс с катушкой, выверните болты, крепящие полюс предварительно очистив их головки от кварцкомпаунда там, где он имеется; выньте осторожно катушку с полюсным сердечником из остова.

Замените катушки главных полюсов аналогично замене катушек добавочных полюсов при установленном остове коллекторной камерой вертикально вниз со снятыми катушками добавочных полюсов; замените в случае надобности подшипник, внутреннее кольцо которого снимается после его разогрева индукционной катушкой (при этом намагничивание подшипникового кольца недопустимо).

Сборка тягового электродвигателя. После осмотра и при необходимости ремонта деталей и узлов можно приступать к сборке. Соберите отдельно катушки главных и добавочных полюсов, установите их в остов, выдержав зазоры между башмаками сердечников главных и добавочных полюсов в пределах ±1 мм;

установите межкатушечные соединения по схеме соединений обмоток» проверьте магнитную систему на отсутствие пробоев и междувитковых замыканий катушек.

Соберите щеткодержатели, установите их в коллекторной камере остова. Проверьте приспособлением совпадение оси главных полюсов с осью гнезда под щетки соответствующего щеткодержателя с точностью ± 1,8 мм (при несовпадении осей больше указанной величины выполните необходимую корректировку перемещением соответствующего главного полюса).

Промойте в чистом керосине поверхности масляных камер подшипниковых щитов, крышки подшипников, лабиринтные кольца и роликоподшипники, пропрессуйте смазочную трубку. Соберите подшипниковые щиты с блоками под.

335

шинников и с крышками» закрепленными двумя болтами. Подготовьте к сборке якорь: промойте внутренние кольца подшипников, убедитесь в отсутствии зазора между кольцом подшипника и уплотнительным кольцом якоря, оберните коллектор плотной бумагой, наденьте на якорь подшипниковый щит со стороны шестерни.

Установите магнитную систему строго горизонтально на стеллаже, а подшипниковый щит поставьте в расточку остова со стороны коллектора и запрессуйте его, завертывая крепящие болты равномерно во избежание перекоса, снимите наружную крышку подшипникового щита со стороны коллектора. Наденьте на конус вала якоря транспортное коромысло, закрепив его гайкой, заведите якорь осторожно в магнитную систему, оберегая его от ударов о щеткодержатели, полюсы и горловину остова, пользуясь при этом направляющей втулкой, продетой через отверстие под подшипник в щите со стороны коллектора; запрессуйте подшипниковый щит со стороны привода, затягивая крепящие болты равномерно во избежание перекоса. Снимите наружную крышку подшипникового щита со стороны шестерни, в обоих подшипниках проверьте радиальные зазоры щупом, торцовое биение наружных колец относительно внутренних согласно Инструкции ЦТ МПС по содержанию и ремонту узлов с подшипниками качения локомотивов и мотор-вагонного подвижного состава. Смазку закладывайте в соответствии с этой же Инструкцией в количестве, указанном в карте смазки тепловоза.

Установите и законтрите упорную шайбу вала якоря со стороны коллектора, установите крышки подшипниковых щитов, напрессуйте лабиринтное кольцо со стороны привода, предварительно нагрев его. Снимите бумагу с коллектора, проверьте и при необходимости отрегулируйте зазоры между щеткодержателями и коллектором, оберните коллектор шлифовальной шкуркой шероховатой стороной к щетке, установите щетки в гнездо щеткодержателей» отпустите пружины, прижимающие щетку к коллектору и, проворачивая якорь вручную, притрите электрощетки по коллектору. Продуйте тщательно электродвигатель сжатым воздухом для удаления щеточной пыли, промойте коллектор и изоляторы чистым авиационным бензином Б-70 и протрите чистой безворсовой салфеткой. Проверьте наибольший разбег якоря, который должен быть в пределах 0,2—0,5 мм; проверьте, чтобы все болты и гайки были туго затянуты и надлежащим образом предохранены от самоотвинчивания [болты, крепящие щеткодержатели, должны быть затянуты моментом не менее 2,5 Н-м (25 кгс X см)}.

Примечание. Разрешается производить разборку и сборку тягового двигателя в вертикальном положении.

Разборка тягового генератора. Снимите генератор с дизель-генераторной плиты; очистите от грязи и пыли внешнюю поверхность генератора, продуйте генератор сухим чистым сжатым воздухом. Снимите фланец привода пластинчатой муфты переднего редуктора съемным приспособлением (применять клинья для сбивания фланца запрещается), а затем крышки коллекторных люков. Поднимите щетки и оберните рабочую поверхность коллектора плотной бумагой. Отсоедините вывод добавочных полюсов от токособирательной шины траверсы;

снимите клицу и вывод добавочных полюсов; снимите клицу выводов независимого возбуждения; снимите кожух со стороны фланца вала генератора.

Выверните болты, крепящие щит к станине. Поддерживая щит краном, выведите его из замка станины с помощью отжимных болтов, опустите плавно якорь на полюсы и снимите щит с подшипника. Следите при этом, чтобы не было перекосов щита во избежание его повреждения. Выведите якорь из станины с помощью транспортного коромысла или специального удлинителя.

336

При необходимости разберите магнитную систему в такой последовательности: снимите шины, соединяющие катушки, установите станину стороной щита вертикально вверх; снимите полюсы; при отворачивании болтов, крепящих полюсы, поддерживайте последние с помощью слегка натянутого троса краном или кран-балкой.

ВНИМАНИЕ!

При снятии шин и полюсов рекомендуется замаркировать их расположение и число прокладок, чтобы при сборке обеспечить их первоначальное положение.

При необходимости разберите подшипниковый щит в такой последовательности: снимите клину крепления вывода Я; снимите четыре планки, крепящие, траверсу к щиту; снимите четыре планки — фиксаторы с пружинами и выньте траверсу со щеткодержателями постоянного нажатия на щетки.

Сборка тягового генератора. После осмотра, тщательной очистки от пыли д грязи, продувки генератора сухим чистым сжатым воздухом, удаления, очагов коррозии и при необходимости ремонта, соберите генератор. Подшипниковый щит собирайте в порядке, обратном разборке; соберите магнитную. систему, установив в нее. главные и добавочные полюсы, предварительно собранные с катушками, установите на свои места соединительные шины (соедините катушки по схеме); покройте после сборки магнитную систему эмалью ГФ-92.ХС.

Установите подшипниковый щит в станину и закрепите болтами, заворачивайте крепящие болты равномерно по окружности во избежание деформации щита; соберите подшипник после тщательной промывки бензином, заполните подшипник смазкой. Установите на якорь транспортное коромысло или специальный удлинитель, оберните коллектор плотной бумагой и заведите якорь в станину до посадки подшипника в гнездо ступицы; установите и закрепите болтами крышки подшипника; поставьте на место клицы выводов и вывод дополнительных полюсов; присоедините вывод добавочных полюсов к токособирательной шине траверсы.

Снимите с коллектора плотную бумагу, опустите щетки на коллектор (в случае замены изношенных щеток рабочую поверхность последних до установки на генератор притрите на специальном приспособлении). Притрите рабочую поверхность щеток по месту шлифовальной шкуркой. Установите кожух со стороны фланца вала генератора и крышки коллекторных люков. Наденьте на вал генератора фланец привода пластинчатой муфты переднего редуктора;

установите генератор на дизель-генераторную плиту и отцентрируйте его с коленчатым валом дизеля.

Разборка двухмашинного агрегата. Очистите агрегат снаружи от масла, грязи и пыли, продуйте сухим чистым сжатым воздухом, снимите муфту съемником, отвернув предварительно гайку на конце вала. Запрещается применять при снятии муфты клинья во избежание повреждения подшипника: Снимите кожухи с коллекторных камер; отверните винты и снимите защитную сетку, закрывающую выходные вентиляционные отверстия; поднимите щетки и оберните рабочую поверхность коллекторов плотной бумагой; отверните со стороны возбудителя болты, крепящие кольцо к крышке подшипника и станине, снимите кольцо.

Отверните болты, крепящие между собой станины возбудителя и вспомогательного генератора, снимите станину возбудителя с помощью завернутых в отверстия отжимных болтов, поддерживая якорь тросом, закрепленным за вал в месте крепления вентилятора, и предохраняя коллектор от повреждения. Якорь при этом остается в станине вспомогательного генератора. Отверните со стороны вспомогательного генератора болты, крепящие кольцо к крышке подшипника и станине, снимите кольцо; выньте осторожно якорь, предварительно натянув трос краном, из станины вспомогательного генератора, переме-

337

щая его в горизонтальном направлении. При этом остерегайтесь повреждения обмоток и коллектора.

Снимите крышки подшипников с помощью завернутых в отверстия отжимных болтов, предварительно отвернув болты, крепящие крышки подшипников к капсюлям. Стяните специальным приспособлением втулку со стороны вспомогательного генератора, используя для этого кольцевую выточку втулки. Отверните гайку подшипника со стороны вспомогательного генератора.

Шариковые подшипники вместе с капсюлями и кольцами снимите съемником. Снимать подшипники ударами запрещается. Отверните болты, крепящие вентилятор на ступице» снимите вентилятор; снимите межкатушечные соединения, а затем снимите главные и добавочные полюсы с катушками, отвернув предварительно крепящие болты (при снятии полюсов промаркируйте полюсы и места их установки).

Снимите траверсы, отвернув предварительно болты, крепящие траверсы к ребрам станины; отверните болты, крепящие щеткодержатели к траверсам и изолирующей планке; снимите токособирательные шины и щеткодержатели (операцию производить при необходимости).

Сборка двухмашинного агрегата. После осмотра и при необходимости ремонта деталей и узлов агрегата, тщательной очистки всех его деталей от пыли и грязи, продувки чистым сухим сжатым воздухом давлением не более 0,2 МПа (2 кгс/см2) соберите двухмашинный агрегат. Смонтируйте на траверсе и изолирующей планке щеткодержатели и токособирательные шины. Установите траверсы в станины и закрепите их болтами, при этом следите за совпадением рисок на траверсе и бобышках, отмечающих нейтраль. Соберите катушки с сердечниками полюсов и установите полюсы в станинах по нанесенной при разборке маркировке. Установите все соединительные кабели и выводы по схеме соединений. Покройте внутреннюю поверхность станины (исключая места под капсюли и щеткодержатели) эмалью ГФ-92ХС.

Установите и закрепите вентилятор на ступице, при этом следите за совпадением рисок на вентиляторе и ступице (или заново отбалансируйте якорь), промойте в чистом бензине посадочные поверхности конца вала, крышки подшипников, лабиринтные кольца, капсюли, втулки и крепеж подшипниковых узлов. Наличие очагов ржавчины на перечисленных деталях не допускается. Вставьте в капсюли кольца, запрессуйте подшипники в капсюли, приняв меры предосторожности против их перекосов. Разогрейте сухим способом до температуры 90—100 °С капсюли с запрессованными подшипниками и кольцами и насадите их на вал до упора подшипников.

Заверните до отказа гайку подшипника, а с противоположной стороны закрепите болтами торцовую шайбу; насадите на вал втулку, разогрев ее предварительно до температуры 90— 100°С, установите крышки подшипников, прикрепив их к капсюлям винтами; наполните подшипниковые камеры смазкой в соответствии с картой смазки узлов тепловоза. Вставьте якорь в станину вспомогательного генератора, обернув предварительно коллектор плотной бумагой во избежание его повреждения.

Установите со стороны вспомогательного генератора концевое кольцо, закрепите его болтами к станине и крышке подшипника; станину возбудителя поставьте на место, предохраняя коллектор от повреждений, скрепите болтами станины возбудителя и вспомогательного генератора. Со стороны возбудителя установите концевое кольцо, прикрепите его болтами к станине и крышке подшипника, установите и закрепите предохранительную сетку на выходные вентиляционные отверстия, а также крышки коллекторных камер. Проверьте надежность закрепления всех болтовых соединений (наличие контрящих приспособлений, где это предусмотрено конструкцией машины).


 

338

Разборка синхронного подвозбудителя. Удалите с поверхности подвозбудителя пыль, грязь и масло, особенно возле крышки люка контактных колец. Снимите крышку люка контактных колец. Отсоедините провода от токособирательных шин в коробке выводов. Выньте щетки из гнезд щеткодержателей и оберните контактные кольца плотной бумагой.

Выверните две масленки смазки подшипников из их крышек, винты крепления крышек к подшипниковым щитам и болты крепления крышек подшипников и подшипниковых щитов и снимите подшипниковые щиты. Выньте якорь, при этом следите, чтобы не повредить поверхность бандажа и контактных колец;

выньте при необходимости траверсу из подшипникового щита.

Сборка синхронного подвозбудителя. После осмотра и при необходимости ремонта деталей и узлов подвозбудителя, тщательной очистки всех его деталей от пыли и грязи, продувки соберите подвозбудитель. Запрессуйте подшипниковый щит в сборе с траверсой в станину со стороны контактных колец равномерными ударами по окружности, предварительно протерев посадочные места в станине и щите.

Закрепите подшипниковый щит болтами так, чтобы отверстие для масленки было вверху. Закрепите выводы от токособирательных шин в коробке выводов. Заложите смазку в подшипники (предварительно старую смазку удалите, подшипники и крышки промойте в бензине.) Заведите якорь в станину и запрессуйте его в подшипниковый щит со стороны контактных колец равномерными ударами по свободному концу вала якоря, предварительно положив на' него деревянную или текстолитовую прокладку.

Снимите бумагу с контактных колец и запрессуйте подшипниковый щит со стороны привода на подшипник; запрессуйте подшипниковый щит со стороны привода в станину равномерными ударами по окружности, предварительно протерев посадочные места в станине и щите, и прикрепите щит к станине болтами. Заложите смазку в передние крышки подшипниковых щитов, установите крышки и закрепите их болтами (отверстие под масленку в крышке со стороны привода должно быть сверху); установите торцовые крышки с двух сторон и закрепите их винтами; заверните масленки на свои места. Установите крышку люка контактных колец и закрепите ее замком.

Разборка электродвигателей серии П. Снимите муфту с помощью стяжного приспособления и крышки с коллекторных люков переднего щита, ослабьте болты, крепящие траверсу, поднимите щетки и отсоедините кабели от траверсы. Снимите крышку подшипников щита; избегая перекосов, снимите передний подшипниковый щит, используя отверстия для отжимных винтов. В машинах, где нет таких отверстий, щит снимите легкими ударами деревянного или металлического молотка через деревянную прокладку по борту щита. Отсоедините задний подшипниковый щит от расточки станины, пользуясь отжимными винтами. Выньте из машины якорь вместе с задним подшипниковым щитом, предварительно обернув бумагой коллектор, при необходимости снимите траверсу с расточки щита. При разборке машины подшипники не снимайте с вала, они снимаются только для замены.

Сборка электродвигателей серии П. Сборку машины производите в порядке, обратном разборке. При сборке машин, в которых предусмотрена замена смазки без разборки, следите за тем, чтобы паз для прохода смазки, имеющийся во внутренних крышках подшипника переднего и заднего подшипниковых щитов, совпадал с отверстием для прохода смазки в самом щите.

Перед сборкой машин проверьте сопротивление обмоток и прочность изоляции. Проверьте зазоры между добавочными и главными полюсами и якорем. При необходимости снимите задний щит с подшипника, отделив крышку подшипника. Якорь положите на верстак, свесив вентилятор. При сборке траверсу установите по метке, поставленной на ней и на подшипниковом щите.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  ..