ТЕПЛОВОЗЫ ТИПА ТЭ10М. ИНСТРУКЦИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ

  Главная      Учебники - Тепловозы     Тепловозы типа 2ТЭ10М Руководство по эксплуатации и техническому обслуживанию 2139.00.00.000 РЭ - 1985 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  9  10  11  ..

 

 

ТЕПЛОВОЗЫ ТИПА ТЭ10М. ИНСТРУКЦИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ


 

  1. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ

    Высокая эксплуатационная надежность тепловоза, безопасность движения, расчетная производительность его обеспечиваются строгим соблюдением правил технической эксплуатации.

    Последовательность действий локомотивной бригады на различных стадиях эксплуатации тепловоза, а также методика и периодичность контроля его параметров устанавливаются инструкцией по эксплуатации.

    К управлению тепловозом допускается локомотивная бригада, знающая устройство и особенности эксплуатации данного локомотива. Машинист должен иметь свидетельство на право управления тепловозом, а помощник машиниста - удостоверение. На локомотивную бригаду возлагается ответственности за состояние тепловоза, его исправность в пути следования, санитарное состояние и экипировку. Неисправности, возникающие в процессе эксплуатации, локомотивная бригада должна устранять, руководствуясь данной инструкцией.


     

  2. МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ

    Все работы по обслуживанию тепловозов должны выполняться в соответствии с действующими Правилами и Инструкцией по технике безопасности и производственной санитарии при эксплуатации электровозов, тепловозов и моторвагонного подвижного состава. Осмотр аккумуляторных батарей и все виды работ, связанные с электролитом, производить с соблюдением правил безопасности, обусловленных Инструкцией по уходу за щелочной железоникелевой батареей 46ТПНЖ-550. При входе в дизельное помещение обратите особое внимание на укладку щитов пола перед, проворотом коленчатого вала дизеля валоповоротньм устройством или генератором, а также перед пуском дизеля предупредите обслуживающий персонал.

    При осмотре внутренних полостей дизеля открывайте люки и крышки блока дизеля не ранее чем через 10 мин после его остановки. В случае крайней необходимости при устранении неисправностей в электрических аппаратах, находящихся под напряжением, применяйте диэлектрические галоши, перчатки и инструмент, имеющий изолированные ручки, с клеймом проверки.

    Особую осторожность проявляйте при осмотре тепловоза на электрифицированных участках. Категорически запрещается подниматься на крышу тепловоза, находящегося под контактным проводом. Выходить на крышу разрешается только на неэлектрифицированном участке пути. Ключ от предохранительных щитков лестницы должен храниться у машиниста, который выдает его помощнику только после того, как убедится в безопасности выхода.

    При приемке тепловоза проверьте наличие и исправность инвентарных средств пожаротушения. При обнаружении очага пожара используйте все имеющиеся штатные противопожарные и подручные средства для его тушения. Немедленно остановите поезд и дизель горящей секции, установите рукоятку


     

    201

    крана машиниста в положение Перекрыша без питания, выключите разъединитель аккумуляторной батареи, приведите в рабочее положение установку пенного пожаротушения, для чего:

    откройте один из двух кранов или 14 (см. рис. 82);

    возьмите в руки генератор высокократной пены, предварительно расправив шланги, направьте его на горящие объекты и откройте кран или 10 на генераторе высокократной пены. Для быстрейшего тушения пожара используйте оба генератора. Струю пены из генератора или огнетушителя направляйте навстречу видимому огню в места наиболее сильного горения и на пути распространения огня. Горящие провода, электроаппаратуру и электрические машины тушите только углекислотными огнетушителями. Применять для этой цели генератор высокократной пены или пенные огнетушители категорически запрещается. Если пожар угрожает аккумуляторной батарее, разомкните несколько перемычек между элементами у выходных кабелей и плотно закройте крышки ящиков.


     

    ТЕПЛОВОЗЫ ТИПА ТЭ10М. ПОДГОТОВКА ТЕПЛОВОЗА К РАБОТЕ


     

    1. Экипировка


       

      Топливную систему дизеля заправляйте дизельным топливом (ГОСТ 305—82), масляную систему, регулятор скорости, компрессор и другие узлы тепловоза заправляйте согласно карте смазки (приложение 1).


       

      ВНИМАНИЕ!

      Не допускайте применения других сортов масел (для дизеля и объединенного регулятора) без согласования с заводом-изготовителем!

      Не допускайте смешивания масел разных марок!

      Для охлаждения дизеля применяйте конденсированную или пресную кипяченую отстоянную воду без механических примесей с добавлением специальных антикоррозионных присадок: нитрита натрия и тринатрийфосфата по инструкции ЦТ МПС № 232304 и указанию МПС № 12540 от 28.06.65. Охлаждающая вода должна удовлетворять следующим техническим требованиям:


       

      Показатели

      Допустимые пределы.

      Жесткость общая, мг экв/л, не более

      0,2

      Содержание хлориона, мг/л, не более

      30

      РН

      7—8

      Содержание фосфорного ангидрида (P20s), мг/л

      15—25

      Содержание азотнокислого натрия (NaNO2), мг/л

      2500—3000


       

      Перед заправкой водой все вентили систем приведите в соответствие с положениями, указанными на рис. 68 и 71.

      Для полной заправки систем откройте воздухоспускной краник на нагревательной секции отопительно-вентиляционной установки и закройте его при появлении из него воды. Контролируйте заправку систем охлаждения по водомерному стеклу, уровень воды в нем после заправки должен быть выше середины. Проверьте правильность показаний водомерного стекла, для чего через его сливной кран слейте небольшое количество воды, при этом уровень не должен заметно снизиться. Бачок санузла заполняйте под напором через заправочную головку 22 (см. рис. 68).

      Дозаправку водяной системы тепловоза небольшим количеством воды можно произвести ручным насосом (см. рис. 68), установленным в кузове тепловоза. Для этого подсоедините рукав (входит в комплект инструмента, посуды и принадлежностей) к заправочной головке, конец рукава с фильтром опустите в


       

      202

      сосуд с водой, откройте вентиль 97 и накачайте воду. После дозаправки закройте вентиль 97 и откройте пробку внизу корпуса насоса, прокачиванием удалите воду во избежание замерзания ее в корпусе насоса. После прокачивания пробку закройте.

      Перед заправкой масляной системы проверьте соответствие положений вентилей системы (см. таблицу на рис. 58). Масло заправляйте через заливную горловину, вваренную в раму дизеля, или под давлением через заправочную трубу, выведенную под кузов тепловоза. Уровень масла в картере проверяйте по маслоуказателю после прокачки системы маслопрокачивающим насосом. При полностью заправленной системе уровень масла в картере должен соответствовать верхней риске маслоуказателя.

      В объединенный регулятор заливайте подогретое до 60—70 °С отфильтрованное и обезвоженное масло. Уровень масла после заправки должен быть не выше 5 мм метки маслоуказателя, но и не нмже чем на 10 мм (проверяйте при работающем дизеле).

      В картер компрессора заливайте 10—12 л масла. Температура масла перед пуском должна быть не ниже 15 °С, уровень масла—на 10—15 мм ниже верхней риски маслоуказателя. Масло заправляйте через воронку с сеткой (размер ячеек в свету не более 0,45 мм).

      В зимнее время при среднесуточной температуре окружающего воздуха ниже +5 °С системы заполняйте горячей водой и маслом непосредственно перед пуском дизеля.

      Системы охлаждения дизеля и наддувочного воздуха заправляйте водой, подогретой до 40—60 °С. При этом следите за заполнением систем, проверяйте на ощупь нагрев трубопроводов, секций холодильников, выпускных патрубков, коллекторов и цилиндров дизеля. В случае если системы не прогрелись, слейте воду и повторите заправку в той же последовательности.

      Температура заправляемого масла должна быть не ниже 60—90 °С (нагрев масла выше

      120 °С запрещается). Топливо вливайте через сетчатые фильтры. После заправки бака отсоедините заправочные приспособления и тщательно закройте горловину.

      В бункера песочниц через сетки засыпайте песок, который соответствует требованиям Технических условий на песок песочниц локомотивов ЦТ МПС.

      Резервуар установки пенного пожаротушения заполните сначала водой . (260 л), затем добавьте 16 л пенообразователя ПО-1. Проверьте уровень раствора щупом. Уровень должен быть в пределах рисок. Плотно закройте пробку заправочной горловины, а пусковые краны опломбируйте.


       

    2. Порядок полного слива масла

      Масло сливайте при температуре не ниже 55 °С. При сливе масла из системы дизеля соблюдайте такую последовательность:

      1. снимите заглушки на конце трубы с левой или правой стороны;

      2. откройте вентили 48 или 81, 33 и 94 (см. рис. 58), а также сливные вентили 54 и 27 для слива масла из фильтров грубой и тонкой очистки. Выверни* те пробки на фильтрах турбокомпрессоров;

      3. приведите остальные вентили и краны в положения, соответствующие указанным в таблице на рис. 58;

      4. после полного слива масла проверните коленчатый вал дизеля от генератора на 2—3

      оборота, закройте сливные вентили и поставьте заглушку на торец сливной трубы.

      Масло из регулятора частоты вращения, компрессора КТ7 и редукторов сливайте через сливные пробки и вентили.


       

      203

    3. Порядок полного слива воды из системы охлаждения дизеля

      При сливе воды из водяной системы охлаждения дизеля соблюдайте такую последовательность:

      1. снимите пробку с заправочной головки 21 (см. рис. 68);

      2. откройте вентиль 65 на общей сливной трубе, при этом вентили 69, 63 70, 72 должны быть открыты;

      3. после слива основной массы воды откройте вентили и краны 1, 2, 5, 64, 68, 96, 66 для слива воды из топливоподогревателя и отопительно-вентиляционной установки, откройте пробку для слива воды из трубки обогрева бачка санузла, а также краны 79 и 80 для слива воды из выпускных коллекторов дизеля;

      4. слейте воду из бачка санузла через вентиль 91, а через вентиль 78 слейте воду из бачка для сбора просочившейся воды из сальников насосов;

      5. по окончании слива воды через вентили и краны откройте пробки на водяном насосе дизеля и на турбокомпрессорах, а также пробки на выпускных коллекторах дизеля;

      6. продуйте систему сухим сжатым воздухом через отверстие в бонке 8давление воздуха при этом не должно превышать 0,4 МПа (4 кгс/см2);

      7. после продувки системы вентили и краны оставьте открытыми, а пробки вверните на место.

      ПримечаниеНа средней секции не устанавливают краны и вентили: 72,


       

    4. Порядок полного слива воды из системы охлаждения масла и наддувочного воздуха

      При сливе воды из водяной системы охлаждения масла и наддувочного воздуха соблюдайте такую последовательность:

      1. снимите пробку заправочной головки 19 (см. рис. 71);

      2. откройте вентили 16, 23, 31 (вентиль 15 всегда должен быть открытым и закрывается при опрессовке системы);

      3. после окончания слива воды через вентили 16 и 23 откройте пробку 18 на перепускной трубе;

      4. после полного слива воды продуйте систему сухим сжатым воздухом через отверстие в бонке 14, давление воздуха при этом не должно превышать 0.4 МПа (4 кгс/см2);

      5. отсоедините пароотводную трубку от теплообменника и через штуцер продуйте водяную полость теплообменника сухим сжатым воздухом;

      6. после продувки системы вентили и краны оставьте открытыми, а пробки вверните на место.

         


         

    ТЕПЛОВОЗЫ ТИПА ТЭ10М. ПОДГОТОВКА К ПЕРВОМУ ПУСКУ ДИЗЕЛЯ


 

Тепловоз, прибывший с завода, поставьте на смотровую канаву, снимите транспортные заглушки с вентиляционных люков тяговых электродвигателей. Осмотрите тяговые двигатели, при этом обратите особое внимание на состояние их коллекторов и бандажей, проверьте крепление щеткодержателей.

Осмотрите дизель-генератор, двухмашинный агрегат, синхронный подвозбудитель, компрессор, аппаратные камеры и агрегаты вспомогательного оборудования. Снимите антикоррозионную смазку с наружных деталей дизель-генератора в соответствии с требованиями инструкции по расконсервации.


 

204

Замерьте мегаомметром на соответствующее напряжение сопротивление изоляции в электрических цепях тепловоза, предварительно отключив все полупроводниковые приборы.

Замерьте плотность электролита и напряжение аккумуляторных батарей, при необходимости подзарядите их.

Полностью экипируйте тепловоз. Проверьте системы на отсутствие течей.

Заправьте или дозаправьте смазкой все узлы и агрегаты тепловоза (см. карту смазки). Проверьте крепление всех узлов и механизмов, надежность закрытия всех люков и крышек дизеля, а также крепление подводящих проводов на электроаппаратах и выводных рейках и надежность крепления кабелей к электрическим машинам.

Отключите вентиль для спуска несгоревшего топлива и масла из выпускных коллекторов. Убедитесь в том, что все сливные пробки и краны, закрыты, а положения вентилей и кранов систем смазки, охлаждения дизеля, наддувочного воздуха и топливной системы соответствуют указанным в таблицах к рис. 58, 68, 71.

Проверните вал дизель-генератора вручную валоповоротиым механизмом на 2—3 оборота при открытых индикаторных кранах, после чего поднимите и закрепите червяк валоповоротного механизма; включите разъединителе аккумуляторной батареи, автомат Работа дизеля и тумблер Маслопроктивающий насос, расположенный на правой аппаратной камере; прокачайте масло, проверьте через смотровые стекла маслосборника, проходит ли масло через подшипники турбокомпрессоров; проверните на несколько оборотов коленчатый вал генератора вначале при открытых» а затем при закрытых индикаторных кранах, выключив подачу топлива кнопкой аварийного выключения на блоке дизеля.

Проверните рукоятки масляных пластинчатых фильтров на 2—3 оборота. Проверьте легкость перемещения реек всех топливных насосов; убедитесь в том, что зубчатая рейка каждого топливного насоса находится в зацеплении с поводком. Включите топливоподкачивающий насос и проверьте давление топлива по манометру. Отверните пробку на топливном фильтре тонкой очистки и удалите из него воздух.

В формуляре дизель-генератора сделайте запись о первом пуске дизеля. После длительной стоянки тепловоза (свыше суток) перед пуском дизеля выполните работы, предусмотренные пунктом 4.


 

S. ПУСК ДИЗЕЛЯ


 

Работы, связанные с пуском дизеля, выполняйте в такой последовательности:

  1. включите разъединители аккумуляторных батарей на всех секциях;

  2. на задних стенках кабин всех секций включите автоматы: Работа дизеля, Топливный насос. Жалюзи, Пожарная сигнализация;

  3. тумблеры маслопрокачивающих насосов (ОМН) всех секций установите в положение

    Выкл (автоматическая прокачка);

  4. установите тумблер ПКР на правых аппаратных камерах крайних секций в положение

3-й секции.

В кабине машиниста, из которой производится пуск дизеля:

  1. установите реверсивную рукоятку в одно из рабочих положений Вперед или Назад',

  2. убедитесь, что контроллер установлен на нулевую позицию;

  3. включите автомат Управление;

  4. включите блокировочное устройство БУ;


     

    205

  5. подайте команду о провороте валов дизелей;

  6. поочередно кратковременным нажатием кнопок Запуск 1, Запуск 2, Запуск 3

    проверните коленчатые валы дизелей;

  7. включите тумблеры Насос топливный 1, Насос топливный 2, Насос топливный 3;

  8. подайте команду о пуске дизелей;

  9. нажмите и отпустите кнопку пуска дизеля соответствующей секции, после чего пуск дизеля происходит автоматически.

Немедленно после пуска дизеля откройте кран 17 (см. рис. 58) и выпустите воздух из масляной системы. Если дизель не начал работать с первой попытки, повторно пускать нужно через 1—2 мин. В процессе пуска контролируйте работу дизеля на слух, для чего вначале производите пуск дизеля крайней ведомой секции, затем средней и ведущей крайней. В случае появления посторонних шумов или стуков немедленно прекратите пуск и выясните причины ненормальной работы.

Не допускайте разряда аккумуляторной батареи многократными попытками пуска дизеля до устранения неисправности, если первые два-три пуска оказались безуспешными.


 

6.

ТЕПЛОВОЗЫ ТИПА ТЭ10М. ОСМОТР ПОСЛЕ ПУСКА ДИЗЕЛЯ


 

Прежде чем приступить к осмотру узлов и агрегатов тепловоза после пуска дизеля, проверьте показания дифманометра. Нормальное разрежение в картере должно быть 98—588 Па (10—60 мм вод. ст.). При возникновении в картере давления (вместо разряжения) дизель немедленно остановите и выясните причину. Обратите внимание на правильность показаний контрольно-измерительных приборов, расположенных на пульте управления и в дизельном помещении. Проверьте работу дизеля, тягового генератора и вспомогательного оборудования на слух. При обнаружении посторонних шумов и стуков дизель остановите для выяснения причин. Проверьте плотность закрытия всех смотровых люков дизеля, люков выпускного коллектора. Через смотровые стекла маслосборников убедитесь в нормальной прокачке масла через подшипники турбокомпрессоров. Осмотрите центробежный фильтр масла, убедитесь в его работе через прозрачный лючок.

При осмотре топливной аппаратуры проверьте, нет ли течи топлива в соединениях трубопроводов и по прокладке между корпусом насоса и топливным коллектором. Течь трубок высокого давления и пропуск газов в месте установки форсунки не допускаются. Убедитесь в отсутствии течи.

Осмотрите водяные насосы дизеля и убедитесь в отсутствии течи по уплотнениям валов. (Допускается каплепадение воды через уплотнения не более 100 капель в 1 мин.)

Масляный трубопровод осмотрите и убедитесь в отсутствии течи масла через все виды соединений. Особое внимание обратите на состояние резинотканевых рукавов. Не допускайте эксплуатации системы с рукавами, имеющими выпучивание и трещины до корда.

В случае обнаружения течи воды или масла по фланцам водомасляного теплообменника равномерно подтяните гайки по всему периметру. Убедитесь в отсутствии течи масла из корпуса фильтров грубой и тонкой очистки масла.

Холодильную камеру тепловоза осмотрите и убедитесь в отсутствии течи по секциям холодильника и коллекторам. Проверьте все соединения трубопроводов водяных систем, устраните имеющиеся течи подтяжкой соединений. Осмотрите фильтры непрерывного действия, проверьте соответствие положения рукоятки и заслонки воздушного канала атмосферным условиям.


 

206

Прогревайте дизель до температуры воды и масла 40 °С на восьмом положении контроллера. На тепловозе, прибывшем с завода, после пуска и прогрева дизеля удалите антикоррозионную смазку.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  9  10  11  ..