ТЕПЛОВОЗЫ ТИПА ТЭ10М. РАБОТЫ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ ПРИ ВЫЕЗДЕ ИЗ ДЕПО И СМЕНЕ БРИГАД

  Главная      Учебники - Тепловозы     Тепловозы типа 2ТЭ10М Руководство по эксплуатации и техническому обслуживанию 2139.00.00.000 РЭ - 1985 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12   ..

 

 

 

 

ТЕПЛОВОЗЫ ТИПА ТЭ10М. РАБОТЫ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ ПРИ ВЫЕЗДЕ ИЗ ДЕПО И СМЕНЕ БРИГАД


 

  1. Экипаж


     

    При выезде из депо и смене бригад выполните следующие работы:

    1. осмотрите трубопроводы песочной системы, проверив трубы песочниц, т. е. надежно ли они закреплены, есть ли протертые места, а резиновые наконечники находятся на установленном расстоянии от рельса;

    2. проверьте, нет ли трещин и сколов на витках пружин рессорного подвешивания, а также разрывов и выпучиваний его резиновых элементов;

    3. в доступных местах осмотрите рамы тележек и убедитесь в отсутствии трещин и других дефектов, особенно в сварных швах;

    4. проверьте надежность крепления крышек букс, фрикционных гасителей колебаний. Особое внимание обратите на состояние шарнирных узлов соединений гасителей колебаний с буксами;

    5. тщательно осмотрите колесные пары локомотива и убедитесь в том, что они не имеют неисправностей, эксплуатация с которыми запрещена Правилами технической эксплуатации и Инструкцией по освидетельствованию и формированию колесных пар локомотивов;

    6. проверьте состояние брезентовых чехлов возвращающих устройств (нет ли разрывов) и надежность их крепления хомутами;

    7. осмотрите рычаги, тяги, триангели, скобы и предохранительные тросики рычажной передачи тормоза, проверьте прочность их крепления, наличие шайб и шплинтов; .

    8. проверьте надежность крепления тормозных колодок к башмакам;

    9. проверьте и при необходимости установите требуемый выход штоков тормозных цилиндров;

    10. проверьте правильность включения межтепловозного соединения и правильность соединения рукавов тормозной системы (по окраске); убедитесь в том, что рукава не имеют повреждений, а краны находятся в открытом положении;

    11. тщательно проверьте (перед выездом из депо) исправность ударно-тяговых приборов, подвижность замков, действие расцепного привода, исправность предохранителя, подвижность автосцепки в горизонтальной плоскости;

    12. тщательно осмотрите тяговые двигатели и их пружинные подвески, если тепловоз стоит на канаве, убедившись в том, что рукава подвода воздуха к тяговым электродвигателям не имеют механических повреждений (прорывов), прожогов или следов замасливания, атмосферное (дренажной) отверстие g заднем подшипниковом щите не засорено, а трубки подвода масла к якорным подшипникам плотно закрыты пробками.

      Проверьте надежность крепления кожухов тяговой передачи, осевого подшипника к корпусу тягового электродвигателя, крышек насоса, а также надежность крепления токоведущих частей и подвески силовых кабелей;

    13. проверьте, имеются ли пломбы на пусковых кранах установки пенного пожаротушения. В случае нарушения пломбировки определите наличие раствора в резервуаре открытием нижнего контрольного крана. Пусковые краны опломбируйте.


     

    207

  2. Пульт управления и аппаратная камера

    Выполните следующие проверки и осмотры:

    1. проверьте нулевое показание всех приборов и установите даты последних проверок, нанесенные на шкалы контрольных приборов;

    2. проверьте исправность механической блокировки барабана реверсора. Рукоятка реверсора не должна переводиться, если контроллер установлен на рабочей позиции;

    3. осмотрите скоростемер, проверьте установку скоростемерной ленты, качество писцов, отсутствие заеданий в пишущих механизмах скоростемера. Сверьте время и заведите часы;

    4. проверьте исправность привода реверсора поочередным нажатием на якорь электропневматических вентилей;

    5. осмотрите поездные контакторы, нажатием на якоря электропневматических вентилей убедитесь в четкости срабатывания контакторов. Проверьте состояние крепления контакторов;

    6. проверьте надежность электрических соединений в электромагнитных контакторах и реле. Осмотрите контакты главных и вспомогательных цепей;

    7. осмотрите резисторы, убедитесь в отсутствии перегоревших витков. Проверьте надежность крепления и целость трубок, регулирующих поясков и проводов;

    8. убедитесь в отсутствии грязи и пыли на токоведущих и изолированных частях аппаратов и электронных устройств;

    9. при необходимости проверьте последовательность включения электроаппаратов согласно таблице, приведенной на электрической схеме тепловоза.

  3. Электрические машины

    Выполните следующие работы:

    1. проверьте на ощупь нагрев подшипников электрических машин;

    2. откройте смотровые люки и осмотрите коллектор тягового генератора. Поверхность коллектора должна быть гладкой, полированной, от светло-коричневого до темно- коричневого цвета с глянцевым блеском. Продуйте коллектор сухим сжатым воздухом. Убедитесь, что щетки свободно перемещаются в обоймах щеткодержателей и износ их не превышает допустимой величины, указанной в табл. 51;

    3. убедитесь в отсутствии грязи и щеточной пыли между коллекторными пластинами и на других токоведущих и изолированных частях электрических машин; не допускайте эксплуатации электрических машин с оплавлением петушков, оплавлением и подгаром коллекторных пластин, наволакиванием меди в межламельном промежутке;

    4. закройте все смотровые люки после осмотра электрических машин;

    5. проверьте крепление двухмашинного агрегата и синхронного подвозбудителя, состояние коллекторов и щеток, плотность соединений токоведущих частей. Проследите, чтобы лод двухмашинным агрегатом и синхронным подвозбудителем не было пыли, грязи и посторонних предметов. Крепление проверяйте методом обстукивания и визуально;

    6. проверьте положение заслонок на каналах охлаждения тягового генератора и тяговых электродвигателей (соответствующее погодным условиям).


     

    208

  4. Дизель и системы

    При выезде из депо выполните следующие работы:

    1. проверьте уровень масла в картере по маслоуказателю. Уровень масла должен быть между метками маслоуказателя;

    2. проверьте уровень топлива в баке. Действительное количество топлива определяется как среднее арифметическое замеров с левой и правой сторон топливного бака;

    3. при осмотре топливной аппаратуры убедитесь в том, что все пальцы поводков тяг управления находятся в зацеплении с рейками топливных насосов, а упоры реек запломбированы. Легким нажатием на регулирующую рейку проверьте, нет ли заеданий плунжера во втулке и рейки в корпусе насоса;

    4. проверьте наличие пломбы на реле давления масла. Убедитесь в отсутствии трещин на маслоподводящих трубках и отсутствии течи масла в местах их присоединения к реле;

    5. нажатием на кнопку выключателя проверьте срабатывание механизма, аварийного выключателя дизеля. Поворотом: рукоятки вправо восстановите рабочее положение механизма;

    6. проверьте действие механизма выключения десяти топливных насосов левого ряда и пяти топливных насосов правого ряда кратковременным нажатием на якоря электропневматических вентилей ВП6 и ВП9. При этом должно наблюдаться четкое срабатывание механизма и движение тяг в сторону выключения подачи топлива насосами;

    7. осмотрите регулятор частоты вращения. Проверьте наличие пломб на корпусе регулятора. Установите уровень масла при работающем дизеле, который должен быть не выше 5 мм и не ниже 10 мм метки маслоуказателя;

    8. убедитесь в том, что червяк валоповоротного механизма не находится в зацеплении с червячным венцом ведущего диска муфты привода генератора;

    9. осмотрите фильтры непрерывного действия. Проконтролируйте уровень масла по масломерному стеклу. Уровень масла должен быть между рисками масломерного стекла. Поворотом рукоятки привода установите жалюзи и дверку корпуса фильтра в положение, соответствующее атмосферным условиям;

    10. тщательно осмотрите резиновые рукава подвода воздуха к турбокомпрессорам. Не допускайте к эксплуатации рукава, имеющие разрывы;

    11. проверните рукоятки фильтра грубой очистки масла на три полных оборота по часовой стрелке при остановленном дизеле;

    12. убедитесь в том, что вентили и краны всех систем находятся в положениях, соответствующих указанным в таблицах на рис. 58, 68, 71,

    13. проверьте уровень воды в бачке обмыва лобовых стекол (в летнее время).


     

  5. Агрегаты вспомогательного оборудования к их приводы


     

    Выполните следующие осмотры и проверки:

    1. осмотрите компрессор, убедитесь в отсутствии течи масла по фланцевым соединениям и соединениям маслоподводящего трубопровода. Проверьте уре-. вень масла в картере. Уровень масла должен быть между метками маслоуказателя. После проверки маслоуказатель поставьте на место. Проверьте наличие пломб на предохранительных клапанах компрессора, состояние и натяжение ремня клиноременной передачи;

    2. проверьте крепление всех редукторов, убедитесь в отсутствии течи масла из штуцеров подвода и сливных пробок;

      209

    3. проверьте состояние валопроводов, карданных валов, пластинчатых муфт и креплений ограждений валопроводов;

    4. осмотрите пневмопривод вентилятора холодильной камеры, убедитесь в отсутствии утечек масла и воздуха из штуцеров подвода и трубопроводов;

    5. проверьте соответствие положения люков на коллекторе вентилятора холодильной камеры погодным условиям;

    6. проверьте крепление промежуточной опоры, корпуса подшипников, натяжение ремней клиноременной передачи привода синхронного подвозбудителя;

    7. проверьте, нет ли заеданий в приводах жалюзи;

    8. осмотрите рабочее колесо вентилятора холодильной камеры, убедитесь в отсутствии трещин на лопастях и особенно в месте расположения сварных швов;

    9. проверьте правильность работы автоматического прямодействующего и вспомогательного тормозов (руководствуясь действующей инструкцией по эксплуатации тормозов, утвержденной ЦВ, ЦТ и ВНИИЖТом).


     

 

ТЕПЛОВОЗЫ ТИПА ТЭ10М. ПРОВЕРКА ДЕЙСТВИЯ ЭЛЕКТРОАППАРАТУРЫ


 

  1. При неработающем дизеле

    Проверяйте аппаратуру с постов управления крайних секций, для чего на всех секциях включите:

    1. разъединители аккумуляторных батарей;

    2. автоматы: Работа дизеля. Топливный насос, Пожарная сигнализация, Жалюзи,

    тумблер Управление переходом.

    Включением тумблера Маслопрокачивающий насос на каждой секции проверьте работу электродвигателя маслопрокачивающего насоса.

    На секции, из которой производится проверка:

    1. проверьте работу топливоподкачивающих насосов включением тумблеров ТН1, ТН2, ТНЗ. По манометрам систем дизеля проверьте давление топлива;

    2. включите автомат Управление, тумблер Управление тепловозом, установите рукоятку реверсивного механизма в положение Вперед или Назад и рукоятку блокировки тормоза БУ в рабочее положение.

    Установкой контроллера в первое и последующие положения проверьте последовательность включения аппаратов согласно электрической схеме (см. рис. 155). При нулевом положении контроллера нажатием кнопки маневровой работы КМР проверьте включение реверсора, реле РУ4 и контактора К.В при замкнутых контактах РДВ и РУ2.

    Установите тумблер Управление холодильником в положение Ручное и проверьте работу механизмов холодильной камеры включением соответствующих тумблеров. Поочередным нажатием кнопок КПП и КН проверьте работу электропневматических клапанов песочниц. Включите тумблер проверки пожарной сигнализации, при этом должны включиться сигнальные лампы в кабинах крайних секций и звуковые сигналы на всех секциях. Для приведения системы в исходное состояние отключите тумблер. Повторите операцию проверки сигнализации поочередным включением тумблера на каждой секции.

    ВНИМАНИЕ!

    1. Работу всех электропневматических устройств проверяйте при давлении воздуха в системе не менее 0,4

      МПа (4 кгс/см2).

    2. Включение электроаппаратов проверяйте при положениях рукоятки реверсивного механизма контроллера Вперед и Назад.

    210

  2. При работающем дизеле

Убедитесь в наличии тока зарядки аккумуляторной батареи. Ток зарядки должен соответствовать указанному в табл. 28.

Проверьте сопротивление изоляции низковольтных цепей с помощью вольтметра, руководствуясь пересчетной таблицей на аппаратной камере. Сопротивление должно соответствовать указанному в табл. 41. Проверьте напряжение вспомогательного генератора [(75±l)Bl.

Для включения автоматической локомотивной сигнализации (АЛСН) на кодированном участке пути:

1) поставьте тумблер Бдительность на пульте управления машиниста в положение 30— 40 с;

2). вставьте ключ в электропневматический клапан (ЭПК) и поверните его вправо до упора;

  1. включите тумблер Локомотивная сигнализация на правой аппаратной камере и автоматы А 15, А 16, А 17 внутри камеры;

  2. через 15 с после включения питания поверните влево и выньте ключ из ЭПК- После свистка ЭПК кратковременно нажмите на кнопку бдительности КБ (прекращение свистка и наличие на локомотивном светофоре красного огня свидетельствуют, что устройства включены).

Для включения АЛС на некодированном участке пути: переведите тумблер Бдительность в положение 60—90 с, нажмите на кнопку управления ВК (АЛСН белый огонь) одновременно с КБ, должен гореть белый огонь.

В тяговом режиме при отключенных ОМ.1ОМ6 на всех секциях визуально убедитесь в правильных показаниях приборов и нормальной работе сигнальных устройств, указывающих на правильное действие электроаппаратуры при нормальном и аварийном положении переключателя АР. Изменять положения переключателя следует на нулевой позиции контроллера.

Проверьте включение аппаратов при переходе на ослабленное возбуждение тяговых электродвигателей. При достижении напряжения тягового генератора 290—310 и 310—330 В срабатывают реле РП1 и РП2, контакторы ВШ1 и ВШ2 соответственно. Одновременно с ВШ1 должно включиться реле РУ16.

Для включения и пользования радиостанцией:

  1. включите автомат Радиостанция на правой аппаратной камере;

  2. установите тумблер на пульте управления радиостанцией в положение Включено, при этом должна загореться сигнальная лампа;

  3. нажмите кнопки IK, 2K на пульте управления радиостанцией;

  4. поставьте тумблер ШП—Вкл на блоке в положение ШП;

  5. снимите микротелефон с держателя — в громкоговорителе должен про-слушаться шум;

  6. нажмите тангенту микротелефона — шум в громкоговорителе должен исчезнуть;

  7. настройте антенно-согласующее устройство по максимальному показанию индикатора

    Ток антенны;

  8. отпустите тангенту;

  9. нажмите кнопку Тихо на пульте управления радиостанцией—уровень шума в громкоговорителе должен уменьшиться;

  10. отпустите кнопку Тихо;

  11. вставьте микротелефон в держатель—шумы должны исчезнуть;

  12. снимите микротелефон с держателя и поставьте тумблер ШП—Вкл в положение Вкл,

    шумы в громкоговорителе должны исчезнуть;

  13. нажмите поочередно кнопки ДНЦ, ДСП, Локом, РЕМ—в громкоговорителе должны прослушиваться сигналы тонального вызова;

    211

  14. проверьте работу радиостанции в режиме самоконтроля с блока путем установки тумблера Контроль работы в положение Вкл, аналогичную проверку проведите с пульта управления (на пульте управления нажмите кнопку Контр). Произнесите в микрофон несколько слов и убедитесь, что они прослушиваются в телефоне и громкоговорителе.

После проведения указанных проверок радиостанция готова к работе.

Для вызова стационарной радиостанции машинист локомотива должен снять микротелефонную трубку с пульта управления радиостанций и в течение 2—3 с прослушать, свободен ли радиоканал, не ведутся ля переговоры между другими абонентами.

Если канал свободен, то следует нажать одну из кнопок ДНЦ, ДСП, Ло-ком. Рем, при этом радиостанция переключается в режим Передача и в течение 4 с происходит посылка вызова. При исправной радиостанции в громкоговорителе и телефоне услышите звуковой сигнал, подтверждающий, что вйзов послан, а затем контрольный сигнал другого тона, свидетельствующий 6 том, что посланный вызов принят.

После окончания контрольного сигнала нажмите тангенту и голосом вызы-вите дежурного стационарной радиостанции.

Для вызова машиниста локомотива дежурному стационарной радиостанции нужно снять микротелефонную трубку и в течение 2—3 с прослушать, свободен ли канал. Если канал свободен, то следует нажать кнопку Локомотив и не дожидаясь ответа отпустить тангенту и ждать ответа машиниста. Машинист тепловоза, получив тональный вызов, должен прослушать передачу, снять микротелефонную трубку и, нажав тангенту, ответить.

Во время переговоров при отпускании тангенты радиостанция переключается из режима

Передача в режим Прием.

Если длительность нажатия тангенты превысит (60 ±20) с, то радиостанция автоматически переключается в режим Прием. По окончании разговора микротелефонную трубку вставьте в держатель, при этом радиостанция переключается в режим Дежурный прием.


 

 

 

ТЕПЛОВОЗЫ ТИПА ТЭ10М. ПОРЯДОК ЭКСПЛУАТАЦИИ ТЕПЛОВОЗА


 

Трогание тепловоза с места, управление и контроль параметров силовой установки. До начала работы дизеля под нагрузкой удостоверьтесь, что температура воды и масла не ниже

+40 °С; закройте вентиль 86 слива несгоревшего топлива из выпускных коллекторов (см.

рис. 58).

Перед выходом тепловоза под поезд:

  1. проверьте действие песочниц;

  2. удостоверьтесь в том, что краны тормозной системы находятся в рабочем положении;

  3. включите радиостанцию и локомотивную сигнализацию;

  4. проверьте правильность работы автоматического и вспомогательного тормозов согласно действующей инструкции по эксплуатации тормозов, утвержденной ЦВ, ЦТ и ВНИИЖТом;

  5. убедитесь в том, что выключатели всех тяговых электродвигателей включены.

    Перед троганием тепловоза с места (дизель работает на нулевой позиции контроллера) дайте предупредительный сигнал, включите тумблер Управление тепловозом, поставьте реверсивную рукоятку в положение, соответствующее направлению движения, и переведите контроллер в рабочее положение. Подъезжая к составу, за 50—100 м приведите в действие песочницы.

    212

    Трогание поезда с места производите плавно, не допуская боксования колес тепловоза. Если тепловоз с составом не трогается при первых позициях контроллера, то нужно возвратить контроллер в нулевое положение, дайте обратный ход (сожмите поезд) и снова повторите трогание поезда, подавая песок под колеса и постепенно переводя контроллер на более высокие позиции. Время, в течение которого тяговые электродвигатели могут находиться под нагрузкой, если тепловоз не трогается с места, не должно превышать 10 с. Наибольший допустимый ток тягового генератора при трогании и разгоне не должен превышать 6000 А.

    При выходе из строя нормального режима возбуждения перейдите на аварийный режим.

    При неисправности тягового электродвигателя отключите его на нулевой позиции соответствующим отключателей ОМ. При этом. обязательно отключите автомат АУР. Не отключайте более одного тягового двигателя на секции, длительный ток при этом должен быть не более 3500 А.

    ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

    1. переводить реверсивную рукоятку контроллера на обратной ход до полной остановки тепловоза;

    2. работа дизеля на холостом ходу (на нулевом положении контроллера) свыше 1 ч, при этом температура воды и масла должна быть не менее 50 °С;

    3. переключать рукоятку режима возбуждения АР в тяговом режиме;

    4. эксплуатировать длительно тепловоз на аварийном режиме;

    5. работа дизеля без воздухоочистительных секций, а татке с открытыми лючкамм фильтра в период повышенной запыленности воздуха;

    6. выключать или включать отключатели тяговых электродвигателей под нагрузкой.


 

В пути следования постоянно контролируйте параметры, указанные в табл. 28.

Через каждый час работы дизеля и других агрегатов проверьте параметры, указанные табл. 29.

Периодически проверяйте параметры, указанные в табл. 30.

ВНИМАНИЕ!

Даже при незначительном повышении давления немедленно остановите дизель.

До выяснения и устранения причины появления давления в картере эксплуатация дизеля не допускается. Если во время движения с поездом при 15-м положении контроллера разрежение в картере уменьшится на 196 Па


 

Таблица 28

Контролируемые параметры

Значение параметра

Приборы на пульте управления

Давление масла в масляной системе дизеля, МПа (кгс/см2), не менее

0,2 (2,0) при частоте .вращения

14,7 с-1 (850 об/мин) и 0.07 (0,7)

при 6,67 с-1 (400 об/мин)

Манометр

Температура масла на выходе из дизеля,°С

60—80 (максимально

допустимая +86)

Электротермо-метр

Температура воды на выходе из дизеля,

°С

65—80 (максимально

допустимая +96)

Электротермометр

Давление воздуха:

   

1) в питательной магистрали, МПа

(кгс/см2)

0,75-0,9 (7,5—9,0)

Манометры

2) в тормозной магистрали, МПа (кгс/см2)

0,53—0,55(5,3—5,5)

»

Заряд аккумуляторных батарей, А

20—25

Амперметр


 

213

Таблица 29

Контролируемые параметры

Значение параметра

Контрольные приборы и метод контроля

Уровень воды в расширительном баке, мм, не ниже

50 от торца нижней гайки водомерного стекла

Водомерное стекло

Слив масла из подшипников турбокомпрессоров (особое внимание обратите после демонтажа турбокомпрессоров и сливных патрубков)

При отсутствии слива работа дизеля запрещается

Через смотровые стекла маслосборника

Соединения трубопроводов

Течь воды, масла, топлива не допускается

Визуально

Уплотнения валов водяных насосов

Не более 100 капель в 1 мин

Визуально

Подача топлива каждым топливным насосом

Отсутствие пульсации указывает на заклинивание насоса

На ощупь. По пульсации трубки высокого давления


 

ВНИМАНИЕ!

При заклинивании двух топливных насосов запрещается работа на 3—6-й позициях контроллера, так как дизель попадает в опасную зону крутильных колебаний и работа в этой зоне может вызвать поломку торсионного вала вертикальной передачи.


 

Нагрев редуктора вентилятора охлаждения тягового генератора, распределительных редукторов, гидропривода вентилятора холодильника, промежуточной опоры, корпуса подшипников, компрессо-ра

Не выше 70 °С -(руку, положенную на корпус, невозможно удержать)

На ощупь


 

Таблица 30

Проверяемые параметры

Значение параметра

Приборы в дизельном помещении и метод контроля

Перепад давления масла (по разности давлений до и после фильтра грубой очистки), МП а (кгс/см2), не более

0,1 (1,0) (повышенный перепад указывает на засоренность фильтра)

Манометры

Давление топлива после фильтра тонкой очистки, МПа (кгс/см2), не менее

0,15 (1,5)

Манометр

Давление топлива до фильтра тонкой очистки при полной мощности дизеля, МПа (кгс/см2)

0,3—0,35 (3—3,5)

»

Давление масла после масляного насоса, МПа (кгс/см2)

0,35-0,68(3,5—6,8) при частоте

вращения 14,17 с-1 .(850 об/мин) вала дизеля

»

Давление масла до центробежного фильтра, МПа (кгс/см2)

0,8—1,05 (8—10,5) при частоте

вращения 14,17 с-1 (850 об/мин) вала дизеля

»

Давление воздуха в воздушном ресивере при стандартных атмосферных условиях, МПа (кгс/см2)

0,113 (1,13) при частоте вращения

14,17 с~1 (850 об/мин) коленчатого вала и полной мощности

»


 

214

Окончание табл. SO

Проверяемые параметры

Значение параметра

Приборы в дизельном помещении и метод контроля

Давление масла до фильтра гонкой

0,1—0,22 (1,0—2,2) при частоте

Манометр.

очистки, МПа (кгс/см2)

вращения 14,17 с~1 (850 об/мин)

Повышенное давление

вала дизеля и температуре масла

указывает на

60—80 °С

засоренность фильтров

Давление масла после фильтров левого и правого турбокомпрессоров ТК-34, МПа (кгс/см2), не менее

0,25 (2,5) при частоте вращения

14,17 с-1 (850 об/мин) вала дизеля

Снижение давления указывает на загрязненность фильтрующих элементов

Давление масла, поступающего на задний и передний распределительные редукторы, а также на шестерни и подшипники гидропривода, МПа (кгс/см2)

0,04—0,07 (0,4—0,7) при частоте

вращения 14,17 c~(850 об/мин) вала дизеля, минимальное 0,03 (0,3) при частоте вращения 6,67 с-1

(400 об/мин)

Манометр

Давление масла, поступающего на гидромуфту гидропривода вентилятора холодильника, МПа (кгс/см2)

0,07—0,12 (0,7—1,2) при частоте

вращения 14,17 с~1 (850 об/мин) вала дизеля, минимальное 0,01 (0,1) при частоте вращения 6,67 с-1(400 об/мин) и открытых верхних жалюзи

Манометр

Температура воды на входе в воздухоохладитель надду-вочного воздуха, °С, не более

65 при температуре окружающей среды 40 °С, 45 при температуре окружающей среды 20 °С

Термометр

Температура масла после теплообменника, °С

55—75

»

Давление масла в компрессоре, МПа

(кгс/см2)

0,15—0,6 (1,5—6,0)

Манометр на компрессоре

Давление воздуха в воздухопроводе контакторов, МПа (кгс/см2)

0,55—0,6 (5,5—6,0)

Манометр

Цвет выпускных газов дизеля

Серый или бесцветный при работе под нагрузкой

Визуально

Ритмичность работы дизеля

Отсутствие перебоев в работе, металлического стука, постороннего шума

На слух

Работа электрических машин, находящихся в кузове

Отсутствие постороннего шума, стука

То же

Давление в картере дизеля, Па (мм вод. ст.)

98—588 (10—60)

Дифманометр


 

(20 мм вод. ст.) и более [например, с 490 до 294 Па (с 50 до 30 мм вод. ст.)] по прибытии в депо остановите дизель для выяснения и устранения причины снижения разрежения в картере. При увеличении разрежения в картере выше 588 Па (60 мм вод. ст.) по прибытии в депо обязательно устраните неисправность.

При стоянке тепловоза на промежуточной станции свыше 20 мин:

  1. осмотрите экипажную часть в порядке, предусмотренном перечнем работ, выполняемых при выезде из депо и смене бригад;

  2. проверьте уровень масла в картере дизеля (при остановленном дизеле спустя 10 мин после остановки);

  3. кратковременно откройте спускной кран из воздухоохладителя и проверьте, нет ли в нем воды. При появлении воды работа дизеля запрещается;

  4. проверьте на ощупь в доступных местах температуру якорных и мотор-

    215

    но-осевых подшипников тяговых электродвигателей, подшипника тягового генератора и других электрических машин, осмотрите аппаратные камеры, межтепловозные соединения, убедитесь в отсутствии ненормального, нагрева токоведущих частей, отсутствии запаха гари;

  5. запрещается остановка дизеля во время ливневого дождя, сильного снегопада и метели, снежных и пыльных бурь. При аварийной необходимости остановки дизеля переведите заслонки в положение для выброса охлаждающего воздуха тягового генератора в дизельное помещение.

Запрещается также остановка дизеля при температуре окружающего воздуха ниже —5 °С.


 

 

 

 

ТЕПЛОВОЗЫ ТИПА ТЭ10М. ОСТАНОВКА ДИЗЕЛЯ


 

Перед остановкой дизеля перейдите на режим работы, обеспечивающий наиболее быстрое снижение температуры воды и масла до 50-—60 °С, для чего yстановите контроллер в нулевое положение, что соответствует частоте вращения коленчатого вала дизеля 6,67 с-1 (400 об/мин). Температуру воды и масла рекомендуется снижать при полностью открытых боковых и верхних жалюзи холодильной камеры, для этого перейдите на ручное дистанционное управление механизмом привода жалюзи, установив тумблер Управление холодильником в положение Ручное и включив тумблеры Жалюзи воды и верхние Жалюзи

масла и верхние. Вентилятор холодильника.

Дизель первой секции остановите выключением тумблера Насос топливный 1, дизели второй и третьей секций—соответственно тумблерами Насос топливный 2, Насос топливный 3. В исключительных случаях дизель может быть остановлен кнопкой аварийной остановки на блоке дизеля или на пульте. Проверьте показания топливных и масляных манометров. Убедитесь, что стрелки их установлены на 0.

После остановки дизеля проверните коленчатый вал от генератора для предотвращения попадания масла в цилиндры из верхних поршней. Вал проворачивайте не позже чем через 3 мин после остановки. Если по какой-либо причине это требование вовремя не было выполнено, откройте все индикаторные краны и проверните коленчатый вал при открытых индикаторных кранах.


 

ВНИМАНИЕ!

Невыполнение этого требования может привести к закрутке торсионного вала вертикальной передачи и другим повреждениям.


 

 

ТЕПЛОВОЗЫ ТИПА ТЭ10М. СМЕНА ПОСТА УПРАВЛЕНИЯ С ПУЛЬТА СЕКЦИИ Л НА ПУЛЬТ СЕКЦИИ Б


 

В секции А:

  1. установить контроллер на нулевую позицию;

  2. снимите реверсивную рукоятку;

  3. переведите рукоятку крана машиниста в шестое положение (экстренное. торможение);

  4. через 10—15 с поверните вверх на 180° рукоятку блокировочного устройства и снимите ее;

  5. выключите все тумблеры, кроме ТН1, ТН2, ТНЗ.

В секции Б:

  1. наденьте рукоятку блокировочного устройства на хвостовик эксцентрикового вала и разверните ёе вниз до упора;


     

    216

  2. ручку крана машиниста установите в первое положение;

  3. включите тумблеры ТНГ, ТН2, ТНЗ (топливные насосы), а также автомат Управление;

  4. установите реверсивную рукоятку и переведите ее в одно из рабочих положений.

После выполнения указанных работ выключите на первой секции тумблеры топливных насосов Т HI, TH2, ТНЗ.

Смена поста с пульта секции Б на пульт секции А аналогична описанному выше.


 

  1. ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ ТЕПЛОВОЗА ДВУМЯ И ОДНОЙ СЕКЦИЕЙ


     

    Трехсекционный тепловоз при необходимости может быть использован для работы двумя секциями. Для этого отсоедините одну из секций (рассматривается на примере отсоединения средней секции), руководствуясь следующим:

    1. заглушите дизели всех секций;

    2. отключите разъединители аккумуляторных батарей;

    3. тумблер ПКР на крайних секциях установите в положение 2 секции, а указатели температуры воды УВЗ и масла УМЗ отключите с помощью разъемов в пульте управления;

    4. отключите межтепловозные соединения от средней секции;

    5. снимите межтепловозные соединения одной из крайних секций;

    6. перекройте концевые краны воздушной системы, разъедините рукава и расцепите секции;

    7. сочлените крайние секции, соедините рукава, подключите межтепловозные соединения и откройте концевые краны воздушной системы.

      При работе двумя крайними секциями указатели УМ2, УВ2, УДЗ, 2, сигнальные лампы Дизель 3, Сброс нагрузки 3 ведущей секций будут показывать соответственно температуру масла, воды, давление масла, работу дизеля крайней ведомой секции.

      При подготовке тепловоза для работы одной секцией выполните требования пунктов 1 и 2, затем отсоедините и снимите межтепловозные соединения, перекройте концевые краны воздушной системы, разъедините и закрепите рукава, расцепите секции.

      Положения выключателей и тумблеров при работе тепловоза одной, двумя и тремя секциями приведено в табл. 25.


       

  2. ТЕПЛОВОЗЫ ТИПА ТЭ10М. ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТЕПЛОВОЗА В РАЗЛИЧНЫХ КЛИМАТИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ


     

      1. Подготовка тепловоза к работе в зимний период

        Надежная работа тепловоза в зимний период зависит от своевременной его подготовки ремонтными бригадами и в немалой степени от правильного ухода за ним локомотивными бригадами.

        Проверьте и при необходимости восстановите отопление трубопроводов. Проверьте работу топливоподогревателя. Установите вентили на трубе слива избыточного топлива в положения, обеспечивающие слив топлива в раструб заборного устройства. Замените смазку с летней на зимнюю (см. приложение 1). Промойте смазочные камеры и фитили моторно- осевых подшипников.

        Проверьте плотность прилегания створок жалюзи холодильной камеры, исправность работы их привода. Установите щиты механического зачехления,


         

        217

        предварительно очистив цепи и подвижные соединения от антикоррозионной смазки и смазав их согласно карте смазки. Ограничьте открытие створок безвойлочных жалюзи на угол не более 30°, вставив фиксатор в четвертое отверстие снизу (пятое сверху) сектора привода жалюзи.

        Заглушите проставкой плотного картона канал забора воздуха отопитель-но- вентиляционной установки на лобовой стенке кабины. На фильтры очистки воздуха, охлаждающего тяговые двигатели, наденьте чехлы из мешковины и откройте люки на всасывающих каналах вентиляторов охлаждения тяговых двигателей для забора воздуха из кузова. Во избежание попадания в электродвигатели масла и топлива убедитесь в отсутствии их течи в месте расположения лючков.

        Проверьте плотность прилегания крышек смотровых люков тяговых электродвигателей и исправность резиновых уплотнений, состояние и надежность крепления брезентовых воздухоподводящих рукавов и патрубков. Запрещается заглушать люки выброса охлаждающего воздуха тяговых электродвигателей во избежание их перегрева в процессе эксплуатации.

        Концентрацию электролита аккумуляторных батарей приведите в соответствие с Инструкцией по уходу и эксплуатации аккумуляторной батареи. Вентиляционные жалюзи отсеков аккумуляторных батарей закройте войлочными прокладками.

        Через монтажные люки на радиусной части крыши откройте четыре люка на диффузоре холодильной камеры для частичного перепуска воздуха из шахты холодильной камеры в дизельное помещение. Откройте вентиль 72 (см. рис. 68) для подогрева воды в баке санузла. Слейте воду из бачка установки обмыва лобовых стекол кабины машиниста.

        Проверьте и включите отопительно-вентиляционную установку обогрева кабины машиниста, для чего:

        1. откройте вентили 63 и 64 (см. рис. 68);

        2. поставьте заслонку дросселя в положение забора воздуха из кабины машиниста;

        3. для удаления воздуха из нагревательной секции откройте водоспускной краник до появления из него воды.


           

      2. Эксплуатация тепловоза в холодное время года


         

        При температуре наружного воздуха ниже 5 °С масло и воду перед заправкой систем подогревайте, а воздух для дизеля подавайте из кузова тепловоза. При температуре наружного воздуха ниже 5 °С дизель пускайте при температуре воды и масла не ниже 20 °С. Если по каким-либо причинам дизель пустить нельзя, а температура воды или масла снизилась до 20 °С, немедленно слейте воду и масло. При остановках дизеля не допускайте снижения температуры воды и масла ниже 20 °С.

        При сильных снегопадах и метелях, во время ливневого дождя, а также снежных и пыльных бурь (при пыльных бурях только для электрических машин) воздух для дизеля и охлаждения электрических машин следует забирать также из кузова тепловоза, для чего:

        1. закройте жалюзи на фильтрах воздухоочистителей дизеля, при этом люки воздухоочистителей открываются на забор воздуха из кузова;

        2. перекройте заслонками всасывающие каналы вентиляторов охлаждения тяговых электродвигателей на забор воздуха из кузова;

        3. дверкой люка всасывающего канала вентилятора охлаждения тягового генератора перекройте канал на забор воздуха из кузова;

        4. плотно закройте все люки, двери, на откидные окна установите фильтры.

          218

          При температуре окружающего воздуха ниже —40 °С воздух, охлаждают щий тяговый генератор, подавайте из кузова тепловоза.

          Для повышения температуры воздуха в дизельном помещении в холодное время, а также для уменьшения перепада давлений внутри и снаружи кузова при заборе воздуха из кузова всеми потребителями тепловоза установите заслонки на выпускном канале охлаждения тягового генератора в положение, обеспечивающее выброс воздуха в кузов, а также включите систему перепуска воздуха из шахты холодильной камеры в дизельное помещение, для чего перед пуском дизеля убедитесь, что люки на диффузоре холодильной камеры открыты, рычаг механического управления верхними жалюзи зафиксируйте штырем в верхнем крайнем положении. В этом случае створки верхних жалюзи будут жестко удерживаться в закрытом положении.

          Для поддержания в рекомендуемых пределах температуры воды дизеля и воды, охлаждающей наддувочный воздух и масло:

          1. при температуре наружного воздуха 0——20 °С полностью закройте щитами секции верхнего яруса, секции нижнего яруса с правой стороны холодильной камеры (секции охлаждения наддувочного воздуха и масла) закройте щитами на 3/4 высоты, а с левой стороны (секции охлаждения воды дизеля)— на 1/2 высоты;

          2. при температуре наружного воздуха ниже —20 °С секции верхнего яруса с обеих сторон и секции нижнего яруса с правой стороны закройте щитами полностью, а с левой стороны — на 3/4 высоты.

            При работе дизеля на малых нагрузках (до 4—5-го положений контроллера) все секции охлаждения воды дизеля, наддувочного воздуха и масла дизеля закройте щитами полностью;

          3. при понижении температуры наружного воздуха ниже О °С установите наибольший ход регулирующей рейки гидромуфты равным 30 мм, что ограничит частоту вращения вентиляторного колеса.

          Во избежание запотевания электрических машин тепловоз в холодное время года вводите в теплое помещение только с прогретым электрооборудованием. При запотевании коллекторов и других частей протрите их чистой сухой безворсовой салфеткой, затем продуйте воздухом давлением не более 0,2 МПа (2 кгс/см2) и проверьте сопротивление изоляции.


           

      3. Подготовка тепловоза к работе в летний период

        Снимите щиты механического зачехления холодильной камеры, удалите старую смазку с цепей и подвижных соединений, смажьте антикоррозионной смазкой и сдайте щиты на хранение в кладовую. Ко времени наступления высоких температур наружного воздуха промойте радиаторные секции холодильника, обратив особое внимание на чистоту наружных и внутренних поверхностей. Помятые пластины выправьте. Через монтажные люки на радиусной части крыши закройте люки на диффузоре холодильной камеры я проверьте плотность заделок. Проверьте величину открытия боковых и верхних жалюзи. Отключите обогрев топливоподогревателя.

        Установите краны на трубе слива избыточного топлива в положения, обеспечивающие слив топлива в бак, минуя заборное устройство. Замените зимнюю смазку на летнюю (см. приложение 1). Промойте смазочные камеры и фитили моторно-осевых подшипников.

        Подготовьте отопительно-вентиляционную установку кабины машиниста к переходу на летний режим работы, для чего:

        1. установите вентили водяной системы 63 и 64 (см. рис. 68) в положения, обеспечивающие отключение отопительно-вентиляционной установки;

          219

        2. очистите канал забора воздуха снаружи тепловоза;

        3. при благоприятных атмосферных условиях заслонку воздуха поставьте в положение забора воздуха снаружи тепловоза и, включив электродвигатель вентилятора отопительно- вентиляционной установки, убедитесь в поступлении воздуха снаружи.

          Снимите чехлы из мешковины с фильтров забора воздуха для охлаждения тяговых электродвигателей, а заслонки на всасывающем канале вентилятора охлаждения тяговых двигателей поставьте в положение забора воздуха снаружи тепловоза. Заправьте установку для обмыва лобовых стекол кабины и приведите ее в рабочее состояние.

          Состояние электролита аккумуляторных батарей приведите в соответствие с Инструкцией по уходу и эксплуатации аккумуляторной батареи. Проверьте и при необходимости очистите вентиляционные каналы и жалюзи отсеков аккумуляторных батарей.

          Проверьте работу автоматического привода вентилятора холодильной камеры.


           

      4. Эксплуатация тепловоза в летнее время


     

    При высокой температуре наружного воздуха откройте откидные окна в кузове для вентиляции дизельного помещения. При ливневом дожде или пылевой буре (для дизеля только при ливневом дожде) переходите на забор воздуха для питания дизеля и охлаждения электрических машин из кузова тепловоза. При этом закройте двери, а на откидные окна установите фильтры. Чаще промывайте фильтрующие элементы.

    При заборе воздуха для охлаждения тяговых электродвигателей из кузова тепловоза следите, чтобы около лючков всасывающего канала вентилятора охлаждения тяговых электродвигателей не было разлитых жидкостей или течи топлива, масла, воды.


     

  3. ПРАВИЛА ХРАНЕНИЯ


     

    Перед постановкой тепловоза в депо в резерв на 1—15 сут выполните все подготовительные работы в объеме технического обслуживания ТО-3 в порядке, предусмотренном соответствующими разделами инструкции по техническому обслуживанию.

    По окончании работ затормозите тепловоз ручным тормозом, закройте все люки, окна и двери кузова. Выключите автомат Освещение и разъединитель аккумуляторной батареи.

    ВНИМАНИЕ!

    В зимнее время, если нет необходимости держать тепловоз в готовности, слейте масло, воду из систем и бочка санузла и раствор из противопожарной установки.

    При постановке тепловоза в запас более чем на 15 сут выполните следующие работы:

    1. прокачайте через дизель масло маслоподкачивающим насосом и слейте его;

    2. слейте воду из систем охлаждения дизеля, системы охлаждения наддувочного воздуха и масла, из бочка санузла;

    3. слейте масло из воздухоочистителей и компрессора, закройте жалюзи воздухоочистителей;

    4. продуйте воздушные резервуары и отстойники холодильника компрессора;

    5. слейте топливо из корпусов фильтров и топливного бака;

    6. закройте плотной бумагой или материей всасывающие отверстия вентиляторов охлаждения тяговых электродвигателей, расположенные на кузове, выпускные патрубки дизеля, прожектор, выходные вентиляционные отверстия тяговых электродвигателей;


       

      220

    7. дверку люка на всасывающем канале вентилятора охлаждения генератора поставьте в положение забора воздуха из кузова; .'

    8. дверки в выпускном канале тягового генератора поставьте в положение выброса воздуха в кузов тепловоза;

    9. в зимнее время слейте раствор из противопожарной установки. После слива продуйте сжатым воздухом;

    10. дозаправьте соответствующей смазкой кожух тягового редуктора, буксовые и моторно-осевые подшипники;

    11. снимите все предохранители и уложите в ящик в кабине машиниста;

    12. снимите с тепловоза аккумуляторную батарею для периодического подзаряда;

      Разрешается батарею не снимать и подзаряжать на тепловозе, если тепловоз поставлен в запас на срок не более 30 сут.;

    13. узлы и агрегаты законсервируйте согласно инструкции МПС;

    14. консервацию подшипников качения букс, тяговых двигателей и генераторов производите в соответствии с действующей инструкцией ЦТ МПС.

Во время длительного хранения через каждые две недели проверните вручную коленчатый вал дизеля на 2—3 оборота. Не реже 1 раза в месяц откройте люки и осмотрите узлы с целью выявления коррозии.

При хранении и обслуживании аккумуляторных батарей руководствуйтесь Инструкцией по уходу за аккумуляторной батареей завода-изготовителя, входящей в комплект эксплуатационной документации тепловоза.

  1. ПЕРЕСЫЛКА ТЕПЛОВОЗА


     

    При пересылке тепловоза в пункты ремонта, из ремонта и т. д. как в горячем, так и в холодном состоянии руководствуйтесь действующей Инструкцией о порядке пересылки локомотивов и моторвагонного подвижного состава.

 

ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ В РАБОТЕ ТЕПЛОВОЗА, ИХ ПРИЧИНЫ И МЕТОДЫ УСТРАНЕНИЯ (табл. 31)
 

  1. ВВОД ТЕПЛОВОЗА В ДЕПО ОТ ПОСТОРОННЕГО ИСТОЧНИКА ТОКА

    После осмотра тепловоза при работающем дизеле остановить дизель и с помощью постороннего источника тока введите тепловоз в стойло в таком порядке:

    1. установите реверсор в соответствующее положение Вперед или Назад;

2) отключите автомат АУР;

  1. отключите отключатели моторов ОМ1—ОМ6;

  2. присоедините штепсельные разъемы постороннего источника тока к разъемам тепловоза, находящимся в нише правой боковой стенки кузова;

  3. увеличивайте плавно напряжение от постороннего источника питания, при этом ток не должен превышать 600 А, а напряжение 50 В. После ввода затормозите тепловоз ручным тормозом.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12   ..