Система охлаждения двигателя мотовозов и автодрезин

  Главная      Учебники - Транспорт ж/д     Мотовозы и автодрезины. Устройство, эксплуатация и уход (Н.А. Груненышев) - 1959 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

СМАЗКА И ОХЛАЖДЕНИЕ ЧЕТЫРЕХТАКТНОГО КАРБЮРАТОРНОГО ДВИГАТЕЛЯ МОТОВОЗОВ И АВТОДРЕЗИН

 

Система охлаждения двигателя мотовозов и автодрезин

 

 Для отвода излишнего тепла, выделяющегося при сгорании в цилиндрах двигателя, между двойными стенками блока и головки цилиндров пропускается

 

 

 

 

 

Наиболее выгодная температура охлаждающей воды при работе двигателя 80—90°. Перегрев двигателя вызывает падение мощности, разжижение смазки, самовоспламенение рабочей смеси и заклинивание поршней в цилиндрах в результате большого их расширения вследствие нагрева. Переохлаждение двигателя также ухудшает его работу и увеличивает износ.

Радиатор 14 служит для охлаждения воды, поступающей из водяной рубашки двигателя. Он состоит из верхнего 12 и нижнего 24 бачков, соединенных тонкостенными латунными трубками 23. Для увеличения поверхности охлаждения (лучшей отдачи тепла) трубки соединены между собой большим количеством тонких горизонтальных латунных пластин 22. Верхний и нижний бачки имеют

трубы 4, 6, 9, 27, 28, 32 и шланги 5, 7, 10 и 26 для соединения с трубопроводами водяной рубашки двигателя. В верхнем бачке имеется горловина 11 с крышкой 8 для наполнения водой системы охлаждения и пароотводная трубка 13 для удаления из радиатора излишка воды и пара.

 

 

 

 

 

Рис. 28. Система охлаждения двигателя ЗИЛ-120

 

 

 

 

Рис. 29. Схема работы паровоздушного клапана крышки радиатора:
а — пробка пропускает внутрь радиатора атмосферный воздух; б —паровой клапан
пробки открыт для выпуска пара в атмосферу

 

 

 

 

Рис. 30. Водяной насос

 

 

 

 

 

 

Для лучшего охлаждения двигателя на

мотовозах М К/2 15 и грузовых дрезинах АГ, АГМ и АГМу ставится по два радиатора, расположенных под углом друг к другу. Они имеют две заливные горловины, причем вода может заливаться в любую одну горловину. Нижние бачки радиаторов соединены между собой нижним патрубком 25. На мотовозе МЗ/2 и автодрезинах Уа и АГ пароотводная трубка соединяет радиатор непосредственно с атмосферой. В этом случае давление в системе охлаждения равно атмосферному.

 

В двигателях ГАЗ-51 и ЗИЛ-120 применяется закрытая система охлаждения, при которой специальная пробка заливной горловины закрывает радиатор герметически с целью предотвращения утечки И испарения воды через пароотводную трубку.

Пробка имеет двусторонний клапан, который соединяет систему охлаждения с атмосферой при разрежении 0,2 am; при повышении давления на 0,25 am радиатор сообщается с пароотводной трубкой. Благодаря клапану давление в системе охлаждения поддерживается несколько больше атмосферного и температура кипения воды повышается до 105—108°, что значительно уменьшает потери воды вследствие испарения. На рис. 29 показана схема работы паровоздушного клапана крышки радиатора.

Для выпуска воды из системы охлаждения имеются краники у мотовоза МЗ/2 и автодрезин Уа и АГ по одному, а у мотовоза

 

М к/2 15 и автодрезин АГМ, АГМу,ДМ и АС1 по два, из которых один

краник 30 (см. рис. 28) установлен на нижней трубе 28, другой блоке цилиндров с левой стороны.

 

 

 

 

Рис. 31. Схема работы термостата:

 

Водяной насос (рис. 30) состоит из чугунного корпуса, в котором на двух шариковых подшипниках установлены вал и крышки 1. На задний конец этого вала напрессована четырехлопастная крыльчатка 2, закрепленная штифтом 11. Для предотвращения утечки воды в ступице крыльчатки установлен самоуплотняющийся сальник, состоящий из текстолитовой шайбы 6 и резиновой манжеты 3, прижимаемых к корпусу насоса пружиной 4 через кольцо 10 манжеты. Шайба, латунная обойма 9 сальника и манжета вращаются вместе с крыльчаткой. Стопорное кольцо 5 препятствует выпаданию сальника при разборке насоса.

Для предохранения подшипников от попадания грязи и вытекания смазки они защищены сальниками 7 и водосбрасывателем 8 (второй подшипник на рисунке не показан).

 

На переднем конце вала 19 (см. рис. 28), вращающегося в подшипниках 18 и 20, установлен вентилятор 16 со шкивом. Клиновым ремнем 15 вал 19 приводится во вращение от шкива 31 коленчатого вала двигателя. Второй ручей шкива служит для привода компрессора.

Термостат 3 (см. рис. 28) устанавливается в патрубке головки блока цилиндров и служит для поддержания температуры воды в рубашке блока цилиндров в нужных пределах. Он состоит из гофрированного цилиндра 3 (рис. 31), изготовленного из тонкой латуни и заполненного легко испаряющейся жидкостью (смесь спирта с водой), сдвоенного основного 1 и перепускного 2 клапанов и корпуса 4 термостата.

При температуре воды до 65° С основной клапан закрывается и циркуляция воды через радиаторы прекращается. В этом случае вода циркулирует по так называемому «малому кругу» — перепускной патрубок — насос — водяная рубашка — перепускной клапан — насос. При температуре воды 80—85° С основной клапан вследствие удлинения цилиндра термостата открывается, а перепускной клапан закрывается. Циркуляция воды при этом происходит только через радиаторы. В двигателях ГАЗ-М и ЗИС-5 термостаты не устанавливаются.

Для определения температуры воды в системе охлаждения на двигателях ЗИЛ-120 и ГАЗ-51 устанавливаются указатели температуры с электрическими датчиками 1 (см. рис. 28).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..