|
|
содержание .. 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 ..
КРИВОШИПНО-ШАТУННЫЙ МЕХАНИЗМ ЧЕТЫРЕХТАКТНОГО КАРБЮРАТОРНОГО ДВИГАТЕЛЯ МОТОВОЗОВ И АВТОДРЕЗИН
Блок цилиндров. В цилиндрах двигателя происходит
рабочий цикл; кроме того, они служат направляющими для движения поршней. закрывается крышкой 1, которая отливается из чугуна (ГАЗ-М, ЗИС-5, ЗИЛ-120) или из алюминиевого сплава (ГАЗ-51) и крепится к блоку на шпильках 4 или болтами. Между блоком цилиндров и крышкой ставится уплотнительная металло-асбестовая прокладка 15. Углубления в крышке блока образуют камеры сжатия 3.
Рис. 15. Блок цилиндров
Внутренняя рабочая поверхность цилиндров 6,
называемая зеркалом, тщательно обрабатывается и полируется. Для
уменьшения износа в цилиндры запрессовываются гильзы из аустенитового
чугуна.
Поршни. Поршень (рис. 16) служит для передачи—давления газов через шатун на кривошип коленчатого вала. Состоит он из головки 1 с днищем и юбки 2. Поршни отливаются из чугуна или алюминиевого сплава и иногда лудятся. У двигателей ГАЗ-51 юбка делается овальной с большой осью овала в плоскости, перпендикулярной оси пальца, что позволяет избежать заклинивания поршней и уменьшает их стук на непрогретом двигателе. Для этой же цели на юбке делают разрезы.
Рис- 17. Поршневые кольца
Кольца. Чтобы избежать утечки газов, между
поршнем и цилиндром в канавки 4 головки поршня вставляют чугунные
пружинящие кольца (рис. 17) в количестве трех (ГАЗ-М) или четырех
(ГАЗ-51, ЗИС-5, ЗИЛ-120). Чтобы уменьшить попадание масла в камеру
сгорания, в одном (ГАЗ-М, ЗИС-5, ЗИЛ-120) или двух (ГАЗ-51) нижних
кольцах сделаны прорези, по которым масло со стенок цилиндра стекает
внутрь поршня, а оттуда в картер двигателя. Такие кольца 2 называются
маслосъемными в отличие от колец 1 установленных в верхней части поршня,
служащих для его уплотнения и называемых компрессионными.
Шатуны. Шатун (рис. 18) служит для передачи
усилий при рабочем ходе от поршня коленчатому валу, а при остальных
тактах, наоборот, — от коленчатого вала поршню. Шатуны штампу-ются из
стали, имеют двутавровое сечение и состоят из верхней головки 2, тела 3
и нижней головки 5. В верхнюю головку запрессовываются две (рис. 18, а,
позиция 12) или одна (рис. 18, б, по-ция 1) бронзовые втулки. Шатун
соединяется с поршнем при помощи
Рис. 18. Шатуны
Коленчатый вал. Коленчатый вал (рис. 20) предназначен для преобразования поступательного движения поршней во вращательное движение и передачи усилий от поршней на трансмиссию. Он изготовляется из стали и состоит из шатунных шеек 8, коренных шеек 2} щек 4, противовесов 5 и носка 1. На заднем конце вала с помощью фланца 6 и болтов крепится маховик, который, обладая относительно большой массой и инерцией, облегчает пуск двигателя и способствует плавному и равномерному вращению коленчатого вала и выводу кривошипов и поршней из мертвых точек. На передний конец вала насаживаются шестерня газораспределения, шкив для ремня вентилятора и храповик пусковой рукоятки.
Рис. 20. Коленчатый вал
Шейки коленчатого вала закалены токами высокой
частоты на глубину 1,5—2 мм (ГАЗ-51 и ЗИЛ-120) и отшлифованы. Коленчатые
валы опираются на три (ГАЗ-М), четыре (ГАЗ-51) или семь (ЗИС-5, ЗИЛ-120)
коренных подшипников скольжения с залитым в тгло баббитовым слоем
(ГАЗ-М, ЗИС-5) или с вставными тонкостенными вкладышами (ГАЗ-51,
ЗИЛ-120). По концам коленчатого вала около крайних подшипников
устанавливаются маслозащитные приспособления (маслоотражающие кольца,
фланцы и сальники) или нарезается маслогонная резьба.
зажигания. При совмещении меток или шарика с риской
или стрелкой на люке картера сцепления поршень первого цилиндра будет
находиться в в. м. т.
содержание .. 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 ..
|
|
|