КРИВОШИПНО-ШАТУННЫЙ МЕХАНИЗМ ЧЕТЫРЕХТАКТНОГО КАРБЮРАТОРНОГО ДВИГАТЕЛЯ МОТОВОЗОВ И АВТОДРЕЗИН

  Главная      Учебники - Транспорт ж/д     Мотовозы и автодрезины. Устройство, эксплуатация и уход (Н.А. Груненышев) - 1959 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

КРИВОШИПНО-ШАТУННЫЙ МЕХАНИЗМ ЧЕТЫРЕХТАКТНОГО КАРБЮРАТОРНОГО ДВИГАТЕЛЯ МОТОВОЗОВ И АВТОДРЕЗИН

 

 

 

 

Блок цилиндров. В цилиндрах двигателя происходит рабочий цикл; кроме того, они служат направляющими для движения поршней.

Обычно цилиндры изготовляются в одной чугунной отливке, называемой блоком цилиндров (рис. 15). Блок цилиндров 5 сверху

закрывается крышкой 1, которая отливается из чугуна (ГАЗ-М, ЗИС-5, ЗИЛ-120) или из алюминиевого сплава (ГАЗ-51) и крепится к блоку на шпильках 4 или болтами. Между блоком цилиндров и крышкой ставится уплотнительная металло-асбестовая прокладка 15. Углубления в крышке блока образуют камеры сжатия 3.

 

 

 

 

 

 

Рис. 15. Блок цилиндров

 

 

 

 

 

Внутренняя рабочая поверхность цилиндров 6, называемая зеркалом, тщательно обрабатывается и полируется. Для уменьшения износа в цилиндры запрессовываются гильзы из аустенитового чугуна.

В боковом приливе блока цилиндров 10, называемом клапанной коробкой, имеются впускные и выпускные каналы 9 и газораспределительный механизм с клапанами 7. Снизу блок цилиндров закрывается штампованным поддоном 13, в котором находится масло.' Поддон крепится к картеру 12 болтами.

В блоке и крышке цилиндров имеются полости 8 и 2, которые заполняются водой, охлаждающей двигатель. Эти полости сообщаются между собой и называются водяной рубашкой.

В передней части блока цилиндров находится коробка 11 распределительных шестерен, а в задней — картер 14 маховика.

 

 

Поршни. Поршень (рис. 16) служит для передачи—давления газов через шатун на кривошип коленчатого вала. Состоит он из

головки 1 с днищем и юбки 2. Поршни отливаются из чугуна или алюминиевого сплава и иногда лудятся. У двигателей ГАЗ-51 юбка делается овальной с большой осью овала в плоскости, перпендикулярной оси пальца, что позволяет избежать заклинивания поршней и уменьшает их стук на непрогретом двигателе. Для этой же цели на юбке делают разрезы.

 

 

 

 

Рис- 17. Поршневые кольца

 



Тепловой зазор между поршнем и цилиндром устанавливается 0,02—0,1 мм. Величина его проверяется с помощью щупа шириной 13 мм, длиной 200 мм и толщиной, равной наибольшему допустимому зазору. Щуп пропускается по всей длине поршня со стороны, противоположной разрезам в юбке, и должен протягиваться с усилием 2,25—3,25 кг.

В бобышки 3 поршня вставляется палец для соединения с шатуном.

 

 

 

Кольца. Чтобы избежать утечки газов, между поршнем и цилиндром в канавки 4 головки поршня вставляют чугунные пружинящие кольца (рис. 17) в количестве трех (ГАЗ-М) или четырех (ГАЗ-51, ЗИС-5, ЗИЛ-120). Чтобы уменьшить попадание масла в камеру сгорания, в одном (ГАЗ-М, ЗИС-5, ЗИЛ-120) или двух (ГАЗ-51) нижних кольцах сделаны прорези, по которым масло со стенок цилиндра стекает внутрь поршня, а оттуда в картер двигателя. Такие кольца 2 называются маслосъемными в отличие от колец 1 установленных в верхней части поршня, служащих для его уплотнения и называемых компрессионными.

Для продления срока службы верхнее компрессионное кольцо хромируется (ГАЗ-51, ЗИЛ-120), а остальные кольца для лучшей приработки лудятся (ГАЗ-51).

Для возможности установки при ремонте в расточенные цилиндры поршни и кольца изготовляются увеличенных ремонтных размеров.

 

 

Шатуны. Шатун (рис. 18) служит для передачи усилий при рабочем ходе от поршня коленчатому валу, а при остальных тактах, наоборот, — от коленчатого вала поршню. Шатуны штампу-ются из стали, имеют двутавровое сечение и состоят из верхней головки 2, тела 3 и нижней головки 5. В верхнюю головку запрессовываются две (рис. 18, а, позиция 12) или одна (рис. 18, б, по-ция 1) бронзовые втулки. Шатун соединяется с поршнем при помощи

пальца, который зажимается стяжным винтом в верхней разрезной головке шатуна, как показано на рис. 19,а (ЗИС-5), или входит скользящей посадкой в бронзовые втулки (рис. 19, б и в) (ГАЗ-М, ЗИЛ-120, ГАЗ-51). В двигателях ГАЗ-М, ГАЗ-51 и ЗИЛ-120 от продольных перемещений палец крепится стопорными кольцами. У двигателей ЗИЛ-120 и ГАЗ-51 два стопорных кольца ставятся в бобышках поршня (рис. 19, в), у двигателя ГАЗ-М одно кольцо устанавливается между втулками (рис.
19, б).

Для уменьшения веса палец изготовляется полым, а его поверхность цементируется или закаливается токами высокой частоты и шлифуется.

Крышка головки 7 (см. рис. 18) соединяется с телом шатуна шатунными болтами 4 или шпильками 11, изготовленными за одно целое с шатуном (у двигателя ГАЗ-М). Корончатые гайки шатунных болтов шплинтуются. Для уменьшения трения нижние головки шатунов (у двигателей ГАЗ-М и ЗИС-5) заливаются с внутренней стороны баббитом или же в них вставляются тонкостенные съемные вкладыши 6 из стальной ленты толщиной 2—2,5 мм с баббитовым слоем толщиной 0,3 мм (ГАЗ-51, ЗИЛ-120). Вкладыши изготовляются с высокой точностью, устанавливаются без какой-либо подгонки и фиксируются выступом 8 на вкладыше и выемкой 9 в головке шатуна. Регулировочные прокладки 10 между стыками вкладышей не ставятся. Имеющиеся в двигателе ЗИЛ-120 под крышками коренных и шатунных подшипников тонкие прокладки (0,05 jwjw) служат лишь для подтяжки вкладышей, а не для регулирования зазора между шейкой коленчатого вала и вкладышами.

 

 

 

 

 

Рис. 18. Шатуны

 

 

 

 

 

 

Коленчатый вал. Коленчатый вал (рис. 20) предназначен для преобразования поступательного движения поршней во вращательное движение и передачи усилий от поршней на трансмиссию. Он изготовляется из стали и состоит из шатунных шеек 8, коренных шеек 2} щек 4, противовесов 5 и носка 1. На заднем конце вала

с помощью фланца 6 и болтов крепится маховик, который, обладая относительно большой массой и инерцией, облегчает пуск двигателя и способствует плавному и равномерному вращению коленчатого вала и выводу кривошипов и поршней из мертвых точек. На передний конец вала насаживаются шестерня газораспределения, шкив для ремня вентилятора и храповик пусковой рукоятки.

 

 

 

 

 

Рис. 20. Коленчатый вал

 

 

 

Шейки коленчатого вала закалены токами высокой частоты на глубину 1,5—2 мм (ГАЗ-51 и ЗИЛ-120) и отшлифованы. Коленчатые валы опираются на три (ГАЗ-М), четыре (ГАЗ-51) или семь (ЗИС-5, ЗИЛ-120) коренных подшипников скольжения с залитым в тгло баббитовым слоем (ГАЗ-М, ЗИС-5) или с вставными тонкостенными вкладышами (ГАЗ-51, ЗИЛ-120). По концам коленчатого вала около крайних подшипников устанавливаются маслозащитные приспособления (маслоотражающие кольца, фланцы и сальники) или нарезается маслогонная резьба.

На маховик напрессован стальной зубчатый венец для пуска двигателя стартером.

На ободе маховика наносятся метки (ЗИС-5, ЗИЛ-120) или запрессовывается стальной шарик (ГАЗ-51) для установки момента

 

зажигания. При совмещении меток или шарика с риской или стрелкой на люке картера сцепления поршень первого цилиндра будет находиться в в. м. т.

В случае износа или задиров шеек они протачиваются и шлифуются на уменьшенный ремонтный размер.

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..