МоАЗ-40484. Конструктивные особенности и принцип работы
подогревателя двигателя ПЖД-30
Котел подогревателя (рисунок 2.1.20) предназначен для сообщения тепла
циркулирующей через него жидкости за счет отвода тепла от продуктов
сгорания топлива. По принципу действия котел является рекуперативным
теплообменником и состоит из двух жидкостных рубашек и двух газоходов.
Передача тепла осуществляется через твердые стенки, разделяющие
жидкостные рубашки с газоходами. Продукты сгорания топлива из горелки
направляются в прямой газоход 3, постепенно догорают, отдавая тепло, а
затем меняют направление на 180° и проходят по обратному газоходу 2,
откуда через рукав 6 (рисунок 2.1.19) отводятся для обогрева масла в
поддоне двигателя. Жидкость подводится к котлу по патрубку 8 (рисунок
2.1.20), проходит, нагреваясь, по двум соединяющимся жидкостным рубашкам
и отводится через рукав 3 (рисунок 2.1.19).
На выходе из обратного газохода помещается
нагреватель топлива 7 (рисунок 2.1.20), обеспечивающий теплообмен между
отработавшими газами подогревателя и топливом, подаваемым на сгорание в
горелку подогревателя. Наличие такого нагревателя топлива обеспечивает
подогрев топлива, подаваемого на сгорание до температуры от плюс 60 до
плюс 80°С, что дает возможность значительно улучшить условия
смесеобразования и сгорания топлива в горелке подогревателя и исключить
возможность некачественного распыла топлива вследствие резкого повышения
его вязкости при отрицательных температурах.
Котел подогревателя изготовляется из листовой нержавеющей стали.
Горелка подогревателя предназначена для обеспечения смесеобразования
топлива с воздухом, воспламенения и сгорания смеси. Достигается это
путем подачи воздуха под напором, создания интенсивного вращающегося
потока его в зоне смесеобразования и введением топлива на сгорание в
мелкораспыленном виде.
Подача топлива в горелку осуществляется под давлением, а распыл - с
помощью форсунки 6 центробежного типа (рисунок 2.1.14), которая дает
возможность при относительно невысоких давлениях распыла (от 0,6 до 0,9
МПа) получать достаточно мелкое дробление топлива на частицы,
равномерное распределение их по конусу распыла с небольшой
дальнобойностью отдельных струй топлива. Благодаря подаче топлива в
мелкораспыленном виде и интенсивному движению воздуха получается
относительно однородная смесь топлива с воздухом, которая воспламеняется
высоковольтным электроискровым разрядом свечи 4 (рисунок 2.1.14),
устанавливаемой на горелке.
После розжига подогревателя, что определяется по характерному гулу,
свеча отключается, и дальнейшее воспламенение смеси происходит за счет
наличия непрерывного потока пламени и нагрева внутренних частей горелки
подогревателя.
Горелка подогревателя изготавливается из листовой нержавеющей стали и
крепится к котлу подогревателя с помощью фланца и болтов.
Электромагнитный топливный клапан 2 (рисунок 2.1.14) осуществляет
дистанционное отключение или включение подачи топлива для сгорания в
горелке подогревателя. Открытие клапана обеспечивается
катушкой-соленоидом, а закрытие - возвратной пружиной. Форсунка
ввинчивается на резьбе в корпус клапана. Для очистки топлива в форсунке
и клапане предусмотрены фильтры тонкой очистки, обеспечивающие
фильтрацию топлива от посторонних примесей с минимальным размером до 2
мк.
В приливе корпуса электромагнитного клапана устанавливается штифтовый
электро-нагреватель топлива 1 (рисунок 2.1.14), обеспечивающий подогрев
порции топлива, необходимой для приведения подогревателя в действие.
Этим обеспечивается надежность розжига
подогревателя при отрицательных температурах в результате снижения
вязкости топлива, подаваемого на распыл.
Насосный агрегат (рисунок 2.1.21) обеспечивает подачу воздуха и топлива
для работы подогревателя и создает циркуляцию жидкости между
подогревателем и системой охлаждения двигателя в период его прогрева.
Привод насосов и вентилятора насосного агрегата осуществляется от одного
электродвигателя постоянного тока.
Узлы, входящие в насосный агрегат, выполняют следующие функции:
- топливный насос шестеренчатого типа обеспечивает забор топлива из
корпуса фильтра тонкой очистки двигателя и подачу его под давлением к
форсунке подогревателя через нагреватель в теплообменнике; регулировка
расхода обеспечивается редукционным клапаном 12, который после
подрегулировки контрится;
- вентилятор центробежного типа подает воздух под напором в горелку
подогревателя, обеспечивая интенсивное сгорание топлива в ней;
- жидкостный насос центробежного типа обеспечивает циркуляцию жидкости
(теплоносителя) в период предпускового разогрева двигателя: он забирает
жидкость из патрубка системы охлаждения жидкости и подает в патрубок,
соединяющий обе задние части блока дизеля.
Вентилятор и жидкостный насос выполнены в едином литом корпусе из
алюминиевого сплава. Топливный насос имеет отдельный чугунный корпус.
Система электроискрового розжига предназначена для обеспечения
высоковольтного искрового разряда в горелке подогревателя на период
приведения его в действие.
Катушка зажигания 7 (рисунок 2.1.23) вырабатывает ток высокого
напряжения, а свеча 6 обеспечивает искровой разряд в зоне
смесеобразования.
Принцип работы пускового подогревателя состоит в следующем.
Электродвигатель насосного агрегата вращает шестеренный топливный насос,
вентилятор и жидкостный насос, обеспечивающий принудительную циркуляцию
охлаждающей жидкости между котлом подогревателя и водяной рубашкой блока
двигателя. Топливный насос подогревателя отбирает топливо из системы
питания погрузчика и через форсунку впрыскивает его во внутреннюю
полость горелки, где распыленное топливо смешивается с воздухом,
пода-ваемым вентилятором, и сгорает, нагревая в котле подогревателя
охлаждающую жидкость. Отработавшие газы через выпускную трубу
направляются под масляный поддон двигателя.
Первоначальное воспламенение топлива в горелке осуществляется
электроискровой свечой, работающей в комплекте со специальной катушкой
зажигания.