На вагоне ЛМ-68 применяют два типа токоприемников: симметричные
относительно поперечной оси — двухрычажные и асимметричные относительно
поперечной оси—однорычажные. Оба типа токоприемников обеспечивают
надежный токосъем при:
наибольшей допустимой скорости v = 80 км/ч; высоте контактного провода
над головкой рельса в пределах = 4,1 --- 6,3 м;
нажатии на контактный провод Р = 3,5---6,0 кгс; длительной нагрузке =500
А; износе контактной вставки по высоте до 15 мм. Токоприемник
двухрычажный (рис. 50) состоит из: основания 11, выполненного из сварных
уголков, на которых укреплены лапы 5 для крепления основания к
фарфоровым изоляторам 6, кронштейнов 4, к которым крепятся пружины 3;
подшипников 13, которые служат опорами для осей вращения 12. Передняя и
задняя оси соединены через кривошипы тягой 14, уравно-вешивающей
механизм. Рычажная система состоит из двух плоских нижних рам 7, жестко
закрепленных на концах задней и (передней осей, и двух плоских рам 9,
шарнирно сочлененных с нижними рамами. Нижняя рама сварена из
цельнотянутых труб диаметром 38 мм, верхние рамы — из труб диаметром 25
мм. По диагоналям рам расположены трубчатые растяжки 15. Контактная
часть 1 укреплена на рычагах 2 с подъемным механизмом. Рычаги выполнены
из труб диаметром 19 мм. Пружины 10 обеспечивают эластичную связь
контактной части с подъемным механизмом. Контактом служит алюминиевая
вставка, закрепленная на рычагах при помощи башмаков и болтов. Все
шарниры зашунтированы гибким соединением сечением 25 мм2, выполненным из
медного провода. Привод токоприемника ручной с помощью веревочного троса
и системы блоков. Подъемом и опусканием токоприемника водитель управляет
из кабины. В опущенном состоянии подъемная рама удерживается захватным
устройством 8.
Токоприемник одкорычажный (рис. 51) отличается более простой
конструкцией то сравнению с двухрычажным, меньшим
числом шарниров, малой высотой в опущенном
состоянии, небольшой площадью, занимаемой на крыше, и малой массой. Он
работает в обоих направлениях. Привод токоприемника ручной с помощью
веревочного троса. Подъем осуществляется пружинами при освобождении
веревочного троса.