Характерные неисправности, техническое обслуживание и испытания тяговых электродвигателей трамвайного вагона ЛМ-68

  Главная      Учебники - Троллейбусы, трамваи     Трамвайный вагон ЛM-68 (Резник М. Я.) - 1977 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

 

28.

Характерные неисправности, техническое обслуживание и испытания тяговых электродвигателей трамвайного вагона ЛМ-68

Тяговые двигатели, установленные под кузовом вагона, работают в тяжелых условиях. Они подвергаются воздействию влаги, снега, пыли, грязи и, несмотря на независимую подвеску, испытывают сотрясения при движении вагона на неровностях пути, стыках и въездах в кривые участки пути. Режим работы их также осложняется тем, что служебным тормозом является электродинамический. При электрическом тормозе с высоких начальных скоростей двигатели перегружаются. Двигатели, как и все агрегаты вагона, подвергаются естественным и аварийным износам, на размеры и характер которых, помимо конструктивных особенностей, сильное влияние оказывает эксплуатация .вагона на линии, своевременный осмотр и профилактический ремонт с заменой наиболее быстро изнашиваемых деталей и соблюдение технологических процессов ремонта и испытаний при производстве деповских и заводских ремонтов вагонов. У тяговых двигателей более своего подвержены естественному износу от трения и подгорания щетки и коллектор. Уменьшение этого вида износа можно достичь установкой качественных щеток, своевременной их заменой, соблюдением установленных допустимых давлений пружин на щетки, сохранением коллектора чистым, без подгаров и копоти.

Коллектор следует регулярно при каждом осмотре протирать от пыли и копоти. Чистить коллектор мелкой стеклянной бумагой № 10 и 12 следует только при наличии мелких подгаров в виде сыпи. Особое внимание при эксплуатации следует уделять соблюдению требований во .искрению щеток. Практически двигатели должны работать без искрения. Допускается слабое точечное искрение у половины установленных щеток. Недопустимое искрение щеток могут вызвать плохо притертая трущаяся поверхность щетки, слабое или чрезмерное давление пружины щетки, постановка щеток разных марок или разное давление на щетки в одном щеткодержателе (приводит к неравномерной нагрузке щеток), неправильная установка щеткодержателя или ослабление его крепления, загрязнение коллектора, износ обоймы щеткодержателя и боковых поверхностей щетки, заедание щетки в обойме щеткодержателя, штоковое замыкание или обрыв обмотки якоря и замыкание витков в катушках главных и дополнительных полюсов и биение якоря из-за износа подшипников. Для устранения сверхдопустимой искрения необходимо, кроме вышесказанного, следить за соблюдением требований:

нажатие щеток по мере износа должно быть уменьшено с 2,2±0,45 кгс до 1,6±0,4 кгс;

перекос установленного щеткодержателя по отношению к коллектору должен быть не более 2 мм;

расстояние от поверхности коллектора до нижней части обоймы щеткодержателя должно быть 3,0—3,5 мм;

износ обоймы щеткодержателя не должен превышать

1,5 мм;

местная выработка пластин коллектора (вызывающая перемещение щеток в обойме) не должна превышать 0,2 мм;

не должна выступать межламельная изоляция у коллектора;

суммарный зазор обоймы между стенками обоймы и щеток должен быть не более 0,25 мм;

износ обоймы должен быть не более 1,5 мм; диаметр коллектора должен быть не менее 225 мм, износ коллектора ло поверхности равномерным и не превышать 0,25 мм (в одну сторону) между рабочей частью и на неизношенной части.

Наиболее серьезными являются аварийные износы электрической части двигателей:

пробой изоляции обмотки якоря, межкатушечных соединений, кронштейна щеткодержателя и коллекторных пластин на корпус;

обрыв в секциях обмотки якоря и в катушках главных и дополнительных полюсов.

Короткие замыкания в цепи двигателей при несвоевременном срабатывании защитных устройств могут вызвать значительные повреждения в силовой цепи вагона. Двигатели с подобными повреждениями снимают с вагона и ремонтируют в депо или на заводе. Имеют место и случаи механического повреждения двигателей в результате поломок, возникающих при движении вагона и наезде двигателем на посторонний предмет, разрушения вентилятора из-за плохой балансировки или крепления, обрыва крепления болтов различного назначения из-за перетяга или дефектов в металле, поломки вала якоря, разрушения подшипников.

Основными причинами перечисленных неисправностей являются длительная перегрузка двигателей, отсырение изоляции обмоток, механическое повреждение обмоток якоря из-за обрыва бандажей и ослабления секции в пазах, механическое повреждение обмоток катушек из-за ослабления крепления их на (полюсах, неудовлетворительное качество контрольных осмотров и профилактических ремонтов, плохое качество изготовления двигателя и ремонта его в депо или на заводе, попадание влаги в двигатели при нарушении водителями травил проезда по участкам пути, залитым водой, нарушение водителями инструкции по ведению поезда. Если во время движения на линии или при трогании поезда происходит (Пробой изоляции якоря, катушек или проводов двигателя на корпус, то отключается автоматический выключатель. Водитель должен переключить рукоятку реверсора на одну пару двигателей, выявить неисправную пару и при отсутствии возможности отправить поезд в депо буксиром отвести его туда на пониженной скорости. Аналогичные действия водитель должен выполнять, если поезд не трогается с места, что свидетельствует об обрыве в цепи двигателя.

 

 

 

Для проверки качества ремонта и обеспечения бесперебойной эксплуатации тяговых двигателей необходимо в 'Процессе ремонта и после окончания его провести испытания в соответствии с действующими инструкциями и требованиями ГОСТ 2582—72 на испытательных станциях в условиях завода или депо. Испытания делят на механические и электрические.

К механическим испытаниям относятся статическая и динамическая балансировки якорей. Последнюю, как правило, осуществляют только на вагоноремонтном заводе.

Электрические испытания подразделяются на нестендовые и стендовые. К нестендовым испытаниям относятся:

проверка якоря на отсутствие виткового замыкания и обрыва секций;

измерение сопротивления изоляции обмотки якоря и катушек и проверка диэлектрической прочности ее;

измерение омического сопротивления обмотки якоря и катушек;

проверка катушек главных и дополнительных полюсов, на отсутствие виткового замыкания и обрыва цепи;

проверка плотности контактов выводов межкатушечных соединений у. полярности катушек;

проверка правильности установки щеток на нейтрали; испытание собранного электродвигателя на холостом ходу от источника низкого напряжения.



К стендовым испытаниям относят испытания под нагрузкой. Испытания, как травило, проводят по схеме взаимной нагрузки с вольтодобавочной машиной. Во время испытаний снимают скоростную характеристику для обоих направлений вращения и испытывают двигатель на часовую мощность и перегрузку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..