Конструкция тягового электродвигателя ДК-259Г-7 трамвайного вагона ЛМ-68

  Главная      Учебники - Троллейбусы, трамваи     Трамвайный вагон ЛM-68 (Резник М. Я.) - 1977 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

 

27.

Конструкция тягового электродвигателя ДК-259Г-7 трамвайного вагона ЛМ-68

 

Самовентилируемый двигатель ДК-259Г-7 (рис. 47) имеет конструкцию, сходную с ранее выпускаемыми двигателями ДОС-255 и ДК-257. Двигатель мощностью 45 кВт выполнен с применением теплостойкой кремнийорганической изоляции класса И.



Остов двигателя. Остов 1 выполнен из горячекатаной стальной трубы с наружным диаметром 485 мм. Внутри остов, за исключением мест под посадку полюсов, окрашен электроэмалью. В остове имеются с обеих сторон по два круглых отверстия для ввода проводов. Со стороны коллектора в остове имеются два люка, которые закрываются крышками 8 с прокладками из технического войлока для уплотнения. С .противоположной стороны имеются четыре вентиляционных отверстия с сетками для выхода воздуха. Снаружи к трубе остова приварены четыре кронштейна 12 для подвески двигателя. Подшипниковые щиты 4, 6 крепят к остову каждый шестью 'болтами. С противоположной стороны коллектора щит закрывается патрубком 3, в котором для засоса .воздуха имеется окно, закрытое сеткой. В подшипниковые щиты запрессованы подшипники: со стороны коллектора роликовый

№ 32310 ГОСТ 8328—57 и с противоположной стороны шариковый № 410 ГОСТ 8338—57.




Главные и дополнительные полюсы двигателя. Главные полюсы расположены под углом 45° к горизонтали. Сердечник главного полюса 16 собирают из штампованных стальных листов Ст.2 толщиной 1,5 мм и спрессовывают усилием 30 тс. Крайние листы имеют толщину 5 мм. Весь комплект .сердечника .соединяют четырьмя заклепками и крапят к остову двумя шпильками. Сердечник дополнительного полюса 13 изготовлен из листовой стали. Его крепят к остову двумя болтами. Дополнительные полюсы имеют горизонтально-вертикальное расположение. Зазор между главными полюсами и якорем

равен 2,5 мм, между дополнительными полюсами и якорем —
3,5 мм.

 

 

 

Рис. 47. (Продольный (а) и поперечный (б) разрезы тягового электродвигателя ДК-259Г-7

 

 

 

 

Для увеличения опорной поверхности катушек и упругого крепления их к остову на полюсы устанавливают стальные пружинные рамки. Кроме того, между остовом и сердечником главных полюсов устанавливают стальную прокладку толщиной 1 мм, а между остовом ,и сердечником дополнительных лолюсов — латунную толщиной 0,5 мм. Последняя делит воздушный зазор между дополнительным полюсом и якорем на две части и распределяет его на оба конца полюсного сердечника, что улучшает коммутацию двигателя. Введение второго зазора уменьшает расстояние магнитного потока дополнительных полюсов, так как наконечники полюсов приближаются к якорю и одновременно увеличивают магнитное сопротивление для потоков раосеяния, замыкающихся через сердечники дополнительных полюсов. Непосредственное увеличение воздушного зазора привело бы к увеличению потоков рассеяния.

На главные полюсы устанавливают катушки 15 последовательного и независимого возбуждений. Катушку последовательного возбуждения изготавливают из неизолированной полосовой меди размерами 2,44x10,8 мм ГОСТ 434—71. Она имеет 21 виток. Масса четырех катушек 14,4 кг, изоляция класса Н. Сопротивление катушек при 20°С равно 0,0415 Ом.

Катушка независимого возбуждения изготовлена из круглой меди диаметром 0,96 ГОСТ 7019—71 с изоляцией класса Н и имеет 700 витков. Масса четырех катушек 15 кг. Сопротивление катушек при 20° С равно 49,5 Ом. Катушки последовательного и независимого 'возбуждений изолированы друг от друга миканитовыми рамками и шайбами. Они имеют общую изоляцию относительно корпуса. Катушки дополнительных полюсов 14 изготовлены из шинной неизолированной меда размерами 1,81x25 мм ГОСТ 434—71 (они намотаны на ребро b имеют по 26 витков). Витки изолируют друг от друга изоляционными материалами класса Н толщиной 0,3 мм. Масса катушки 23,6 кг, сопротивление катушки при 20°С 0,027 Ом.

Якорь. На вал якоря 9 из термически обработанной стали Ст. 45 напрессовывают пакет 2, набранный из листов электротехнической стали толщиной 0,5 мм, изолированных друг от друга бакелитовым лаком. Крайние листы (имеют толщину 1 мм. Пакет закрепляют передней и задней нажимными шайбами, напрессованными на вал. К нажимным шайбам приваривают для балансировки стальные грузики. На наружной поверхности пакета имеется 35 пазов размерами

11,2x31 мм, в которые уложено 35 секций обмотки якоря, намотанных неизолированным проводом ПСД 1,45X100 мм ГОСТ 7019—71, массой 24,5 кг. Двойную изоляцию из стекло-ленты и стекло мика ленты подклеивают к медной шине обмотки глифталиевым лаком. Отформированные секции якоря

 

изолируют коробочкой из трех слоев микабумаги, уложенной в пазы якоря. Лобовые части обмотки якоря закрепляют металлическими проволочными бандажами с предварительно уложенными прокладками из гибкого миканита.

В пазовой части обмотка якоря удерживается клиньями из текстолита. Обмотка якоря волновая, сопротивление ее при 20°С равно 0,055 Ом.

Вентилятор. Со стороны, противоположной коллектору, напрессована стальная втулка, к которой приклепан литой силу-миновый вентилятор 5. Для вентиляции в нажимных шайбах якоря и коллектора имеются вентиляционные отверстия. Коллектор 7 двигателя собран из 175 коллекторных пластин трапецеидального сечения вместе с армирующим кольцом и стальной втулкой.

Коллектор спрессован пластмассой АГ-4 на стеклянной основе, вследствие чего он монолитен и обладает большой механической прочностью. Коллектор ремонту не подлежит. Пластины изготавливают из кадмиевой меди, они обладают высокой износоустойчивостью. Диаметр коллектора 245 мм. В двигателе имеются три самостоятельные цепи. В одной цепи соединены все катушки последовательного возбуждения, в другой—последовательно все катушки независимого возбуждения, в третьей — последовательно обмотки якоря и добавочных полюсов (рис. 48).

Щеткодержатель и щетки. В подшипниковый щит со стороны коллектора шпильками закрепляют два сварных крон-

штейна 11, армированных высокопрочной пластмассой для установки щеткодержателей 10 (см. рис. 47). На ранее выпускаемых двигателях стальной кронштейн крепили шпильками, изолированными от кронштейна слоем изодина с разрезной миканитовой втулкой и насаженным сверху фарфоровым изолятором. В двигателе ДК-259Г-7 установлены два щеткодержателя. Щеткодержатель (рис. 49) состоит .из бронзового корпуса 1, в котором имеется паз для установки двух щеток

2 марки ЭГ-2А ГОСТ 2332—63 размерами 20X32X50 мм. Щетки прижимаются к коллектору двигателя специальным нажимным устройством, состоящим из нажимного пальца 3, спиральной пружины 5 из ленточной стали, валика 6 и барабана 7. Силу нажатия пальца :на щетку регулируют закручиванием пружины, положение которой фиксируется шплинтом. Для исключения нагрева деталей нажимного устройства нажимной палец соединен с корпусом щеткодержателя гибким медным шунтом 4. Отверстие в корпусе щеткодержателя, через которое крепят щеткодержатель к кронштейну, имеет эллипсообразную форму, что дает возможность, по мере износа коллектора сохранить требуемое расстояние (3±1 мм) между корпусом и коллектором. Нажатие щетки на коллектор 22±0,45 кгс. Износ щеток по высоте, допускается до 25 мм.

 

 

 

 

Рис. 48. Схема соединений катушек и якоря тягового электродвигателя ДК-259Г-7

 

 

 

 

 

 

Рис. 49. Щеткодержатель тягового электродвигателя ДК-259Г-7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..