ФОРМАТ РУКОВОДСТВА ПО СУБП

  Главная      Учебники - Самолёты     Руководство по управлению безопасностью полетов (РУБП) - 3 издание - 2013 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  

 


 


 

  1. ФОРМАТ РУКОВОДСТВА ПО СУБП


     

      1. Руководство по СУБП может иметь следующую структуру:


         

        1. заголовок раздела;


           

        2. цель;


           

        3. критерии;


           

        4. справочные документы для перекрестных ссылок.


           

      2. Под каждым нумерованным "заголовком раздела" приводится описание "цели" данного раздела, затем указываются "критерии" и "справочные документы". Под целью понимается то, чего организация стремится достичь посредством осуществления действий, описанных в разделе. "Критерии" определяют объем


     

    5-Доб 4-1


     

    того, что необходимо учесть при написании данного раздела. "Справочные документы" служат для связи информации с другими руководствами или СЭП организации, которые содержат детали элементов и процессов.


     

  2. СОДЕРЖАНИЕ РУКОВОДСТВА


 

    1. Содержание руководства может включать следующие разделы:


       

      1. Контроль документооборота;

      2. Нормативные требования к СУБП;

      3. Сфера деятельности и интеграция системы управления безопасностью полетов;

      4. Политика в области безопасности полетов;

      5. Цели обеспечения безопасности полетов;

      6. Ответственность за безопасность полетов и ведущие сотрудники;

      7. Представление данных о безопасности полетов и корректирующие действия;

      8. Выявление опасных факторов и оценка факторов риска;

      9. Мониторинг и измерение эффективности обеспечения безопасности полетов;

      10. Расследования и корректирующие действия в области обеспечения безопасности полетов;

      11. Подготовка и обмен информацией в области обеспечения безопасности полетов;

      12. Постоянное совершенствование и проверка СУБП;

      13. Ведение документации СУБП;

      14. Контролирование осуществления изменений;

      15. План действий на случай аварийной обстановки или чрезвычайных обстоятельств.


         

    2. Ниже приводится пример информации, которая может быть включена в каждый раздел при использовании формата, указанного в п. 2.2.


       

      1. Контроль документооборота


         

        Цель


         

        Описать, как будет осуществляться обновление (актуализация) руководств(а) и каким образом организация обеспечит, чтобы все сотрудники, участвующие в обеспечении безопасности полетов, получали самый последний вариант руководства.


         

        Критерии


         

        1. Документы на бумажных носителях или созданные в контролируемой электронной среде и список для рассылки документов.


           

        2. Взаимосвязь между руководством по СУБП и другими существующими руководствами, такими как руководство по контролю технического обслуживания (MCM) или руководство по летной эксплуатации.


           

        3. Процесс периодического обзора руководства и соответствующих форм и документов для обеспечения их соответствия требованиям, адекватности и эффективности.


           

        4. Процесс реализации, согласования и утверждения регламентирующим органом.


           

          Справочные документы


           

          Руководство по обеспечению качества, техническое руководство и т. д.


           

      2. Нормативные требования СУБП


         

        Цель


         

        Представить существующие нормативные положения и инструктивный материал по СУБП для справок, ссылок и ознакомления всех участников процесса.


         

        Критерии


         

        1. Разъяснить существующие нормативные положения и стандарты СУБП. Включить сроки их соблюдения и ссылки на консультативные материалы в соответствующих случаях.


           

        2. Там, где необходимо, разъяснить значение и последствия применения нормативных положений для организации.


           

        3. При необходимости, установить взаимосвязь с другими требованиями и стандартами, связанными с безопасностью полетов,


           

          Справочные документы


           

          Ссылки на нормативные положения и требования по СУБП, ссылки на документы с инструктивными материалами по СУБП и т. д.


           

      3. Сфера деятельности и интеграция системы управления безопасностью полетов


         

        Цель


         

        Описать направления и объем деятельности и ресурсов организации в авиационной отрасли, к которым применимы положения СУБП. Также необходимо описание масштаба эксплуатационных процессов и оборудования, необходимых для выполнения программы организации по выявлению опасных факторов и управлению факторами риска (HIRM).


         

        Критерии


         

        1. Разъяснить характер авиационной деятельности организации и ее положение или роль в отрасли в целом.


           

        2. Определить основные области, отделы, производственные участки и объекты организации, в которых применяется СУБП.


           

        3. Определить основные процессы, виды деятельности и оборудование, необходимые для выполнения программы организации по выявлению опасных факторов и управлению факторами риска (HIRM), в особенности те, что связаны с безопасностью полетов. Если область действия, процессы и оборудование, относящиеся к программе HIRM, описаны слишком подробно или объем текста слишком велик, этот материал может быть изложен в дополнительном документе в соответствующих случаях.


           

        4. Если СУБП будет применяться в группе взаимосвязанных организаций или подрядчиков, необходимо определить и документировать такую интеграцию и связанную с этим ответственность в установленном порядке.


           

        5. Если у организации имеются другие соответствующие системы контроля и управления, такие как СМК, ОТОСБ и SeMS, необходимо определить их взаимосвязь с СУБП, если таковая имеется.


           

          Справочные документы


           

          Руководство по обеспечению качества, техническое руководство и т. д.


           

      4. Политика в области безопасности полетов


         

        Цель


         

        Описать намерения, принципы управления и обязательства организации в области повышения уровня безопасности полетов в контексте поставщика продукции или обслуживания. Описание политики в области безопасности полетов должно быть таким же кратким, как программное заявление компании.


         

        Критерии


         

        1. Политика в области безопасности полетов должна соответствовать масштабу деятельности и сложности структуры организации.


           

        2. Политика в области безопасности полетов содержит изложение намерений, принципов управления и обязательств организации по постоянному совершенствованию безопасности полетов.


           

        3. Политика в области безопасности полетов утверждается и визируется ответственным руководителем.


           

        4. Политика в области безопасности полетов популяризуется ответственным руководителем и другими членами руководства.


           

        5. Политика в области безопасности полетов периодически пересматривается.


           

        6. Сотрудники всех уровней участвуют в создании и поддержании системы управления безопасностью полетов.


           

        7. Политику в области безопасности полетов доводят до сведения всех сотрудников, чтобы ознакомить их с индивидуальными обязательствами по обеспечению безопасности полетов.


           

          Справочные документы


           

          Политика по охране труда, здоровья и окружающей среды (ОТОСБ) и т. д.


           

      5. Цели обеспечения безопасности полетов


         

        Цель


         

        Описать цели обеспечения безопасности полетов организации. Цели обеспечения безопасности полетов должны быть представлены в виде краткого заявления, в котором общими словами описано то, чего организация надеется достичь.


         

        Критерии


         

        1. Цели обеспечения безопасности полетов установлены.


           

        2. Цели обеспечения безопасности полетов выражены в общем заявлении с описанием обязательств организации по обеспечению безопасности полетов.


           

        3. Определен официальный процесс разработки ряда взаимосвязанных целей по обеспечению безопасности полетов.


           

        4. Цели обеспечения безопасности полетов оглашены и распространены.


           

        5. Выделены ресурсы для достижения этих целей.


           

        6. Цели обеспечения безопасности полетов связаны с показателями безопасности полетов, чтобы облегчить соответствующий мониторинг и измерение.


           

          Справочные документы


           

          Документ с описанием показателей эффективности обеспечения безопасности полетов и т. д.


           

      6. Роли и обязанности


         

        Цель


         

        Описать полномочия, обязанности и ответственность персонала, участвующего в реализации СУБП, в обеспечении безопасности полетов.


         

        Критерии


         

        1. Ответственный руководитель несет ответственность за то, чтобы система управления безопасностью полетов была надлежащим образом реализована и функционировала в соответствии с требованиями во всех сферах деятельности организации.


           

        2. Назначены в установленном порядке руководитель (отдел), ответственный за безопасность полетов, комитет по вопросам безопасности полетов или оперативная группа по вопросам безопасности полетов.


           

        3. Определены и документально оформлены полномочия, обязанности и ответственность персонала, участвующего в реализации СУБП, на всех уровнях организации.


           

        4. Все сотрудники знают свои полномочия, обязанности и ответственность в отношении любых решений и действий в сфере управления безопасностью полетов.


           

        5. Имеется схема иерархии ответственности в сфере СУБП в организации.


           

          Справочные документы


           

          Общее руководство компании, руководство по стандартным эксплуатационным правилам (СЭП),

          руководство по административным вопросам и т. д.


           

      7. Представление данных о безопасности полетов


         

        Цель


         

        Система представления данных о безопасности полетов должна включать как реагирующий (донесения об авиационном происшествии или инциденте и т. д.), так и проактивный и прогностический (донесения об опасных факторах) компоненты. Описать соответствующие системы представления данных о безопасности полетов. Необходимо рассмотреть следующие элементы: формат отчета (донесения), конфиденциальность, адресаты, процедуры расследования и оценки, корректирующие/профилактические меры и распространение отчета (донесения).


         

        Критерии


         

        1. Организация имеет процедуру фиксирования внутренних событий, включая авиационные происшествия, инциденты и другие происшествия, входящие в сферу действия СУБП.


           

        2. Необходимо делать различие между обязательными донесениями (в случае авиационных происшествий, серьезных инцидентов, существенных неисправностей и т. д.), о которых необходимо уведомлять ВГА, и представлением информации об обычных незначительных происшествиях, которая не выходит за пределы организации.


           

        3. Имеется также система добровольного и конфиденциального представление данных об опасных факторах и происшествиях, предусматривающая защиту данных и личности информатора от раскрытия.


           

        4. Процедуры представления данных о безопасности полетов просты, доступны и соответствуют масштабу деятельности организации.


           

        5. Представление данных в секторе происшествий с серьезными последствиями и соответствующие рекомендации адресуются руководителям соответствующего уровня и рассматриваются ими.


           

        6. Донесения собираются в соответствующей базе данных, чтобы облегчить проведение необходимого анализа.


           

          Справочные документы


           

          - - - - - - - - - - - - - -


           

      8. Выявление опасных факторов и оценка факторов риска


         

        Цель


         

        Описать систему выявления опасных факторов и процесса сопоставления этих данных. Описать процесс распределения опасных факторов и факторов риска по категориям и их дальнейшую приоритизацию по степени значимости с целью подготовки документированной оценки безопасности полетов. Описать, как проводится оценка безопасности полетов и как реализуются планы профилактических мер.


         

        Критерии


         

        1. Выявленные опасные факторы оцениваются, распределяются по степени значимости и обрабатываются для надлежащей оценки факторов риска.


           

        2. Имеется структурированный процесс оценки факторов риска, включающий оценку степени их серьезности, вероятности и допустимости, а также профилактических средств контроля.


           

        3. Основной задачей выявления опасных факторов и оценки факторов риска является обеспечение безопасности полетов.


           

        4. При оценке факторов риска используются рабочие журналы, формы или компьютерные программы, соответствующие сложности структуры и эксплуатационной деятельности организации.


           

        5. Подготовленная оценка безопасности полетов визируется руководителем соответствующего уровня.


           

        6. Существует процесс оценки эффективности разработанных корректирующих, профилактических и восстановительных мер.


           

        7. Существует порядок регулярного рассмотрения оценок безопасности полетов и документального оформления их выводов.


           

          Справочные документы


           

          - - - - - - - - - - - - - -


           

      9. Мониторинг и измерение эффективности обеспечения безопасности полетов


         

        Цель


         

        Описать компонент СУБП, касающийся мониторинга и измерения эффективности обеспечения безопасности полетов, включая показатели эффективности обеспечения безопасности полетов (SPI).


         

        Критерии


         

        1. Формальный процесс разработки и обновления ряда показателей эффективности обеспечения безопасности полетов и соответствующих целевых показателей.


           

        2. Установление соответствия между SPI и целями организации по обеспечению безопасности полетов, если применимо, и процесс одобрения регламентирующими органами SPI, при необходимости.


           

        3. Процесс отслеживания эффективности этих SPI, включая проведение корректирующих действий при возникновении неприемлемых или ненормальных тенденций.


           

        4. Любые другие дополнительные критерии или процедуры мониторинга и измерения эффективности СУБП или обеспечения безопасности полетов.


           

          Справочные документы


           

          - - - - - - - - - - - - - -


           

      10. Расследования и корректирующие действия в области обеспечения безопасности полетов


         

        Цель


         

        Описать, как проводятся расследования и обработка данных об авиационных происшествиях, инцидентах и событиях внутри организации, включая их соответствие системе выявления опасных факторов и управления факторами риска в СУБП организации.


         

        Критерии


         

        1. Процедуры, обеспечивающие внутреннее расследование авиационных происшествий и инцидентов, о которых была представлена информация.


           

        2. Распространение в организации и предоставление ВГА отчетов о завершенных расследованиях в установленном порядке.


           

        3. Процедура, обеспечивающая осуществление установленных или рекомендованных корректирующих действий и оценку их результатов и эффективности.


           

        4. Порядок дисциплинарного расследования и действий, предпринимаемых по выводам отчетов о расследованиях.


           

        5. Четко определенные условия, при которых рассматриваются дисциплинарные меры (например, незаконные действия, безответственная неосторожность, грубая небрежность или умышленное нарушение).


           

        6. Процедура, обеспечивающая выявление активных отказов в работе, а также сопутствующих факторов и опасных факторов.


           

        7. Процедура и формат расследования предусматривают обработку результатов выявления содействующих факторов или опасных факторов для дальнейших действий системы организации по выявлению опасных факторов и управлению факторами риска, при необходимости.


           

          Справочные документы


           

          - - - - - - - - - - - - - -


           

      11. Подготовка и обмен информацией в области обеспечения безопасности полетов


         

        Цель


         

        Описать вид полученной персоналом подготовки в области СУБП и других мер по обеспечению безопасности полетов и процесс обеспечения эффективности этой подготовки. Описать


         

        документальное оформление проведения подготовки. Описать процессы и каналы обмена информацией о безопасности полетов внутри организации.


         

        Критерии


         

        1. Учебная программа, потенциальные участники и требования к подготовке документально оформлены.


           

        2. Существует процесс аттестации для оценки эффективности подготовки.


           

        3. Подготовка включает начальную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, при необходимости.


           

        4. Подготовка в области СУБП организации является частью общей программы обучения в организации.


           

        5. Ознакомление с СУБП включено в подготовку сотрудника при найме в организацию или в учебную программу.


           

        6. Процессы и каналы обмена информацией о безопасности полетов внутри организации.


           

          Справочные документы


           

          - - - - - - - - - - - - - -


           

      12. Постоянное совершенствование и проверка СУБП


         

        Цель


         

        Описать процесс постоянного пересмотра и совершенствования СУБП.


         

        Критерии


         

        1. Процесс регулярных внутренних проверок и перепроверок СУБП организации с целью обеспечить ее соответствие требованиям, адекватность и эффективность.


           

        2. Описать другие программы, содействующие постоянному совершенствованию СУБП организации и эффективности обеспечения безопасности полетов, например, MEDA, исследования в области безопасности полетов, системы ИСО.


         

        Справочные документы


         

        - - - - - - - - - - - - - -


         

      13. Ведение документации СУБП


         

        Цель


         

        Описать метод хранения документации, связанной с СУБП.


         

        Критерии


         

        1. Организация имеет систему учета или архивации документации СУБП, которая обеспечивает сохранение всех документов, созданных в связи с реализацией и функционированием СУБП.


           

        2. Документы, подлежащие хранению, включают отчеты об опасных факторах, отчеты об оценке факторов риска, протоколы заседаний оперативной группы по вопросам безопасности полетов, таблицы показателей эффективности обеспечения безопасности полетов, отчеты о проверках СУБП и документы о подготовке персонала в области СУБП.


           

        3. Документы должны быть отслеживаемыми для всех элементов СУБП и доступными для повседневного управления СУБП, а также для целей внутренних и внешних проверок.


           

          Справочные документы


           

          - - - - - - - - - - - - - -


           

      14. Контролирование осуществления изменений


         

        Цель


         

        Описать процессы управления изменениями, которые могут влиять на факторы риска для безопасности полетов, и интеграцию этих процессов в СУБП.


         

        Критерии


         

        1. Процедуры, обеспечивающие, что при проведении существенных организационных изменений или изменений в эксплуатационной деятельности будет учтено любое возможное влияние на существующие факторы риска для безопасности полетов.


           

        2. Процедуры, обеспечивающие проведение надлежащей оценки безопасности полетов до внедрения нового оборудования или процессов, которые могут повлиять на факторы риска для безопасности полетов.


           

        3. Процедуры пересмотра существующих оценок безопасности полетов в случае изменений в соответствующих процессах или оборудовании.


           

          Справочные документы


           

          Корпоративные СЭП, относящиеся к контролированию осуществления изменений, и т. д.


           

      15. План действий на случай аварийной обстановки или чрезвычайных обстоятельств


         

        Цель


         

        Описать цели и обязательства организации при возникновении аварийных ситуаций и соответствующие восстановительные меры. Описание ролей и обязанностей ведущих сотрудников. План мероприятий на случай аварийной обстановки может быть в виде отдельного документа или может быть частью руководства по СУБП.


         

        Критерии (для организации )


         

        1. Организация имеет план действий на случай аварийной обстановки, в котором описаны роли и обязанности в случае серьезного инцидента, кризисной ситуации или авиационного происшествия.


           

        2. Существует порядок оповещения, который включает наличие мобилизационного списка и внутренний мобилизационный процесс.


           

        3. Организация имеет договоренности с другими организациями об оказании помощи и предоставлении услуг в чрезвычайной ситуации в случае необходимости.


           

        4. Организация имеет установленный порядок действий в условиях чрезвычайной ситуации.


           

        5. Существует процедура наблюдения за состоянием всех пострадавших лиц и оповещения их родственников.


           

        6. Организация имеет установленный порядок решения вопросов, связанных с СМИ и страховыми организациями.


           

        7. В организации определены обязанности и ответственность за расследование авиационных происшествий.


           

        8. Четко определены требования в отношении сохранения вещественных доказательств, безопасности пораженной зоны и обязательного представления информации о безопасности полетов официальным органам.


           

        9. Существует программа подготовки по обучению персонала действиям в чрезвычайной ситуации.


           

        10. План эвакуации выведенного из строя воздушного судна или оборудования разработан организацией в ходе консультаций с владельцами воздушного судна и оборудования, эксплуатантами аэродрома или другими организациями, если применимо.


           

        11. Существует процедура фиксирования действий, осуществляемых в ходе мероприятий в случае аварийной обстановки.


           

          Справочные документы


           

          Руководство по ERP и т. д.

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29