ПОЭТАПНЫЙ ПОДХОД К РЕАЛИЗАЦИИ СУБП

  Главная      Учебники - Самолёты     Руководство по управлению безопасностью полетов (РУБП) - 3 издание - 2013 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  ..

 

 

 

5.5 ПОЭТАПНЫЙ ПОДХОД К РЕАЛИЗАЦИИ СУБП


 

5.5.1 Общая информация


 

        1. В настоящем разделе приводится пример четырех этапов реализации СУБП. Реализация СУБП представляет собой систематический процесс. Тем не менее, этот процесс может превратиться в достаточно трудоемкую задачу в зависимости от таких факторов как наличие инструктивного материала и ресурсов, необходимых для реализации, а также от степени знания СУБП поставщиками обслуживания.


           

        2. Причины, в силу которых рекомендуется выбрать поэтапный подход к реализации СУБП, включают следующее:


           

          1. это позволяет предпринять ряд контролируемых шагов в реализации СУБП, включая распределение ресурсов;


             

          2. необходимость обеспечить внедрение элементов концептуальных рамок СУБП в различной последовательности, в зависимости от результатов анализа недостатков у каждого поставщика обслуживания;


             

          3. наличие данных и аналитических процессов для обеспечения реагирующей, проактивной и прогностической практики управления безопасностью полетов;


             

          4. необходимость упорядоченного процесса для обеспечения эффективной и рациональной реализации СУБП.


             

        3. Поэтапный подход предполагает многолетний процесс реализации полноценной СУБП. При поэтапном подходе СУБП становится все лучше отлаженной на каждом последующем этапе реализации. Базовые процессы управления безопасностью полетов должны быть завершены, перед тем как перейти к следующим этапам с более сложными процессами.


           

        4. Реализацию СУБП предлагается проводить в четыре этапа. Каждый этап связан с различными элементами (или суб-элементами) в соответствии с концептуальными рамками ИКАО для СУБП. Очевидно, что конфигурация элементов, предложенная в настоящем инструктивном материале, не является абсолютной. Государственные органы и поставщики обслуживания могут вносить исправления и дополнения, которые будут признаны необходимыми в конкретных обстоятельствах. Краткое изложение четырех этапов реализации СУБП и соответствующих элементов представлено в таблице 5-2.


 

5.5.2 Этап 1


 

        1. Целью этапа 1 реализации СУБП является выработка плана с указанием того, как будут соблюдаться требования СУБП и как они будут интегрированы в системы контроля организации, а также определение сферы ответственности за реализацию СУБП.


           

        2. На этапе 1 разрабатывается общий план и распределяются обязанности. Главную роль на этапе 1играет анализ недостатков, на основе которого организация может определить текущее состояние ее процессов управления безопасностью полетов и начать детальное планирование разработки дальнейших процессов управления безопасностью полетов. Важным результатом этапа 1 является план реализации СУБП.


           

        3. По завершении этапа 1 следует предпринять указанные ниже действия, которые бы отвечали требованиям полномочного органа по контролю за деятельностью гражданской авиации, изложенным в соответствующих нормативных положениях и инструктивном материале:


           

          Обязательства и ответственность руководства: элемент 1.1 (i)


           

          1. Определить ответственного руководителя и сферы ответственности руководителей подразделений в области безопасности полетов. Эти действия основаны на элементах 1.1 и 1.2 концептуальных рамок ИКАО для СУБП.


             

          2. Определить группу сотрудников организации, ответственную за реализацию СУБП. Она должна состоять из представителей соответствующих отделов. Группа должна осуществлять реализацию СУБП от этапа планирования до заключительного этапа. Другие функции группы включают, в частности:


             

            1. разработку плана реализации СУБП;


               

            2. обеспечение надлежащей подготовки группы в области СУБП и технического опыта, чтобы эффективно внедрять элементы и соответствующие процессы СУБП;


               

            3. мониторинг и представление данных о ходе реализации СУБП, регулярная актуализация системы и координация деятельности с руководителем, ответственным за СУБП.


               

          3. Определить область деятельности организации (отделов/подразделений), подпадающую под действие СУБП. Область деятельности организации, к которой применима СУБП, должна быть затем надлежащим образом описана в документации СУБП. Эти действия основаны на элементе 1.5 концептуальных рамок ИКАО для СУБП. Инструктивный материал по описанию системы содержится в разделе 5.4.1 настоящей главы .


             

          4. Провести анализ недостатков существующих систем и процессов организации по сравнению с требованиями ИКАО в отношении СУБП (или нормативными требованиями по СУБП). Инструктивный материал для поставщиков обслуживания по анализу недостатков СУБП содержится в добавлении 7 к настоящей главе.


 

Таблица 5-2. Четыре этапа реализации СУБП


 

Этап 1 (12 мес*)

Этап 2 (12 мес)

Этап 3 (18 мес)

Этап 4 (18 мес)

1. Элемент 1.1 (i) СУБП:


 

  1. определить ответственного руководителя СУБП;

  2. создать группу реализации СУБП;

  3. определить область применения СУБП;

  4. провести анализ недостатков в СУБП


 


 


 


 

2. Элемент 1.5 (i) СУБП:


 

a) разработать план реализации СУБП

1. Элемент 1.1 (ii) СУБП:


 

a) определить политику и цели в области безопасности полетов


 

2. Элемент 1.2 СУБП:


 

  1. определить ответственность соответствующих отделов организации за управление безопасностью полетов;

  2. создать механизм координа- ции/комитет по вопросам СУБП и безопасности полетов;


 

1. Элемент 2.1 (i) СУБП:


 

a) установить порядок добро- вольного представления данных об опасных факторах


 

2. Элемент 2.2 СУБП:


 

a) установить порядок управ- ления факторами риска для безопасности полетов


 

3. Элемент 3.1 (i) СУБП:


 

a) установить порядок пред- ставления данных о собы- тиях и процедуру расследований;

1. Элемент 1.1 (iii) СУБП:


 

a) совершенствовать сущест- вующую процедуру/политику дисциплинарных мер, учитывая различие между непреднамеренными ошибками и намеренными или грубыми нарушениями


 

2. Элемент 2.1 (ii) СУБП:


 

a) интегрировать опасные факторы, выявленные в отчетах о расследовании происшествий, в систему добровольного представле- ния данных об опасных факторах;


 

image


 

Этап 1 (12 мес*)

Этап 2 (12 мес)

Этап 3 (18 мес)

Этап 4 (18 мес)

3. Элемент 1.3 СУБП:


 

a) определить основное лицо/отдел, ответственные за руководство и осущест- вление СУБП


 

4. Элемент 4.1 (i) СУБП:


 

a) разработать программу подготовки персонала в области СУБП, в первую очередь для сотрудников группы реализации СУБП


 

5. Элемент 4.2 (i) СУБП:


 

a) установить каналы обмена информацией по вопросам СУБП и безопасности полетов

c) создать при необходимости ОГБП в отделах и подразделениях


 

3. Элемент 1.4 СУБП:


 

a) разработать план мероприятий на случай аварийной обстановки


 

4. Элемент 1.5 (ii) СУБП:


 

a) начать поэтапную разработку документов, руководств и другой документации по СУБП

  1. Установить систему сбора и обработки данных о безопасности полетов для случаев с серьезными последствиями;

  2. разработать показатели обеспечения безопасности полетов в сегменте происшествий с серьезными последствиями и соответствующие целевые и пороговые уровни


 


 

4. Элемент 3.2 СУБП:


 

a) разработать процедуру контроля за осуществлением

изменений , включая оценку факторов риска для безопасности полетов


 

5. Элемент 3.3 (i) СУБП:


 

  1. разработать программу внутренней проверки качества;

  2. разработать программу внешней проверки качества


 

b) интегрировать опасные факторы, выявленные в отчетах о расследовании происшествий, в систему добровольного представ- ления данных об опасных факторах


 

3. Элемент 3.1 (ii) СУБП:


 

  1. расширить систему сбора и обработки данных о безопасности полетов, включив в нее случаи с незначительными последствиями;

  2. разработать показатели обеспечения безопасности полетов в сегменте происшествий с незначи- тельными последствиями и соответствующие целевые и пороговые уровни


 


 

4. Элемент 3.3 (ii) СУБП:


 

  1. разработать программы проверки СУБП или включить их в существу- ющие программы внутренней и внешней проверки;

  2. разработать другие программы анализа/исследования функционирования СУБП при необходимости


 


 

5. Элемент 4.1 (ii СУБП):


 

a) обеспечить, чтобы весь соответствующий персонал прошел подготовку в области СУБП


 

6. Элемент 4.2 (ii) СУБП:


 

a) популяризовать внутренний и внешний обмен информа- цией о безопасности полетов

Элемент 1.5 СУБП: документация СУБП (этапы 1–4) >>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>

Элементы 4.1 и 4.2 СУБП: СУБП: подготовка, обучение и обмен информацией (этапы 1 и последующие) >>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>

Примечание 1. Указанный период реализации является приблизительным. Фактический период реализации зависит от объема деятельности, необходимой для реализации каждого элемента, и от масштабов и сложности струткуры организации.


 

Примечание 2. Указанные номера элементов СУБП соответствуют номерам элементов СУБП ИКАО. Подпункты a), b) и c)

указывают, что элемент был разделен, для чтобы облегчить подход к поэтапной реализации.


 

План реализации СУБП: элемент 1.5 (i)


 

a) Разработать план реализации СУБП организацией на основе недостатков в системах и процессах, выявленных в ходе анализа недостатков. Пример базового плана реализации СУБП представлен в добавлении 7 к настоящей главе.


 

Назначение ведущих сотрудников, ответственных за безопасность полетов: элемент 1.3


 

  1. Определить ключевого сотрудника (функция обеспечения безопасности и качества полетов) в организации, который будет нести ответственность за функционирование СУБП от имени ответственного руководителя.


     

  2. Создать отдел безопасности полетов.


 

Подготовка и обучение персонала: элемент 4.1 (i)


 

  1. Провести анализ потребности в подготовке персонала.


     

  2. Организовать систему и разработать расписание подготовки всего персонала в соответствии с их индивидуальной долей ответственности и участия в СУБП.


     

  3. Организовать подготовку по вопросам безопасности полетов, включая:


     

    1. базовую (общие вопросы безопасности полетов) подготовку с учетом выполняемой работы;


       

    2. переподготовку.


       

  4. Определить расходы, связанные с подготовкой персонала.


     

  5. Разработать процесс аттестации для оценки эффективности подготовки.


     

  6. Создать систему учета в области подготовки персонала по вопросам безопасности полетов.


 

Обмен информацией о безопасности полетов: элемент 4.2 (i)


 

  1. Создать механизм/средства обмена информацией о безопасности полетов.


     

  2. Создать каналы передачи информации о безопасности полетов, используя:


     

    1. информационные сводки, уведомления и бюллетени;


       

    2. веб-сайты;


       

    3. электронную почту.


 

      1. Этап 2


         

        Цель этапа 2 состоит в том, чтобы внедрить основные процессы управления безопасностью полетов, одновременно корректируя возможные недостатки в существующих процессах управления безопасностью полетов. Большинство организаций уже имеют какие-то базовые процессы управления


         

        image


         

        безопасностью полетов в разной степени реализации. Настоящий этап имеет целью консолидировать существующие процессы и внедрить недостающие.


         

        Обязанности и ответственность руководства:элемент 1.1 (ii)


         

        1. Разработать политику в области безопасности полетов.


           

        2. Получить официальное одобрение политики в области безопасности полетов ответственным руководителем.


           

        3. Ознакомить сотрудников организации с политикой в области безопасности полетов.


           

        4. Установить график обзоров (пересмотров) политики в области безопасности полетов, чтобы обеспечить ее актуальность и соответствие целям организации.


           

        5. Определить цели обеспечения безопасности полетов для СУБП путем разработки стандартов эффективности обеспечения безопасности полетов, включая:


           

          1. показатели эффективности обеспечения безопасности полетов;


             

          2. целевые и пороговые уровни показателей эффективности обеспечения безопасности полетов;


             

          3. планы действий.


             

        6. Определить требования СУБП для субподрядчиков:


           

          1. установить процедуру включения требований к СУБП в процесс заключения договоров;


             

          2. определить требования к СУБП в тендерной документации.


         

        Ответственность за безопасность полетов: элемент 1.2


         

        1. Определить распределение ответственности за безопасность полетов и информировать об этом сотрудников организации.


           

        2. Создать оперативную группу по вопросам безопасности полетов (ОГБП).


           

        3. Создать координационный комитет по вопросам безопасности полетов и СУБП.


           

        4. Четко определить функции ОГБП и координационного комитета по вопросам безопасности полетов и СУБП.


           

        5. Установить каналы обмена информацией между отделом безопасности полетов, ответственным руководителем, ОГБП и координационным комитетом по вопросам безопасности полетов и СУБП.


           

        6. Назначить ответственного руководителя председателем координационного комитета по вопросам безопасности полетов и СУБП.


           

        7. Подготовить график совместных заседаний отдела безопасности полетов, координационного комитета по вопросам безопасности полетов/ СУБП и ОГБП, в случае необходимости.


         

        Координация плана мероприятий на случай аварийной обстановки: элемент 1.4


         

        1. Проанализировать описание ERP с точки зрения распределения ответственности и обязанностей в случае аварий ной обстановки.


           

        2. Установить порядок координации действий ведущих сотрудников на случай аварийной обстановки и возврата к нормальной эксплуатационной деятельности.


           

        3. Определить внешние структуры, которые будут взаимодействовать с организацией в случае аварийной обстановки.


           

        4. Оценить соответствующие ERP внешних структур.


           

        5. Организовать координацию между различными ERP.


           

        6. Включить информацию о координации между различными ERP в документации организации по СУБП.


         

        Примечание. См. дополнительный инструктивный материал по ERP в добавлении 3.


         

        Документация СУБП: элемент 1.5 (ii)


         

        1. Создать систему документации по СУБП, чтобы описывать, хранить, извлекать и архивировать всю информацию и данные, связанные с СУБП, путем:


           

          1. разработки документа по СУБП в виде либо отдельного руководства, либо отдельного раздела в существующем руководстве организации (см. инструктивный материал по разработке руководства по СУБП в добавлении 4);


             

          2. создания системы регистрации документов по СУБП для сбора и обработки текущих данных, относящихся к функционированию СУБП в организации;


             

          3. ведения учетных данных, позволяющих получать ссылки на прошлые события и текущую ситуацию в СУБП, а именно: реестр опасных факторов; указатель проведенных оценок безопасности полетов; информация о подготовке персонала по вопросам СУБП и безопас- ности полетов; существующие SPI (показатели эффективности обеспечения безопасности полетов) и соответствующие цели обеспечения безопасности полетов; отчеты о внутренних проверках СУБП; протоколы заседаний комитета по вопросам СУБП и безопасности полетов и план реализации СУБП;


             

          4. ведения документации, свидетельствующей о функционировании СУБП и действиях во время внутренних и внешних оценок и проверок СУБП.


             

      2. Этап 3


         

        Целью этапа 3 является определение порядка управления факторами риска для безопасности полетов. В конце этапа 3 организация будет готова собирать данные о безопасности полетов и проводить анализ обеспечения безопасности полетов на основе информации, полученной с помощью различных систем представления данных о безопасности полетов.


         

        Выявление опасных факторов: элемент 2.1 (i)


         

            1. Установить порядок добровольного представления данных. См. инструктивный материал в добавлении 5.


               

            2. Разработать программу и график регулярных обзоров процессов и оборудования, связанных с безопасностью полетов, которые дают основание для выявления опасных факторов и уменьшения связанных с ними рисков (HIRM).


               

            3. Установить порядок приоритизации выявленных опасных факторов и распределение ответственности за уменьшение связанных с ними факторов риска.


         

        Оценка и уменьшение факторов риска для безопасности полетов: элемент 2.2


         

        1. Разработать порядок управления факторами риска для безопасности полетов, включая его утверждение и регулярные обзоры.


           

        2. Разработать и утвердить матрицы факторов риска для безопасности полетов, связанные с эксплуатационными и производственными процессами организации.


           

        3. Включить утвержденные матрицы факторов риска для безопасности полетов и соответствующие инструкции в учебные материалы о СУБП и управлении факторами риска в организации.


         

        Мониторинг и измерение показателей эффективности обеспечения безопасности полетов: элемент 3.1 (i)


         

        1. Разработать внутреннюю процедуру представления данных о событиях, связанных с безопасностью полетов, и их расследовании, включая, при необходимости, обязательные дефектные ведомости (ОДВ).


           

        2. Создать процедуры сбора, обработки и анализа данных о происшествиях с серьезными последствиями для безопасности полетов.


           

        3. Определить показатели обеспечения безопасности полетов в сегменте происшествий с серьезными последствиями (базовые ALoSP) и соответствующие целевые и пороговые уровни. Примеры показателей обеспечения безопасности полетов в сегменте происшествий с серьезными последствиями: частота авиационных происшествий, частота серьезных инцидентов и отслеживание случаев несоблюдения нормативов с высоким уровнем риска. См. инструктивный материал о показателях эффективности обеспечения безопасности полетов в добавлении 6.


           

        4. Заключить соглашение с органом государственного контроля в отношении показателей эффективности обеспечения безопасности полетов и целевого уровня эффективности обеспечения безопасности полетов.


         

        Контролирование осуществления изменений: элемент 3.2


         

        1. Разработать формальный процесс контролирования осуществления изменений с учетом:


           

          1. уязвимости систем и видов деятельности;


             

          2. стабильности систем и эксплуатационной среды;


             

          3. деятельности в прошлые периоды;


             

          4. нормативных, производственных и технологических изменений.


             

        2. Обеспечить, чтобы в процедурах контролирования осуществления изменений учитывалось их влияние на существующие показатели эффективности обеспечения безопасности полетов и данные об уменьшении факторов риска перед внедрением изменений.


           

        3. Разработать порядок (или учет) проведения надлежащей оценки безопасности новых видов авиационной деятельности, процессов и оборудования до их внедрения/ввода в эксплуатацию.


         

        Постоянное совершенствование СУБП: элемент 3.3 (i)


         

        1. Разработать формы внутренней оценки.


           

        2. Определить процесс внутренней проверки.


           

        3. Определить процесс внешней проверки.


           

        4. Установить график оценки объектов, оборудования, документации и процедур, осуществляемой посредством проверок и обследований.


           

        5. Разработать документацию, относящуюся к обеспечению безопасности полетов в эксплуа- тационных условиях.


         

      3. Этап 4


         

        Этап 4 является последним этапом реализации СУБП. На этом этапе создается полноценное управление факторами риска для безопасности полетов и обеспечение безопасности полетов. На этом этапе эксплуатационное обеспечение безопасности полетов оценивается с помощью периодического мониторинга, обратной связи и регулярных корректирующих мер для обеспечения эффективности средств контроля факторов риска для безопасности полетов.


         

        Обязанности и ответственность руководства: элемент 1.1 (iii)


         

        a) Совершенствовать существующую процедуру/политику дисциплинарных мер, учитывая различие между непреднамеренными ошибками и намеренными или грубыми нарушениями.


         

        Выявление опасных факторов: элемент 2.1 (ii)


         

        1. Интегрировать опасные факторы, выявленные в отчетах о расследовании событий, в систему добровольного представления данных об опасных факторах.


           

        2. Включить процедуры выявления опасных факторов и управления факторами риска в СУБП подрядчика или потребителя, где применимо.


           

        3. При необходимости, разработать порядок приоритизации собранных опасных факторов для уменьшения факторов риска с учетом более проблемных областей. См. инструктивный материал в добавлении 3 к главе 2.


         

        Мониторинг и измерение эффективности обеспечения безопасности полетов: элемент 3.1 (ii)


         

        1. Расширить систему сбора и обработки данных о безопасности полетов, включив в нее происшествия с незначительными последствиями.


           

        2. Определить показатели безопасности полетов и качества с незначительными последствиями с надлежащим мониторингом целевого и аварийного уровней (ALoSP).

          .

        3. Заключить соглашение с органом государственного контроля в отношении показателей эффективности обеспечения безопасности полетов и целевого и порогового уровней обеспечения безопасности полетов в секторе происшествий с незначительными последствиями.


           

          Постоянное совершенствование СУБП: элемент 3.3 (ii)


           

          1. Установить процедуру проверок СУБП или включить их в существующие программы внутренних и внешних проверок.


             

          2. Разработать другие программы обзоров и обследований СУБП в случае необходимости.


           

          Подготовка и обучение: элемент 4.1 (ii)


           

          a) Выполнить программу подготовки всего соответствующего персонала в области СУБП.


           

          Обмен информацией о безопасности полетов: элемент 4.2 (ii)


           

          a) Разработать механизмы внутреннего и внешнего обмена информацией о безопасности полетов.


           

      4. Постепенная реализация элементов СУБП на этапах 1–4


 

При поэтапном подходе к реализации СУБП следующие три основных элемента постепенно осуществляются на каждом этапе:


 

Документация СУБП: элемент 1.5


 

По мере развития СУБП, руководство по СУБП и документация по безопасности полетов должны постоянно пересматриваться и обновляться. Эта деятельность должна осуществляться на всех этапах реализации СУБП и в последующие периоды .


 

Подготовка и обучение: элемент 4.1 и обмен информацией о безопасности полетов: элемент 4.2


 

Документация, подготовка и обучение персонала и обмен информацией о безопасности полетов являются важными текущими процессами на всех этапах реализации СУБП. По мере развития СУБП могут появиться новые процессы, процедуры или нормативные положения, или существующие процедуры могут измениться в соответствии с требованиями СУБП. Чтобы обеспечить понимание и эффективную реализацию этих изменений со стороны персонала, участвующего в обеспечении безопасности полетов, необходимо, чтобы подготовка и обмен информацией постоянно осуществлялись во время и после завершения реализации СУБП.

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  ..