ОБРАЗЕЦ КОНТРОЛЬНОЙ КАРТЫ ДЛЯ ПРИЕМКИ/ОЦЕНКИ СУБП РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИМ ОРГАНОМ

  Главная      Учебники - Самолёты     Руководство по управлению безопасностью полетов (РУБП) - 3 издание - 2013 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  ..

 

 

 

 

Добавление 12 к главе 4


 

ОБРАЗЕЦ КОНТРОЛЬНОЙ КАРТЫ ДЛЯ ПРИЕМКИ/ОЦЕНКИ СУБП РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИМ ОРГАНОМ


 

  1. Таблица 4-A12-1 содержит образец контрольной карты для оценки СУБП регламентирующим органом (85 вопросов), который может использоваться для первоначальной оценки и приемки СУБП поставщика обслуживания. Для процедуры первоначальной оценки оценочные вопросы должны быть исчерпывающими для того, чтобы адекватным образом отразить все элементы СУБП организации. Это призвано обеспечить наличие в организации всех элементов и соответствующих им процессов. Рассмотрение эксплуатационных аспектов СУБП более целесообразно в процессе последующих плановых/годовых оценочных проверок СУБП.


     

  2. Проиллюстрированная процедура определения минимальных приемлемых показателей предусматривает три ступени критериев для определения минимальных приемлемых показателей. Данная процедура позволяет регламентирующему органу оценивать процесс реализации СУБП поставщиком обслуживания поэтапно вместо проведения проверки уже после того, как СУБП была полностью реализована и активно используется. Такая методика поэтапной оценки также позволяет регламентирующему органу с ранних этапов активно участвовать в наблюдении за процессом реализации СУБП в отрасли.


     

  3. В тех случаях, когда принимается поэтапный подход к реализации СУБП по отдельным элементам, рассматриваемый в главе 5 настоящего документа, может возникать необходимость изменения и адаптации вопросов контрольной карты к конкретному распределению элементов по соответствующим этапам, как это может быть определено государством.


     

  4. Иллюстративно процедура уведомления о необходимости корректирующих мер (CAN)

    представлена в конце контрольной карты.


     

  5. Таблица 4-A12-2 содержит образец контрольной карты для оценки СУБП регламентирующим органом (39 вопросов), которая может использоваться в последующем при плановых оценочных проверках СУБП. После того как СУБП организации удовлетворительно пройдет процедуру первоначальной оценки и приемки регламентирующим органом, многие оценочные вопросы из контрольной карты первоначальной оценки могут утратить целесообразность или необходимость для целей плановой оценочной проверки. Контрольная карта для плановой оценочной проверки СУБП должна быть сконцентрирована только на эксплуатационных аспектах СУБП и подтверждении удовлетворительного внедрения ее вспомогательных процессов.


     

  6. Плановая оценочная проверка СУБП может проводиться отдельно или как часть плановой проверки организации/систем. В последнем случае такие вопросы для плановой оценочной проверки СУБП могут быть соответственно введены отдельным разделом в обычную контрольную карту для проверки организации. Инспектор, проводящий комплексную проверку СМК-СУБП, должен пройти соответствующую подготовку для проверки СУБП. В рамках плановой оценки СУБП также может применяться обычная процедура уведомления о корректирующих мерах (CAN).


 

4-Доб 12-1


 

4-Доб 12-2

 

Руководство по управлению безопасностью полетов (РУБП)

 

Таблица 4-A12-1. Контрольная карта для оценки СУБП: первоначальная приемка СУБП


 

Контрольная карта для оценки СУБП: первоначальная приемка

Контрольная карта оценки СУБП _плановая /18.08.2011

Заполняемая колонка: указать "Д" для "Да", "Н" для "Нет", "Н/П" если неприменимо

Название организации:

Дата оценки:

 

Оценка произведена Главным

инспектором по ТО/ Главным инспектором по производству полетов:

Ссылка:


 


 

Элемент СУБП


 

Уровень 1

Ответ

Ссылка док./ прим.


 

Уровень 2

Ответ

Ссылка док./ прим.


 

Уровень 3

Ответ

Ссылка док./ прим.


 

Обязанности и ответственность руководства

[1.1]

Компонент 1 СУБП. Политика и цели в области обеспечения безопасности полетов

1.1/L1/1

 

1.1/L2/1

 

1.1/L3/1

 

Имеется документально оформ- ленное заявление о политике в области обеспечения безопас- ности полетов

Д

Имеется подтверждение того, что политика в области полетов была доведена до всего персонала с тем, чтобы информировать его об индиви- дуальных обязанностях в отношении безопасности полетов

Н

Проводится периодический ана- лиз политики в области обеспе- чения безопасности полетов руководством или комитетом по обеспечению безопасности поле- тов

Н

 

1.1/L1/2

 

1.1/L2/2

 

1.1/L3/2

 

Политика обеспечения безопас- ности полетов отвечает задачам обеспечения безопасности поле- тов.

Д

Политика в области обеспечения безопасности полетов утверждена ответственным руководителем

Д

Ответственность по всем вопро- сам обеспечения безопасности полетов отражена в должностной инструкции ответственного руко- водителя

Н

 

1.1/L1/3

 

1.1/L2/3

     

Политика в области обеспечения безопасности полетов отвечает масштабу и сложности деятель- ности организации

Н

Политика в области обеспечения безопасности полетов предусматривает предоставление необходимых кадровых и финансовых ресурсов для ее реализации

Н

   


 

Ответственность за обеспечение безопасности полетов [1.2]

1.2/L1/1

 

1.2/L2/1

     

В рамках организации предус- мотрена документально оформ- ленная (СУБП) ответственность за обеспечение безопасности полетов, начиная с ответ- ственного руководителя

Д

Конечная ответственность за управ- ление безопасностью полетов в организации отражена в должностной инструкции ответственного руководи- теля

Н

   

1.2/L1/2

 

1.2/L2/2

     

Ответственный руководитель имеет полномочия с правом окончательного решения по всем вопросам авиационной деятель- ности его организации

Н

Полномочия с правом окончательного решения по всем вопросам дея- тельности, осуществляемой на основании сертификата(ов) его органи- зации, указаны в должностной инструкции ответственного руково- дителя

Н

   

4-Доб 12-3

 

Глава 4. Государственная программа по безопасности полетов (ГосПБП)

Добавление 12

 


 


 

Элемент СУБП


 

Уровень 1

Ответ

Ссылка док./ прим.


 

Уровень 2

Ответ

Ссылка док./ прим.


 

Уровень 3

Ответ

Ссылка док./ прим.


 

Ответственность за обеспечение безопасности полетов [1.2]

1.2/L1/3

 

1.2/L2/3

 

1.2/L3/1

 

Имеется комитет по безо- пасности полетов (или равно- значный орган), который прово- дит анализ СУБП и ее показателей эффективности обе- спечения безопасности полетов

Д

В крупных организациях в рамках службы или подразделения имеется оперативная группа по вопросам безопасности полетов, которая работа- ет совместно с комитетом по безо- пасности полетов

Н/П

Комитет по безопасности полетов возглавляет ответственный руководитель или (для очень больших организаций) надлежащим образом уполномоченный заместитель, что должным образом подтверждено в руководстве по СУБП

Д

 

1.2/L1/4

 

1.2/L2/4

 

1.2/L3/2

 

В состав комитета по безо- пасности полетов входят руководители соответствующих эксплуатационных подразделе- ний или служб

Н

В рамках оперативной группы по вопросам безопасности полетов имеется назначенный координатор по вопросам безопасности полетов (СУБП)

Н/П

Оперативную группу по вопросам безопасности полетов возглавля- ет руководитель службы или подразделения, соответственно

Н/П

 

Назначение ведущих сотрудников, ответственных за обеспечение безопасности полетов [1.3]

1.3/L1/1

 

1.3/L2/1

 

1.3/L3/1

 

Имеется руководитель, который исполняет обязанности по администрированию СУБП

Д

Руководитель, отвечающий за адми- нистрирование СУБП, не имеет иных обязанностей, которые могут вступать в противоречие или препятствовать исполнению его обязанностей как руководителя СУБП

Н

По вопросам реализации и функционирования СУБП руко- водитель СУБП имеет прямой доступ к или подчиняется ответственному руководителю

Н

 

1.3/L1/2

     

1.3/L3/2

 

Соответствующие функции в отношении СУБП отражены в должностной инструкции руково- дителя, исполняющего обязан- ности ответственного за СУБП.

Н

 

Руководитель по СУБП занимает старшую руководящую должность, не ниже должностей руководителей других эксплу- атационных/производственных служб или вспомогательных служб

Н

 


 

План мероприятий на случай аварийной ситуации (ERP) [1.4]

1.4/L1/1

 

1.4/L2/1

 

1.4/L3/1

 

Имеется документально оформ- ленный ERP или равнозначная процедура действий в пороговых ситуациях

Д

ERP предусматривает процедуры продолжения безопасного производ- ства, предоставления и поддержки продукции и услуг в области граж- данской авиации в ходе такой аварийной или непредвиденной ситуации

 

ERP предусматривает необходи- мую интеграцию с организациями внешних клиентов и подрядчиков там, где это необходимо

Н

 

1.4/L1/2

 

1.4/L2/2

 

1.4/L3/2

 

ERP соответствует масштабу, характеру и сложности структуры организации

Д

Существует план проведения учений и тренировок в рамках ERP

Д

Имеется процедура перио- дического пересмотра ERP, обеспечивающая подтверждение его актуальности и дейст- венности

Н

 

 

Руководство по управлению безопасностью полетов (РУБП)

 

4-Доб 12-4

 


 


 

Элемент СУБП


 

Уровень 1

Ответ

Ссылка док./ прим.


 

Уровень 2

Ответ

Ссылка док./ прим.


 

Уровень 3

Ответ

Ссылка док./ прим.

 

1.4/L1/3

 

1.4/L2/3

     

ERP предусматривает возмож- ные или вероятные чрезвычайные/кризисные сценарии, связанные с предо- ставлением организацией продукции и услуг в области авиации

Н

Учения и тренировки в рамках ERP проводятся в соответствии с планом, и результаты проведенных учений документируются

Н

   


 

Документация по СУБП [1.5]

1.5/L1/1

 

1.5/L2/1

 

1.5/L3/1

 

Имеется документ или общее описание СУБП, которые утверждены ответственным руко- водителем и приняты ВГА

Д

Документ по СУБП принят и утвержден национальным полномочным органом в области гражданской авиации

Д

Процедуры СУБП отражают необходимую интеграцию с другими соответствующими сис- темами управления в рамках организации, такими как СМК, ОТОСБ, система безопасности (если применимо)

Н

 

1.5/L1/2

 

1.5/L2/2

 

1.5/L3/2

 

Документ по СУБП содержит общее описание или общее руководство в отношении концептуальных рамок и элементов СУБП организации

Д

В описании по каждому элементу СУБП в рамках документа по СУБП содержатся перекрестные ссылки на вспомогательные или связанные процедуры, руководства и системы

Д

 

Процедуры СУБП предусматри- вают необходимую координацию или интеграцию с организациями внешних клиентов и подрядчиков там, где это необходимо

Н

 

1.5/L1/3

 

1.5/L2/3

 

1.5/L3/3

 

Документ по СУБП представляет собой самостоятельный контро- лируемый документ или отдельную часть/раздел суще- ствующего документа, при- нятого/утвержденного ВГА

Д

Осуществляется хранение протоколов заседаний комитета по безопасности полетов/ОГБП (или равнозначных документов)

Д

Имеется процедура по пери- одическому пересмотру руко- водства по СУБП и вспомогательной документации для подтверждения их актуальности

Н

 

1.5/L1/4

 

1.5/L2/4

     

Все компоненты и элементы нормативных требований к СУБП отражены в документе по СУБП

Д

Имеются материалы, касающиеся периодического пересмотра существу- ющих оценок безопасности полетов и факторов риска, а также специальных проверок в связи с соответствующими изменениями

Н

   

1.5/L1/5

         

Имеются материалы, каса- ющиеся проведенной оценки факторов риска для безопас- ности полетов

Д

 

   

1.5/L1/6

         

Имеются материалы, ка- сающиеся опасных фак- торов/угроз, которые выявлены или по которым представлены данные

Д

 

   

 

4-Доб 12-5

 

Глава 4. Государственная программа по безопасности полетов (ГосПБП)

Добавление 12

 


 


 

Элемент СУБП


 

Уровень 1

Ответ

Ссылка док./ прим.


 

Уровень 2

Ответ

Ссылка док./ прим.


 

Уровень 3

Ответ

Ссылка док./ прим.


 

Выявление опасных факторов [2.1]

Компонент 2 СУБП. Управление факторами риска для безопасности полетов

2.1/L1/1

 

2.1/L2/1

 

2.1/L3/1

 

Имеется процедура добро- вольного представления всеми сотрудниками сведений об опасных факторах/угрозах

Д

В системе выявления опасных факторов имеется четкое определение и разделение опасных факторов и последствий

Н

Имеется процедура выявления опасных факторов/угроз по данным отчетов внутренних расследований авиационных инцидентов/происшествий для последующего уменьшения факторов риска (при необхо- димости)

Н

 

2.1/L1/2

 

2.1/L2/2

 

2.1/L3/2

 

Имеется процедура сообщения данных об авиационных инцидентах/происшествиях эксплуатационным и производ- ственным персоналом

Д

Система представления данных об опасных факторах является конфи- денциальной и содержит положения, защищающие данные о личности представившего данные лица

Н

Имеется процедура анализа опасных факторов/угроз по соответствующим отраслевым сервисным отчетам или отчетам об авиационных инцидентах/ происшествиях для уменьшения факторов риска (при необхо- димости)

Н

 

2.1/L1/3

 

2.1/L2/3

 

2.1/L3/3

 

Имеется процедура рас- следования авиационных инцидентов/происшествий, связанных с качеством или безопасностью полетов

Д

Внутренние процедуры по расследованию и дисциплинарным мерам разделяют преднамеренные и намеренные нарушения и ненаме- ренные ошибки

Н

Имеется процедура перио- дического пересмотра сущест- вующих материалов по анализу факторов риска

Н

 


 

Оценка и уменьшение факторов риска для безопасности полетов [2.2]

2.2/L1/1

 

2.2/L2/1

     

Имеется документально оформленная процедура HIRM с применением средств объективного анализа рисков

Д

Отчеты по оценке факторов риска утверждаются руководителями подраз- делений и на более высоком уровне, при необходимости

Н

   

2.2/L1/2

 

2.2/L2/2

     

Имеется процедура выявления операций, процессов, объектов и технических средств, которые рассматриваются (организацией) как значимые с точки зрения мероприятий HIRM

Н

Рекомендованные меры по уменьшению факторов риска, которые требуют решения или одобрения старшего руководства, учитываются и документируются

Н

   

2.2/L1/3

 

2.2/L2/3

 

2.2/L3/1

 

Имеется программа поэтапного проведения мероприятий HIRA по всем операциям, процессам, объектам и техническим сред- ствам, выявленным органи- зацией как относящиеся к обеспечению безопасности полетов

Н

Имеется процедура по приоритетному проведению мероприятий HIRA в отношении операций, процессов, объектов и технических средств, по которым выявлены или известны опасные факторы/факторы риска, критичные для безопасности полетов

Н

Имеются свидетельства поэтап- ного выполнения и реализации программы мероприятий HIRA в организации

Н

 

 

Руководство по управлению безопасностью полетов (РУБП)

 

4-Доб 12-6

 


 


 

Элемент СУБП


 

Уровень 1

Ответ

Ссылка док./ прим.


 

Уровень 2

Ответ

Ссылка док./ прим.


 

Уровень 3

Ответ

Ссылка док./ прим.

Контроль и количественная оценка показателей эффективности обеспечения безопасности полетов [3.1]

Компонент 3 СУБП. Обеспечение безопасности полетов

3.1/L1/1

 

3.1/L2/1

 

3.1/L3/1

 

Имеются установленные пока- затели эффективности обес- печения безопасности полетов для измерения и мониторинга эффективности обеспечения безопасности полетов в организации

Д

Имеются показатели эффективности обеспечения безопасности полетов, относящиеся к происшествиям с незначительными последствиями (например, несоблюдение требований, случаи отклонений)

Н

Имеется процедура проведения корректирующих или контроль- ных мероприятий в случае недостижения целевого уровня и/или превышения пороговых уровней

Н

 

3.1/L1/2

 

3.1/L2/2

 

3.1/L3/2

 

Имеются основанные на данных показатели эффективности обес- печения безопасности полетов, относящиеся к происшествиям с серьезными последствиями (например, показатели авиа- ционных происшествий и серьезных инцидентов)

Д

В рамках показателей эффективности обеспечения безопасности полетов установлены (там, где необходимо) пороговые и/или целевые уровни

Н

Показатели эффективности обес- печения безопасности полетов подлежат анализу комитетом по безопасности полетов для выявления тенденций, превы- шения пороговых уровней и достижения целевых уровней (соответственно)

Д

 


 

Управление изменениями [3.2]

3.2/L1/1

 

3.2/L2/1

 

3.2/L3/1

 

Имеется процедура анализа существующих объектов и оборудования, имеющих отношение к безопасности полетов (в том числе материалов по программе HIRA), в тех случаях, когда происходят изменения, затрагивающие такие объекты и оборудование

Н

Имеется процедура анализа новых объектов и оборудования, имеющих отношение к безопасности полетов, с точки зрения опасных факто- ров/факторов риска, до их ввода в эксплуатацию

Н

Имеется процедура анализа существующих объектов и оборудования, операций и процессов (в том числе материалов по программе HIRM) в тех случаях, когда происходят внешние изменения для органи- зации, такие как норма- тивные/отраслевые стандарты, передовые методы или технологии

Н

 

3.2/L1/2

 

3.2/L2/2

     

Имеется процедура анализа существующих операций и процессов в области авиа- ционной деятельности (в том числе учетные записи HIRA) в тех случаях, когда происходят изменения, затрагивающие такие операции или процессы

Н

Имеется процедура анализа новых операций и процессов, связанных с безопасностью полетов, с точки зрения опасных факторов /факторов риска, до их внедрения

Н

   

 

4-Доб 12-7

 

Глава 4. Государственная программа по безопасности полетов (ГосПБП)

Добавление 12

 


 


 

Элемент СУБП


 

Уровень 1

Ответ

Ссылка док./ прим.


 

Уровень 2

Ответ

Ссылка док./ прим.


 

Уровень 3

Ответ

Ссылка док./ прим.


 

Постоянное совершенствование СУБП [3.3]

3.3/L1/1

 

3.3/L2/1

 

3.3/L3/1

 

Имеется процедура перио- дических внутренних прове- рок/оценки СУБП

Д

Имеется процедура последующего контроля выполнения корректирующих мер по результатам проверки

Д

Проверка/оценка СУБП прово- дится по плану

Н

 

3.3/L1/2

 

3.3/L2/2

 

3.3/L3/2

 

Имеется действующий внут- ренний план проверок/оценки СУБП

Н

 

Имеется процедура, обеспе- чивающая представление ответ- ственному руководителю отчетов по результатам проверки/оценки СУБП, при необходимости

Н

 

3.3/L1/3

 

3.3/L2/3

 

3.3/L3/3

 

Имеется документально оформ- ленная внутренняя процедура для проверки/оценки СУБП

Н

План проверки СУБП включает выборочную проверку выполненных оценок безопасности полетов

Н

План проверки СУБП учитывает роль/вклад подрядчиков в рамках СУБП (если применимо)

Н

 


 

Подготовка и передача информации

[4.1, 4.2]

Компонент 4 СУБП. Содействие деятельности по обеспечению безопасности полетов

4.1/L1/1

   

4.1/L2/1

   

4.1/L3/1

   

Имеется документально оформленная политика по подготовке/ознакомительному обучению персонала по вопросам СУБП

Д

Персонал, участвующий в проведении оценки факторов риска, прошел соответствующую подготовку или ознакомительное обучение по вопросам управления факторами риска

Н

Имеются свидетельства дея- тельности по оказанию содействия и повышению осве- домленности о СУБП в масштабах всей организации

Н

 

4.1/L1/2

 

4.1/L2/2

 

4.1/L3/2

 

Руководитель, ответственный за администрирование СУБП, про- шел соответствующий курс подготовки по СУБП

Д

Персонал, непосредственно за- действованный в рамках СУБП (члены комитета по безопасности по- летов/ОГБП), прошел соответствующий курс подготовки и ознакомительное обучение по вопросам СУБП

Н

Имеются свидетельства о наличии публикации по вопросам безопасности полетов (СУБП), циркуляра или канала представления персоналу инфор- мации по вопросам безопасности полетов и СУБП

Н

 

4.1/L1/3

         

Ответственный руководитель прошел необходимое озна- комительное обучение, вводный курс и подготовку по вопросам СУБП

Д

 

   

 

ОБЩИЙ ИТОГ*

Д

31

Н

51

Н/П

3

Кол-во ответов на вопросы

85

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  ..