ПРОЦЕДУРА УВЕДОМЛЕНИЯ О КОРРЕКТИРУЮЩИХ МЕРОПРИЯТИЯХ (CAN)

  Главная      Учебники - Самолёты     Руководство по управлению безопасностью полетов (РУБП) - 3 издание - 2013 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  ..

 

 

 


 

Руководство по управлению безопасностью полетов (РУБП)

 

4-Доб 12-8

 

ПРОЦЕДУРА УВЕДОМЛЕНИЯ О КОРРЕКТИРУЮЩИХ МЕРОПРИЯТИЯХ (CAN)

  1. Минимальный общий приемлемый показатель (при поэтапной реализации СУБП): Первый год /этап оценки (например, 2012 г.) – 45 %.

    Второй год/ этап оценки (например, 2013 г.) – 65 %.

    Третий год/ этап оценки (например, 2014 г.) и в последующем – 85 %.

    Отводится девяносто (90) дней на корректирующие мероприятия для получения общего показателя в 45%.


     

  2. Базовый показатель (вопросы Уровня 1) (в течение любого года/этапа оценки, после установленной в государстве даты обязательного введения СУБП:


 

Уведомление о корректирующих мероприятиях (CAN) должно быть направлено в отношении ответов “Нет” на любые вопросы Уровня 1 (в течение любого года / этапа оценки).

(Отводится шестьдесят (60) дней на корректирующие мероприятия для получения ответа “Да” на соответствующий(ие) вопрос(ы)).

 


 

РЕЗУЛЬТАТ ОЦЕНКИ (% ОТВЕТОВ ДА): 38,7%

 

 


 

ИТОГ

КАТЕГОРИЯ 1

Д

23

Н

11

Н/П

0

Кол-во завершенных вопросов

34

КАТЕГОРИЯ 2

6

21

2

29

КАТЕГОРИЯ 3

2

19

1

22

 


 

image


 

Таблица 4-A12-2. Контрольная карта для оценки СУБП: плановая оценка СУБП


 

Элемент СУБП

 

Оценочный вопрос

Обязанности и ответственность руководства [1.1]

1

Политика в области обеспечения безопасности полетов отвечает масштабу и сложности структуры организации.

2

Имеются свидетельства того, что политика в области обеспечения безопасности полетов была доведена до всего персонала в целях информирования его об индивидуальных обязанностях в отношении обеспечения безопасности полетов.

3

Проводится периодический анализ политики в области обеспечения безопасности полетов старшим руководством или комитетом по безопасности полетов.

4

Ответственность по всем вопросам обеспечения безопасности полетов отражена в должностной инструкции ответственного руководителя.

 

Ответственность за обеспечение безопас- ности полетов [1.2]

1

Имеется комитет по безопасности полетов (или равнозначный орган), который проводит анализ СУБП и ее показателей эффективности обеспечения безопасности полетов.

2

Полномочия с правом окончательного решения по всем вопросам деятельности, осуществляемой на основании сертификата(ов) его организации, указаны в должностной инструкции ответственного руководителя.

 

Назначение ведущих сотрудников, ответст- венных за обеспечение безопасности полетов [1.3]

1

Соответствующие функции в отношении СУБП отражены в должностной инструкции руководителя, исполняющего обязанности ответственного за СУБП.

2

Руководитель, отвечающий за администрирование СУБП, не имеет иных обязанностей, которые могут вступать в противоречие или препятствовать исполнению его обязанностей как руководителя СУБП.

3

По вопросам реализации и функционирования СУБП руководитель СУБП имеет прямой доступ к ответственному руководителю или подчиняется ему.

4

Руководитель по СУБП занимает старшую руководящую должность, не ниже должностей руководителей других эксплуатационных или производственных служб и не подчиненную им.

 

План мероприятий на случай аварийной ситу- ации [1.4]

1

ERP предусматривает вероятные пороговые/кризисные сценарии, связанные с предоставлением организацией продукции и услуг в области гражданской авиации.

2

ERP предусматривает процедуры продолжения безопасного производства, предоставления и поддержки продукции и услуг в области гражданской авиации в период аварийной или непредвиденной ситуации.

4-Доб 12-10 Руководство по управлению безопасностью полетов (РУБП)


 

image


 

Элемент СУБП

 

Оценочный вопрос

 

3

Учения и тренировки в рамках ERP проводятся в соответствии с планом, и результаты проведенных учений оформляются документально.

4

ERP предусматривает необходимую интеграцию с организациями внешних клиентов и подрядчиков там, где это необходимо.

5

Имеются свидетельства периодического пересмотра ERP для подтверждения его актуальности и действенности.

 

Документация по СУБП

[1.5]

1

Компоненты и элементы СУБП организации адекватным образом описаны в документе по СУБП.

 

2

Компоненты и элементы СУБП организации отвечают требованиям уполномоченного органа в области гражданской авиации к СУБП.

3

Имеются свидетельства о соответствующей координации или интеграции СУПБ с организациями внешних клиентов и подрядчиков при необходимости.

4

Имеются свидетельства периодического пересмотра документа по СУБП и вспомогательной документации для подтверждения их актуальности..

5

Имеются материалы, касающиеся периодического пересмотра существующих оценок безопасности полетов/факторов риска.

 

Выявление опасных факторов [2.1]

1

Количество и частота представления регистрируемых/собираемых в организации отчетов по опасным факторам соразмерны масштабам и объему деятельности организации.

2

Система представления данных об опасных факторах является конфиденциальной и содержит положения, защищающие сведения о личности представившего данные лица.

3

Имеются свидетельства того, что опасные факторы/угрозы, выявленные в процессе расследования инцидентов/авиационных происшествий, регистрируются в системе HIRM.

4

Имеются свидетельства того, что зарегистрированные данные по опасным факторам обрабатываются на систематической основе в целях уменьшения факторов риска, там, где применимо.

 

Оценка и уменьшение факторов риска [2.2]

1

Имеются свидетельства того, что по всем операциям, процессам, объектам и оборудованию, существенным с точки зрения обеспечения безопасности полетов, поэтапно реализуются мероприятия программы HIRM организации.

2

Отчеты по выполненной оценке факторов риска утверждены на соответствующем уровне руководства.

3

Имеется процедура периодического пересмотра подготовленных материалов по уменьшению факторов риска.

 


 

image


 

Элемент СУБП

 

Оценочный вопрос

Количественная оценка и мониторинг показате- лей эффективности обеспечения безопас- ности полетов [3.1]

1

Показатели эффективности обеспечения безопасности полетов в рамках СУБП организации были согласованы с соответствующим национальным полномочным органом в области гражданской авиации.

2

Имеются основанные на данных показатели эффективности обеспечения безопасности полетов для происшествий с серьезными последствиями (например, показатели авиационных происшествий и серьезных инцидентов).

3

Имеются показатели эффективности обеспечения безопасности полетов для происшествий с незначительными последствиями (например, несоблюдение требований, случаи отклонений).

4

В рамках показателей эффективности обеспечения безопасности полетов установлены (при необходимости) пороговые и/или целевые уровни.

5

Процедура управления изменениями в организации предусматривает требование по оценке факторов риска там, где это применимо.

6

Имеется процедура корректирующих или контрольных мероприятий, которые должны реализовываться в случае недостижения целевого уровня и/или превышения пороговых уровней.

 

Управление изменениями [3.2]

1

Имеются свидетельства того, что в отношении соответствующих процессов и операций, имеющих отношение к безопасности полетов, осуществляются (при необходимости) мероприятия в рамках программы HIRM организации.

2

Процедура управления изменениями в организации предусматривает требование по проведению оценки факторов риска там, где это применимо.

     

Постоянное совершенствование СУБП [3.3]

1

Имеются свидетельства того, что внутренние проверки/оценки СУБП планировались и проводились.

 

Подготовка, обучение и передача информации [4.1, 4.2]

1

Имеются свидетельства того, что персонал, участвующий в деятельности в рамках СУБП, прошел соответствующую подготовку или ознакомительное обучение

2

Персонал, участвующий в проведении оценки факторов риска, прошел соответствующую подготовку или ознакомительное обучение по вопросам управления факторами риска.

3

Имеются свидетельства о наличии публикации по вопросам обеспечения безопасности полетов (СУБП), циркуляра или канала представления персоналу информации по вопросам обеспечения безопасности полетов и СУБП.


 

image


 

Глава 5


 

СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ПОЛЕТОВ (СУБП)


 

5.1 ВВЕДЕНИЕ


 

      1. СУБП является системой обеспечения безопасности эксплуатации воздушного судна путем эффективного управления факторами риска для безопасности полетов. Эта система направлена на постоянное совершенствование безопасности полетов путем выявления факторов опасности, сбора и анализа данных и постоянной оценки факторов риска для безопасности полетов. СУБП направлена на то, чтобы проактивно ограничивать и уменьшать факторы риска до того, как они приведут к авиационным происшествиям или инцидентам. Эта система соответствует нормативным обязательствам организации и ее целям в области обеспечения безопасности полетов.


         

      2. СУБП необходима любой авиационной организации для того, чтобы выявлять опасные факторы и управлять факторами риска для безопасности полетов, которые встречаются в ходе предоставления ее продукции или услуг. СУБП включает основные элементы, необходимые для выявления опасных факторов и управления факторами риска для безопасности полетов путем обеспечения следующих условий:


         

        1. наличие необходимой информации;


           

        2. наличие нужных инструментов для решения стоящей задачи, которые могут быть использованы организацией;


           

        3. инструменты и задача должным образом согласуются;


           

        4. инструменты соразмерны потребностям и ограничениям организации;


           

        5. решения принимаются после всестороннего изучения факторов риска для безопасности полетов.


 

    1. СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБП


       

      СУБП затрагивает те виды эксплуатационной деятельности организации, которые относятся к безопасной эксплуатации воздушного судна. Сфера деятельности СУБП может косвенно включать другие виды организационной деятельности, которые обеспечивают осуществление эксплуатационной деятельности или разработку продукции, например, финансы, людские ресурсы и правовые вопросы. Важно привлечь все внутренние и внешние заинтересованные стороны авиационной отрасли, которые потенциально могут влиять на деятельность организации в области обеспечения безопасности полетов. Кроме того, необходимо принять во внимание потенциальное участие всех заинтересованных сторон на ранней стадии внедрения СУБП и при последующих внутренних оценках СУБП. Ниже приводится перечень заинтересованных сторон, которые могут оказать содействие поставщикам обслуживания в зависимости от их возможного влияния на функционирование системы управления безопасностью полетов:


       


       

      5-1


       

      1. авиационные специалисты;


         

      2. авиационные регламентирующие и административные органы;


         

      3. отраслевые профессиональные ассоциации;


         

      4. профессиональные ассоциации и федерации;


         

      5. международные авиационные организации;


         

      6. субподрядчики или генеральные подрядчики поставщиков обслуживания;


         

      7. авиапассажиры.


       

    2. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ РАМКИ СУБП


 

      1. В настоящем разделе вводятся концептуальные рамки для реализации СУБП соответствующими поставщиками обслуживания. Необходимо отметить, что ее реализация должна соответствовать масштабу организации и сложности предоставляемого обслуживания.


         

      2. Концептуальные рамки включают четыре компонента и двенадцать элементов, представляющих минимальные требования к реализации СУБП. Ниже представлены четыре компонента СУБП:


         

        1. политика и цели в области обеспечения безопасности полетов;


           

        2. управление факторами риска для безопасности полетов;


           

        3. обеспечение безопасности полетов;


           

        4. содействие процессу обеспечения безопасности полетов.


           

      3. Политика и цели в области обеспечения безопасности полетов создают систему координат для СУБП. Цель управления факторами риска для безопасности полетов состоит в том, чтобы выявить опасные факторы, оценить соответствующие факторы риска и разработать надлежащие меры по их уменьшению при предоставлении организацией ее услуг. Обеспечение безопасности полетов реализуется путем постоянного контроля за соблюдением международных стандартов и национальных нормативов. Кроме того, процесс обеспечения безопасности полетов дает уверенность в том, что СУБП эффективно функционирует в соответствии со своим предназначением. Содействие процессу обеспечения безопасности полетов обеспечивает необходимое знание предмета и подготовку сотрудников.


         

      4. Концептуальные рамки ИКАО для СУБП состоят из четырех компонентов и двенадцати элементов:


         

        1. Политика и цели в области обеспечения безопасности полетов


           

          1. Обязательства и ответственность руководства

          2. Ответственность за безопасность полетов

          3. Назначение ведущих сотрудников, ответственных за безопасность полетов

          4. Координация планирования мероприятий на случай аварийной ситуации

          5. Документация СУБП


             

        2. Управление факторами риска для безопасности полетов


           

          1. Выявление опасных факторов

          2. Оценка и уменьшение факторов риска для безопасности полетов


             

        3. Обеспечение безопасности полетов


           

          1. Мониторинг и измерение показателей эффективности обеспечения безопасности полетов

          2. Контролирование осуществления изменений

          3. Постоянное совершенствование СУБП


             

        4. Содействие процессу обеспечения безопасности полетов


           

          1. Подготовка и обучение

          2. Обмен информацией о безопасности полетов.


         

      5. Ниже приводится дополнительная подробная информация по каждому из четырех компонентов и двенадцати элементов. Представляется общая информация по каждому компоненту и текстуальное описание каждого элемента в концептуальных рамках СУБП. Также дается общий инструктивный материал и стратегии реализации по каждому элементу.


         

        Компонент 1 СУБП. Политика и цели в области обеспечения безопасности полетов


         

      6. Политика организации в области обеспечения безопасности полетов представляет собой изложение принципов, процедур и методов СУБП, используемых для достижения желаемых целей обеспечения безопасности полетов. Политика устанавливает обязательства высшего руководства внедрить и постоянно совершенствовать принципы безопасности полетов во всех аспектах своей деятельности. Высшее руководство разрабатывает измеримые и достижимые цели обеспечения безопасности полетов, которые должны быть реализованы в масштабах всей организации.


         

        Элемент 1.1 СУБП Обязательства и ответственность руководства


         

        Поставщик обслуживания определяет политику организации в области обеспечения безопасности полетов в соответствии с международными и национальными требованиями. Документ, содержащий политику в области обеспечения безопасности полетов, должен:


         

        1. отражать обязательства организации в области обеспечения безопасности полетов;


           

        2. содержать четкое положение относительно выделения необходимых ресурсов для реализации политики в области обеспечения безопасности полетов;


           

        3. содержать порядок представления данных о безопасности полетов;


           

        4. четко указывать, какие действия, относящиеся к деятельности поставщика обслуживания в авиационной отрасли, неприемлемы, и включать условия, при которых дисциплинарные меры применяться не будут;

         


         

        1. быть подписан ответственным руководителем организации;


           

        2. распространяться, с утверждающей резолюцией на видном месте, по всей организации;


           

        3. периодически пересматриваться для обеспечения постоянного соответствия условиям и обстоятельствам поставщика обслуживания.

         


         

        Общий инструктивный материал


         

      7. В любой организации руководство контролирует деятельность персонала и использование ресурсов для предоставления услуг. Подверженность организации опасным факторам является следствием такой деятельности. Руководство обеспечивает уменьшение соответствующих факторов риска для безопасности полетов следующими средствами:


         

        1. определение организационных приоритетов и задач;


           

        2. определение порядка осуществления деятельности;


           

        3. найм, обучение и контроль за деятельностью сотрудников;


           

        4. обеспечение оборудования для деятельности по предоставлению услуг;


           

        5. использование навыков персонала;


           

        6. распределение необходимых ресурсов.


           

      8. Руководство обязано обеспечить:


         

        1. включение директивных указаний организации в отношении обеспечения безопасности полетов и средств контроля в стандартные эксплуатационные правила (СЭП);


           

        2. соблюдение сотрудниками СЭП и директивных указаний организации в отношении обеспечения безопасности полетов;


           

        3. рабочее состояние оборудования.


           

      9. Ответственность руководства за обеспечение безопасной и эффективной эксплуатационной деятельности осуществляется путем обеспечения соблюдения СЭП (соблюдения правил обеспечения безопасности полетов), а также внедрения и поддержания целенаправленной СУБП, устанавливающей необходимые системы контроля за факторами риска для безопасности полетов (эффективностью обеспечения безопасности полетов).


         

        Реализация стратегии


         

      10. Высшее руководство разрабатывает и осуществляет политику в области обеспечения безопасности полетов, подписанную ответственным руководителем. (См. описание утверждения и использования электронной


         

        подписи в политике в области обеспечения безопасности полетов и прочей документации, относящейся к СУБП, в добавлении 1). Пример политики в области обеспечения безопасности полетов приводится на рис. 5-1.


         

      11. После разработки политики в области обеспечения безопасности полетов высшее руководство должно:


         

        1. одобрить политику;


           

        2. донести содержание политики до всех соответствующих сотрудников;


           

        3. установить целевые показатели эффективности обеспечения безопасности полетов для СУБП и организации;


           

        4. установить цели обеспечения безопасности полетов, определяющие, чего организация намеревается достичь в области управления безопасностью полетов.


           

      12. Политика в области обеспечения безопасности полетов должна включать обязательства:


         

        1. достичь наивысших стандартов безопасности полетов;


           

        2. соблюдать все применимые нормативно-правовые требования;


           

        3. соблюдать международные стандарты;


           

        4. внедрять признанную передовую практику в соответствующей области деятельности;


           

        5. предоставлять все необходимые ресурсы;


           

        6. обеспечить, чтобы безопасность полетов была первоочередной обязанностью и ответственностью всех руководителей;


           

        7. применять политику дисциплинарных мер;


           

        8. обеспечить понимание, внедрение и соблюдение политики в области обеспечения безопасности полетов на всех организационных уровнях.


           

          ЗАЯВЛЕНИЕ О ПОЛИТИКЕ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ


           

          Безопасность полетов является одной из основных функций нашей деятельности. Мы преданы делу разработки, реализации, постоянного осуществления и совершенствования стратегий и методов для обеспечения того, чтобы наша авиационная деятельность развивалась в условиях сбалансированного распределения ресурсов организации, направленных на достижение высочайшего уровня безопасности полетов и соблюдения национальных и международных стандартов при предоставлении наших услуг.


           

          Руководство на всех уровнях и все сотрудники отвечают за достижение этого высочайшего уровня безопасности полетов, начиная с [главный исполнительный директор (СЕО) или директор- распорядитель или название должности, соответствующей данной организации].


           

          Мы берем на себя обязательства:

           


           

          image

          • оказывать поддержку управлению безопасностью полетов путем выделения всех соответствующих ресурсов, что приведет к созданию организационной культуры, которая стимулирует введение безопасной практики, содействует эффективному представлению данных о безопасности полетов и обмену этой информацией, а также активно управляет безопасностью полетов, придавая его результатам такое же значение, как и результатам деятельности других управленческих систем организации;


             

          • вменить управление безопасностью полетов в первейшую обязанность всех руководителей и сотрудников;


             

          • четко определить для всего персонала (как для руководителей, так и для рядовых сотрудников) сферу их ответственности и обязанностей в отношении обеспечения безопасности полетов организации и эффективности функционирования нашей системы управления безопасностью полетов;


             

          • разработать и применять процессы выявления опасных факторов и управления факторами риска, включая систему представления данных об опасных факторах, с целью устранения или уменьшения факторов риска для безопасности полетов, связанных с последствиями опасных факторов, возникающих в результате нашей деятельности, чтобы добиться постоянного повышения эффективности обеспечения безопасности полетов;


             

          • гарантировать, что против любого сотрудника, который сообщает о проблеме безопасности полетов через систему представления данных об опасных факторах, не будет принято никаких мер, за исключением случаев, если такое сообщение небезосновательно указывает на противоправные действия, грубую халатность или на преднамеренное или злонамеренное нарушение правил или процедур;


             

          • соблюдать и, по возможности, превышать нормативно-правовые требования и стандарты;


             

          • обеспечивать наличие достаточных квалифицированных и подготовленных людских ресурсов для реализации стратегии процессов обеспечения безопасности полетов;


             

          • гарантировать, чтобы всему персоналу предоставлялась адекватная и надлежащая информация о безопасности полетов и соответствующая подготовка, чтобы каждый сотрудник был компетентен в вопросах безопасности полетов и чтобы ему поручались только те задачи, которые соизмеримы с его квалификацией;


             

          • определять и оценивать нашу эффективность обеспечения безопасности полетов в сравнении с реалистичными показателями эффективности обеспечения безопасности полетов и целевыми задачами безопасности полетов;


             

          • постоянно совершенствовать эффективность обеспечения безопасности полетов посредством управленческих процессов, которые обеспечивают принятие соответствующих действенных мер в области обеспечения безопасности полетов;


             

          • гарантировать соответствие предоставляемых из внешних источников систем и услуг для обеспечения наших производственных операций нашим стандартам обеспечения безопасности полетов.


           

          (Подпись)

          СЕО/директор-распорядитель/или другое должностное лицо


           

          Рис. 5-1. Образец заявления о политике в области обеспечения безопасности полетов


           

      13. Достигнутые стандарты безопасности полетов являются свидетельством преданности работе сотрудников организации, а также показателем эффективности СУБП. Кроме того, цели обеспечения безопасности полетов и стандарты эффективности обеспечения безопасности полетов должны быть связаны с:


         

        1. показателями эффективности обеспечения безопасности полетов;


           

        2. целями обеспечения безопасности полетов;


           

        3. мерами по предупреждению и снижению негативных последствий в рамках СУБП.


           

      14. Политика дисциплинарных мер используется, чтобы определить, произошло ли нарушение, требующее принятия дополнительных мер помимо проведения анализа систем управления факторами риска. Соответственно, необходимо обеспечить, чтобы лица, ответственные за такое решение, имели необходимую техническую квалификацию, позволяющую в полной мере оценить содержание отчета о таком событии. Это снизит вероятность того, что соответствующий персонал и поставщик обслуживания подвергнутся несправедливым или неадекватным мерам дисциплинарного или юридического воздействия. При принятии такого решения можно использовать метод алгоритма опасных действий Джеймса Ризона, чтобы помочь

        непосредственным исполнителям определить ответственность лиц(а), участвовавших(его) в инциденте.1 Другим

        источником в этом отношении может служить книга Сиднея Деккера (Sidney Dekker, Just Culture: Balancing Safety and Accountability, Second Edition, 20122).


         

      15. Политика надлежащей защиты данных о безопасности полетов и лиц, сообщающих такие данные, может оказать существенное положительное влияние на культуру представления данных о безопасности полетов. Если выясняется, что в отчете не говорится о нарушении, поставщик обслуживания и государственный представитель должны позволить деидентификацию и обобщение представления данных, чтобы провести конструктивный анализ безопасности полетов, не касаясь конкретного сотрудника или поставщика обслуживания. Поскольку крупные происшествия могут инициировать процессы и процедуры, отсутствующие в СУБП поставщиков обслуживания, соответствующий государственный орган может не разрешить преждевременную деидентификацию отчетов при любых обстоятельствах. Тем не менее политика разрешения деидентификации представления данных может существенно повысить качество собираемых данных.


         

        Элемент 1.2 СУБП Ответственность за обеспечение безопасности полетов


         

        Поставщик обслуживания обязан:


         

        1. выявить ответственного руководителя, который, вне зависимости от других функций, несет основную ответственность, от имени организации, за реализацию и поддержание СУБП;


           

        2. четко определить сферы ответственности внутри организации, включая прямую ответственность высшего руководства за обеспечение безопасности полетов;


           

        3. определить ответственность всех членов руководства, вне зависимости от их других функций, а также сотрудников в отношении эффективности СУБП;

         


         


         

        image

        1. James Reason, Managing the Risks of Organizational Accidents, 1997.

        2. Sidney Dekker, Just Culture: Balancing Safety and Accountability, Second Edition, 2012.


         

        1. документировать и разъяснять обязанности, ответственность и полномочия в отношении обеспечения безопасности полетов внутри организации;


           

        2. определить руководителей, имеющих полномочия принимать решения по поводу допустимости факторов риска для безопасности полетов.

         


         

        Общий инструктивный материал


         

      16. В контексте СУБП ответственность-обязанность означает высшую степень ответственности за эффективность обеспечения безопасности полетов, как в рамках общей реализации СУБП (ответственный руководитель), так и в рамках выполнения конкретного действия/процесса (члены группы управления). Это включает ответственность за гарантии принятия надлежащих корректирующих мер в случае получения сведений об опасных факторах и ошибочных действиях, а также за реагирование на авиационные происшествия и инциденты.


         

      17. Раньше в большинстве организаций отдел безопасности полетов руководил всем процессом обеспечения безопасности полетов в организации. Сотрудник по вопросам безопасности полетов занимался определением вопросов, относящихся к безопасности полетов, предлагал решения, участвовал в их реализации и следил за эффективностью этих решений. В соответствии с этой практикой, процессом обеспечения безопасности полетов занимался исключительно отдел безопасности полетов, что устраняло руководителей производственной деятельностью и линейных руководителей из процесса принятия решений по вопросам безопасности полетов. Это создавало впечатление, что линейный руководитель не несет ответственность за вопросы безопасности полетов; проблемы безопасности полетов считались сферой ответственности отдела безопасности полетов и сотрудника по вопросам безопасности полетов. Кроме того, при таком подходе игнорировался ценный вклад, который могли внести в процесс принятия решений по вопросам безопасности полетов сотрудники производственных и эксплуатационных отделов.


         

      18. Требование, чтобы поставщик обслуживания определял ответственного руководителя, помещает ответственность за общую эффективность обеспечения безопасности полетов на тот иерархический уровень в организации, который имеет полномочия принимать меры для обеспечения эффективности СУБП. Определение конкретной ответственности всех членов группы управления за безопасность полетов проясняет концептуальные рамки ответственности во всей организации.. Эти концептуальные рамки ответственности должны включать ответственность за эффективность в области обеспечения безопасности полетов субподрядчиков - поставщиков обслуживания или продукции, которым не требуется отдельное согласование или сертификат соответствия требованиям безопасности полетов. Ответственность, обязанности и полномочия в сфере обеспечения безопасности полетов должны быть документально оформлены и доведены до сведения всех сотрудников организации. Они должны определять, руководители какого уровня имеют полномочия принимать решения в отношении допустимости фактора риска для безопасности полетов. Кроме того, сфера ответственности руководителей за безопасность полетов должна включать распределение людских, технических, финансовых и других ресурсов, необходимых для эффективного функционирования СУБП.


         

        Примечание. В РУБП термин "ответственность" может пониматься как ответственность, которая не может быть делегирована другим лицам.


         

        Стратегия внедрения


         

      19. Управление безопасностью полетов должно являться основной функцией любого поставщика обслуживания в авиационной отрасли. Определение ответственности для всего персонала, имеющего


         

        отношение к обеспечению безопасности полетов, служит для того, чтобы гарантировать предоставление безопасной продукции и услуг, а также надлежащим образом сбалансированного выделения ресурсов.


         

      20. Ответственный руководитель, определенный поставщиком обслуживания, является единственным лицом, несущим общую ответственность за СУБП, включая ответственность за предоставление ресурсов, необходимых для ее внедрения и функционирования. Ответственность и полномочия ответственного руководителя включают, в частности:


         

        1. предоставление и распределение людских, технических, финансовых и других ресурсов, необходимых для эффективного функционирования СУБП;


           

        2. прямую ответственность за деловую деятельность организации;


           

        3. все полномочия в отношении сертифицированных операций;


           

        4. разработку и популяризацию политики в области обеспечения безопасности полетов;


           

        5. постановку целей и целевых задач организации в области обеспечения безопасности полетов;


           

        6. исполнение в организации роли последовательного поборника обеспечения безопасности полетов;


           

        7. конечную ответственность за решение всех вопросов безопасности полетов;


           

        8. обеспечение способности организации извлекать уроки из анализа данных, собранных посредством системы представления данных о безопасности полетов.


           

          Примечание. Вышеуказанные виды ответственности не могут быть делегированы другим лицам.


           

      21. В зависимости от масштаба и сложности структуры организации, ответственным руководителем может быть:


         

        1. главный исполнительный директор (СЕО) поставщика обслуживания;


           

        2. председатель совета директоров;


           

        3. бизнес-партнер или


           

        4. владелец.


           

      22. Кроме того, назначение ответственного руководителя, который получает все необходимые полномочия и обязанности, предполагает, что кандидат обладает всеми качествами, необходимыми для выполнения этой роли. Ответственный руководитель будет исполнять множество функций в организации. Тем не менее роль ответственного руководителя заключается в том, чтобы внедрить безопасность полетов в качестве основной ценности организации и обеспечить надлежащую реализацию и функционирование СУБП путем распределения ресурсов и задач.


         

      23. Все положения, обязанности и полномочия, связанные с безопасностью полетов, должны быть определены, документально оформлены и доведены до сведения всех сотрудников организации. Ответственность за безопасность полетов каждого старшего руководителя (начальника отдела или лица, отвечающего за функциональное подразделение) является неотъемлемой частью их должностных обязанностей. Поскольку управление безопасностью полетов является одной из основных функций деловой деятельности, каждый старший руководитель будет в какой-то мере участвовать в обеспечении такого


         

        управления. Такое участие, несомненно, будет носить более активный характер со стороны лиц, ответственных за производственные отделы или функциональные подразделения, которые непосредственно заняты в предоставлении основных услуг организации (производство полетов, техническое обслуживание, техническое обеспечение, подготовка персонала и диспетческие услуги, называемые далее общим термином "линейные руководители"), по сравнению с лицами, ответственными за вспомогательные функции (людские ресурсы, администрация, правовые и финансовые вопросы).


         

      24. Поставщик обслуживания несет ответственность за эффективность в области обеспечения безопасности полетов продукции и услуг, предоставляемых подрядчиками, которым не требуется отдельное согласование или сертификат соответствия требованиям безопасности. Хотя не от всех подрядчиков обязательно требуется иметь СУБП, тем не менее, поставщик обслуживания обязан обеспечить соблюдение его собственных требований в области обеспечения безопасности полетов. В любом случае, необходимо, чтобы СУБП поставщика обслуживания как можно лучше взаимодействовала с системами обеспечения безопасности полетов субподрядчиков, предоставляющих продукцию или услуги, связанные с безопасной эксплуатацией воздушного судна. Взаимодействие между СУБП организации и системой обеспечения безопасности полетов субподрядчика – поставщика продукции или услуг должно быть направлено на выявление опасных факторов, оценку факторов риска и, при необходимости, на разработку стратегий уменьшения факторов риска. Поставщик обслуживания должен гарантировать, что:


         

        1. существует политика, четко устанавливающая ответственность за безопасность полетов и соответствующие полномочия поставщика обслуживания и субподрядчика;


           

        2. подрядчик имеет систему представления данных о безопасности полетов, соответствующую масштабу и сложности его организации, которая способствует заблаговременному выявлению опасных факторов и системных сбоев, проблемных для поставщика обслуживания;


           

        3. комитет по рассмотрению вопросов безопасности полетов поставщика обслуживания включает при необходимости представителя подрядчика;


           

        4. разработаны, при необходимости, показатели безопасности полетов и качества для контроля за эффективностью деятельности подрядчика;


           

        5. процесс популяризации безопасности полетов поставщика обслуживания гарантирует, что сотрудники подрядчика обеспечены применяемыми в организации средствами обмена информацией о безопасности полетов;


           

        6. роли, обязанности и функции подрядчика, связанные с планом мероприятий поставщика обслуживания на случай аварийной ситуации, разработаны и проверены.


           

      25. Связанные с СУБП ответственность, обязанности и полномочия всех высших руководителей должны быть изложены в документации организации по СУБП. Обязательные функции руководителя, ответственного за безопасность полетов, отдела безопасности полетов, оперативных групп по вопросам безопасности полетов и т. д. могут быть включены в существующие должностные обязанности, процессы и процедуры.


         

      26. Функции руководителя, ответственного за безопасность полетов, подробно описаны в следующем разделе. Лицо, выполняющее функции руководителя, ответственного за безопасность полетов, отвечает перед ответственным руководителем за эффективность СУБП и оказание услуг по обеспечению безопасности полетов другим подразделениям организации.


         

        Элемент 1.3 СУБП. Назначение ведущих сотрудников, ответственных за безопасность полетов


         

        Поставщик обслуживания назначает руководителя, ответственного за безопасность полетов, который отвечает за функционирование эффективной СУБП.

         


         

        Общий инструктивный материал


         

      27. Назначение квалифицированного руководителя, ответственного за безопасность полетов, является важнейшим фактором функционирования отдела безопасности полетов. Должность руководителя, ответственного за безопасность полетов, может иметь различные названия в разных организациях, но для целей настоящего руководства используется общий термин "руководитель, ответственный за безопасность полетов".


         

        Стратегия внедрения


         

      28. В большинстве организаций руководитель, ответственный за безопасность полетов, отвечает за разработку и функционирование эффективной СУБП. Руководитель, ответственный за безопасность полетов, также консультирует ответственного руководителя и линейных руководителей по вопросам управления безопасностью полетов и отвечает за координацию вопросов безопасности полетов и обмен информацией о них среди сотрудников организации и заинтересованных сторон. Функции руководителя, ответственного за безопасность полетов, включают, в частности:


         

        1. руководство планом реализации СУБП от имени ответственного руководителя;


           

        2. выявление опасных факторов и анализ факторов риска для безопасности полетов и содействие этим процедурам;


           

        3. контроль осуществления корректирующих действий и оценка их результатов;


           

        4. периодическое представление отчетов об эффективности обеспечения безопасности полетов в организации;


           

        5. ведение учетной документации и документации о безопасности полетов;


           

        6. планирование и организацию обучения сотрудников по вопросам безопасности полетов;


           

        7. предоставление независимых консультаций по вопросам безопасности полетов;


           

        8. мониторинг проблем с безопасностью полетов и их возможного влияния на деятельность организации по предоставлению услуг;


           

        9. координацию (от имени ответственного руководителя) вопросов, касающихся безопасности полетов, c органом государственного контроля и, при необходимости, с другими государственными органами и предоставление им соответствующей информации;


           

        10. координацию (от имени ответственного руководителя) вопросов, касающихся безопасности полетов, с международными организациями и предоставление им соответствующей информации.


           

      29. Критерии выбора руководителя, ответственного за безопасность полетов, должны включать, в частности, следующее:


         

        1. опыт в области обеспечения безопасности полетов и управления качеством;


           

        2. опыт работы, связанный с эксплуатационной деятельностью;


           

          c)

          техническую подготовку, необходимую для понимания эксплуатационную деятельность;

          систем,

          обеспечивающих

          d)

          умение работать с людьми;

             

          e)

          способность мыслить аналитически и решать проблемы;

             

          f)

          умение руководить проектами;

             

          g)

          навыки устного и письменного обмена информацией.

             


           

          Примечание. Образец должностных обязанностей руководителя, ответственного за безопасность полетов, содержится в добавлении 2 к этой главе. Для небольших организаций может быть целесообразно сочетать функции обеспечения безопасности полетов и управления качеством в одном отделе.


           

      30. Руководителю, ответственному за безопасность полетов, оказывают помощь другие сотрудники. Это будет зависеть от масштаба, характера деятельности и сложности структуры организации. Руководитель, ответственный за безопасность полетов, поддерживает прямую связь с линейными руководителями или их представителями, например, в тех случаях, когда в эксплуатационных подразделениях имеется специальный сотрудник по вопросам безопасности полетов.


         

      31. Руководитель, ответственный за безопасность полетов, отвечает за сбор и анализ данных, связанных с безопасностью полетов, и передачу соответствующей информации линейным руководителям. Распространение информации о безопасности полетов отделом безопасности полетов является первым шагом в процессе управления факторами риска для безопасности полетов. Эта информация должна использоваться линейным руководителем для уменьшения факторов риска для безопасности полетов, что неизбежно потребует выделения ресурсов. Для таких целей линейный руководитель должен всегда иметь наготове необходимые ресурсы.


         

      32. Кроме того, должен существовать официальный процесс оценки эффективности стратегий по уменьшению риска по отношению к согласованным показателям эффективности обеспечения безопасности полетов организации. Один из возможных процессов включает создание комитета по рассмотрению вопросов безопасности полетов (КРБП). КРБП является органом, который позволяет производить выделение ресурсов и оценивать эффективность стратегий по уменьшению факторов риска. КРБП – это комитет высокого уровня, под председательством ответственного руководителя, в состав которого входит высшее руководство, включая линейных руководителей, ответственных за функциональные области, и представители соответствующих административных отделов. Руководитель, ответственный за безопасность полетов, участвует в работе КРБП только в качестве советника. КРБП может проводить заседания на нерегулярной основе, если иное не диктуется чрезвычайными обстоятельствами. КРБП:


         

        1. следит за эффективностью плана реализации СУБП;


           

        2. следит за тем, чтобы любые корректирующие действия предпринимались своевременно;


           

        3. следит за эффективностью обеспечения безопасности полетов в соотношении с политикой и целями организации в области обеспечения безопасности полетов;


           

        4. следит за эффективностью процессов организации по управлению безопасностью полетов, которые обеспечивают выполнение заявленной организацией приоритетной задачи по управлению безопасностью полетов, как одной из основных бизнес-функций;


           

        5. следит за эффективностью соблюдения субподрядчиками техники безопасности на производстве;


           

        6. обеспечивает выделение соответствующих ресурсов для достижения показателей обеспечения эффективности безопасности полетов выше тех, которые требуются нормативными положениями.


           

      33. КРБП играет стратегическую роль, занимаясь главными вопросами политики, распределения ресурсов и мониторинга эффективности деятельности организации. После выработки КРБП стратегического направления во всей организации следует целенаправленно и координированно реализовывать стратегические меры. Эта цель может быть достигнута путем создания оперативной группы по вопросам безопасности полетов (ОГБП). В состав ОГБП входят линейные руководители и представители рядовых сотрудников, его председателями являются назначаемые линейные руководители. ОГБП является в высшей степени тактическим органом и занимается вопросами реализации, направленными на выполнение стратегических целей КРБП. ОГБП:


         

        1. следит за обеспечением безопасности на производстве в областях функциональной деятельности и обеспечивает надлежащее управление факторами риска для безопасности полетов с привлечением, при необходимости, персонала для повышения осведомленности в вопросах обеспечения безопасности полетов;


           

        2. координирует принятие мер по ослаблению выявленных последствий опасных факторов и обеспечивает надлежащую организацию сбора данных о безопасности полетов и наличие обратной связи от персонала;


           

        3. оценивает воздействие производственных изменений на безопасность полетов;


           

        4. координирует реализацию планов корректирующих действий и обеспечивает своевременное принятие корректирующих мер;


           

        5. рассматривает эффективность сделанных ранее рекомендаций в отношении обеспечения безопасности полетов;


           

        6. следит за популяризацией безопасности полетов, чтобы повысить осведомленность сотрудников в вопросах безопасности полетов и обеспечить, чтобы им были предоставлены возможности участвовать в управлении безопасностью полётов.


           


           

          Элемент 1.4 СУБП Координация плана мероприятий на случай аварийной ситуации


           

          Поставщик обслуживания обязан обеспечить надлежащую координацию плана мероприятий на случай аварийной ситуации с планом мероприятий на случай аварийной ситуации тех организаций, с которыми он должен взаимодействовать во время предоставления услуг.

           


           

          Стратегия реализации


           

      34. В плане мероприятий на случай аварийной ситуации (ERP) в письменном виде указывается, какие действия должны предпринять все ответственные сотрудники во время авиационных происшествий. Цель ERP заключается в обеспечении упорядоченного и эффективного перехода от штатных к аварийным операциям, включая делегирование чрезвычайных полномочий и обязанностей. В плане также указываются полномочия ведущих сотрудников на принятие соответствующих мер, а также способы координации действий по разрешению аварийной ситуации. Главная цель состоит в продолжении безопасной производственной деятельности или в возобновлении как можно скорее нормальной производственной деятельности.


         

      35. Применение плана мероприятий на случай аварийной ситуации распространяется на поставщиков авиационной продукции, которая может быть причиной аварийной ситуации или, наоборот, пострадать от нее. Порядок действий поставщика продукции обычно называется "поддержка продукции в чрезвычайной ситуации" и включает действия по сохранению летной годности в чрезвычайной ситуации, аварийное оповещение и техни- ческую поддержку воздушного судна при авиационном происшествии. Поставщик продукции не должен менять названия этих действий по поддержке продукции на названия действий в ERP; однако они должны быть надлежащим образом отмечены в документации СУБП. См. подробный инструктивный материал о ERP в добавлении 3).


         

        Элемент 1.5 СУБП Документация СУБП


         

            1. Поставщик обслуживания должен разработать план реализации СУБП, официально принятый организацией и определяющий такой подход организации к управлению безопасностью полетов, который отвечает целям организации в области обеспечения безопасности полетов.


               

            2. Поставщик обслуживания разрабатывает и ведет документацию СУБП по следующим вопросам:


               

              1. цели и политика в области обеспечения безопасности полетов;


                 

              2. требования в отношении СУБП;


                 

              3. процессы и процедуры СУБП;


                 

              4. сфера ответственности, обязанности и полномочия в отношении процессов и процедур;


                 

              5. конечные результаты СУБП.


                 

            3. Поставщик обслуживания в рамках документации СУБП составляет руководство по СУБП.

         


         

        Общий инструктивный материал


         

      36. Документация по СУБП должна включать документ с общим описанием (общим руководством) СУБП организации с учетом ее компонентов и элементов. Такой документ облегчает управление СУБП, ее распространение и реализацию внутри организации. Он одновременно служит для целей представления СУБП соответствующему органу (ВГА) для одобрения, оценки и последующего контроля СУБП. Такой общий документ о СУБП может быть отдельным документом или четко выделенным "разделом/главой о СУБП" в рамках существующего документа, принятого организацией или ВГА. Если в существующем документе подробно изложены положения СУБП организации, то достаточно давать соответствующие ссылки на такой документ. Такой документ о СУБП необходимо время от времени актуализировать, а если намечены или произведены существенные изменения и дополнения, они могут иногда требовать согласования с ВГА. Инструктивный материал для составления документа о СУБП приведен в добавлении 4.


         

      37. Другим аспектом документации СУБП является составление и ведение учетных записей, обосновывающих функционирование СУБП. Такие записи должны быть организованы согласно соответ- ствующим элементам СУБП и связанным с ними процессам. Для некоторых процессов может быть достаточно, чтобы система документации СУБП включала копии или шаблоны записей, ведущихся в рамках других систем документации организации (таких как отдел учета и хранения технической документации и центральная библиотека). На начальном этапе реализации СУБП ее документация должна включать записи об анализе недостатков и поэтапном плане реализации.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  ..