ОБРАЗЕЦ ДОЛЖНОСТНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЯ, ОТВЕТСТВЕННОГО ЗА БЕЗОПАСНОСТЬ ПОЛЕТОВ

  Главная      Учебники - Самолёты     Руководство по управлению безопасностью полетов (РУБП) - 3 издание - 2013 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  ..

 

 

 

Добавление 1 к главе 5


 

ЭЛЕКТРОННЫЕ ПОДПИСИ


 

Примечание. Настоящее добавление включает выдержки из Консультативного циркуляра AC No. 120-78 Федерального авиационного управления (ФАУ) США "Утверждение и использование электронных подписей, электронных систем учета и электронных руководств" от 29 октября 2002 г. 1 Необходимо отметить, что приведенная ниже информация является исключительно пояснительной и никоим образом не ограничительной. Это добавление не должно восприниматься или использоваться как единственный источник информации, необходимой для использования электронных подписей. Никакие положения в настоящем добавлении не влияют на право Договаривающихся государств разрабатывать и/или использовать их собственные документы по электронным подписям.


 

  1. Какова цель данного консультативного циркуляра (КЦ)?


     

    1. Настоящий КЦ не является обязательным к исполнению и не представляет собой нормативное положение. Настоящий КЦ предоставляет инструктивный материал по утверждению и использованию электронных подписей в соответствии с некоторыми требованиями в области эксплуатации и обслуживания ВС. Настоящий КЦ также предоставляет инструктивный материал по вопросам приемлемости электронных систем учета и электронных руководств по обслуживанию ВС, включая руководства по проведению инспекционных процедур, обеспечению качества, летной эксплуатации и обучению, требуемые в соответствии с томом 14 Кодекса федеральных правил (14 CFR)…


       

    2. В настоящем КЦ описаны приемлемые, но не единственные методы соблюдения требований ФАУ в области эксплуатации и обслуживания ВС. В частности, по-прежнему приемлемы рукописная подпись, записи и штамп механика. Однако если вы используете электронные средства, описанные в настоящем КЦ, вы должны придерживаться их во всех важных случаях.


       

  2. К кому применяется настоящий КЦ?


 

  • Авиаперевозчики, в соответствии с 14 CFR, части 121, 129 или 135.


     

  • Эксплуатанты, в соответствии с 14 CFR, части 91, 125, 133 или 137.


     

  • Лица, осуществляющие сертификацию членов летного экипажа, в соответствии с 14 CFR,

части 61, 63, 65, 141 и 142.


 

image

  1. Полный текст FAA AC No: 120-78 находится на сайте FAA: http://www.faa.gov/regulations_policies/advisory_circulars/index.cfm/go/document.information/documentID/23224.


     

    5-Доб 1-1


     

    • Лица, осуществляющие регулярное или профилактическое обслуживание, в соответствии с

      14 CFR, часть 43.


       

    • Ремонтные предприятия, в соответствии с 14 CFR, часть 145.


       

    • Училища авиационных техников, в соответствии с 14 CFR, часть 147.


 

3. Определения


 

. . .


 

  1. Цифровая подпись. Криптографически созданные данные, удостоверяющие лицо, подписавшее документ, и подтверждающие отсутствие изменений в документе. Технология цифровой подписи служит основой для целого ряда продуктов в области обеспечения безопасности операций, электронного бизнеса и электронной торговли. Эта технология основана на одноключевой/двухключевой криптографии, технологии цифровой подписи, используемой для безопасной передачи сообщений, инфраструктуре открытых ключей, виртуальной выделенной сети, веб-стандартах для безопасного осуществления сделок и электронных цифровых подписях.


     

  2. Электронная подпись. Электронный эквивалент рукописной подписи. Это электронный звук, символ или процесс, приложенный к договору или иному документу или логически связанный с ними и созданный или принятый каким-либо лицом. Она служит для электронного подтверждения индивидуальной записи и для заверения или проверки компьютерных записей. Электронная подпись сочетает криптографические функции цифровой подписи с изображением индивидуальной рукописной подписи или иной видимой отметки, считающейся приемлемой в традиционном процессе подписания документов. Она заверяет данные с хеш-алгоритмом и обеспечивает постоянное и безопасное удостоверение личности пользователя.


 

. . .


 

  1. Что такое приемлемая электронная подпись?


     

    1. Общие сведения. До того как было разрешено использовать электронную подпись, на всех учетных записях и документах ставилась рукописная подпись. Электронная подпись предназначена для той же цели, что и рукописная подпись или любая форма подписи, в настоящее время принятая ФАУ. Рукописная подпись принята повсеместно, потому что она обладает определенными свойствами (например, см. подпункт c(4)(d) о расторжении трудового договора), которые должны быть сохранены в электронной подписи. Таким образом, электронная подпись должна иметь свойства, которые гарантируют аутентичность рукописной подписи.


       

    2. Формы электронной подписи


       

      1. Электронная подпись может иметь следующие формы.


         

        • Цифровая подпись.


           

        • Цифровое изображение рукописной подписи.

          Глава 5. Системы управления безопасностью полетов (СУБП)

          Добавление 1 5-Доб 1-3


           

          image


           

          • Напечатанное обозначение.


             

          • Электронный код.


             

          • Любая другая форма индивидуальной идентификации, которая может использоваться как средство подтверждения подлинности учетной записи или документа.


             

      2. Не всякая идентифицирующая информация, находящаяся в электронной системе, может представлять собой подпись. Например, ввод имени какого-либо лица в электронную систему может не являться электронной подписью. Должны быть представлены другие гарантии, равноценные рукописной подписи.


         

    3. Свойства приемлемой электронной подписи. Во-первых, электронная подпись должна быть частью хорошо спроектированной программы, в которой, как минимум, должны быть учтены следующие моменты.


       

      1. Уникальность. Электронная подпись должна сохранять те качества рукописной подписи, которые гарантируют ее уникальность. Подпись должна идентифицировать конкретное лицо и быть трудной для копирования. Уникальная подпись свидетельствует о том, что лицо соглашается с содержанием документа. Электронная система сможет обеспечить уникальную идентификацию с разумной степенью определенности только в случае, если идентификационная подпись будет затруднена для копирования неуполномоченным лицом.


         

      2. Значение. Лицо, использующее электронную подпись, должно предпринять приемлемые и осмотрительные действия, чтобы поставить свою подпись. Приемлемые и осмотрительные действия для создания цифровой электронной подписи включают, в частности, следующее:


         

        • Использование карты-идентификатора.


           

        • Подписание электронного документа с помощью стилуса (сенсорного пера).


           

        • Нажатие определенной комбинации клавиш.


           

        • Использование цифровой подписи.


           

      3. Объем. Объем информации, заверяемой электронной подписью, должен быть ясен для подписавшего лица и последующих читателей учетной записи или документа. В рукописных документах подпись ставится рядом с изложением информации, заверяемой подписью. Но в электронных документах подпись может помещаться в другом месте. Поэтому необходимо четко отделить конкретные части записи или документа, заверяемые подписью, от других частей. Приемлемые методы обозначения намеченных частей документа включают, в частности, выделение текста, контрастную инверсию изображения, использование границ или мигающих знаков. Кроме того, система должна оповестить подписавшее лицо о том, что подпись поставлена …


         

      4. Безопасность подписи. Безопасность личной рукописной подписи обеспечивается тем, что ее трудно скопировать или изменить другому лицу. Электронная подпись должна гарантировать равноценный уровень безопасности. Электронная система,


         

        создающая подписи, должна запрещать другим лицам ставить свою подпись на учетной записи или документе …


         

      5. Неотрицаемость. Электронная подпись должна предотвращать возможность отрицания подписавшим лицом своей подписи на учетной записи или документе. Чем труднее скопировать подпись, тем больше вероятность того, что подпись была поставлена подписавшим лицом. Свойства системы, которые затрудняют посторонним лицам копирование подписи или внесение изменений в подписанный документ, обычно гарантируют, что подпись поставлена подписавшим лицом …


         

      6. Отслеживаемость. Электронная подпись должна обеспечить четкую отслеживаемость лица, подписавшего учетную запись или другой документ.


         

    4. Другие приемлемые формы подписи/идентификации. Хотя в настоящем КЦ речь идет конкретно об электронной подписи, другие виды подписи, например, штамп механика, могут также быть приемлемыми для ФАУ. Если используется способ идентификации, отличный от рукописной подписи, то он должен быть доступен только для указанного лица.


       

    5. Соблюдение других нормативных требований. Хотя в настоящее время ФАУ разрешает использовать электронные подписи в соответствии с некоторыми требованиями ФАУ в области эксплуатации и обслуживания, компьютерные аппаратные средства, используемые для создания необходимых документов и записей, должны по-прежнему соответствовать текущим нормативным требованиям. Надлежащая подпись, поставленная под неправильно оформленным документом, не делает документ соответствующим нормативным требованиям. Методы и процедуры, используемые для создания электронной подписи, должны соответствовать всем нормативным требованиям учетных систем, чтобы их могли использовать владельцы, эксплуатанты и обслуживающий персонал. Кроме того, электронная подпись должна использоваться только для того, чтобы соблюдать требования в области обслуживания и эксплуатации, относящиеся к настоящему КЦ. Электронная подпись может не считаться приемлемой в других областях, подпадающих под действие положений 14 CFR, имеющих более специфическое применение (например, в случае письменных показаний для суда и других случаев). Хотя принятие электронной подписи будет способствовать использованию электронных учетных систем, ФАУ продолжает принимать документы на бумажных носителях в соответствии с существующими нормативными требованиями.


 

image


 

Добавление 2 к главе 5


 

ОБРАЗЕЦ ДОЛЖНОСТНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЯ, ОТВЕТСТВЕННОГО ЗА БЕЗОПАСНОСТЬ ПОЛЕТОВ


 

  1. ОБЩАЯ ЦЕЛЬ


     

    Руководитель, ответственный за безопасность полетов, несет ответственность перед ответствен- ным руководителем за руководство и управление планированием, реализацией и функционированием системы управления безопасностью полетов (СУБП) организации. Руководитель, ответственный за безопасность полетов, предоставляет услуги, связанные с СУБП, по направлениям деятельности организации, как требующим, так и не требующим сертификации, или переданным на внешний подряд, которые включены в сферу задач СУБП, и может распределять полномочия и ответственность от имени лиц, занимающих определенные должности, в соответствии с нормативными положениями.


     

  2. РОЛЬ И ОСНОВНЫЕ СЛУЖЕБНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ


     

    Приверженец делу безопасности полетов


     

    • Демонстрирует безупречное профессиональное поведение и подход в отношении безопасности полетов, следует нормативной практике и правилам, распознает опасные факторы и сообщает о них и содействует эффективному представлению данных о безопасности полетов.


       

      Лидер


       

    • Формирует и популяризирует организационную культуру, которая способствует применению практики обеспечения безопасности полетов с помощью эффективного руководства.


       

      Распространитель информации


       

    • Выступает проводником информации с целью доведения вопросов безопасности полетов до сведения руководства и предоставления информации о безопасности полетов сотрудникам организации, подрядчикам и заинтересованным сторонам.


     

    • Составляет и предоставляет информацию по вопросам безопасности полетов в рамках организации.


     

    Разработчик


     

    • Оказывает помощь в постоянном совершенствовании методов выявления опасных факторов и оценки факторов риска для безопасности полетов и СУБП организации.


       

      5-Доб 2-1


       

      "Строитель" взаимоотношений


       

    • Строит и поддерживает хорошие рабочие отношения с оперативной группой по вопросам безопасности полетов (ОГБП) и с сотрудниками офиса службы безопасности полетов (SSO).


       

      Представитель


       

    • Представляет организацию в комитетах правительственных, международных и отраслевых организаций (например, ИКАО, ИАТА, ВГА, КРБП и т. д.).


       

      Аналитик


       

    • Анализирует технические данные с целью выявления тенденций, относящихся к опасным факторам, событиям и происшествиям.


       

      Руководство процессами


       

    • Эффективно применяет соответствующие процессы и процедуры для выполнения задач и обязанностей.


     

    • Изыскивает возможности повышения эффективности процессов.


       

    • Оценивает эффективность и стремится постоянно повышать качество процессов.


       

  3. ДОЛЖНОСТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ


     

    Помимо других обязанностей, руководитель, ответственный за безопасность полетов:


     

    • руководит функционированием системы управления безопасностью полетов;


       

    • своевременно собирает и анализирует информацию о безопасности полетов;


       

    • организует исследования в области обеспечения безопасности полетов;


       

    • отслеживает и оценивает результаты корректирующих действий;


       

    • обеспечивает проведение оценки факторов риска в случае необходимости;


       

    • отслеживает проблемы в авиационной отрасли, связанные с безопасностью полетов, которые могут повлиять на деятельность организации;


       

    • участвует в реальных или учебных мероприятиях на случай аварийной обстановки;


       

    • участвует в разработке и обновлении плана мероприятий на случай аварийной обстановки и процедур их реализации;

      Глава 5. Системы управления безопасностью полетов (СУБП)

      Добавление 2 5-Доб 2-3


       

      image


       

    • организует предоставление всему персоналу информации по вопросам безопасности полетов, включая цели и задачи организации, через каналы обмена данными.


       

  4. ХАРАКТЕР И СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


     

    Руководитель, ответственный за безопасность полетов, должен взаимодействовать с эксплуата- ционным персоналом, старшим руководством и руководителями подразделений всей организации. Руководитель, ответственный за безопасность полетов, также должен поддерживать конструктивные взаимоотношения с регламентирующими органами, службами и поставщиками обслуживания вне организации. По необходимости, на рабочем уровне будут устанавливаться и другие контакты.


     

  5. КВАЛИФИКАЦИЯ


     

    К требуемым качествам и квалификации руководителя, ответственного за безопасность полетов, относятся:


     

    • опыт работы в области обеспечения безопасности полетов в качестве сотрудника по рассле- дованию происшествий, связанных с безопасностью полетов, или руководителя, ответственного за безопасность и качество полетов, или руководителя, ответственного за управление факторами риска для безопасности полетов;


       

    • хорошее знание функциональной деятельности организации;


       

    • глубокие знания в области авиационной техники;


       

    • отличное знание систем управления безопасностью полетов (СУБП); курс обучения по вопросам СУБП;


       

    • понимание принципов и технологий управления факторами риска в рамках СУБП;


       

    • опыт реализации и управления СУБП;


       

    • опыт и надлежащая квалификация в области расследования авиационных происшествий и инцидентов с учетом человеческого фактора;


       

    • опыт и надлежащая квалификация в области проведения проверок и инспекций по вопросам безопасности полетов и качества;


       

    • хорошее знание нормативно-правовой базы авиационной отрасли, включая стандарты и рекомендуемую практику ИКАО (SARPS) и соответствующие нормативные положения в гражданской авиации;


       

    • способность устанавливать контакты на всех уровнях как внутри, так и вне организации;


       

    • умение твердо отстаивать свою позицию, популяризовать "культуру справедливости и объективности" и одновременно создавать атмосферу открытости и ненаказуемости для представления данных о безопасности полетов;


       

    • уверенность в себе и способность напрямую обращаться к ответственному руководителю как его консультант и доверенное лицо;


       

    • развитые навыки обмена информацией и демонстрируемый высокий уровень навыков межлич- ностного общения, способность поддерживать контакты со многими людьми и представителями организаций, включая людей с разным культурным уровнем;


       

    • компьютерная грамотность и развитые навыки аналитической работы.


     

  6. ПОЛНОМОЧИЯ


 

    1. По вопросам безопасности полетов руководитель, ответственный за безопасность полетов, имеет прямой доступ к ответственному руководителю и соответствующим руководителям старшего и среднего звена.


       

    2. Руководитель, ответственный за безопасность полетов, уполномочен проводить, под руководством ответственного руководителя, проверки, обследования и инспекции любых аспектов эксплуатационной работы в соответствии с порядком, установленным в документации СУБП.


       

    3. Руководитель, ответственный за безопасность полетов, уполномочен проводить, под руководством ответственного руководителя, расследования внутренних событий, связанных с безопасностью полетов, в соответствии с порядком, установленным в документации СУБП организации.


       

    4. Руководитель, ответственный за безопасность полетов, не должен занимать другие должности или исполнять другие обязанности, которые могут противоречить или вредить его роли руководителя, ответственного за безопасность полетов. Это должна быть должность старшего руководителя не ниже уровня должностей руководителей других эксплуатационных или производственных служб и не подчиненная им.


 

image


 

Добавление 3 к главе 5


 

ПЛАНИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ

НА СЛУЧАЙ АВАРИЙНОЙ ОБСТАНОВКИ


 

  1. Возможно, ввиду того что авиационные происшествия являются редкими событиями, лишь немногие организации оказываются подготовленными, когда оно происходит. Во многих организациях отсутствуют эффективные планы действий во время или после аварийной обстановки или кризиса. Положение, в котором организация оказывается после происшествия или другой аварийной ситуации, может зависеть от того, насколько эффективно она действует в течение первых нескольких часов и дней после крупного события, связанного с безопасностью полетов. В плане пороговых мероприятий в письменной форме излагается, что должно быть сделано после происшествия и кто отвечает за каждое действие. У разных поставщиков продукции или услуг такой план аварийной обстановки может называться по-разному: план мероприятий на случай непредвиденных обстоятельств, план управления кризисной ситуацией или план поддержания постоянной летной годности. В настоящем руководстве используется общий термин "план мероприятий на случай аварийной обстановки" (ERP) для любых планов мероприятий на случай непредвиденных обстоятельств, которые должны быть у поставщиков обслуживания воздушного движения, чьи продукция или услуги могут влиять на безопасность полетов.


     

  2. Хотя планирование мероприятий на случай аварийной обстановки обычно ассоциируется с эксплуатацией воздушных судов или аэродромов, в случае авиационного происшествия данная концепция вполне может быть применена и к другим поставщикам обслуживания. Это может означать для поставщиков ОВД крупномасштабное прекращение подачи электроэнергии, отказ РЛС, средств связи или других важных средств. Для организации по техническому обслуживанию это может быть серьезное нарушение требований летной годности, приведшее к запрещению полетов (ВС на земле). Для проектной или производственной организации серьезная конструктивная недоработка может привести к глобальному запрещению полетов (ВС на земле), что потребует срочных действий в целях изменения конструкции, внесения модификаций, изменения производства или переоборудования ВС (директивы о летной годности в условиях аварийной обстановки), чтобы справиться с такой кризисной ситуацией. Если существует возможность, что деятельность организации в авиационной отрасли будет затронута другими кризисными или чрезвычайными ситуациями, возникшими вследствие внешних обстоятельств, например, чрезвычайной ситуации в области здравоохранения или эпидемии, то такие сценарии также должны быть рассмотрены в ERP соответствующей организации. Следовательно, ERP организации является неотъемлемым компонентом управления факторами риска для безопасности полетов, направленным на разрешение всех возможных связанных с безопасностью полетов и качеством чрезвычайных обстоятельств, кризисных ситуаций и событий, которым могут способствовать или с которыми могут быть связаны продукция или услуги организации. В ERP должны быть учтены все возможные или вероятные сценарии и предусмотрены надлежащие корректирующие меры, чтобы организация, потребители, население и/или отрасль в целом могли иметь более высокий уровень обеспечения безопасности полетов и бесперебойное обслуживание.


     

  3. Чтобы успешно справиться с аварийной обстановкой, необходимо начать с эффективного планирования. План мероприятий на случай аварийной обстановки (ERP) обеспечивает основу для системного подхода к решению проблем организации после серьезного непредвиденнного события, а в худшем случае – крупного авиационного происшествия.


     

  4. Цель плана мероприятий на случай аварийной обстановки заключается в обеспечении:


     

    5-Доб 3-1


     

    1. делегирования чрезвычайных полномочий;


       

    2. распределения обязанностей в условиях аварийной обстановки;


       

    3. документирования мероприятий на случай аварийной обстановки;


       

    4. координации усилий по устранению аварийной ситуации внутри организации и с внешними партнерами;


       

    5. безопасного продолжения основных операций после преодоления кризисной ситуации;


       

    6. проактивного выявления всех возможных пороговых ситуаций и сценариев и определения соответствующих корректирующих мероприятий и т. д.


       

  5. Для обеспечения эффективности ERP должен:


     

    1. соответствовать масштабу и характеру деятельности и сложности структуры организации;


       

    2. быть легко доступным всему соответствующему персоналу и, при необходимости, другим организациям;


       

    3. включать контрольные карты и процедуры, относящиеся к конкретным аварийным ситуациям;


       

    4. содержать контактную информацию для быстрой связи с соответствующим персоналом;


       

    5. регулярно отрабатываться в рамках учебных мероприятий;


       

    6. периодически пересматриваться и обновляться в случае каких-либо изменений и т. д.


       

      Содержание ERP


       

  6. План мероприятий на случай аварийной обстановки (ERP) обычно оформляется в виде руководства, в котором определены сферы ответственности, роль и действия различных органов и персонала, которые привлекаются в случае чрезвычайных обстоятельств. В ERP следует учитывать такие аспекты, как:


     

    1. Руководящие принципы. ERP должен направлять действия в случае аварийных ситуаций, например, содержать информацию о нормативно-правовых положениях, регулирующих проведение расследований, соглашения с местными органами власти, политику и приоритеты компании.


       

    2. Организация. В ERP должны быть изложены намерения руководства по отношению к задействованным организациям путем:


       

      1. назначения руководителей и определения состава аварийных групп;


         

      2. определения обязанностей и сфер ответственности персонала, включенного в состав аварийных групп;


         

      3. установления иерархии отчетности при представлении данных о безопасности полетов;


         

      4. создания центра управления кризисной ситуацией (ЦУКС);


         

      5. установления порядка обработки большого числа запросов информации, особенно в течение первых нескольких дней после крупного авиационного происшествия;


         

      6. назначения корпоративного представителя для связи со средствами массовой информации;


         

      7. определения располагаемых ресурсов, включая финансовые полномочные органы, для принятия незамедлительных мер;


         

      8. назначения представителя компании для участия в любых официальных расследованиях, предпринятых государственными должностными лицами;


         

      9. составления плана мобилизации ключевого персонала.


         

        Для пояснения организационных функций и системы взаимодействия можно использовать схему организационной структуры.


         

        1. Оповещение. В плане должно быть указано, кого из сотрудников данной организации следует оповестить об аварийной ситуации, а также кто и каким образом будет оповещать внешние организации. Следует учитывать необходимость оповещения:


           

          1. руководства;


             

          2. государственных полномочных органов (служба поиска и спасания, регламентирующий полномочный орган, комиссия по расследованию авиационных происшествий и т. д.);


             

          3. местных аварийных служб (администрация аэропорта, противопожарная служба, полиция, служба скорой помощи, медицинские учреждения и т. д.);


             

          4. родственников пострадавших (деликатная проблема, которой во многих государствах занимается полиция);


             

          5. персонала компании;


             

          6. СМИ;


             

          7. представителей юридических, бухгалтерских, страховых и прочих организаций.


         

        1. Оперативное реагирование. В зависимости от обстоятельств к месту происшествия может быть направлена группа оперативного реагирования для усиления ресурсов на местах и обеспечения соблюдения интересов организации. Ниже приводится ряд факторов, которые необходимо учитывать при формировании такой группы:


           

          1. Кто должен возглавить группу оперативного реагирования?


             

          2. Кто должен быть включен в состав группы оперативного реагирования?


             

          3. Кто должен выступать от имени организации на месте происшествия?


             

          4. Каковы будут потребности в специальном оборудовании, одежде, документации, транспортных средствах, размещении и т. д.?


             

        2. Дополнительная помощь. Служащие с надлежащей подготовкой и опытом способны оказать нужную помощь в процессе подготовки, учебной отработки и актуализации ERP организации. Их опыт и знания могут быть полезными при планировании и осуществлении таких задач, как:


           

          1. выполнение роли пассажиров или клиентов в учебной отработке;


             

          2. оказание помощи оставшимся в живых или внешним сторонам;


             

          3. связь с родственниками, властными структурами и т.д.


             

        3. Центр управления кризисной ситуацией (ЦУКС). ЦУКС (обычно в режиме готовности) может быть создан в штаб-квартире организации, если соблюдены условия для приведения его в действие. Кроме того, на месте происшествия или возле него может быть оборудован командный пункт (КП). ERP должен предусматривать выполнение следующих требований:


           

          1. укомплектование персоналом (с учетом возможного круглосуточного режима работы 7 дней в неделю в течение начального периода ликвидации последствий происшествия);


             

          2. наличие средств связи (телефоны, факс, Интернет и т. д.);


             

          3. документация, ведение журналов регистрации аварийных мер;


             

          4. изъятие всех документов компании, имеющих отношение к аварийной ситуации;


             

          5. наличие офисного оборудования и канцелярских принадлежностей;


             

          6. наличие справочной документации (контрольные карты и описания процедур на случай аварийной ситуации, различные руководства компании, планы мероприятий на случай аварийной обстановки на аэродроме и списки телефонов).


             

            Может возникнуть необходимость заключения договора с какой-либо авиакомпанией или иной специализированной организацией о создании ими антикризисного центра для защиты интересов эксплуатанта в случае кризисной ситуации, возникшей вдали от места его базирования. Как правило, такой центр в кратчайшие возможные сроки пополняется персоналом данной компании.


             

        4. Документация. Помимо необходимости ведения журнала регистрации событий и действий от организации потребуется также определенная информация для государственной комиссии по расследованию происшествия. В ERP должно быть предусмотрено предоставление сотрудникам по расследованию следующих видов информации:


           

          1. вся соответствующая документация по соответствующим продуктам или услугам;


             

          2. перечень контактных пунктов и список всего персонала, связанного с данным событием;


             

          3. записи бесед со всеми лицами (и их заявления), связанными с данным событием;


             

          4. любые фотографии или другие документальные свидетельства.


             

        5. Место происшествия. После крупного авиационного происшествия законное основание для доступа к месту происшествия имеют представители многих сфер юрисдикции, например, полиция, противопожарные службы, медицинские службы, администрация аэропорта,


           

          следователи (судебно-медицинские эксперты) в случае человеческих жертв, члены государственной комиссии по расследованию, учреждения гуманитарной помощи (например, Красный Крест) и даже СМИ. Хотя ответственность за координацию действий этих заинтересованных сторон лежит на государственной полицейской службе и/или государст- венном полномочном органе по расследованию авиационных происшествий, эксплуатант воздушного судна должен уточнить следующие аспекты деятельности на месте происшествия:


           

          1. назначение старшего представителя компании на месте происшествия, если оно произошло:


             

            • в основном месте базирования;


               

            • за пределами основного места базирования;


               

            • в открытом море или в иностранном государстве;


               

          2. уход за оставшимися в живых пассажирами;


             

          3. удовлетворение потребностей родственников пострадавших;


             

          4. охрана обломков;


             

          5. сохранение останков и личной собственности погибших;


             

          6. сохранение улик;


             

          7. оказание содействия (по мере необходимости) полномочным органам по расследованию авиационных происшествий;


             

          8. удаление и утилизация обломков и т. д.


             

        6. Средства массовой информации. От того, как компания взаимодействует со средствами массовой информации, может зависеть, насколько успешно она оправится от этого события. Необходимы четкие указания:


           

          1. какая информация защищена законодательными актами (данные FDR, записи CVR и записи переговоров с УВД, заявления свидетелей и т. д.);


             

          2. кто может выступать от имени головной организации в штаб-квартире и на месте происшествия (ответственный за связь с общественностью, высшее должностное лицо или другой член старшего руководства, руководитель, владелец);


             

          3. подготовленные заявления для оперативного ответа на вопросы СМИ;


             

          4. какую информацию можно (или нельзя) публиковать;


             

          5. определение срока выпуска и содержания предварительного заявления компании;


             

          6. обеспечение регулярного обновления информации для СМИ.


             

        7. Официальные расследования. Персоналу компании, который будет поддерживать связь с государственной комиссией по расследованию и полицией, необходимо дать соответствующие указания.


           

        8. Помощь семьям. ERP должен также включать инструктивные указания относительно подхода организации к оказанию помощи семьям пострадавших в авиационном происшествии (членов экипажа и пассажиров). Упомянутые инструктивные указания могут включать:


           

          1. государственные требования в отношении предоставления помощи семьям;


             

          2. условия проезда и размещения для посещения места происшествия;


             

          3. фамилию координатора программы и указание контактного пункта(ов) для пострадавших и клиентов;


             

          4. предоставление последней имеющейся информации;


             

          5. временную помощь пострадавшим и их семьям.


             

            Примечание. Циркуляр 285 ИКАО "Инструктивный материал о помощи пострадавшим в авиационном происшествии и их семьям" предоставляет дополнительные указания по этому вопросу.


             

        9. Анализ после происшествия. Следует также включить указания, предусматривающие проведение ключевым персоналом после происшествия всестороннего разбора событий и документирование всех важных уроков, извлеченных из происшествия, в результате чего могут быть внесены изменения в ERP и соответствующие процедуры .


         

        Контрольные карты


         

  7. Каждый, кто задействован в группе оперативного реагирования в случае крупного авиационного происшествия, испытает определенную степень потери ориентации. Поэтому в процессе осуществления аварийных мероприятий используются контрольные карты. Такие карты могут быть неотъемлемой частью имеющихся в компаниях руководств по производству полетов или по действиям в условиях аварийной обстановки. Для обеспечения эффективности контрольные карты должны регулярно:


     

    1. пересматриваться и обновляться (например, мобилизационные списки и контактные данные);


       

    2. проверяться в ходе практических учений.


       

      Подготовка и учения


       

  8. План мероприятий на случай аварийной обстановки представляет собой изложенные в письменном виде намерения. Следует надеяться, что бóльшая часть ERP никогда не будет апробирована в реальных условиях. Для гарантии того, что изложенные в ERP намерения подкреплены эксплуатационными возможностями, необходима соответствующая подготовка. Поскольку у подготовки короткий "срок хранения", рекомендуется проводить на регулярной основе тренировки и учения. Некоторые части ERP, как, например, планы мобилизации и установления связи, можно проверять в процессе "кабинетных" учений. Ряд других аспектов, таких как мероприятия "на месте происшествия", в которых задействованы другие агентства, необходимо отрабатывать в ходе практических учений через регулярные промежутки времени. Проведение учений позволяет продемонстрировать недостатки плана, которые можно устранить, до того как возникнет реальная аварийная ситуация. Для некоторых поставщиков обслуживания, таких как аэропорт, периодические проверки адекватности плана и проведение полномасштабных учений на случай аварийной обстановки могут быть обязательными.


 

image


 

Добавление 4 к главе 5


 

ИНСТРУКТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ

ПО РАЗРАБОТКЕ РУКОВОДСТВА ПО СУБП


 

  1. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ


     

      1. Настоящее добавление служит инструктивным материалом для организаций, составляющих общее руководство (или документ) по СУБП, и определяет концептуальные рамки и соответствующие элементы СУБП. Это может быть отдельное руководство по СУБП или раздел/глава по СУБП, включенные в утвержденное руководство организации (например, в общее руководство или описание компании). Структура такого руководства может зависеть от требований регламентирующего органа.


         

      2. Для создания своего общего руководства по СУБП организация может использовать формат и содержание (оглавление), предлагаемые в настоящем добавлении, и адаптировать их в соответствии со своими целями. Содержание будет зависеть от конкретных концептуальных рамок СУБП и элементов организации. Описание в рамках каждого элемента должно соответствовать масштабу и сложности процессов СУБП в организации.


         

      3. Руководство также служит для представления информации о концептуальных рамках СУБП как сотрудникам организации, так и соответствующим внешним организациям. Для принятия СУБП в качестве официального документа организации может потребоваться одобрение или утверждение ВГА.


     

    Примечание. Необходимо учитывать различие между руководством по СУБП и эксплуата- ционной документацией организации. Последняя включает документы прошлых периодов и текущего периода и документы, созданные во время реализация различных процессов СУБП. Они служат документальным свидетельством текущей деятельности СУБП организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  ..