Тормоза автомобилей ЗАЗ-110206, ЗАЗ-1103, ЗАЗ-1105

  Главная      Автомобили - ЗАЗ     Руководство по эксплуатации автомобилей ЗАЗ-110206, ЗАЗ-1103, ЗАЗ-1105 и их модификаций

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

 

 

 

 

 

 

Тормоза автомобилей ЗАЗ-110206, ЗАЗ-1103, ЗАЗ-1105

 

Предупреждение. При замене колодок передних тормозов обязательно ус-танавливайте все колодки с одинаковым обозначением композиции материала и, желательно, одного изготовителя.

 

На рис. 40 приведена схема гидравлического привода тормозов. Передние тормоза  дисковые, задние  барабанные. Привод тормозов раздельный по диа-гонали.

 

В случае выхода из строя одного из контуров тормозной системы торможе-ние автомобиля обеспечивает второй контур, при этом ход педали увеличивается

и  снижается эффективность торможения. В данном случае нельзя отпускать пе-даль и производить многократные нажимы, которые только увеличивают время

и  путь торможения, а следует нажимать на педаль до получения максимально возможного эффекта торможения.

Если на автомобиле установлен вакуумный усилитель тормозов, не выклю-чайте зажигания при движения накатом, так как с остановкой двигателя не соз-

 

дается разряжение, необходимое для работы вакуумного усилителя, и вследст-вие этого возрастает усилие на педаль тормоза при торможении.

 

Гибкие шланги тормозов. Проверяйте герметичность соединений привода, обратив особое внимание на состояние гибких шлангов. При обнаружении мел-ких трещин, потертостей на наружной оболочке или появлении вздутий при на-

жатии на педаль тормоза шланги замените новыми Передние дисковые тормоза. Осмотр тормозных колодок 14 и 16 (рис. 41)

 

производите при снятых колесах через окна во фланце 4. Колодки замените, не допуская уменьшения толщины фрикционной накладки меньше, чем 1 мм. Не допускать трения металла колодки о тормозной диск.

Для снятия тормозных колодок:

 

-    если снято колесо, отвернуть болты 23 (рис. 35) крепления фланца 22 к ступице 24 и снять фланец;

 

-    снять тормозной диск 15 (рис. 41), выведя его в сторону из колодок;

-    вынуть вначале наружную колодку 16, выведя её выступы а из сцепления с пазами b поворотного кулака и наклонив в сторону упоров скобы, как показано стрелками С на виде 13;

-    вывести из зацепления внутреннюю колодку и вынуть ее. Вынуть пружи-ну 18 поджатия колодок.

 

Проверить состояние тормозного диска 15. При износе диска до толщины 8 мм дальнейшая его эксплуатация недопустима и его необходимо заменить но-вым. Перед установкой новых колодок переместите поршень 12 до упора внутрь. При этом проверьте, чтобы защитный чехол поршня находился в гнезде и не был поврежден. Проверить легкость перемещения скобы 10 на пальцах 6 в поворот-ном кулаке 5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 40. Схема системы гидропривода тормозов без вакуумного усилителя (I с вакуумным усилителем):

 

1  передний тормоз; 2  гибкие шланги; 3  трубопровод к правому передне-му колесу; 4  трубопровод к левому переднему колесу; 5  бачок гидропривода тормозов; 6  шланг от бачка, питающий контур А; 7  шланг от бачка, питающий контур В; 8  главный цилиндр; 9  педаль тормоза; 10  трубопровод к заднему правому колесу; 11  трубопровод к заднему левому колесу; 12  задние тормоза;

А  контур переднего левого и правого заднего колес; В  контур переднего правого и заднего левого колес. Цифрами в кружках обозначен порядок прокач-ки тормозов колес.

 

Для установки тормозных колодок:

 

-     установить в скобу 10 пружину 18 так, чтобы ее выступ вошел в канавку скобы и, придерживая ее, вначале установите внутреннюю колодку 14 скосом А вверх, преодолев усилие пружины. Прижмите колодку к порш-

 

ню 12;

 

-     для установки наружной колодки ее нужно наклонить в сторону упоров скобы по стрелке d скосом вверх и, преодолев усилие пружины, завести

 

выступы a колодки в пазы b поворотного кулака. Установить тормозной диск 15 и фланец 4.

 

Задние барабанные тормоза (рис. 42). Зазор между колодками и барабанами по мере износа накладок восстанавливается автоматически

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 41. Передний тормоз:

 

1  клапан выпуска воздуха; 2  колпачок клапана; 3  шланг тормозов; 4  фланец ступицы колеса; 5  кулак поворотный; 6  палец направляющий; 7  чехол защитный пальца ; 8  шайба; 9  гайка ; 10  скоба ; 11  кольца уплотни-тельные; 12  поршень; 13  чехол защитный поршня; 14  колодка внутренняя; 15  диск тормоза; 16  колодка наружная; 17  кожух грязезащитный; 18  пру-жина колодок тормоза;

 

А  скос; а  выступы колодки; b  пазы поворотного кулака; с  направле-ние снятия колодки; d  направление установки колодки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 42. Тормоз задний:

 

1  чехол защитный; 2  стержень опорный; 3  манжета ; 4  поршень; 5  кольцо пружинное; 6  корпус; 7  колпачок; 8  клапан; 9  пластина демпфер пая; 10  колодка тормозная; 11  болт; 12  пружина стяжная верхняя; 13  планка распорная; 14  ступица заднего колеса; 15  пружина прижимная; 16  наконечник с тросом и сборе; 17  рычаг разжимной; 18  пружина отжимная; 19  пружина стяжная нижняя; 20  упор колодок; 21  щит тормоза; 22  опор-ный кронштейн.

 


 

Для быстрого восстановления хода педали тормоза следует на ровном сухом шоссе произвести 5…6 резких торможений, двигаясь со скоростью 30 км/ч впе-ред, а также произвести несколько резких торможений, двигаясь задним ходом.

Проверку износа фрикционных накладок до толщины 1 мм выполняют при вывернутых пробках смотровых отверстий в барабанах. Для замены колодок

(рис. 42):

 

-    снимите верхнюю 12 и нижнюю 19 стяжные пружины и выведите колодки из-под прижимных пружин 15 вместе с распорной планкой 13 и демпфер-ной пластиной 9;

-    снимите разжимной рычаг 17 с колодки, отвернув гайку болта 11 и вынув болт и шайбу;

 

Заменяйте колодки только парами. Перед установкой новых колодок утопи-те поршни колесного цилиндра легким постукиванием молотка через деревян-ную проставку по упорам поршней так, чтобы между поршнями и кромками ци-линдра было по 9 мм (при снятых защитных чехлах).

 

Обратите внимание на состояние защитных резиновых чехлов 1 колесного ци-линдра 6, а также на состояние отжимной пружины 18 троса на кронштейне 22.

Смажьте опорную поверхность на кронштейне 22 небольшим слоем смазки Литол-24. Поверхности функциональных накладок должны быть чистыми, без следов смазки и грязи.

 

Зазор между колодками и барабанами по мере износа накладок восстанавливается автоматически благодаря специальному устройству внутри тормозного цилиндра.

 

Для демонтажа поршня, например, для замены манжеты, необходимо повер-нуть поршень на 90° и, покачивая вокруг оси, выдвинуть из цилиндра.

Свободный ход педали тормоза регулируйте, вворачивая или выворачивая вы-ключатель 11 (рис.43) сигнала торможения при отпущенной контргайке 10. После регулировки гайку затянуть. Свободный ход педали тормоза В должен быть 2,5 мм, что соответствует зазору А, равному 0,3...0,9 мм между толкателем 5 и поршнем 2. Зазор А регулируется вращением толкателя 5 при отпущенной контргайке 7.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 43. Педаль тормоза:

 

1  главный цилиндр ; 2  пор-шень; 3  оболочка; 4  трос привода выключения сцепле-ния; 5  толкатель; 6  педаль сцепления; 7  контргайка; 8  педаль тормоза; 9  наконечник; 10  контргайка; 11  выключа-тель сигнала торможения;

 

А  зазор между поршнем и толкателем; В  свободный ход педали тормоза.

 

 

 

 

 

Вакуумный усилитель тормозов

 

В приводе ножного тормоза может устанавливаться вакуумный усилитель,

 

который повышает эффективность тормозной системы и уменьшает величину усилия, прикладываемого к тормозной педали. На рис 10 и 44 приведены схема и устройство гидравлического привода тормозов с вакуумным усилителем.

Через каждые 30 000 км пробега проверяйте работоспособность вакуумного усилителя, для чего: нажмите 5... 6 раз педаль тормоза при неработающем двига-теле; остановите педаль тормоза нажатой до середины ее хода и запустите дви-гатель.

 

При исправном усилителе педаль тормоза после пуска двигателя должна уй-ти вперед, Если этого не происходит, проверьте герметичность подсоединений шланга к впускному коллектору и усилителю, так как ослабление креплений вызывает подсос воздуха и резко снижает эффективность работы усилителя. Ес-ли после этого неисправность не устранится, обращайтесь на станцию техниче-ского обслуживания.

 

Для нормальной работы вакуумного усилителя педаль привода должна толь-ко касаться наконечника выключателя сигнала торможения, что обеспечивается вращением толкателя при отпущенной контргайке. При этом зазор между регу-лировочным штоком вакуумного усилителя и поршнем должен быть 0,3-0,9 мм,

 

выступание штока вакуумного усилителя за привалочную поверхность должно быть 1,25-0,2 мм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 44. Педаль и привод ножного тормоза с вакуумным усилителем:

 

1  главный тормозной цилиндр; 2  поршень; 3  вакуумный усилитель тормо-зов; 4  толкатель вакуумного усилителя; 5  контргайка толкателя; 6  педаль сцеп-ления; 7  наконечник; 8, 12  контргайки; 9  выключатель сигнала торможения; 10

 

 педаль тормоза; 11  вилка толкателя; 13  трос сцепления; 14  толкатель.

 

 

 

 

 

Стояночный тормоз . Автомобиль с полной массой должен удерживаться стояночным тормозом на уклоне 25% при перемещении рычага на 4-5 щелчков. Если этого не происходит, то:

 

-    переведите рычаг 2 (рис. 45) в крайнее нижнее положение и поднимите вверх на 1-2 зубца сектора;

 

-    отпустите контргайку 11;

-    придерживая ключом за квадрат наконечник 7 троса и вращая регулиро-вочную гайку 6. натяните трос 4. Затяните контргайку 11;

 

-    проверьте, остается ли автомобиль в заторможенном состоянии при пере-

 

мещении рычага на 4-5 щелчков.

Независимо от вытяжки троса ход рычага может увеличиваться за счет изно-са накладок тормозных колодок и автоматического их сдвига в сторону бараба-на. В этом случае следует снять тормозные барабаны и переставить распорные планки 8 на прорезь А с увеличенным расстоянием. Если после перестановки планок торможение происходит при повороте рычага на 2...3 щелчка, необходи-мо ослабить натяжку троса, несколько отвернув гайку 6.

 

Для предотвращения попадания в оболочки 9 троса влаги следует в защит-ные резиновые чехлы 3 закладывать смазку Литол-24.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 45. Стояночный тормоз:

 

1  кнопка;

 

2 рычаг;

3  чехол защитный;

4  трос;

5  уравнитель;

 

6  гайка регулировочная;

7  наконечник троса;

8  планка разжимная;

9  оболочка троса;

10  рычаг разжимной;

 

11  контргайка;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А  прорезь увеличенного расстояния для опоры колодок.

 

 

 

Заправка гидропривода тормозной системы и удаление воздуха.

 

Для заправки гидропривода рабочей тормозной системы завод применяет тормозные жидкости, обладающие высококипящими свойствами, в соответствии с Приложением 3 данного Руководства.

 

Тип тормозной жидкости, заправляемой в тормозную систему, должен быть в соот-ветствии с символом на бачке (рис. 46) – тормозная жидкость на не нефтяной основе.

 

Смешивание тормозных жидкостей "Нева-Супер" (ДОТ -4) и "Роса " допус-тимо. Обращаться с ними следует осторожно и не допускать попадания на окра-шенные поверхности кузова и деталей.

 

После каждых 60 000 км пробега автомобиля или 4 лет эксплуатации следует заменить тормозную жидкость свежей, предварительно промыв гидропривод. За-правка гидропривода тормозов обоих контуров производится через бачок (рис. 46).

При закрученной крышке нормальный уровень Н должен доходить до ниж-ней кромки горловины. В крышке установлен датчик аварийного уровня тормоз-ной жидкости. При падении уровня тормозной жидкости в бачке ниже допусти-мого предела контакты датчика замыкаются, и в комбинации приборов загорает-ся контрольная лампа 12 (рис. 3) или 18 (рис. 5). Нажатием резинового колпачка 1 на корпусе 2 (рис 46) проверяйте исправность работы датчика. При включен-ном зажигании контрольная лампа должна гореть постоянным светом.

 

Предупреждения.

1.  Не нажимайте на педаль тормоза, когда снят один барабан или тормозной диск, так, как давление в системе выжмет из колесного цилиндра поршни и тор-мозная жидкость вытечет наружу.

 

2.  Если установлен вакуумный усилитель  воздух из системы тормозов уда-ляйте при прокачке только при неработающем двигателе.

 

3.  Прокачку производите следующим образом:

4.  Установите автомобиль на смотровую яму, подъемник или подставки. Ес-ли автомобиль установлен на подставки, снимите колеса.

5.  Аккуратно очистите от грязи и пыли клапаны для выпуска воздуха из ко-лесных цилиндров и снимите резиновые защитные колпачки.

6.   Отверните пробку бачка и долейте тормозную жидкость, доведя ее уро-вень до нормы.

7.  Наденьте шланг для прокачки гидропривода на головку клапана выпуска воздуха заднего правого колеса, а свободный конец шланга опустите в чистый прозрачный сосуд, частично заполненный тормозной жидкостью. Конец шланга погрузите в жидкость.

Дальнейшие операции следует производить вдвоем.

Резко нажмите 3...5 раз на педаль тормоза с интервалом между нажатиями 2-3 с и, удерживая педаль в нажатом положении отверните на пол-оборота клапан.

При этом жидкость вместе с воздухом при нажатой педали будет вытесняться через шланг в сосуд. Не отпуская педаль, клапан заверните. Повторяйте опера-цию до тех пор, пока не прекратится выход пузырьков воздуха с жидкостью. В процессе прокачки доливайте жидкость в бачок до нормального уровня.

Снимите шланг. Конец клапана протрите насухо и наденьте защитный колпачок.

 

Проделайте аналогичную операцию с тормозными механизмами переднего левого колеса, а затем заднего левого и правого переднего колес.

 

 

Удалить воздух из системы можно также путем подачи воздуха в бачок под давлением не более 2 кгс/см2 и открытом клапане прокачки, не трогая при этом педаль тормоза. При нормальных зазорах в тормозных механизмах и отсутствии воздуха в системе педаль тормоза при нажатии на нее ногой не должна переме-щаться более чем на 80...85 мм. При этом нога должна ощущать сопротивление (ощущение "жесткой" педали).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 46. Бачок гидропривода тормозов:

 

1  колпачок защитный;

 

2  корпус с контактами датчика;

3  кольцо зажимное;

4  корпус бачка;

5  символ; Н  нормальный уровень жидкости в бачке.

 

 

 

 

 

 

Если педаль перемещается дальше, но "жесткая", это указывает на увели-ченные зазоры между колодками, дисками и барабанами и необходимость уменьшить ход педали путем резких торможений на сухой свободной дороге. Жидкость, выпущенную из тормозной системы во время прокачки, не заливайте в бачок без тщательного фильтрования и длительного отстоя, так как в ней со-держатся воздух и грязь. При замене тормозной жидкости слейте ее из системы

 

и  тщательно промойте жидкостью в следующем порядке:

1.  Проделайте операции 1 и 2 (см. "Прокачка системы").

2.  Наденьте шланг для покачивания на головку клапана выпуска воздуха зад-него правого колеса, а свободный конец шланга опустите в сосуд, приготовлен-ный для сбора жидкости, и отверните клапан на пол-оборота.

3.   Нажимая на педаль, удалите из контура жидкость и заверните клапан.

 

4.   Проделайте аналогичную операцию с тормозными механизмами передне-

 

го левого колеса, затем заднего левого и переднего правого колес.

5.  Отверните опять клапан заднего правого колеса.

6.  Доливая в питательный бачок свежую тормозную жидкость и нажимая на педаль, прокачивайте систему до тех пор, пока из клапана не начнет вытекать чистая жидкость. С появлением чистой жидкости заверните клапан.

7.  Отворачивая по очереди остальные клапаны, повторите для них операцию 5 (см. "Прокачка системы").

8.   Прокачивайте систему для удаления из нее воздуха.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..