|
|
содержание .. 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 ..
Тормоза автомобилей ЗАЗ-110206, ЗАЗ-1103, ЗАЗ-1105
Предупреждение. При замене колодок передних тормозов обязательно ус-танавливайте все колодки с одинаковым обозначением композиции материала и, желательно, одного изготовителя.
На рис. 40 приведена схема гидравлического привода тормозов. Передние тормоза – дисковые, задние – барабанные. Привод тормозов раздельный по диа-гонали.
В случае выхода из строя одного из контуров тормозной системы торможе-ние автомобиля обеспечивает второй контур, при этом ход педали увеличивается и снижается эффективность торможения. В данном случае нельзя отпускать пе-даль и производить многократные нажимы, которые только увеличивают время и путь торможения, а следует нажимать на педаль до получения максимально возможного эффекта торможения. Если на автомобиле установлен вакуумный усилитель тормозов, не выклю-чайте зажигания при движения накатом, так как с остановкой двигателя не соз-
дается разряжение, необходимое для работы вакуумного усилителя, и вследст-вие этого возрастает усилие на педаль тормоза при торможении.
Гибкие шланги тормозов. Проверяйте герметичность соединений привода, обратив особое внимание на состояние гибких шлангов. При обнаружении мел-ких трещин, потертостей на наружной оболочке или появлении вздутий при на- жатии на педаль тормоза шланги замените новыми Передние дисковые тормоза. Осмотр тормозных колодок 14 и 16 (рис. 41)
производите при снятых колесах через окна во фланце 4. Колодки замените, не допуская уменьшения толщины фрикционной накладки меньше, чем 1 мм. Не допускать трения металла колодки о тормозной диск. Для снятия тормозных колодок:
- если снято колесо, отвернуть болты 23 (рис. 35) крепления фланца 22 к ступице 24 и снять фланец;
- снять тормозной диск 15 (рис. 41), выведя его в сторону из колодок; - вынуть вначале наружную колодку 16, выведя её выступы а из сцепления с пазами b поворотного кулака и наклонив в сторону упоров скобы, как показано стрелками С на виде 13; - вывести из зацепления внутреннюю колодку и вынуть ее. Вынуть пружи-ну 18 поджатия колодок.
Проверить состояние тормозного диска 15. При износе диска до толщины 8 мм дальнейшая его эксплуатация недопустима и его необходимо заменить но-вым. Перед установкой новых колодок переместите поршень 12 до упора внутрь. При этом проверьте, чтобы защитный чехол поршня находился в гнезде и не был поврежден. Проверить легкость перемещения скобы 10 на пальцах 6 в поворот-ном кулаке 5.
Рис. 40. Схема системы гидропривода тормозов без вакуумного усилителя (I с вакуумным усилителем):
1 – передний тормоз; 2 – гибкие шланги; 3 – трубопровод к правому передне-му колесу; 4 – трубопровод к левому переднему колесу; 5 – бачок гидропривода тормозов; 6 – шланг от бачка, питающий контур А; 7 – шланг от бачка, питающий контур В; 8 – главный цилиндр; 9 – педаль тормоза; 10 – трубопровод к заднему правому колесу; 11 – трубопровод к заднему левому колесу; 12 – задние тормоза; А – контур переднего левого и правого заднего колес; В – контур переднего правого и заднего левого колес. Цифрами в кружках обозначен порядок прокач-ки тормозов колес.
Для установки тормозных колодок:
- установить в скобу 10 пружину 18 так, чтобы ее выступ вошел в канавку скобы и, придерживая ее, вначале установите внутреннюю колодку 14 скосом А вверх, преодолев усилие пружины. Прижмите колодку к порш-
ню 12;
- для установки наружной колодки ее нужно наклонить в сторону упоров скобы по стрелке d скосом вверх и, преодолев усилие пружины, завести
выступы a колодки в пазы b поворотного кулака. Установить тормозной диск 15 и фланец 4.
Задние барабанные тормоза (рис. 42). Зазор между колодками и барабанами по мере износа накладок восстанавливается автоматически
Рис. 41. Передний тормоз:
1 – клапан выпуска воздуха; 2 – колпачок клапана; 3 – шланг тормозов; 4 – фланец ступицы колеса; 5 – кулак поворотный; 6 – палец направляющий; 7 – чехол защитный пальца ; 8 – шайба; 9 – гайка ; 10 – скоба ; 11 – кольца уплотни-тельные; 12 – поршень; 13 – чехол защитный поршня; 14 – колодка внутренняя; 15 – диск тормоза; 16 – колодка наружная; 17 – кожух грязезащитный; 18 – пру-жина колодок тормоза;
А – скос; а – выступы колодки; b – пазы поворотного кулака; с – направле-ние снятия колодки; d – направление установки колодки.
Рис. 42. Тормоз задний:
1 – чехол защитный; 2 – стержень опорный; 3 – манжета ; 4 – поршень; 5 – кольцо пружинное; 6 – корпус; 7 – колпачок; 8 – клапан; 9 – пластина демпфер пая; 10 – колодка тормозная; 11 – болт; 12 – пружина стяжная верхняя; 13 – планка распорная; 14 – ступица заднего колеса; 15 – пружина прижимная; 16 – наконечник с тросом и сборе; 17 – рычаг разжимной; 18 – пружина отжимная; 19 – пружина стяжная нижняя; 20 – упор колодок; 21 – щит тормоза; 22 – опор-ный кронштейн.
Для быстрого восстановления хода педали тормоза следует на ровном сухом шоссе произвести 5…6 резких торможений, двигаясь со скоростью 30 км/ч впе-ред, а также произвести несколько резких торможений, двигаясь задним ходом. Проверку износа фрикционных накладок до толщины 1 мм выполняют при вывернутых пробках смотровых отверстий в барабанах. Для замены колодок (рис. 42):
- снимите верхнюю 12 и нижнюю 19 стяжные пружины и выведите колодки из-под прижимных пружин 15 вместе с распорной планкой 13 и демпфер-ной пластиной 9; - снимите разжимной рычаг 17 с колодки, отвернув гайку болта 11 и вынув болт и шайбу;
Заменяйте колодки только парами. Перед установкой новых колодок утопи-те поршни колесного цилиндра легким постукиванием молотка через деревян-ную проставку по упорам поршней так, чтобы между поршнями и кромками ци-линдра было по 9 мм (при снятых защитных чехлах).
Обратите внимание на состояние защитных резиновых чехлов 1 колесного ци-линдра 6, а также на состояние отжимной пружины 18 троса на кронштейне 22. Смажьте опорную поверхность на кронштейне 22 небольшим слоем смазки Литол-24. Поверхности функциональных накладок должны быть чистыми, без следов смазки и грязи.
Зазор между колодками и барабанами по мере износа накладок восстанавливается автоматически благодаря специальному устройству внутри тормозного цилиндра.
Для демонтажа поршня, например, для замены манжеты, необходимо повер-нуть поршень на 90° и, покачивая вокруг оси, выдвинуть из цилиндра. Свободный ход педали тормоза регулируйте, вворачивая или выворачивая вы-ключатель 11 (рис.43) сигнала торможения при отпущенной контргайке 10. После регулировки гайку затянуть. Свободный ход педали тормоза В должен быть 2,5 мм, что соответствует зазору А, равному 0,3...0,9 мм между толкателем 5 и поршнем 2. Зазор А регулируется вращением толкателя 5 при отпущенной контргайке 7.
Рис. 43. Педаль тормоза:
1 – главный цилиндр ; 2 – пор-шень; 3 – оболочка; 4 – трос привода выключения сцепле-ния; 5 – толкатель; 6 – педаль сцепления; 7 – контргайка; 8 – педаль тормоза; 9 – наконечник; 10 – контргайка; 11 – выключа-тель сигнала торможения;
А – зазор между поршнем и толкателем; В – свободный ход педали тормоза.
Вакуумный усилитель тормозов
В приводе ножного тормоза может устанавливаться вакуумный усилитель,
который повышает эффективность тормозной системы и уменьшает величину усилия, прикладываемого к тормозной педали. На рис 10 и 44 приведены схема и устройство гидравлического привода тормозов с вакуумным усилителем. Через каждые 30 000 км пробега проверяйте работоспособность вакуумного усилителя, для чего: нажмите 5... 6 раз педаль тормоза при неработающем двига-теле; остановите педаль тормоза нажатой до середины ее хода и запустите дви-гатель.
При исправном усилителе педаль тормоза после пуска двигателя должна уй-ти вперед, Если этого не происходит, проверьте герметичность подсоединений шланга к впускному коллектору и усилителю, так как ослабление креплений вызывает подсос воздуха и резко снижает эффективность работы усилителя. Ес-ли после этого неисправность не устранится, обращайтесь на станцию техниче-ского обслуживания.
Для нормальной работы вакуумного усилителя педаль привода должна толь-ко касаться наконечника выключателя сигнала торможения, что обеспечивается вращением толкателя при отпущенной контргайке. При этом зазор между регу-лировочным штоком вакуумного усилителя и поршнем должен быть 0,3-0,9 мм,
выступание штока вакуумного усилителя за привалочную поверхность должно быть 1,25-0,2 мм.
Рис. 44. Педаль и привод ножного тормоза с вакуумным усилителем:
1 – главный тормозной цилиндр; 2 – поршень; 3 – вакуумный усилитель тормо-зов; 4 – толкатель вакуумного усилителя; 5 – контргайка толкателя; 6 – педаль сцеп-ления; 7 – наконечник; 8, 12 – контргайки; 9 – выключатель сигнала торможения; 10
– педаль тормоза; 11 – вилка толкателя; 13 – трос сцепления; 14 – толкатель.
Стояночный тормоз . Автомобиль с полной массой должен удерживаться стояночным тормозом на уклоне 25% при перемещении рычага на 4-5 щелчков. Если этого не происходит, то:
- переведите рычаг 2 (рис. 45) в крайнее нижнее положение и поднимите вверх на 1-2 зубца сектора;
- отпустите контргайку 11; - придерживая ключом за квадрат наконечник 7 троса и вращая регулиро-вочную гайку 6. натяните трос 4. Затяните контргайку 11;
- проверьте, остается ли автомобиль в заторможенном состоянии при пере-
мещении рычага на 4-5 щелчков. Независимо от вытяжки троса ход рычага может увеличиваться за счет изно-са накладок тормозных колодок и автоматического их сдвига в сторону бараба-на. В этом случае следует снять тормозные барабаны и переставить распорные планки 8 на прорезь А с увеличенным расстоянием. Если после перестановки планок торможение происходит при повороте рычага на 2...3 щелчка, необходи-мо ослабить натяжку троса, несколько отвернув гайку 6.
Для предотвращения попадания в оболочки 9 троса влаги следует в защит-ные резиновые чехлы 3 закладывать смазку Литол-24.
Рис. 45. Стояночный тормоз:
1 – кнопка;
2 –рычаг; 3 – чехол защитный; 4 – трос; 5 – уравнитель;
6 – гайка регулировочная; 7 – наконечник троса; 8 – планка разжимная; 9 – оболочка троса; 10 – рычаг разжимной;
11 – контргайка;
А – прорезь увеличенного расстояния для опоры колодок.
Заправка гидропривода тормозной системы и удаление воздуха.
Для заправки гидропривода рабочей тормозной системы завод применяет тормозные жидкости, обладающие высококипящими свойствами, в соответствии с Приложением 3 данного Руководства.
Тип тормозной жидкости, заправляемой в тормозную систему, должен быть в соот-ветствии с символом на бачке (рис. 46) – тормозная жидкость на не нефтяной основе.
Смешивание тормозных жидкостей "Нева-Супер" (ДОТ -4) и "Роса " допус-тимо. Обращаться с ними следует осторожно и не допускать попадания на окра-шенные поверхности кузова и деталей.
После каждых 60 000 км пробега автомобиля или 4 лет эксплуатации следует заменить тормозную жидкость свежей, предварительно промыв гидропривод. За-правка гидропривода тормозов обоих контуров производится через бачок (рис. 46). При закрученной крышке нормальный уровень Н должен доходить до ниж-ней кромки горловины. В крышке установлен датчик аварийного уровня тормоз-ной жидкости. При падении уровня тормозной жидкости в бачке ниже допусти-мого предела контакты датчика замыкаются, и в комбинации приборов загорает-ся контрольная лампа 12 (рис. 3) или 18 (рис. 5). Нажатием резинового колпачка 1 на корпусе 2 (рис 46) проверяйте исправность работы датчика. При включен-ном зажигании контрольная лампа должна гореть постоянным светом.
Предупреждения. 1. Не нажимайте на педаль тормоза, когда снят один барабан или тормозной диск, так, как давление в системе выжмет из колесного цилиндра поршни и тор-мозная жидкость вытечет наружу.
2. Если установлен вакуумный усилитель – воздух из системы тормозов уда-ляйте при прокачке только при неработающем двигателе.
3. Прокачку производите следующим образом: 4. Установите автомобиль на смотровую яму, подъемник или подставки. Ес-ли автомобиль установлен на подставки, снимите колеса. 5. Аккуратно очистите от грязи и пыли клапаны для выпуска воздуха из ко-лесных цилиндров и снимите резиновые защитные колпачки. 6. Отверните пробку бачка и долейте тормозную жидкость, доведя ее уро-вень до нормы. 7. Наденьте шланг для прокачки гидропривода на головку клапана выпуска воздуха заднего правого колеса, а свободный конец шланга опустите в чистый прозрачный сосуд, частично заполненный тормозной жидкостью. Конец шланга погрузите в жидкость. Дальнейшие операции следует производить вдвоем. Резко нажмите 3...5 раз на педаль тормоза с интервалом между нажатиями 2-3 с и, удерживая педаль в нажатом положении отверните на пол-оборота клапан. При этом жидкость вместе с воздухом при нажатой педали будет вытесняться через шланг в сосуд. Не отпуская педаль, клапан заверните. Повторяйте опера-цию до тех пор, пока не прекратится выход пузырьков воздуха с жидкостью. В процессе прокачки доливайте жидкость в бачок до нормального уровня. Снимите шланг. Конец клапана протрите насухо и наденьте защитный колпачок.
Проделайте аналогичную операцию с тормозными механизмами переднего левого колеса, а затем заднего левого и правого переднего колес.
Удалить воздух из системы можно также путем подачи воздуха в бачок под давлением не более 2 кгс/см2 и открытом клапане прокачки, не трогая при этом педаль тормоза. При нормальных зазорах в тормозных механизмах и отсутствии воздуха в системе педаль тормоза при нажатии на нее ногой не должна переме-щаться более чем на 80...85 мм. При этом нога должна ощущать сопротивление (ощущение "жесткой" педали).
Рис. 46. Бачок гидропривода тормозов:
1 – колпачок защитный;
2 – корпус с контактами датчика; 3 – кольцо зажимное; 4 – корпус бачка; 5 – символ; Н – нормальный уровень жидкости в бачке.
Если педаль перемещается дальше, но "жесткая", это указывает на увели-ченные зазоры между колодками, дисками и барабанами и необходимость уменьшить ход педали путем резких торможений на сухой свободной дороге. Жидкость, выпущенную из тормозной системы во время прокачки, не заливайте в бачок без тщательного фильтрования и длительного отстоя, так как в ней со-держатся воздух и грязь. При замене тормозной жидкости слейте ее из системы
и тщательно промойте жидкостью в следующем порядке: 1. Проделайте операции 1 и 2 (см. "Прокачка системы"). 2. Наденьте шланг для покачивания на головку клапана выпуска воздуха зад-него правого колеса, а свободный конец шланга опустите в сосуд, приготовлен-ный для сбора жидкости, и отверните клапан на пол-оборота. 3. Нажимая на педаль, удалите из контура жидкость и заверните клапан.
4. Проделайте аналогичную операцию с тормозными механизмами передне-
го левого колеса, затем заднего левого и переднего правого колес. 5. Отверните опять клапан заднего правого колеса. 6. Доливая в питательный бачок свежую тормозную жидкость и нажимая на педаль, прокачивайте систему до тех пор, пока из клапана не начнет вытекать чистая жидкость. С появлением чистой жидкости заверните клапан. 7. Отворачивая по очереди остальные клапаны, повторите для них операцию 5 (см. "Прокачка системы"). 8. Прокачивайте систему для удаления из нее воздуха.
содержание .. 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 ..
|
|
|