Ускоритель пусковых реостатов вагона Т-3

  Главная      Учебники - Троллейбусы, трамваи     Трамвайные вагоны Т-3 (Иванов М.Д.) - 1977 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..

 

 

§ 33.

Ускоритель пусковых реостатов вагона Т-3

 


Для выведения пусковых реостатов при разгоне (или тормозных реостатов при электрическом торможении) на вагоне «Татра» имеется многопозициониый переключатель клавишного типа, называемый ускорителем. Он расположен в средней части вагона под кузовом в специальном отсеке, закрываемом двумя крышками снизу и съемным люком (размером 1070x1070 мм) в полу для осмотра сверху. В собранном виде масса ускорителя 180 кг.
 

 

 

Рис. 68. Ускоритель

 

 

 

Рис. 69. Редуктор ускорителя

 

 

 

Рис. 70. Элемент реостата ускорителя

 


Ускоритель имеет большой цилиндр 1 из изоляционного материала (рис. 68), на котором крепят нижние держатели. В верхней

части на держателях 10 укреплено асбоцементное кольцо, состоящее из двух полуколец 5 для верхних держателей 9. Между верхними и нижними держателями зажимами 3 закреплены 95 ленточных элементов реостатов ускорителя 11. Нижние держатели одновременно служат для крепления пальцев 13. Каждый из 99 пальцев состоит из стальной плоской пружины, медного шунта из полосок фольги для лучшего токопрохождения и медного контакта. Пальцы ускорителя расположены двумя рядами, имеют нумерацию — один ряд нечетные с 1-го до 99-го, другой ряд — четные со 2-го до 98-го. К 1, 2, 75 и 76-му пальцам через выводы 6 подключены выводные провода 2. К нижней части изоляционного цилиндра крепят токосъемное кольцо 21 с шестью медными сегментами 22, а к верхней — плиту 14, на которой укреплен редуктор 7.

Редуктор (рис. 69) состоит из корпуса 3, стального червяка 1, текстолитовой шестерни 2, которую крепят на валу 4. Для работы червячной передачи закладывают смазку «ЦИАТИМ-201». На

другом конце вала 4 крепят (см. рис. 68} крестовину 17 с двумя изоляционными роликами 16, прижимаемыми через рычаги пружинами 18. Крестовина соединена с внутренним изоляционным цилиндром 19. Крестовина и внутренний цилиндр вращаются при повороте вала редуктора. На внутреннем цилиндре крепят пять рядов сегментов 15, которые являются приводами десяти низковольтных кулачковых элементов 20. При вращении крестовины изоляционные ролики нажимают поочередно на пальцы 13, которые, касаясь сегментов токосъемного кольца, создают контакт, соединяя таким образом соответствующий элемент реостата с токосъемным кольцом. Элементы реостата (рис. 70) имеют М-образную форму и выполняют их из сплава, обладающего большим

 

удельным сопротивлением. Они выполнены двух типов: КА и КВ (маркируемые цифрами 6 и 8), отличающихся значением сопротивления. На ускорителе они объединены в группы и подсоединены к пальцам (табл. 6). Полное сопротивление реостатов ускорителя равно 3,614 Ом.

Крестовина при своей работе может поворачиваться почти на половину оборота. Ее поворот ограничивается упором. Положение крестовины, при котором прижаты какие-либо пальцы к токосъемному кольцу, называется позицией ускорителя. Позиции ускорителя обозначают по номерам прижатых пальцев. Таким образом, позиция ускорителя может быть от 1-й до 99-й. С целью получения большого числа позиций пальцы относительно центра ускорителя расположены несимметрично. Поэтому, когда первый ролик прижимает один палец, нажимая на его середину, второй ролик находится в положении, при котором он прижимает два пальца

(и наоборот), поэтому при вращении крестовины чередуются нажатие четных и нечетных пальцев.

Вал ускорителя через редуктор 7 и гибкий вал 4 приводится в движение электродвигателем («пилот—мотором»).

В начале пуска вагона (рис. 71, а) ускоритель находится на 1-й позиции и ток поступает через вывод, соединенный с 75-м пальцем на нечетные элементы реостата. Пройдя все нечетные элементы до 1-го пальца, прижатого к токосъемному кольцу, ток поступает через токосъемное кольцо на прижатый к нему второй палец и проходит все четные элементы реостата до 76-го пальца, через зажим которого размыкается цепь тока. По мере разгона реостаты ускорителя выводятся, для чего работает двигатель ускорителя, вращая крестовину. Изоляционные ролики поочередно прижимают к токосъемному кольцу другие пальцы. Первый

ролик вместо пальца 1-го будет прижимать 3-й, 5-й и т. д,, авто-рой — вместо пальца 2-го — 4-й, 6-й и т. д. Тогда цепь тока (рис. 71, б) по элементам реостата ускорителя сокращается. На 75-й позиции ток, мииуя все реостаты, с зажима 75-го пальца проходит через палец и токосъемное кольцо, 76-й палец и его зажим на выход.

 

 

Таблица 6

Группа подключения

Число элементов

Маркировка

элементов

Общее сопротивле­ние группы, Ом

3-23

10

КА

0,360

23—51

14

КВ

0,575

51—79

14

КА

0,490

79—99

10

КВ

0,410

4—22

9

КА

0,315

22—52

15

КВ

0,615

52—80

14

КА

0,490

80—98

9

КВ

0,369

 

 

 

 

Рис. 71. Схемы прохождения тока в цепи на позициях ускорителя:
а — в начале пуска; б — при разгоне; в — в начале торможения; г — при торможении

 

 

 

При электрическом торможении на ускоритель ток поступает через зажим на 2-м пальце, затем проходит четные элементы реостата до прижатого к токосъемному кольцу пальца (при большой

скорости- вагона прижаты 98-й и 99-й пальцы) (рис. 71, в). Далее цепь замыкается через токосъемное кольцо, прижатый нечетный палец, нечетные элементы реостата ускорителя и зажим 1-гo пальца. По мере уменьшения скорости вагона двигатель ускорителя поворачивает крестовиЕ[у в сторону уменьшения номера позиции (рис. 70, е), вследствие чего тормозные реостаты выводятся. Подобным образом, но с меньшей скоростью работает ускоритель я при выбеге вагона.

Включение низковольтных контактов ускорителя ZR1—ZR10, приводимых в действие от сегментов внутреннего изоляционного цилиидра, происходит в зависимости от позиции ускорителя в соответствии с табл. 7.

При работе ускорителя в его элементах реостатов выделяется большое количество тепла. Чтобы они не перегрелись и не покоробились, ускоритель при работе непрерывно обдувается наружным воздухом, подаваемым вентиляторами двигатель-генератора. В холодное время нагретый ускорителем воздух подается по каналам вдоль правой боковой стенки кузова в салон для обогрева, а в теплое — выбрасывается в атмосферу (под вагон).

В правильно отрегулированном ускорителе усилие плоской пружины пальца, прижатого к кольцу, составляет 3 — 0,8 кгс, усилие ролика при нажатии на палец 30 +- 2,5 кгс, зазор между свободным пальцем и сегментом токосъемного кольца в пределах 3—5 мм, расстояние между смежными пальцами 3,8 ± 0,3 мм. Поверхность касания пальца с сегментом (поверхность контактного пятна) должна составлять не менее 75 % всей поверхности. Для проверки касания пальцев полоску тонкой бумаги шириной 30— 40 мм накрывают полоской копировальной бумаги таких же размеров и помещают между сегментом токосъемного кольца и пальцами. После этого перекатывают вручную крестовину с роликами по пальцам, под которыми проложены полоски. Затем полоски вынимают и проверяют по полученным пятнам размер поверхности касания контактов (рис. 72). По оттискам видно, что лучшее касание имеют пальцы 21 и 15, палец 19 имеет недостаточную площадь касания, пальцы 23 и 25 касаются только верхней частью, палец 27 — нижней. Для лучшего касания пальца с сегментом большое значение имеет правильность установки пальцев в зависимости от толщин сегмента, контакта пальца, а также кривизны его контактной поверхности. При уменьшенных толщинах сегмента и контакта для более полного прилегания протачивают их контактные поверхности, придается конусность 2—3°.

 

В настоящее время фирмой ЧКД выпускаются ускорители, не имеющие изоляционного кольца. Крепление элементов реостатов этих ускорителей осуществляют при помощи фарфоровых изоляторов на стальном кольце (рис. 73). Это повышает надежность с точки зрения противопожарной техники и по прочности конструкции. Однако такая конструкция при ремонте требует замены большого числа фарфоровых изоляторов (рис. 74), которые при эксплуатации получают трещины от температурных воздействий, а при демонтаже ускорителя раскалываются.

 

 

 

 

Рис. 73. Ускоритель со стальным кольцом и фарфоровыми изоляторами:
I — стальное кольцо: 2» 3 — фарфоровые изоляторы

 

 

 

Рис. 74. Крепление элементов реостатов:
1 — элемент реостата; 2 — держатель; 3,9— гайки; 4, 8 — стальные шайбы;
5 — внутренняя фарфоровая втулка; 6 —~ несущее стальное кольцо ускорителя; 7 — наружная фарфоровая втулка; 10,
11 — миканитовые шайбы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..