Изоляция контактной сети трамваев и троллейбусов

  Главная      Учебники - Троллейбусы     Контактные сети трамвая и троллейбуса (Афанасьев А.С.) - 1988 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

8.

Изоляция контактной сети трамваев и троллейбусов


Контактные провода и находящиеся под напряжением элементы сети электрически изолируют oт опор, зданий, сооружений, заземленных частей и других контактных проводов, проводов связи, проводов освещения и других электрических линий не менее чем двумя ступенями изоляции, т. е. двумя последовательно включенными изоляторами, каждый из которых рассчитан на полное напряжение сети.

Допускается изоляция одним планочным изолятором между разнополярными проводами одной линии троллейбуса, а также одним изолятором с обычными характеристиками между линиями трамвая при подвешивании их на изолированных подвесках.

Все тросовые элементы контактной сети рекомендуется изолировать от опор, зданий, сооружений, земли.

По своему назначению изоляторы можно условно разделить на три группы: натяжные, подвесные и изоляторы для специальных частей. Натяжные изоляторы включают в гибкие поперечины, тросовые и проволочные элементы систем, в контактные провода и другие элементы сети, где требуется от изолятора высокая механическая прочность на растяжение. Подвесные изоляторы служат для подвески проводов или тросов и фиксации их положения. Изоляторы для

специальных частей включаются в конструкцию и по своей форме приспособлены для каждой спецчасти.

Изоляторы и изоляция опрессованных деталей должны выдерживать без пробоя и перекрытия сухоразрядное переменное напряжение 5 кВ частотой 50 Гц в течение 1 мин и мокроразрядное напряжение 3 кВ в течение 3. мин. Ток утечки через изоляторы не должен превышать 5 мА.

Натяжные пряжечные изоляторы ИП-1 на нагрузку 7 кН и ИП-2 на нагрузку 12 кН изготавливают из пресс-массы стекловолокна АГ-4с методом горячего прессования. Изолятор армирован двумя стальными обоймами для соединения с тросовыми, проволочными

элементами и деталями подвески (рис. 30, а).

Изолятор такелажный фарфоровый ИТФ-3 применяют в элементах проволочных поперечин и в подвесных стенах (рис. 30, б). Минимальное разрушающее усилие на сжатие 30 кН. В сухом состоянии изолятор выдерживает напряжение 15 кВ, а под дождем — 6 кВ. Минимальный диаметр троса для армировки изолятора 8,7 мм.

 

 

 

 

 

Рис.. 30. Изоляторы:
а — пряжечный; б — такелажный ИТФ-3; в — из древесно-слоистого пластика ДСП*Б-Э; г — пластмассовый ИКП; 1— изолятор; 2 — валик; 3— хомутик; 4 — ушки

 

 

 

 

 

Изоляторы планочные из древеснослоистого пластика ДСП-Б изготовляют двух типов: И-1,2 на допустимую нагрузку 12 кН (рис. 30, в) и И-1,7 на нагрузку 17 кН. Ввиду гигроскопичности древеснослоистого пластика электроизоляционные свойства его зависят от влажности. Для сохранения изоляционных свойств

 

изолятор при заводском изготовлении после, просушки дважды покрывают глифталевым лаком печной сушки — первый раз после механической обработки древесно-слоистого пластика и второй после армирования металлическими ушками. В эксплуатации не реже чем один раз в два года изолятор после очистки покрывают дугостойкой глифталевой эмалью воздушной сушки.

Изолятор пластмассовый ИКП (рис. 3D, г) изготавливают из пресс-материала АГ-4С методом горячего прессования. Изолятор предназначен для изолированного крепления несущего троса к поддерживающим устройствам, контактного провода к несущему тросу и для других целей. Изолятор обладает высокими электроизоляционными свойствами. Допускаемая нагрузка 2 кН.

 

 

 

 

 

Рис. 31. Болт изоляционный с овальной головкой (БО) (а), болт изоляционный с цилиндрической головкой БЦ (б), втулка изоляционная (в):
1— сердечник; 2— электроизоляционное покрытие

 

 

 

Изолированные болты предназначены для установки в 'йзолиро-; ванных подвесках контактной сети трамвая. Изолированный брлт состоит из стального сердечника, покрытого в верхней чаЬти электроизоляционным слоем пластмассы. На нижней части сердечника' имеется резьба для подвесного зажима. Болты изготавливаются двух типов: БО — болт изолированный с овальной головкой (рис.-31,

а) и БЦ — болт изолированный с цилиндрической головкой (рис. 31,

б). Болты БО наглухо крепятся в корпусе подвеса, а БЦ — в стакане кожуха с завинчивающейся крышкой и могут быть, заменены при старении изоляционного слоя или поломке болта. Изолированные болты должны выдерживать без изгиба боковую нагрузку не менее 5 кН. Недостатком болтов являются скрытые короткие замыкания

.при нарушении (пробое) изоляционного слоя. Допустимая боковая нагрузка на болт от контактного провода 2500 Н.

Втулка изоляционная (рис. 31, в) изготавливается из электроизоляционного материала Э2-330-02. Изоляционная втулка применяв ется для провода ППСРМ-300 или ПО-300 кабельных выводов при закреплении на кронштейнах или поперечине.

На современном уровне техники имеется возможность и необходимость значительного улучшения качества изоляторов, повышения надежности и долговечности их работы. Это может быть достигнуто применением полимерных материалов, и в первую очередь стеклопластиков. Накопленный положительный опыт на городском электрическом транспорте и железных дорогах позволяет рекомендовать стеклопластик в качестве материала для замены в изоляторах, где в настоящее время применяются фарфор или древеснослоистые пластики. По механической прочности, дугостойкости и долговечности изоляторы из стеклопластика превосходят изоляторы из фарфора и тем более из древесно-слоистого цластика,. Используя технологическую возможность изготовления методом прессования, из стеклопластика могут быть изготовлены не только наиболее рациональной формы подвесные и натяжные изоляторы, но и специальные части в качестве изоляционных вставок, полозов и усов.

 

 

 



КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Назовите конструкции и материалы контактных проводов, их марки и области

применения.

2. Перечислите основные характеристики стальной проволоки и канатов, применяемых для тросовой системы и несущих тросов.

3. Дайте характеристики основных контактных подвесок, области применения разных подвесок и способы регулирования натяжения.

4. Как происходит частичная компенсация натяжения в подвеске на наклонных струнах?

5. Перечислите основные зажимы и укажите области их применения в контактной сети.

6. Перечислите основные типы трамвайных и троллейбусных подвесов.

7. Расскажите, какие виды фиксаторов вы знаете и где они применяются.

8. Назовите основные виды изоляторов и области их применения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..