МОТОЦИКЛ ДНЕПР-11. ТОРМОЗА

  Главная      Книги - Мотоциклы     Мотоцикл Днепр-11 (модели КМЗ-8.155, КМЗ-8.155-01, КМЗ-8.155.6) - руководство по эксплуатации КМЗ 8.155 РЭ - 1990 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  ..

 

МОТОЦИКЛ ДНЕПР-11. ТОРМОЗА

 


Тормоза всех колес мотоцикла имеют механический привод.

Передний тормоз оборудован отдельным приводом от рычага на руле. Тормоз заднего колеса и колеса бокового прицепа — от общей ножной педали.


Передний тормоз. Тормозные колодки 1 (рис. 27) сферическими гнездами опираются на головки толкателей 5, нажимными площадками — на кулаки 3, установленные в диске 4. К кулакам посредством шлицов присоединены ведущий 7 и ведомый «5 рычаги, расположенные на лицевой стороне диска тормоза.

Рычаги соединены между собой тягой 2, регулируемой по длине.

Ведущий рычаг тросом соединен с рычагом управления передним тормозом, размещенным на руле мотоцикла. При нажиме на рычаг управления передним тормозом трос действует на ведущий рычаг тормоза, и оба рычага одновременно поворачивают кулаки, вследствие чего колодки расходятся и прижимаются к тормозному барабану колеса. В исходное положение колодки возвращаются под действием двух пружин 6.

Для компенсации износа тормозных накладок в конструкции тормоза предусмотрены специальные устройства.

В начале компенсация износа производится натяжением оболочки троса, вывинчивая регулировочный штуцер И. Б дальнейшем, когда регулирование штуцером уже невозможно, необходимо ввинтить штуцер до упора, снять с кулаков оба рычага (ведущий и ведомый) и установить их в новое положение, повернув относительно кулаков на 10° против часовой стрелки (на один зуб). После этого вывинчиванием штуцера произвести регулирование тормоза.

 

 

 

Когда в процессе эксплуатации и дальнейшего износа накладок длина штуцера снова окажется недостаточной для регулирования, необходимо разобрать тормоз и повернуть кулаки вокруг собственной оси на 180°.

При этом благодаря несимметричности кулака относительно оси его стержня колодки тормоза устанавливаются в положение, при котором скомпенсирован износ накладок по диаметру на 3 mm.

Если износ меньше указанного, то поворот кулака преждевременен и приведет к тому, что колодки в собранном тормозе не войдут в тормозной барабан колеса. Не исключены случаи, когда поворот кулака на 180° возможен без предварительной перестановки рычагов.

Износ накладок при необходимости можно дополнительно компенсировать подкладкой регулировочных шайб одинаковой толщины между толкателями и их опорами в диске тормоза (запасными шайбами мотоцикл не комплектуется).

Разборка тормоза проста и не требует разъяснений.

Сборку тормоза производить в такой последовательности:

установить кулаки в отверстия диска;

установить возвратную пружину 9 прямым зацепом в отверстие диска;

установить колодки с пружинами на сферические концы толкателей и опорные поверхности кулаков;

установить и закрепить на шлицах кулаков ведущий и ведомый рычаги, выдерживая углы 82°±5°, как указано на рис. 27. Непараллельность рычагов между собой не должна превышать 5°.

После установки тормоза на мотоцикл соединить тягу с ведущим рычагом.

Повернуть каждый рычаг по часовой стрелке до прижима колодок к тормозному барабану колеса.

Вывинчивая или завинчивая тягу в вилки, отрегулировать расстояние между центрами отверстий вилок так, чтобы палец, соединяющий вилку с ведомым рычагом, свободно входил в отверстия рычага и вилки. При этом тяга должна ввинчиваться в вилку на величину не менее 5 mm.

Законтрить тягу в вилке, соединить тягу с ведомым рычагом, зашплинтовать. Завести возвратную пружину.

При соблюдении приведенных выше правил сборки будут созданы необходимые условия для надежной работы тормоза за счет одновременного прижима обеих колодок к тормозному барабану колеса.

При сборке тормоза колодки необходимо устанавливать на их прежние места, иначе нарушится приработка и на время ухудшится эффективность торможения.

Необходимо также обратить внимание, на какие поверхности кулака опирались колодки, так как поверхности кулака несим-

метричны относительно оси его вращения. Обе колодки должны опираться на плоскости кулаков, одинаково смещенные относительно стержня.

Регулирование тормоза в процессе эксплуатации производится по мере необходимости, вывинчивая регулировочный штуцер, как указано выше. После окончания регулирования штуцер должен быть законтрен.

Регулировать тормоз надо так, чтобы вывешенное колесо свободно вращалось без затирания о колодки и при торможении достигались требуемая эффективность и удобство захвата рычага рукой.
 

 


 

Тормоз заднего колеса. Тормозные колодки 8 (рис. 28) опираются гнездами на головки толкателей 2, а нажимными пло-

щадками — на кулак 5. В кулаке имеется паз, в который установлен уравнитель 6. При повороте кулака с уравнителем колодки прижимаются к тормозному барабану.
 


По мере износа тормозных накладок зазор между тормозными колодками и тормозным барабаном колеса увеличивается. Чтобы поддерживать зазор в необходимых пределах, в тормозе • предусмотрен компенсатор износа в виде конуса 1. Конус по мере надобности ввинчивается (с наружной стороны тормозного Диска) и раздвигает толкатели 2, которые приближают тормозные колодки к барабану и кулаку. Для фиксации положения конуса на его поверхности предусмотрены продольные канавки, в которые входят толкатели под действием пружин 9, стягивающих тормозные колодки.

Необходимость регулирования тормоза определяется по величине свободного хода рычага наружного шарнира 17 (рис. 29). Свободный ход считается нормальным, если он не превышает 35 mm. Если он больше указанной величины, необходимо поднять заднее колесо и ключом с зевом 8 mm повернуть выступающий квадрат регулировочного конуса (как пока-

зано на рис. 30) по часовой стрелке, до шчала касания колодок о тормозной барабан при проворачивании колеса. После этого нужно регулировочный конус повернуть обратно на один фиксируемый интервал для того, чтобы колесо вращалось без касания о тормозные колодки.

Привод тормоза заднего колеса и колеса коляски осуществляется от ножной педали через уравнитель 3 (рис. 29). Верхнее плечо уравнителя связано с приводом тормоза заднего колеса, нижнее — с тормозом колеса коляски. Наличие уравнителя обеспечивает правильное распределение тормозных моментов и синхронную работу тормозов.

Длина передней тяги 13 привода тормоза заднего колеса должна быть такой, чтобы обеспечить размер 3—9 mm от плоскости симметрии уравнителя до оси качания рычага подвески заднего колеса. При этом плоскость симметрии уравнителя должна совпадать с плоскостью симметрии верхнего плеча пе-

дали 2 тормоза. Педаль тормоза должна быть прижата к резиновому валику подножки 1, которая должна быть установлена согласно рис. 29 (5°—13°).

Регулирование длины задней тяги 11 производится при ее установке или ремонте тормозов.

Регулирование производится при снятом колесе, собранном тормозе и прижатой педали тормоза к подножке мотоцикла в такой последовательности:

рычаг 10 отжать вперед (по часовой стрелке) и вывести гайку 8 из рычага;

овинчивая или навинчивая гайку, подвести ее торец к оси 9 без зазора. Допускается смещение нижней головки рычага кулака до 3 mm вперед (в сто-

рону торможения). Утопание резьбовой части тяги в гайке не допускается.

Тормоз колеса бокового прицепа. Тормоз по конструкции аналогичный тормозу заднего колеса. Привод тормоза осуществляется тросом 7 (рис. 29). С двух сторон на трос установлены регулировочные штуцеры 6, на которые надета резиновая защитная трубка. Для защиты троса от загрязнения необходимо следить, чтобы трубка была натянута на штуцеры, а резиновая муфта 15 уплотняла его передний конец.

Проверку регулирования тормоза и его привода производят при поднятом колесе.

Вначале нужно проверить регулирование зазора между тормозными колодками и барабаном при помощи регулировочного конуса (так же, как и на тормозе заднего колеса). При этом положение регулировочных штуцеров 6 должно исключать действие троса на рычаг кулака тормоза.

Затем регулируется натяжение троса штуцерами 6. Вначале, вывинчивая штуцеры или один из них, устанавливают положение начала торможения колеса. После этого, ввинчивая один из штуцеров, колесо растормозить.

Обязательным условием удовлетворительной работы привода тормоза колеса бокового прицепа является отсутствие перекосов троса. Здесь необходимо обратить внимание на положение упора 18. При необходимости его надо ввинтить или вывинтить и законтрить.

Для уменьшения трения троса об оболочку во время регулирования трос необходимо слегка встряхивать. Чрезмерное на-

тяжение троса может вызвать через уравнитель торможение не только колеса бокового прицепа, но и заднего колеса. После окончания регулирования тормозной системы проверить ее эффективность при торможении на небольшой скорости и отсутствие нагрева при движении.

Корпуса колес не должны нагреваться при движении без торможения. Если при периодических торможениях ощущается чрезмерный нагрев корпусов колес, следует увеличить зазор между колодками и тормозными барабанами.

На кронштейне педали 2 имеется регулировочный болт 14, ограничивающий поворот уравнителя 3. При правильно отрегулированном положении болта 14 при нажатии на педаль с усилием 40—50 kgf зазор между уравнителем и торцом болта 14 должен быть в пределах 2—3 mm.

Упор уравнителя в болт 14 ослабляет действие тормоза колеса бокового прицепа или вообще отключает его. Указанный болт служит упором нижнего плеча уравнителя в случае обрыва троса.

Смазка деталей тормозов производится в сроки, указанные в разделе «Техническое обслуживание». Излишки смазки должны быть удалены, чтобы предотвратить замасливание накладок.

Предельный износ тормозной накладки определяется величиной утопания головки заклепки, которая должна быть не менее 0,3 mm.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  ..