Вертикальные усилия, возникающие от неровностей
дороги, воспринимаются колесом и передаются через рычаг подвески и
амортизатор на раму. Пружинно-гидравлические амортизаторы смягчают удары
и гасят колебания подвески. Боковые усилия от колеса передаются на раму
через рычаг подвески, установленный на резиновых втулках. Шарнирные
соединения пружинно-гидравлических амортизаторов с рычагом подвески и
соединение рычага с рамой выполнены также на резиновых втулках. Такие
шарниры обеспечивают бесшумность работы и практически не изнашиваются, а
поэтому уход за ними в эксплуатации сводится к проверке надежности
затяжки крепежных деталей.
Пружинно-гидравлические амортизаторы представляют собой легкосъемные и
взаимозаменяемые узлы.
Эластичным элементом амортизатора является несущая пружина 4 (рис. 26).
Гашение колебаний осуществляется гидравлическим амортизатором
двустороннего действия, расположенным в корпусе 7. Корпус амортизатора
представляет собой герметичный сосуд, закрытый сверху гайкой 6 и
сальником 33, через который проходит шток 9. Внутри корпуса помещен
цилиндр 8, в котором поршень 27, закрепленный на штоке гайки 15,
совершает возвратно-поступательное движение.
В нижней части цилиндра амортизатора находится клапан сжатия 26, а на
верхнем торце поршня расположен перепускной клапан, состоящий из тарелок
22, 24 и пружины 23. В верхней части цилиндра установлена направляющая
28 штока, обойма 31 сальника с сальником 33.
Пружинно-гидравлические амортизаторы имеют регулировочное устройство
кулачкового типа — подвижный кулачок 11, неподвижный кулачок 12—для
изменения степени предварительного сжатия несущих пружин в зависимости
от нагрузки и состояния дороги.
Регулируется предварительное сжатие пружин на два
положения: первое — пружины не поджаты (соответствует нагрузке —
водитель и пассажир в боковом прицепе); второе — пружины поджаты
(соответствует максимальной нагрузке и движению по плохим дорогам).
Регулирование производится путем поворота специальным ключом подвижного
кулачка 11 против часовой стрелки до фиксации его в верхнем положении.
Разборка. Для разборки амортизатора необходимо снять его с
мотоцикла, поставив мотоцикл на подставку. Затем поставить амортизатор в
вертикальное положение и зажать нижний его наконечник в тисках. Разборку
амортизатора производить в следующем порядке.
1. Нажав на кожух 3, отпустить его на 5—10 mm и снять освободившиеся при
этом сухари 2.
3. Выдвинуть кверху наконечник 1 со штоком 9 и специальным ключом
отвинтить гайку 6. Взять рукой за верхний наконечник штока и толчками
поднять его вверх. При этом шток в сборе с поршнем 27, обоймой 31 и
рабочим цилиндром 8 должен выйти наружу.
4. Шток в сборе с цилиндром и корпусом нижнего клапана погрузить в
керосин, и, придерживая левой рукой цилиндр, правой несколько раз
прокачать шток вверх-вниз. Вынуть цилиндр со штоком из керосина и,
придерживая одной рукой цилиндр, вынуть из него шток вместе с обоймой
сальников, направляющей 28 и поршнем в сборе. Вылить масло из цилиндра и
корпуса амортизатора.
5. Закрепить шток за верхний наконечник в тисках и отвинтить гайку 15
клапана отдачи.
6. Снять поршень со всеми деталями клапана, направляющую штока, пружину
29 и обойму 31 сальника в сборе.
7. Осторожно вынуть из обоймы войлочный сальник 34, снять сальник гайки
резервуара и вытолкнуть деревянным стержнем с верхней стороны обоймы
резиновый сальник 33.
8. Выпрессовать клапан сжатия в сборе из рабочего цилиндра легкими
ударами молотка по деревянной оправке.
Собирать амортизатор следует в обратной последовательности. Чтобы не
повредить резиновый сальник при надевании обоймы сальника на шток, нужно
пользоваться конусным наконечником.
Заливать масло необходимо при вставленном рабочем цилиндре с клапаном
сжатия в корпусе амортизатора. Масло заливать в рабочий цилиндр доверху,
а остаток его — в корпус амортизатора.
После заливки масла нужно вставить в рабочий цилиндр шток с поршнем,
закрыть цилиндр направляющей штоков и, аккуратно придвинув корпус
сальников вплотную к направляющей, завинтить гайку резервуара. После
этого прокачать рукой
шток с поршнем для удаления воздуха из рабочего
цилиндра. .
Примечание. Полную разборку амортизатора производить только при
необходимости замены деталей. Для осмотра или замены масла амортизатор
разбирать в объеме, указанном в п. п. 1—4. При разборке внутреннюю
поверхность цилиндра, наружные поверхности поршня и штока оберегать и
следить за тем, чтобы не было царапин и вмятин.
Обслуживание. В амортизаторы следует заливать чистое масло. Через
каждые 10 000 km пробега мотоцикла рекомендуется снимать амортизаторы,
разбирать, промывать все детали в чистом керосине и заправлять маслом.
Необходимо следить, чтобы на буферы и сайлент-блоки наконечников не
попадали масло и бензин. Если в амортизаторах обнаружится течь, их
следует перебрать и заменить негодные детали (сальник, шток).