ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПАРАМЕТРОВ АВТОКРАНОВ С ОБЪЕМНЫМ ГИДРОПРИВОДОМ
Базовые параметры автокранов с объемным
гидроприводом
Базовыми являются параметры, определяющие силовую, кинематическую и
габаритную характеристики автокрана, а также его технико-экономические
показатели. Это — номинальная грузоподъемность автокрана, грузовой
момент, вылет стрелы, угол ее поворота, наибольшая высота подъема крюка,
скорости подъема и опускания груза и поворота стрелы, масса кранового
оборудования, масса автокрана, габаритные размеры в транспортном
положении: высота, ширина, длина.
Большинство параметров относится к характеристике кранового
оборудования, а такие параметры, как наибольшая высота подъема крюка,
вес автокрана и габаритные размеры в транспорт-лом положении,
определяются как характеристикой кранового оборудования, так и базовым
автомобилем и в зависимости от типа автомобиля могут изменяться.
Грузоподъемность автокрана выбирается по ряду номинальных
грузоподъемностей (ГОСТ 1575—75) с учетом максимального веса -единичного
груза, подлежащего погрузке, и возможности полного использования площади
кузова и грузоподъемности базового автомобиля. Исходя из этого, можно
рекомендовать следующий ряд грузоподъемностей автокранов, т: 0,25, 0,5;
0,63; 1,0; 1,25; 1,6; 2,0; 2,5. При этом вылет стрелы, определяемый из
условий возможности обслуживания собственного кузова и кузова рядом
стоящего автомобиля, должен соответствовать следующему ряду, м: 2,5;
3,6; 4,5; 5,0, 6,3. Для работы н^ строительных площадках вылет стрелы
может быть увеличен до 10 м.
Скорость подъема и опускания груза должна быть в пределах 0,3...0,41
м/с. Скорость поворота стрелы — 6...307с.
Угол поворота стрелы для автокранов общего назначения — 210...270°, для
лесовозов — 360...400°.
Массовые характеристики автокранов с объемным
гидроприводом
Для правильного выбора базового автомобиля, определения нагрузок на его
переднюю и заднюю оси, а также для определения коэффициента устойчивости
автокрана конструктору уже на стадии эскизного проектирования автокрана,
когда конструкция еще реально не существует, необходимо знать
ориентировочную массу кранового оборудования.
Анализируя существующие отечественные и зарубежные
конструкции автокранов, можно функционально связать массу кранового
оборудования с такими наиболее влияющими на нее параметрами, как
грузоподъемность и вылет стрелы. Полученная эмпирически расчетная
формула для определения ориентировочной массы кранового оборудования в
зависимости от номинальной грузоподъемности автокрана и вылета стрелы
имеет вид
Массовый коэффициент для выпускаемых отечественных
автокранов составляет 0,140...0,142, для перспективных — 0,130.. .0,135.
В табл. 4 приведена рассчитанная по формуле (1) ориентировочная масса
кранового оборудования при массовых коэффициентах 0,141 и 0,132.
Формула (1) и табл. 4 носят обобщенный характер и не могут отражать
специфику каждого конкретного автокрана. Поэтому после разработки
рабочих чертежей автокрана необходимо уточнить массу его элементов, а
также произвести перерасчет нагрузок на переднюю и заднюю оси автомобиля
и коэффициента устойчивости.
Отдельные элементы кранового оборудования в общей массе автокрана
mк составляют следующую часть:
4. Ориентировочная масса кранового оборудования, т
Металлоконструкция:
стрела................... . . . 0,165
рама . .....................0,170
Кронштейн стрелы....................0,075
Механизм поворота-...................0,152
Выносные опоры.....................0,090
Гидроцилиндры.....................0,180
Трубопроводы.................... 0.-030
Гндроооорудование . .................0,060
Прочие элементы. . ...................0,078
Как видно из приведенных данных, наибольшая масса кранового оборудования
приходится на металлоконструкцию и гидроцилиндры. Поэтому применение в
конструкциях автокранов низколегированных сталей типа 10ХСНД (ГОСТ
19281—73) с бв= 540 МПа и бт = 400 МПа, повышение рабочих давлений в
гидросистеме до 16...21 МПа, а также использование современных методов
расчета деталей и узлов автокрана с учетом реальных коэффициентов
динамичности позволяют значительно уменьшить массу кранового
оборудования, рационально распределить нагрузки на переднюю и заднюю оси
автомобиля и улучшить общую характеристику автокрана.