содержание ..
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10 ..
5.7.
Система электрооборудования моторов «Вихрь»
Источником тока на моторах «Вихрь-М», «Вихрь-30» и «Вихрь-30Р» служит
магдино МВ-1 маховичного типа, которое состоит из маховика с
закрепленными на нем магнитами в основания магдино. На основании магдино
смонтированы две катушки питания зажигания, две катушки освещения, два
прерывательных механизма с конденсаторами и фильц для смазки кулачков. В
систему электрооборудования моторa, кроме
магдино МВ-1, входят два трансформатора ТЛМ и две свечи зажигания
CИ-l2РT. В трансформаторе ТЛМ преобразуется ток низкого напряжениявырабатываемый
катушкой питания зажигания магдино, в ток высокого напряжения (16—18
тыс. вольт), который подается на свечи зажигания.
Фиг.6. Схема
электрооборудования моторов «Вихрь-М» и «Вихрь-30Р»
1- катушка питания; 2 – свеча; 3 – конденсатор; 4 – прерыватель; 5 –
кулачок; 6 – катушка освещения; 7 – блок ВБГ-3А; 8 – электролампа; 9 –
трансформатор; 10 – кнопка «стоп».
Схема системы электрооборудования моторов «Вихрь-М» и «Вихрь-30Р»
представлена на фиг.
6. Изменение угла опережения зажигания в необходимых пределах
осуществляется за счет поворота основания магдино с помощью рычага на
тяге привода дроссельной заслонки карбюратора в зависимости от величины
её открытия.
В катушках освещения магдино при работе двигателя вырабатывается ток для
питания судовых ламп.
Мощность тока катушек освещения при работе двигателя на 5000 об/мин —
30 ватт, напряжение — 12 вольт.
Фиг.
6а. Схема
электрооборудования мотора «Вихрь-30»
1- катушка питания зажигания; 2 – конденсатор; 3 – кулачок; 4 –
прерыватель; 5 – катушка освещения; 6 – кнопка «стоп» на поддоне; 7 –
кнопка «стоп» на пульте; 8 – кнопка «пуск» на пульте; 9 – стартер
СТ-369; 10 – аккумулятор 6СТ-45; 11 – блок ВБГ-3А; 12 – трансформаторы
ТЛМ; 13 – свечи
Провода от катушек освещения (одинакового цвета — желтого, оранжевого
или коричневого) выводятся на алюминиевые корпуса диодов блока ВБГ-3А,
провод от прерывателя верхнего цилиндра (белого натурального цвета) на
правую крайнюю клемму и провод от прерывателя нижнего цилиндра (черного
или фиолетового цвета) — на среднюю клемму блока.
В систему электрооборудования мотора «Вихрь-30», кроме узлов системы
зажигания (магдино МВ-1, трансформаторов ТЛМ и свечей СИ-12РТ), входят
аккумуляторная батарея 6СТ-45 и электростартер марки С'Т-369.
Схема электрооборудования мотора «Вихрь-30» представлена на фиг.
6а.
Вырабатываемый катушками освещения ток через блок ВБГ-3А подается
аккумуляторной батарее для ее подзарядки.
Питание стартера в момент пуска двигателя и питание бортовой сети судна
осуществляется от аккумуляторной батареи. Включение стартера
производится путем нажатия на кнопку «пуск» на пульте дистанционного
управления.
Фиг.
7. Схема
электрооборудования моторов «Вихрь-25Р электрон» и «Вихрь-30Р электрон»:
1 – магнето МБ-2; 2 – блок ВБГ-3А; 3 – трансформаторы; 4 – кнопка
«стоп»; 5 – электролампа.
Предупреждение:
1. Запрещается работать с отсоединенной одной свечой и проворачивание
маховика с отключенными трансформаторами или свечами во избежание пробоя
и выхода из строя искрогасительных конденсаторов. В случае необходимой
прокрутки коленвала с отсоединенными свечами высоковольтные провода
обязательно заземлять.
2. Во избежание несчастного случая запрещается прикасаться к оголенной
части проводов от магдино к трансформатору и от трансформатора к свече
при работе мотора.
3. На моторах «Вихрь-М» и «Вихрь-30» при включении электроламп с
суммарной мощностью меньше 30 вт возможно
их перегорание.
4. Для обеспечения надежного искрообразования на свечах мотора
необходимо освещение включать после запуска двигателя. На моторах
«Вихрь-25Р» электрон», «Вихрь-30Р электрон» и «Вихрь-30 электрон»
установлена электронная система зажигания.
Электронное магнето имеет тиристорную схему с накоплением энергии в
конденсаторе. На основании магнето установлен катушка освещения для
питания бортсети судна, генераторные катушки, вырабатывающие энергию для
искрообразования, и электронный блок с датчиком. При вращении маховика
выступы полюсных башмачков, проходя мимо датчика, вызывают разряд
накопительного конденсатора через высоковольтные трансформаторы,
повышающие выходное напряжение до 12-30 тыс. вольт, которое подается на
свечи зажигания.
Фиг.
7а.
Схема электрооборудования мотора "Вихрь-30 электрон"
Из основания магнето выведены 3 пары проводов. Провода от катушек
освещения белого цвета, провода к трансформаторам – синего цвета для
нижнего цилиндра, зеленого – для верхнего, провода к кнопке «стоп» -
красного (черного) цвета. Схема электрооборудования моторов «Вихрь-25Р
электрон», «Вихрь-30 электрон» - на фиг.
7а.
В случае, если
на вашем моторе установлено модернизированное магнето МБ-2 (переработана
схема, улучшены параметры: понижены начальные обороты искрообразования и
др.), то оно отличается внешне от ранее выпускаемого количеством выводов
– 5 вместо 6, причем на кнопку «Стоп» задействован один провод (красный,
черный), а второй провод от кнопки «Стоп» соединяется с «Массой» с
помощью провода-перемычки.
В связи с отсутствием механических контактов электронное магнето не
подвержено износу и не требует обслуживания и регулировки. Электронный
блок выполнен на бескорпускных элементах, защищен компаундом и поэтому
неремонтоспособен и разборке не подлежит.
ВНИМАНИЕ! При работе с электрооборудованием мотора отключайте
аккумулятор. При замыкании проводов, ведущих к трансформаторам, на плюс
аккумуляторной батареи магнето выходит их строя. В случае отсутствия или
ослабления искры следует проверить целостность проводов и отсутствие
замыкания или загрязнения кнопки «стоп».
5.8. Система запуска моторов «Вихрь»
Запуск мотора «Вихрь-30 электрон» осуществляется электростартером. Схема
системы запуска и ее описание приведены в главе «Система
электрооборудования».
Запуск моторов «Вихрь-30Р электрон» и «Вихрь-25Р электрон» с помощью
ручного стартера. Стартер представляет собой шкив (5) с намотанным на
него шнуром (4). При вытягивании шнура за имеющуюся на конце его ручку
(1) блок при этом начинает вращаться и при этом с помощью собачек
сцепляется с храповым диском, сидящим на маховике. В результате коленвал
тоже начинает вращаться и мотор запускается. При отпускании шнура блок
под действием возвратной пружины (7) вращается в обратную сторону,
сцепляется с диском маховика и наматывает на себя шнур.
Сцепление и расцепление блока стартера с маховиком происходит так: на
одной оси с блоком сидит скоба (12), имеющая возможность несколько
поворачиваться относительно блока и при этом поджимать или выпускать
собачки (13), находящиеся в блоке. Благодаря этой некоторой свободе
скоба поднимает или поджимает собачки в зависимости от направления
вращения.
Под каждой из трех опор стартера стоят регулировочные шайбы определенной
толщины, обеспечивающей зазор между блоком стартера и маховиком, равным
7,5-0,5 мм, которые при постановке стартера необходимо поставить на свои
места. Непостановка шайб приводит к выходу стартера из строя.
Все детали стартера моторов»Вихрь-25Р
электрон» и «Вихрь-30Р электрон», кроме корпусов, взаимозаменяемы.
содержание ..
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10 ..
|