Стихотворение Андрея Тургенева "К отечеству" и его речь в Дружеском литературном обществе

  Главная      Учебники - Литература     О поэтах и поэзии: Анализ поэтического текста

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..

 

 

Стихотворение Андрея Тургенева "К отечеству" и его речь в Дружеском литературном обществе - часть 1


                    
   Расцвет политической лирики в 1810-х гг.  и в первой
половине 1820-х гг.,  жанра, наиболее полно выразившего
литературную программу декабристов, связан с формирова-
нием  общественно-политических воззрений дворянских ре-
волюционеров и отражает этапы и пути развития их  идео-
логии. Однако работы советских исследователей показали,
что декабристы в борьбе за высокую  гражданскую  поэзию
сознательно  ориентировались на определенные литератур-
ные традиции. Поэзия декабризма связана с русской воль-
нолюбивой поэзией и,  прежде всего, с гражданской лири-
кой первого десятилетия XIX в. Без изучения этих  свя-
зей  невозможна  и подлинно историческая оценка литера-
турной программы декабристов.  Несмотря на  ряд  ценных
работ последних лет,  некоторые интереснейшие поэтичес-
кие произведения этой эпохи все еще находятся вне  поля
зрения исследователей. К числу последних следует отнес-
ти стихотворение Андрея Ивановича Тургенева (1781-1803)
"К  отечеству"2,  опубликованное в 1803 г.  в "Вестнике
Европы":

 


1 См.  об этом главу "Из истории гражданской  поэзии

1800-х  годов"  //  Орлов  В.  Н.  Русские просветители

1790-1800-х годов.  М., 1953.  С.  360-493; статью И. Н.

Медведевой  "Гнедич  и  декабристы"  // Декабристы и их

время. 1951. С. 101-154, и ряд других работ.          

   2 Характерна ошибка составителя сборника  "Декабрис-

ты.  Поэзия.  Драматургия. Проза. Публицистика. Литера-

турная критика" (М.;  Л., 1951), В. Н. Орлова, включив-

шего  находящуюся в дневнике Н.  И.  Тургенева короткую

цитату из этого стихотворения,  под условным  названием

"Родине",  в  раздел произведении Н.  И.  Тургенева (С.

179). Следует отметить, что и запись в дневнике, на ко-

торую ссылается составитель,  сделана не Н. И. Тургене-

вым,  а его младшим братом Сергеем (см. об этом в подс-

трочном  примечании:  Архив братьев Тургеневых.  Т.  2.

Вып.  3. СПб., 1911. С. 7), и, следовательно, атрибуция

этих стихов Н.  И. Тургеневу представляет явное недора-

зумение.  В напутствии на дорогу брату Сергей  Тургенев

цитировал,  бесспорно,  хорошо  известные в семье стихи

Андрея Тургенева.                                     


       Сыны отечества клянутся,                              

    И Небо слышит клятву их!                          

   О, как сердца в них сильно бьются!                 

   Не кровь течет, но пламя в них.                    

   Тебя, отечество святое,                             

   Тебя любить, тебе служить -                        

   Вот наше звание прямое!                            

    Мы жизнию своей купить                            

   Твое готовы благоденство.                          

   Погибель за тебя - блаженство,                     

   И смерть - бессмертие для нас!                     

    Не содрогнемся в страшный час                     

   Среди мечей на ратном поле,                        

   Тебя, как Бога, призовем,                          

   И враг не узрит солнца боле,                       

    Иль мы, сраженные, падем -                        

   И наша смерть благословится!                       

   Сон вечности покроет нас;                          

   Когда вздохнем в последний раз,                     

   Сей вздох тебе же посвятится .                     

                     

   Появление такого  яркого патриотического стихотворе-

ния закономерно вытекало из всей литературной программы

Андрея Тургенева,  во многом предвосхищавшей декабрист-

ские воззрения на литературу.  Анализ  этой  программы,

без  которой  невозможна и историко-литературная оценка

стихотворения "К отечеству",  приводит нас к рассмотре-

нию  внутренней жизни Дружеского литературного общества

- литературной организации, атмосфера которой во многом

определила развитие взглядов Андрея Тургенева.        

   Обстоятельная работа В.  М.  Истрина "Младший турге-

невский кружок и Александр Иванович  Тургенев"2  и  две

специально посвященные Дружескому литературному общест-

ву статьи3 не вскрыли во всей полноте картины  внутрен-

ней  жизни Общества.  Рассматривая его как этап на пути

от Дружеского ученого общества к "Арзамасу",  автор со-

вершенно игнорирует политические интересы ведущей груп-

пы членов Дружеского литературного общества.  Яркие по-

литико-патриотические выступления он рассматривает лишь

как досадные и не играющие большой роли пережитки  ста-

рого.                                                 

   "Оно [Общество]  не  могло  еще отделаться от старых

привычек - произносить речи на моральные и политические

(патриотические) темы; но участники Общества чувствова-

ли, что идти лишь по старой дороге невоз- 

   


   Вестник Европы. 1803. № 4. С. 277 (в 1806 г. изда-

но отдельной листовкой).  Написано,  видимо,  несколько

ранее. В 1803 г., вернувшись из-за границы, Андрей Тур-

генев    напечатал   некоторые   произведения   периода

1800-1802 гг.                                         

   2 Архив братьев Тургеневых. Вып. 2.                

   3 Истрии В.  М. Дружеское литературное общество 1801

г.  / По материалам архива братьев Тургеневых // Журнал

Министерства  народного  просвещения.  1910.  № 8.  С.

272-307;  Он же.  Из архива братьев Тургеневых. I. Дру-

жеское литературное общество 1801  г.  (Дополнение)  //

Там же. 1913. № 3. С. 1-15.                           


можно, им становилось скучно;  отсюда  возникало  недо-

вольство..."1 Итак,  противники политической направлен-

ности Общества  объявляются  борцами  против  масонских

влияний.  Изучение  материалов  Общества заставляет от-

вергнуть подобное толкование.                         

   Замечания о Дружеском литературном обществе  разбро-

саны также в работах, посвященных Жуковскому2. Однако в

этом случае Общество привлекалось лишь в плане изучения

литературного  окружения  Жуковского  и рассматривалось

как этап в развитии русского сентиментализма,  как сво-

еобразное проявление экзальтированного культа дружбы. 

   Существование Дружеского литературного общества было

кратковременным.  12 января 1801 г. состоялось его пер-

вое  заседание,  а  в ноябре того же года Общество уже,

видимо, перестало существовать.                       

   Распад его был вызван не только  внешними  причинами

(отъезд Андрея Тургенева из Москвы сначала в Петербург,

а затем за границу),  но и напряженной внутренней борь-

бой, которая разгорелась в Обществе с первых же заседа-

ний.                                                  

   Расхождение мнений между  отдельными  членами  очень

скоро  вызвало  раскол  Общества на два противоположных

лагеря:  "...с сердечным сожалением вижу я,   отмечал

Андрей  Тургенев на собрании 16 февраля 1801 г.,  - что

мы разделены,  так сказать, на две части, и та и другая

порознь в короткой связи между собою, между тем как не-

которые из нас недовольно еще между собою сближены"3. 

   Каковы же были эти группы и в чем  заключалось  рас-

хождение между ними?                                  

   Отвечая на этот вопрос,  не следует забывать, что по

целому ряду причин борьба в кружке Андрея Тургенева,  -

а  она  отражала  развитие  противоречий  в  литературе

1800-х гг.,  - не достигла еще той степени, при которой

теоретические  столкновения  приводят  к разрыву личных

дружеских связей. Кроме                               

  


 Архив братьев Тургеневых. Вып. 2. С. 101.        

   2 См.,  например, работу В. И. Резанова "Из разыска-

ний о сочинениях В. А. Жуковского". СПб., 1906. Как от-

мечал В.  М. Истрин, "Резанов не дает истории об-

щества,  хотя в его книге обширный отдел, с. 176-275, и

носит заглавие "Дружеское литературное общество"" (Ист-

рин В.  М.  Дружеское литературное общество 1801 г.  //

Журнал Министерства народного просвещения.  1910.  № 8.

С. 273). В 1916 г. В. И. Резанов опубликовал второй вы-

пуск своего исследования,  в котором воспользовался до-

кументальными находками Истрина. Автор обильно процити-

ровал речи членов  Дружеского  литературного  общества,

однако убедительного анализа идейной жизни этой органи-

зации не дал,  присоединившись к словам  А.  А.  Фомина

(см.:  Фомин  А.  А.  Андрей Иванович Тургенев и Андрей

Сергеевич Кайсаров // Русский библиофил.  1912.  №  1),

что содержание речей Андрея Тургенева "не требует ника-

ких объяснений и может вызывать только восторг пред мо-

лодым критиком" (Резаное В.  И. Из разысканий о сочине-

ниях В.  А.  Жуковского. Пг., 1916. Вып. 2. С. 145). Ни

методология работы,  ни выводы,  к которым приходит ав-

тор, не могут быть признаны научно обоснованными.     

   3 Речи, говоренные в собраниях Дружеского литератур-

ного общества // ИРЛИ. Ф. 309 (Тургеневы). Ед. хр. 618.

Л. 43. В дальнейшем при цитатах из этого источника ука-

заны только листы.                                    


того, на жизнь Общества накладывала  отпечаток  крайняя

молодость младшей группы участников, чьи взгляды не от-

личались достаточной устойчивостью.                   

   Члены первой группы,  в которую входили  сам  Андрей

Тургенев,  Андрей Кайсаров и А.  Ф.  Мерзляков (позиция

которого имела,  впрочем,  некоторые отличия), видели в

литературе средство пропаганды гражданственных, патрио-

тических идей, а сама цель объединения мыслилась ими не

только как литературная,  но и как общественно-воспита-

тельная.  "Разве нравственность и патриотизм не состав-

ляют  также  предмета  наших  упражнений?"  - спрашивал

Мерзляков,  обращаясь к товарищам по  Обществу  (л.  20

об.).  Материалы  заседаний показывают,  что недалек от

позиции этих членов в ту пору был и А. Ф. Воейков.    

   Вторую группу составляли Жуковский, Михаил Кайсаров,

Александр Тургенев и,  несколько позднее, С. Е. Родзян-

ко.  Здесь господствовали связанные с карамзинской шко-

лой  проповедь интимно-лирических тем в поэзии,  покор-

ность провидению и интерес к  субъективно-идеалистичес-

кой  философии,  а  в  речах Родзянко - прямой пиетизм.

Вполне естественно,  что  при  такой  противоположности

мнений не замедлила завязаться полемика.              

   По глухим намекам можно предполагать,  что разногла-

сия возникли уже в связи с  первым  актом  деятельности

Общества - избранием председателя. Об этом свидетельст-

вуют в речи Мерзлякова разъяснения прав  "первого  чле-

на",  имеющие характер явной защиты от чьих-то нападок.

Это же отразилось в черновых набросках выступления Анд-

рея Тургенева,  хранящихся в архиве Жуковского.  Оратор

отводит высказанные кем-то  обвинения  в  "тирании"  со

стороны "первого члена". Основные столкновения, однако,

связаны были с более принципиальными вопросами.       

   На первых двух заседаниях выступал с речами  Мерзля-

ков.  Главное  содержание обоих выступлений - проповедь

гражданственного служения  отечеству.  Цель  оратора  -

"возжечь" в слушателях "энтузиазм патриотизма". "Каждый

из нас, - говорил Мерзляков, - человек, гражданин, каж-

дый из нас - сын отечества" (л.  12). Оратор доказывал,

что деятельность собрания нельзя  ограничивать  рамками

чисто литературных споров.                            

   "Мал тот,   продолжал он,  - кто хочет быть только

астрономом;                                           

   несчастливые братья его на земле,  а не  на  планете

сатурновой;  мал  тот,  кто  хочет  быть только героем;

кровь не украсит лаврового венца его,  когда станет  он

пред престолом правды, звук побед его не заглушит прок-

лятий разоренного, сердце его не согреется от бриллиан-

товой звезды,  которая украшает его грудь; мал тот, кто

хочет быть только оратором, стихотворцем, сочинения его

холодны, если не воспламенит их любовь сердечная, сове-

ты его не отрут слез угнетенной невинности,  прекрасные

мысли его не утолят голода нищему" (л. 15-15 об.).    

   Такое начало  определило  дальнейший  ход заседаний.

Выступлением Мерзлякова инициаторы Общества  недвусмыс-

ленно  заявили,  что рассмотрение литературных вопросов

интересует их лишь  как  часть  самовоспитания  в  духе

гражданственности и патриотизма.  В последовавшем затем

выступлении Воейкова вопросы литературы вообще не  были

затронуты.                                            

Воейков произнес речь,  посвященную деятельности  Петра

III.  Значение и смысл этого выступления в литературе в

должной мере не оценены. В. М. Истрин характеризует ее

как  "сплошной  панегирик".  На оценку эту,  вероятно,

оказало влияние отношение к личности Воейкова в  значи-

тельно  более позднее время.  Анализ позиции Воейкова в

Обществе подводит к иной характеристике этого выступле-

ния.                                                  

   Прежде всего  следует остановиться на уточнении вре-

мени произнесения речи.  В сборнике речей она  помещена

под № 3 без указания даты. Поскольку № 2 - речь Мерзля-

кова - помечена 19 января 1801 г., а № 4 - речь Михаила

Кайсарова - 26 января,  то, если вспомнить, что заседа-

ния происходили раз в неделю,  следует  сделать  вывод,

что речь Воейкова была,  видимо,  произнесена на том же

заседании 19 января,  на котором выступал и  Мерзляков.

Этим, по всей вероятности, и объясняется отсутствие пе-

ред ней даты.  Итак,  речь Воейкова была произнесена  в

последние  месяцы  царствования  Павла I.  Тема речи не

могла возбудить подозрения властей:  восхваление  Петра

III  соответствовало официальным тенденциям.  Однако из

этого не следует,  что речь Воейкова  была  официозной.

Дело в том, что характер правительственной деятельности

Петра III подвергался в последней трети  XVIII  в.  до-

вольно часто весьма своеобразному освещению.          

   К. В.  Сивков на основании детального изучения мате-

риалов Тайной экспедиции приходит к выводу, что "непра-

вильное толкование манифеста 18 февраля 1762 г.  о дво-

рянской вольности и свободе,  как такого акта, за кото-

рым  должно было последовать и освобождение крестьян от

работы на помещика,  указ о  разрешении  старообрядцам,

бежавшим  в Польшу и другие заграничные земли,  возвра-

титься в Россию   уничтожение  Тайной  канцелярии

 - все это создавало ему своеобразную популярность

и порождало надежды,  что с возвращением его на престол

осуществятся народные чаяния о воле,  земле, освобожде-

нии от рекрутчины,  тяжелых налогов и т. п. Отсюда мно-

гочисленные  попытки использовать имя Петра III в клас-

совой борьбе того  времени"2.  Не  только  крестьянская

масса,  но  и некоторые представители передовой общест-

венной мысли были склонны именно  в  таком  направлении

толковать характер деятельности свергнутого императора.

Как указывает тот же автор в неопубликованной диссерта-

ции  "Очерки по истории политических процессов в России

последней трети XVIII в." (хранится в РГБ),  в  бумагах

Кречетова была обнаружена интересная запись: "Объяснить

великость дел Петра Третьего". 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..