Иным было  жанрово-конструктивное  построение  "Дома

  Главная      Учебники - Литература     О поэтах и поэзии: Анализ поэтического текста

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..

 

 

Анализ поэзии 1790-1810-х годов - часть 6

 

 

 

 Иным было  жанрово-конструктивное  построение  "Дома

сумасшедших"

2.  Положенный в его основу принцип, заимс-

твованный у традиции сатирических куплетов (в  частнос-

ти,  на нем строились "ноэли"), рассчитан был на устное

бытование:  текст распадается на отдельные,  вполне са-

мостоятельные  куски,  свободно  присоединяемые  друг к

другу, и живет лишь в устном исполнении.              

 


 1 То,  что начальные буквы этих слов обозначены наи-

менованиями из старославянского алфавита,  - полемичес-

кий выпад против "Беседы".                             

   2 Подробнее об этом см.  в наст. изд. статью "Сатира

Воейкова "Дом сумасшедших"".


              

   Непрерывное присоединение новых злободневных  купле-

тов, исключение старых, потерявших интерес, возникнове-

ние редакций и вариантов в принципе исключает закончен-

ность с точки зрения письменной литературы. Кроме того,

неотделимый от ситуации исполнения, от аудитории, опре-

деляющей  выбор того или иного варианта,  текст никогда

не может быть адекватно передан в письменном виде. Само

понятие "окончательного текста" к нему неприменимо. Во-

ейков,  подчиняя эту внелитературную форму задачам соз-

дания  литературно-полемического текста,  вполне созна-

тельно расширял художественный мир современной ему поэ-

зии.  Традиция  эта  прочно укоренилась в сатирической

куплетистике.  Потребовалась смелость Пушкина, чтобы на

основе принципа "бесконечного текста" построить эпичес-

кое произведение "Евгений Онегин" - роман, принципиаль-

но не имеющий конца.                                  

   Соотношение "верхнего"  и  "нижнего"  этажей  поэзии

проявилось в том, что творчество поэта мыслилось совсем

не  в виде суммы печатных текстов - оно было неотделимо

от салона,  быта, аудитории. Вхождение литературы в быт

было характерной чертой культуры начала XIX в.,  в рав-

ной мере присущей всем литературным группировкам и  те-

чениям:  карамзинист В. Л. Пушкин и ярый враг Карамзина

П. И. Голенищев-Кутузов в равной мере славились в допо-

жарной  Москве как мастера акростихов,  шарад и буриме,

сливавшие поэзию с салонной игрой;  протоколы  "Арзама-

са",  писанные гекзаметрами Жуковским,  и "Зеленая тет-

радь" Милонова и Политковских были стихами, неотделимы-

ми от атмосферы породивших их кружков, причем неотдели-

мыми совсем в ином смысле,  чем это говорится  примени-

тельно  к последующим эпохам.  Как философия для кружка

Станкевича представляла не один из видов занятий, а об-

нимала все,  составляя основу жизненного поведения, так

поэзия начала XIX в. пронизывала все, размывая завещан-

ную  XVIII столетием четкость границ между жизнью и ли-

тературой,  стихами и прозой.  Именно в этой  атмосфере

бытового  поэтизирования,  которое  можно сопоставить с

бытовым музицированием в Германии и Вене XVIII в.,  ро-

дилась лицейская слитность стиха и жизни,  определившая

столь многое в творчестве Пушкина.                    

   Обязательной оборотной  стороной  развития   бытовой

импровизации был дилетантизм:  поэзия начала XIX в. не-

отделима от слабых, наивных дилетанских стихов. Без них

не существует и стиховая культура Пушкина и Жуковского,

как вершины не существуют  без  подножий.  Дилетантские

стихи, слитые с бытом, были характерны для поэтического

облика В. Л. Пушкина. У чгих стихов была своя поэтика -

поэтика плохих стихов, соблюдение которой было столь же

обязательно,  как и высоких норм для серьезной  лирики.

Она  сохраняла  наивность  поэтической техники середины

XVIII в.,  подразумевала  неожиданные  и  неоправданные

отклонения от темы, продик- 

           


В исключительных  обстоятельствах 1812 г.,  видимо сти-

хийно, "Певец во стане русских воинов", задуманный Жу-

ковским  как гимн,  в духе "Славы" Мерзлякова (традиция

восходила к Шиллеру), обрел черты подвижного, текучего,

откликающегося новыми сгрофами на новые события стихот-

ворения.  Превращение текстов  этого  типа  в  печатные

всегда будет в определенной мере условным.            


  

тованные необходимостью преодолеть  трудности,  свя-

занные с техникой рифмы.  Рифма диктует ход повествова-

ния, давая ему порой неожиданные повороты. Техника сти-

ха  в  этом случае приближается к сочинению на заданные

рифмы (см.  "Рассуждение о жизни, смерти и любви" В. Л.

Пушкина),  и  поэт,  с явной натугой подбирающий рифму,

проявляет мастерство изобретательства в соединении  ни-

чем по смыслу не связанных слов. Культивируется вольный

ямб,  но строго запрещается  нарушение  силлабо-тоники.

Показательно,  что послание В. Л. Пушкина к П. Н. Прик-

лонскому,  первый  стих  которого  обессмертил  Пушкин,

включив в свое послание к Вяземскому,  не вызывало ни у

кого протеста - над ним посмеивались как над  "нормаль-

ным" плохим стихотворением.  Послание же его с дороги в

"Арзамас" вызвало в  этом  обществе  целую  бурю,  было

осуждено на специальном заседании и повлекло разжалова-

ние В. Л. Пушкина из арзамасских старост. В чем причина

бурной реакции? Стихотворение было "плохим не по прави-

лам",  оно нарушало литературную  просодию,  употребляя

говорной стих,  ассоциировавшийся с ярмаркой, и площад-

ной стиль.  Неприятие его "Арзамасом" не менее  показа-

тельно для литературной позиции этого общества, чем его

декларации.                                           

   Неумелость, известная наивность проникала и в "высо-

кую" поэзию В. Л. Пушкина, уже в качестве внесистемного

элемента,  придавая стихам связь с личностью поэта, не-

который налет bonhomie, простодушной важности. Иным был

тон,  окрашивающий поэзию  Воейкова.  Взятые  отдельно,

тексты его произведений звучат иначе,  чем в общем кон-

тексте его творчества,  биографии и характера. Но твор-

чество его никогда не было собрано и до настоящего вре-

мени полностью не выявлено - Воейков часто  пользовался

литературными  масками,  публикуя  стихотворения то под

именами уже умерших поэтов (так он воспользовался  име-

нем А.  Мещевского),  то вымышляя никогда не бывших.  В

цензурном ведомстве хранятся его мистификации  о  якобы

уже умерших поэтах Сталинском и других. Биография Воей-

кова изобилует темными пятнами:  какое-то  неясное,  но

ощутимое  отношение имел он к антипавловскому заговору;

неожиданное его появление в Москве и пламенные речи  на

заседаниях  Дружеского  литературного  общества'  плохо

согласуются со всем, что мы знаем о его дальнейшей дея-

тельности.  Не  изучена  роль  Воейкова в войне 1812 г.

(есть сведения,  что он был партизаном), а в дальнейшей

биографии драматическое вторжение в судьбу семьи Прота-

совых и Жуковского заслонило все остальные его  поступ-

ки. Воейкова мы знаем в основном по мемуарам, оставлен-

ным его литературными противниками.  Воейков был много-

лик,  и сама игра масками ему,  видимо, доставляла удо-

вольствие.  Будучи "чистым художником" интриги,  он  не

потому находился в постоянной ожесточенной борьбе,  что

имел врагов, а напротив, заводил себе врагов, чтобы оп-

равдать жажду конфликтов,  питавшуюся огромным честолю-

бием, неудачной карьерой и завистью.

      


   1 См.:  Лотман Ю. М. Андрей Сергеевич Кайсаров и ли-

тературно-общественная борьба его времени // Учен. зап.

Тартуского гос. ун-та. 1958. Вып. 63. С. 30.          


                         

 

    "Бытовая поэзия" Воейкова уходит корнями в эпиграм-

му,  она питается тем, что в ту эпоху называли "личнос-

тями",  понятна  лишь в связи с событиями,  в тексте не

упоминающимися,  но - подразумевается -  прекрасно  из-

вестными аудитории.  Личный намек - основа его поэтики.

И современники помнили об этом,  когда Воейков  являлся

им в высоком послании,  вещающим от имени истины. И сам

Воейков понимал,  что разрыв между той личной репутаци-

ей,  которую он сам себе создает,  и его печатным твор-

чеством придает  его  стихам  дополнительные  пикантные

смыслы. Так, в разгар семейных драм, в которые был пос-

вящен весь круг петербургских литераторов,  он печатает

трогательные  послания к жене,  изображая в них себя по

литературным канонам добродетельного супруга.         

   И В. Л. Пушкин, и Воейков выразили характерную черту

поэзии начала XIX в.:  стихи - это еще не все творчест-

во,  а лишь его часть.  Распадаясь на предназначенную и

не  предназначенную  для печати части,  они дополняются

поведением поэта,  личностью его,  литературным  бытом,

составляя в совокупности с ними единый текст.         

   Отношение карамзинизма к зарождающейся романтической

поэтике составляет один из кардинальных вопросов  лите-

ратурной жизни тех лет.                               

   Русский романтизм многим обязан Карамзину (хотя, ко-

нечно,  питался и многочисленными  иными  источниками).

Проза  периода "Аглаи",  баллады вроде "Раисы" и "Графа

Гвариноса" во многом определили поэтику будущего роман-

тизма. Однако карамзинизм 1800-1810-х гг. далеко не аб-

солютно совпадал с творчеством писателя,  чье имя  дало

название  этому направлению,  да и сам Карамзин успел к

этому времени проделать значительную  эволюцию,  далеко

уйдя от собственного творчества середины 1790-х гг. Но-

ваторство карамзинистов подразумевало продолжение, а не

отбрасывание  предшествующей  культурной традиции.  Эта

умеренность не могла вызвать сочувствия молодых  роман-

тиков.  Не случайно ранние произведения русского роман-

тизма,  будь то "Элегия" Андрея Тургенева или "Громвал"

Каменева,  создавались  в недрах литературных группиро-

вок, остро критиковавших Карамзина и его школу.       

   "Элегия" Тургенева принадлежит к наиболее значитель-

ным явлениям русской лирики начала XIX в. Она определи-

ла весь набор мотивов русской романтической  элегии  от

"Сельского  кладбища" Жуковского (конечно,  сказалась и

общность источника - элегии Грея) до предсмертной  эле-

гии Ленского:  осенний пейзаж,  сельское кладбище, звон

вечернего колокола, размышления о ранней смерти и мимо-

летности земного счастья. Специфичным для Андрея Турге-

нева было то,  что к этому комплексу мотивов он присое-

динил рассуждение о зле, царящем в общественном мире, и

о невозможности найти счастье в самом себе,  удалившись

от борьбы.                                            

   Сами по  себе  мысли  и  картины  элегии не были уже

чем-либо неслыханно  новаторским  для  поэзии  тех  лет

(элегия  Грея была широко известна,  знал русский чита-

тель и французские элегии  эпохи  Жильбера,  Мильвуа  и

Парни) - новым было то, что русская поэзия обретала по-

этические средства для их выражения.                  

Андрей Тургенев  в "Элегии" выступил как непосредствен-

ный предшественник Жуковского в существенном  поэтичес-

ком  открытии - сознании того,  что текст стихотворения

может значить нечто большее, чем простая сумма значений

всех составляющих его слов. При кажущейся простоте сти-

хотворение построено  с  большим  искусством.  Особенно

важна  сложная  система звуковых повторов и чрезвычайно

интересный интонационный рисунок. Последний достигается

неожиданным и разнообразным расположением рифм. Шестис-

топный ямб,  которым  написано  стихотворение,  имел  в

русской  поэзии XVIII в.  прочную традицию,  безусловно

настраивавшую читателя на ожидание парных рифм,  что, в

свою  очередь,  требовало  определенного  синтаксиса  и

обусловливало сентенциозно-резонерскую интонацию.  Сти-

хотворение становилось рассуждением.  Тургенев же хотел

создать текст-медитацию и сознательно нарушил читатель-

ское ожидание: элегия открывается четырехстишием, пост-

роенным по необычной для начала большого  стихотворного

повествования схеме:  АBBА. Однако далее стихи распола-

гаются по еще более редкому в ту эпоху рисунку: ccDeDe,

причем  мужские  и  женские рифмы через строфу меняются

местами.                                               

   Эти построения лишь условно можно назвать  строфами:

графическое  членение  текста  с ними не считается - он

разбит на неравные части, причем пробелы порой проходят

посреди  "строфы".  Скорее это строфоподобное нарушение

ожидаемой инерции стиха.  То,  что важно именно чувство

нарушения,  ясно из следующего: как только инерция шес-

тистишной строфы устанавливается,  Тургенев  спешит  ее

нарушить вариантом:  ааВаВа, а в середине элегии вообще

дает несколько кусков,  написанных традиционной  парной

рифмой.  Соответственно возникает гораздо более,  чем в

традиционном александрийском стихе,  вариативная  схема

синтаксиса и интонаций.  Рассуждение сменяется мечтани-

ем,  а сложная система сверхлогических сближений и про-

тивопоставлений слов создает богатство смыслов,  не пе-

редаваемых прозаическим пересказом стиха.             

   Биография Андрея  Тургенева,  казалось,   специально

построена была так,  чтобы превратиться в романтический

миф:  гений-юноша, много обещавший и ничего не свершив-

ший, похищенный в расцвете сил внезапной смертью. Одна-

ко посмертной канонизации не произошло - русский роман-

тизм еще не был готов к тому,  чтобы создавать свои ми-

фы.  Сказалась и та поразительная способность забывать,

которая  была оборотной стороной быстрого исторического

движения:  события следуют одно за другим с такой  ско-

ростью,  новые поколения так быстро сменяют друг друга,

стремясь не продолжать,  а переделывать,  что вчерашний

день проваливается в небытие.  Друзья - а Андрей Турге-

нев прожил всю свою короткую жизнь в обстановке пламен-

ной дружбы - не выполнили даже простого дружеского дол-

га:  намерение собрать и издать произведения  покойного

поэта так и не было осуществлено и о нем вскоре забыли.

Кюхельбекеру уже пришлось "открывать" Андрея  Тургенева

и изумляться его таланту.                             

   Забыт был и другой поэт, чья жизнь, казалось, созда-

на была для канонизированного стереотипа поэта-романти-

ка. Александр Мещевский, пансионский знакомец Жуковско-

го, сосланный в солдаты на Урал за неизвестную        

вину и без какой-либо надежды на прощение,  обладавший

незаурядным поэтическим талантом,  сведенный чахоткой в

раннюю  могилу,  легко  мог превратиться после смерти в

литературный миф. Но арзамасцы, как их горько упрекал в

том Жуковский, предпочитали шуточные ужины с ритуальным

съедением жирного гуся; взявшиеся за издание стихов Ме-

щевского Жуковский и Вяземский остыли после смерти поэ-

та,  и подготовленный сборник так и остался  в  бумагах

Жуковского.                                           

   А между  тем  Мещевский был поэтом даровитым и инте-

ресным. Он представляет собой как бы двойника Жуковско-

го, жестко доводя до предела, до последовательной и бе-

зусловной системы то,  что у самого Жуковского было ус-

ложнено и обогащено непоследовательностями,  противоре-

чиями и отступлениями.  Мещевский - это Жуковский, вып-

рямленный  по законам канонического Жуковского.  В этом

смысле он, в определенных отношениях, "удобнее" для ис-

ториков литературы.  Мещевский прежде всего - балладник.

  Характерно также стремление его  ориентироваться  на

переводную балладу,  и именно на немецкую. Основные по-

казатели фактуры стиха и стиля также поразительно сход-

ны.                                                    

   Н. Остолопов  очень  точно резюмировал нормы русской

баллады,  сложившиеся под влиянием Жуковского, подчерк-

нув зависимость ее от немецкого,  а не романского пони-

мания этого жанра:  "У немцев баллада состоит в повест-

вовании  о каком-либо любовном или несчастном приключе-

нии и отличается от романса наиболее  тем,  что  всегда

основана бывает на чудесном;                          

   разделяется также на строфы.  Хотя Бутервек,  их но-

вейший эстетик, и говорит, что содержание таких сочине-

ний  должно быть непременно взято из отечественных про-

исшествий,  но сие не всегда соблюдается.  Сии  баллады

могут  быть писаны стихами всякого размера.  Господин

Жуковский показал нам удачно написанные образцы русских

баллад"3.                                              

   Основываясь на таком определении, следовало бы "Раи-

су" и "Алину" Карамзина, равно как и всю бытовую балла-

ду вообще,  отнести к романсам. Национально-героическая

тематика объявлялась факультативным признаком  баллады.

В качестве обязательного признака остается чудесное по-

вествование. Баллада воспринимается как повествователь-

ное стихотворение,  сюжет которого развивается по зако-

нам сверхъестественного,  события развязываются  в  ре-

зультате   вмешательства  таинственных,  иррациональных

сил. Карамзинизм, впитавший в себя культуру европейско-

го скептицизма XVIII столетия,  мог принять такой текст

только в качестве шутки,  игры ума и фантазии. Поэтому,

допуская романтическую балладу, он отводил ей место пе-

риферийного жанра,

                


    Причина этого была достаточно прозаической:  само-

вольная попытка во время войны 1812 г. снять мундир бы-

ла истолкована как трусость и дезертирство.  Мещевский,

видимо,  вызвал  личный гнев императора,  и все попытки

ходатайствовать за него оставались безуспешными. Однако

арзамасцам причина ссылки была неизвестна.            

   2 Мещевский  не был эпигоном:  незаурядность его та-

ланта - бесспорна.  Он, видимо, ясно осознавал насущную

потребность для литературы романтизма перейти от балла-

ды к поэме и предпринял в этом направлении не  лишенные

интереса  шаги  - превратил в поэмы "Наталью,  боярскую

дочь" и "Марьину рощу" (см.:  Соколов А.  Н.  Очерки по

истории русской поэмы XVIII - начала XIX в.  М.,  1952.

С.  257).  Крайне  неблагоприятные  условия  творчества

обусловили неудачу этих попыток.                      

   3 Остолопов Н. Словарь древней и новой поэзии. Ч. 1.

С. 62-63.           


                                 

                                                       

литературной игры.

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..