Тепловоз 2ТЭ25К. Порядок обслуживания и ремонта электрических аппаратов

  Главная      Учебники - Тепловозы     Магистральный грузовой двухсекционный тепловоз 2ТЭ25К. Руководство по эксплуатации - 2007 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  ..

 

 

 

 

11

Тепловоз 2ТЭ25К. Порядок обслуживания и ремонта электрических аппаратов

 

 

11.1 Общие правила (для всех видов обслуживания и ремонта)

11.1.1 При осмотрах аппаратов проверять качество пайки, отделки, четкость и правильность маркировки, защиту от коррозии, отсутствие повреждений защитных, защитно-декоративных и специальных покрытий, отсутствие загрязнений и посторонних частиц, правильность включения контактов для каждого из коммутационных положений аппарата, правильность выполнения электрического монтажа по схеме, укомплектованность аппарата всеми необходимыми деталями в соответствии с чертежом.

Проверку плавности и четкости перемещения подвижных частей аппаратов, отсутствия затираний в промежуточных положениях проводить вручную.

11.1.2 Дугогасительные камеры при осмотре снимать и очищать от копоти. Износ стенок дугогасительных камер допускается до 25 % их толщины.

11.1.3 При обнаружении искажения первоначального профиля контактов, перекоса контактов, слабого нажатия контактной пружины, вялой или нечеткой работы аппарата из-за разработки осей и втулок приводных рычагов, пропуска воздуха через уплотнения привода, недостаточных провала и зазора контактов произвести необходимые ремонт и регулировку.

При чрезмерном износе заменить контакты. Допускаемые величины нажатия пружин, провалов, зазоров приведены в приложении В.

11.1.4 Проверку провала контактов производить при включенном положении аппарата следующими методами:

1) измерением расстояния, на которое смещается место касания контакта после удаления одного из контактов, препятствующего перемещению другого контакта, после их соприкосновения;

2) измерением зазора между контактом и его упором с последующим пересчетом (если требуется) по размерам, указанным в чертежах;

3) по разности полного хода контактной траверсы и ее хода до соприкосновения контактов.

11.1.5 Проверку зазора контактов производить одним из следующих способов:

1) непосредственным измерением кратчайшего расстояния между контактами при отключенном положении аппарата;

2) по разности полного хода контактной траверсы и ее хода до размыкания контактов.

11.1.6 Проверку конечного нажатия контактов производить при включенном положении аппарата динамометром. Усилие в направлении оттягивания контакта прикладывается в точке касания контактов или другой точке, предусмотренной чертежом на аппарат и фиксируется в момент, когда:

1) срабатывает индикатор цепи, включенный последовательно с контактами (метод предпочтителен).

В качестве индикатора рекомендуется неоновая лампа или лампа накаливания напряжением не более 6 В и мощностью не более 1,5 Вт;

2) освобождается бумажная полоска толщиной не более 0,1 мм, зажатая между контактами.

За истинное нажатие принимается среднеарифметический результат трех измерений.

11.1.7 Проверку начального нажатия производить при отключенном положении аппарата аналогично указанному выше, однако:

1) индикатор цепи включать последовательно с контактом или контактодержателем и его упором;

2) бумажную полоску закладывать между контактом или контактодержателем и его упором.

11.1.8 Проверку прилегания контактов производить снятием отпечатка на копировальную бумагу, положенную между контактами при включенном состоянии аппарата.

11.1.9 Контакты реле и вспомогательные контакты контакторов, имеющие серебряные напайки, как правило, кроме очистки замшей от загрязнения ни в чем другом не нуждаются.

11.1.10 Грязь и копоть с металлокерамических и серебряных контактов удалять безворсовой салфеткой, слегка смоченной в бензине (или других моющих средствах, рекомендованных ВНИИЖТ МПС) или жесткой волосяной щеткой, и только в случае образования на поверхности контакта наростов или капелек металла от действия электрической дуги осторожно удалить их напильником с мелкой насечкой. Потемнение этих контактов не является дефектом.

11.1.11 При подгаре медных контактов, зачистить их щеткой и затем напильником с мелкой насечкой до металлического блеска, снимая главным образом, выступы и капли металла с последующей обтиркой слегка смоченной в бензине салфеткой.

11.1.12 Для очистки от пыли применять обдувку сухим сжатым воздухом давлением не более 0,2 МПа (2 кгс/см2).

11.1.13 Для обтирки изоляционных поверхностей применять салфетки, слегка смоченные в чистом бензине (кроме деталей, покрытых асфальтовым лаком), или в техническом спирте. Растворители, воду или масло для этой цели применять не допускается.

11.1.14 Электрические контактные соединения контролировать простукиванием твердым неметаллическим предметом, визуально, а также выборочной подтяжкой. При обнаружении хотя бы одного ослабленного крепления должны быть проверены все соединения. Состояние паяных соединений контролировать визуально. При обнаружении хотя бы одного повреждения паяные соединения аппарата проверить с помощью приборов.

11.1.15 Не рассоединять штепсельные разъемы электрических аппаратов, находящихся под напряжением.

11.1.16 Проверку активного сопротивления резисторов и катушек производить измерительными мостами, омметрами или методом амперметра-вольтметра. Измерение электрического сопротивления производить при значениях тока и напряжения источника питания не больше номинальных для данного аппарата, провода вольтметра присоединять либо прижатием в соответствующих точках токоведущей цепи аппарата остро отточенных игл, которыми заканчиваются провода, либо привинчиванием наконечников.

11.1.17 В зависимости от конструкции аппарата его работу характеризуют следующие параметры:

1) уставка по току, напряжению или времени;

2) качество электропневматического привода;

3) характеристика (блоков автоматики).

Проверку указанных параметров аппарата производить при его рабочем положении и снятом кожухе. Источник энергии и схема питания должны обеспечивать стабильность напряжения (тока) при срабатывании аппарата.

Напряжение срабатывания аппаратов с катушкой напряжения постоянного тока определять, измеряя ток срабатывания и умножая его величину на сопротивление (активное) катушки, соответствующее ее тепловому состоянию. За истинную проверяемую величину принимать среднеарифметический результат трех проверок.

11.1.18 Проверку герметичности аппарата производить измерением утечки воздуха через его привод или вентиль, соединяемый с резервуаром вместимостью 1 л, наполненным воздухом под давлением 0,675 МПа (6,75 кгс/см2).

Допускается снижение давления в резервуаре через 10 мин на величину не более 10 % для электропневматических вентилей и не более 5 % для диафрагменных или поршневых приводов.

11.1.19 Проверку сопротивления изоляции производить в холодном состоянии аппарата мегомметром на 100 В для аппаратов низковольтных и на 1000 В для аппаратов высоковольтных цепей. Измерение сопротивления изоляции производить:

1) между соседними электрически независимыми токоведущими частями аппарата;

2) между всеми электрическими разъединяющимися в процессе работы аппарата токоведущими частями;

3) между всеми токоведущими частями и частями, к которым при обслуживании возможны прикосновения (например, оболочки, рукоятки);

4) между всеми токоведущими частями  и заземленными  металлическими частями аппарата.

Аппараты, имеющие изоляционную плиту, при проверке устанавливать на металлическое основание. Измерение производить между всеми токоведущими частями и металлическим основанием.

При проверке изоляции блоков или панелей с полупроводниковыми элементами последние должны быть закорочены перемычками на самих элементах, либо на контактах штепсельных разъемов.

Сопротивление изоляции отдельного аппарата должно быть не ниже 100 МОм, кроме некоторых аппаратов, сопротивление изоляции которых приведено ниже:

1) регуляторы напряжения, контакторы типа ПК - не менее 10 МОм;

2) датчик-реле уровня типа ДРУ - не менее 20 МОм;

3) датчик давления - не менее 100 МОм при 298 К (25 °С);

 

11.2 Переключатели электропневматические серии ППК-8000

11.2.1. Для снятия и разборки привода:

1) отвернуть четыре гайки крепления цилиндра к основанию и снять привод;

2) снять электропневматические вентили с цилиндра;

3) отвернуть болты крепления и снять крышки с цилиндра;

4) извлечь поршень в сборе из цилиндра;

5) снять с поршня манжеты и сальники;

6) отвернуть гайки со штока;

7) снять со штока уплотнительное кольцо, поршни, втулки и диски.

Сборку привода производить в порядке, обратном разборке.

11.2.2 Измерение конечного нажатия контактов главной цепи переключателя осуществлять при помощи специального приспособления, легко изготавливаемого в условиях депо.

Перед измерением переключить подвижные контакты в одно из крайних положений. Показание динамометра должно быть от 25 до 30 Н (от 2,5 до 3,0 кгс).

Для пересчета нажатия пользоваться величинами, указанными в руководстве по эксплуатации и формулами

РК1·И/В (при приложении силы к ролику "N"),

или      PK=P1·L/В (при приложении силы к ролику "М"),

где РК - конечное нажатие контактов, Н (кгс)

Р1 - показание динамометра, Н (кгс)

Для данного переключателя И=L=49 мм и В=110мм.

Конечное контактное нажатие регулировать изменением нажатия пружины (поворотом регулировочной гайки или установкой регулировочных прокладок).

 

11.3 Контакторы электропневматические серии ПК-1000

11.3.1 Разборку контакторов ПК-1146 производить в следующей последовательности (см. руководство по эксплуатации):

1) снять, подтянув на себя, дугогасительную камеру 5;

2) отвернуть гайку крепления к неподвижному контакту и отсоединить гибкий вывод;

3) отвернуть гайки, вытащить болты крепления пневмопривода к стенкам и снять пневмопривод вместе с подвижными контактами и блоком вспомогательных контактов 9, установить пневмопривод в тисках горизонтально, закрепив его за поверхность крепления к стенкам контактора;

4) отсоединить провода электропневматического вентиля от клеммной панели;

5) отвернуть крепление и снять блок вспомогательных контактов 9, опору дугогасительной камеры, электропневматический вентиль 10, уплотнительную прокладку 13 с втулками;

6) снять шплинты и выбить ось 2 подвижных контактов при помощи прутика, диаметром от 5 до 6 мм или отвертки;

7) установить прутик (или отвертку) в отверстие рычага подвижного дугогасительного контакта и в канавку контактного мостика, нажимая одной рукой на контактный мостик;

8) выбить ось из другого отверстия штока;

9) нажимая одной рукой на контактный мостик, вытащить прутик (отвертку) и снять контактный мостик, рычаг и пружину дугогасительного мостика с подпятником;

10) отвернуть болты и снять крышку 14 пневмопривода, уплотнительное кольцо с цилиндра;

11) отвернуть контрящую гайку штока 20, отвернуть гайку поршня 16, придерживая поршень рукой;

12) снять шайбы, уплотнительное кольцо, поршень со штока, вытащить пружины и шток из цилиндра;

13) снять с поршня манжеты и сальник при помощи отвертки;

14) снять крепление вывода неподвижного дугогасительного контакта, снять полюса и неподвижный дугогасительный контакт;

15) отвернуть болты крепления стенок, снять стенку с бобышкой, втулку, выводы и рейку (стойку).

11.3.2 Разборку контактора ПК-1616 производить в следующей последовательности (см. руководство по эксплуатации):

1) отвернуть винты крепления траверсы с дугогасительными камерами 20 и снять их с кронштейна;

2) отсоединить электромагниты от системы подвижных главных контактов;

3) снять вилку 4 с подвижной траверсы 2, предварительно отвернув болты крепления;

4) отсоединить провода электропневматического вентиля 12 от клеммной панели, отвернуть болты крепления вентиля к воздухопроводу и снять вентиль, прокладку со втулками;

5) отвернуть болты крепления стойки к кронштейну и винты крепления клеммных панелей к стойке;

6) снять шплинт со штанги 7, отвернуть гайку крепления стойки к штанге со стороны воздухопровода;

7) снять стойку со стороны воздухопровода, снять воздухопровод (с поршнем) со штанги;

8) снять с поршня 1 манжеты и сальник; снять со штанги 7 резиновое кольцо, уплотняющее воздухопровод;

9) снять со штанги  подвижную траверсу, пружину (при этом вместе с цилиндром 3 пневмопривода снять амортизатор, расположенный между торцевой поверхностью поршня и цилиндра);

10) при помощи отвертки снять со штанги манжеты и сальник, расположенные под цилиндром пневмопривода;

11) отвернуть гайки болтов крепления блока вспомогательных контактов к неподвижной траверсе и снять блок;

12) отвернуть болты крепления неподвижной траверсы 8 к кронштейну 9 и снять ее со штанги.

11.3.3 При проверке параметров, провал контактов главной цепи контакторов ПК-1146 проверять по расстоянию между основанием контактного мостика и выступом штока, а контакторов ПК-1616 - по расстоянию между основанием и пластиной контакта.

 

11.4 Контакторы МК

11.4.1 При осмотре контакторов проверять надежность всех крепежных соединений и отсутствие механических затираний.

11.4.2 В контактной системе проверить состояние контактных напаек и основные параметры контактов в соответствии с приложением В.

11.4.3 Для обеспечения надежной работы контакторов типа МК6 необходимо соблюдать полярность установки дугогасительной камеры и магнитов (при сборке аппаратов) в соответствии с руководством по эксплуатации (южные полюса магнитов маркируются красным цветом), а также полярность подключения самого контактора.

 

11.5 Реле управления РПУ

11.5.1 На ТР600 очистить от загрязнений, тщательно осмотреть. Проверить сопротивление изоляции и сопротивление катушек. Катушки с неустранимыми дефектами заменить.

Ослабление втулок в рычагах устранить установкой втулок большего диаметра. Зазоры между осями и втулками не должны превышать 0,3 мм.

Проверить параметры контактов собранного электрического аппарата. Для замены деталей, разборку реле РПУ-3 производить в следующем порядке:

1) поджать колодку траверсы с пружиной до упора, придерживая якорь реле, переместить траверсу с подвижными контактами в среднее положение (чтобы контакты не соприкасались) и извлечь траверсу движением в сторону катушки;

2) поджать мостиковый контакт до упора, развернуть на 90° и извлечь;

3) вывинтив болт крепления, снять сердечник с катушкой и пружиной.

Собрать реле в обратном порядке. Проверить свободный ход якоря, а также параметры контактов.

 

 

 

11.6 Реле РМ

11.6.1 При текущем ТР600 снять реле с тепловоза, снять кожух 17 (см. руководство по эксплуатации), для чего отвернуть две гайки, предварительно сняв пломбу 16, снять основание 8, отвернув два винта 3. Произвести ревизию деталей и необходимый ремонт.

Для снятия катушек 14, 15 отпаять выводные концы от болтовых клемм 1, отвернуть винты, крепящие ярмо к основанию, снять якорь 10,отвернуть два винта, которыми он прикреплен к противовесу 5, снять упорное кольцо 21, выпрессовать сердечник 13, освободив катушки.

Для замены блока контактов отвернуть два винта, крепящие блок контактов к основанию, отпаять провода, соединяющие контактные пластины с болтовыми клеммами.

11.6.2 Настройку хода якоря и контактов реле РМ-1000 производить согласно приложению В, настройку реле на срабатывание производить согласно таблице 4, регулируя упором 19 нажатия пружины 4. После настройки законтрить упор стопором 20.

 

Таблица 4

Наименование

Норма

РМ-1000-0,04А

Ток рабочей катушки (ток уставки), А

0,04±0,004

при токе удерживающей катушки, А

0,16

Реле не должно включаться при токе удерживающей катушки, А

 

менее 0,24

(рабочая катушка отключена)

 

Реле должно отключаться при токе удерживающей катушки, А

 

0,008-0,112

(рабочая катушка отключена)

 

 

11.7 Автоматические выключатели

11.7.1 Выключатели типов АЕ-25, ВА неремонтопригодны и рассчитаны для работы без смены частей.

11.7.2 На ТР600 производить профилактический осмотр состояния выключателей типа ВА.

При этом снять пламегаситель, крышку, закрывающую зажимы и крышку выключателя. Снять, осмотреть и очистить дугогасительные камеры, а также закопченные детали во всех доступных местах. Проверить затяжку винтов, целость пружин.

 

ВНИМАНИЕ! Запрещается зачищать контакты, а также другие детали наждаком или напильником. Если толщина металлокерамического слоя контакта или провал контактов меньше 0,5 мм, выключатель заменить.

Проверить сопротивление изоляции. Осмотр выключателей рекомендуется производить также после каждого второго срабатывания при коротком замыкании.

 

11.8 Регулятор напряжения РНВГ-110

11.8.1 На ТР300 и ТР600 проверить наличие маркировки элементов схемы, их исправность, состояние монтажа и мест пайки. Измерить сопротивление изоляции.

 

11.9 Полупроводниковые элементы

11.9.1 Во время текущих ремонтов может возникнуть необходимость контроля исправности полупроводникового прибора.

Для оценки исправности вновь устанавливаемых диодов, стабилитронов, транзисторов и тиристоров осмотреть их с целью выявления механических повреждений, предварительно очистив от загрязнений.

Кроме внешнего осмотра при отсутствии специальных методов, рекомендуемых заводом - изготовителем, для диодов и стабилитронов использовать простейшую проверку на обрыв и пробой измерением их внутреннего электрического сопротивления с помощью омметра. Этот метод, как правило, достаточен для выявления неисправных приборов.

При пробое полупроводниковых приборов сопротивления в прямом и обратном направлениях малы и одинаковы по величине.

При внутреннем обрыве эти сопротивления в обоих направлениях равны бесконечности.

В исправном приборе обратное сопротивление в сотни и тысячи раз превосходит прямое.

Тиристоры и транзисторы проверять на работоспособность с подачей управляющих потенциалов. При этом схемы проверки и величины напряжений должны соответствовать данному типу прибора (условиям его работы в устройстве), а также рекомендациям заводов-изготовителей.

Примечание - Полный контроль параметров полупроводниковых приборов производится на основе соответствующих стандартов.

 

11.10 Электропневматические вентили серии ВВ-1000

11.10.1 На ТР600 очистить от загрязнений, разобрать, неисправные отремонтировать или заменить.

При разборке отсоединить клапанный механизм от электромагнита, для чего вывернуть два болта, которыми они скреплены. Демонтировать узел нижнего затвора, для чего снять кольцо 7 (см. руководство по эксплуатации) и извлечь заглушку 1 (используя резьбовое отверстие М5). Извлечь из корпуса прокладки 30, втулку 2, пружину 29, клапан нижнего затвора 3 и шток 4, затем втулку нижнего затвора 3.

ВНИМАНИЕ! Во избежание повреждения резиновой прокладки 26 при разборке клапанного механизма, втулку нижнего затвора 3 извлечь из корпуса только вниз - в сторону заглушки.

Демонтировать узел верхнего затвора, для чего: снять кольцо, извлечь прокладки 26 и клапан верхнего затвора 5 с прокладкой 6, после чего вытолкнуть из корпуса втулку этого затвора.

Разобрать электромагнит, для чего: снять крышку 24, гайку 22, шайбы 20,21, наконечники 19 и колпачок 16; нажатием на верхний торец якоря 12 (через оправку) выпрессовать сердечник 10 со штоком 9 и извлечь якорь; снять кольцо 15, выпрессовать втулку 13 и извлечь катушку 11с уплотнительными шайбами 17 из ярма 8.

Металлические детали клапанного механизма и электромагнита очистить от загрязнений, промыть в чистом керосине или бензине и просушить. Кольца 14, 27 и прокладку 6 смазать тонким слоем смазки ЦИАТИМ-221, а трущиеся поверхности клапанов, якоря 12 и втулки 13 машинным маслом.

ВНИМАНИЕ! Необходимо тщательно оберегать рабочие и направляющие поверхности клапанов и втулок затворов от повреждений, для чего при очистке и промывке пользоваться приспособлениями из дерева и кистью.

Поврежденную изоляцию катушки восстановить, покрыть лаком. Проверить сопротивление изоляции.

Собирать вентиль в порядке, обратном разборке, при этом проверить рабочий ход и зазор, а также легкость перемещения подвижных частей.

ВНИМАНИЕ! При сборке клапанного механизма все детали (особенно клапаны и втулки затворов) устанавливать только комплектно в тот же корпус, из которого они были извлечены, так как они имеют индивидуальную приработку.

Втулку нижнего затвора вставлять в корпус только снизу, для предотвращения повреждения резиновой прокладки 6.

При замене затвора отрегулировать ход клапанов. При замене верхнего затвора необходимо подрезать также хвостовик верхнего клапана для получения размера А (0,5±0,05) мм. Ход клапанов вентиля (1,5+0,05) мм для ВВ-1100 и (2,0+0,05) мм для ВВ-1300 и ВВ-1400 регулируется длиной штока 4, при этом следует: для уменьшения хода подрезать шток, для увеличения заменить шток на новый (проволока 01,8 из бронзы или нержавеющей стали). Размер А регулировать после регулировки хода клапанов. При регулировке хода обеспечивать перпендикулярность подрезаемых торцов к оси с точностью до 0,05 мм, шероховатость поверхности торцов не ниже R2-40.

При подрезке клапанов и втулок оберегать их рабочие и направляющие поверхности от деформаций и повреждений. В случае повреждения резиновых колец 27, заменить их.

Проверить герметичность вентиля.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  ..