Тепловоз 2ТЭ25К. Порядок обслуживания и ремонта электрических машин

  Главная      Учебники - Тепловозы     Магистральный грузовой двухсекционный тепловоз 2ТЭ25К. Руководство по эксплуатации - 2007 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  ..

 

 

 

10.

Тепловоз 2ТЭ25К. Порядок обслуживания и ремонта электрических машин

 

10.1 Общие правила (для всех видов обслуживания и ремонта)

10.1.1 При техническом обслуживании и текущих ремонтах обращать первоочередное внимание на чистоту и исправность: коллекторов, контактных колец, щеток, щеткодержателей, изоляции, межкатушечных соединений, выводных проводов, уплотнений крышек люков, токоподводящих проводов, а также температуру нагрева подшипников и самих машин.

10.1.2 Обдувать поверхности электрических машин сухим, чистым воздухом давлением не более величины от  0,18 до 0,2 МПа (от 1,8 до 2,0 кгс/см2).

10.1.3 Перед продувкой очистить от загрязнений наружную поверхность.

10.1.4 Для удаления прилипших загрязнений допускается использовать жесткие волосяные щетки, а также притуплённые деревянные и фибровые скребки.

Для очистки изолированных поверхностей применять чистые безворсовые салфетки, при необходимости смоченные в бензине, спирте или других моющих средствах, рекомендованных ВНИИЖТ МПС и отжатые, чтобы не допустить потеков жидкости. Не допускать попадания влаги, нефтепродуктов, растворителей на изоляционные поверхности и токоведущие части, так как это приводит к постепенному разбуханию, растрескиванию и пробою изоляции, также нарушению коммутации электрических машин.

10.1.5 В процессе детального осмотра контролировать качество пайки обмотки якоря в петушках коллектора, соединений катушек полюсов и выводных проводов, состояние бандажей и пазовых клиньев якоря, эмалевых покрытий, чистоту дренажных отверстий тягового электродвигателя в подшипниковом щите со стороны привода.

10.1.6 Периодически контролируемое при работе на 15 позиции контроллера с помощью дифференциального манометра статическое давление воздуха в контрольной точке тягового агрегата - не более 1400 Па (140 мм водяного столба); статическое давление в контрольных точках тяговых электродвигателей - в соответствии с таблицей 3.

10.1.7 При техническом обслуживании необходимо руководствоваться значениями допустимых размеров и параметров электрических машин, приведенными в приложении В настоящей инструкции, а также требованиями чертежей деповского комплекта.

10.1.8 Все работы по обслуживанию электрических машин проводить только при снятом напряжении. Выполнять рекомендации по соблюдению мер безопасности, изложенные в ПТЭ электроустановок и настоящей инструкции.

10.1.9 Коллектор и контактные кольца

10.1.9.1 При обнаружении на рабочей поверхности коллектора или контактных колец подгара, оплавлений или механических повреждений, нарушающих нормальную коммутацию машины, необходимо после снятия машины с тепловоза прошлифовать поверхность коллектора или колец при помощи специального суппорта шлифовальными брусками БКВ 40x40x75 24А М40 4,5Б или БКВ 40x40x75 14А М10 4,5Б ГОСТ 2456-82.

Допускается устранять повреждения рабочей поверхности контактных колец тягового генератора и возбудителя при помощи переносного суппорта или вручную шлифовальными брусками без снятия этих машин с тепловоза.

Допускается устранять незначительные повреждения коллектора электрических машин серии "П" мелкозернистой шлифовальной шкуркой, навернутой на деревянную колодку, пригнанную по окружности коллектора с шириной, равной длине коллектора.

Запрещается, очищать рабочую поверхность коллектора (контактных колец) шлифовальной шкуркой без колодки или напильником, так как это может привести к нарушению ее правильной формы.

10.1.9.2 После шлифовки продуть коллектор (контактные кольца) воздухом и проверить глубину продорожки межламельных канавок коллектора. В случае недостаточной глубины канавки углубить до чертежного размера на специальном станке или вручную (например, при помощи приспособления из ножовочного полотна, соответствующего толщине межламельной. изоляции) и прочистить канавки жесткой волосяной щеткой.

10.1.9.3 При значительных механических повреждениях рабочей поверхности коллектора или выработке по следу щеток  электрическую машину снять, разобрать, проточить коллектор, углубить межламельные канавки до нужной величины, снять фаски на углах коллекторных пластин, очистить, прошлифовать и продуть воздухом.

 

 


 

Таблица 3 - Зависимость величины статического напора Па (мм вод.ст.) охлаждающего воздуха в тяговом электродвигателе от температуры и барометрического давления окружающей среды

Температура окружающей среды

К (°С)

Барометрическое давление, кПа (мм рт.ст.)

90,66

(680)

93,33

(700)

96,00

(720)

98,66

(740)

101,33

(760)

104,00

(780)

323 (50)

1274

1312

1349

1387

1424

1461

 

(129)

(133)

(137)

(141)

(145)

(149)

313 (40)

1314

1353

1392

1432

1469

1508

 

(134)

(138)

(142)

(145)

(149)

(153)

303 (30)

1359

1398

1438

1478

1517

1558

 

(138)

(142)

(146)

(150)

(154)

(158)

293 (20)

1404

1446

1488

1528

1570

1611

 

(143)

(147)

(151)

(155)

(160)

(164)

283 (10)

1454

1497

1540

1583

1624

1669

 

(148)

(152)

(156)

(161)

(165)

(170)

273 (0)

1507

1551

1596

1640

1684

1729

 

(153)

(158)

(162)

(167)

(171)

(176)

263 (-10)

1564

1611

1657

1702

1748

1795

 

(159)

(164)

(168)

(173)

(178)

(183)

253 (-20)

1627

1675

1722

1770

1817

1865

 

(165)

(170)

(175)

(180)

(185)

(190)

243 (-30)

1693

1743

1794

1843

1893

1942

 

(172)

(177)

(182)

(187)

(192)

(198)

233 (-40)

1766

1818

1870

1923

1973

2026

 

(180)

(185)

(190)

(196)

(201)

(206)

223 (-50)

1846

1900

1954

2029

2063

2117

 

(188)

(193)

(199)

(204)

(210)

(215)


 

При проточке коллектора рабочая поверхность пластин может сравняться с межламельным миканитом, поэтому продорожку (углубление) вручную проводить в два этапа: до проточки углубить межламельные канавки так, чтобы после проточки сохранились направляющие канавки, которые углубить еще раз до требуемой величины или сразу углубить их на такую величину, чтобы после проточки межламельные канавки остались в пределах допустимой глубины.

10.1.9.4 Перед проточкой коллектора тягового электродвигателя с целью устранения некруглости рабочей поверхности сверх допустимых значений или местного биения (выступания или западания) пластин, прогреть якорь при температуре от 393 до 417 К (от 120 до 140 °С) в течение времени от 3 до 4 часов, подтянуть коллекторные болты, дать якорю остыть и снова подтянуть их.

10.1.10 Щеткодержатели и щетка

10.1.10.1 При осмотре особое внимание следует обращать на следующее:

- правильность и  надежность закрепления щеткодержателей  к подвескам (тяговый генератор), траверсе (возбудитель) и подвесок через изоляторы (траверсы) к подшипниковому щиту, правильность положения траверсы (по меткам);

- надежность крепления пальцев с изоляторами к корпусу щеткодержателя и щеткодержателя к кронштейну, отсутствие на щеткодержателях оплавлений в результате переброса электрической дуги по коллектору, нарушающих перемещение щеток в окне;

- свободу перемещения щетки в окне щеткодержателя;

- свободный ход механизма нажатия на щетки, соответствие нажатия на щетки допустимым величинам;

- состояние токоведущих проводов (отсутствие перегрева, надежность крепления на щеткодержателе и в теле щетки) и резиновых амортизаторов (целость, правильное расположение на щетке, отсутствие затирания за щеткодержатель и т.д.); при этом щетки, имеющие следы перегрева (побежалости) токоведущих проводов, заменить новыми независимо от степени их износа;

- степень износа (высоту) и разновысотность щеток. Разновысотность более 10 мм не допускается;

- качество притирки  контактной поверхности  щеток,  которая должна быть зеркально блестящей. Наличие двойного "зеркала", недопустимо;

- отсутствие выработки боковых поверхностей и граней, трещин, сколов и других дефектов щеток сверх допустимых пределов;

- марку щеток, которая должна соответствовать указанной в паспорте машины. Установка щеток разных марок не допускается.

10.1.10.2 Крепление токоведущих проводов щеток, щеткодержателей, подвесок и токоотводов к контактным кольцам должно быть надежным и предохранено от самоотвинчивания (для тяговых электродвигателей - проволокой).

10.1.10.3 При установке новых щеток предварительно притереть их рабочую поверхность с помощью мелкозернистой шлифовальной шкурки на специальном барабане одинакового диаметра с коллектором (контактными кольцами) или на самой электрической машине. При притирке щеток к коллектору нажатие на щетки должно осуществляться усилием пружин щеткодержателя. Прижимать щетки к коллектору руками запрещается. После притирки и установки щеток электрическую машину продуть воздухом и прокрутить на холостом ходу в течение от 0,5 до 1,0 часа (для приработки рабочей поверхности щеток).

Устанавливать щетки в окна щеткодержателей после проверки состояния контактной поверхности в то же положение, в каком они находились до их извлечения из окон щеткодержателей (без разворота на 180 градусов). Вводить щетки в окна без перекоса, а пружины отжать на них плавно, обеспечивая правильное положение относительно щеток.

10.1.10.4 Щеткодержатели, имеющие наплывы, оплавления и увеличенные сверх допустимых размеров окна, заменить новыми. При замене должны быть выдержаны в допустимых пределах установочные зазоры и перекос оси щеткодержателей относительно оси коллекторных пластин.

10.1.10.5 Для нормальной работы щеточно-коллекторного узла необходимо установить нейтральное положение траверсы с щеткодержателями, обозначенное метками на траверсе и подшипниковом щите.

При неясности меток определить нейтральное положение траверсы одним из известных в электротехнической практике методов

Например, точную установку траверсы можно осуществить, подавая на обмотку возбуждения питание напряжением от 4 до 8 В постоянного тока и отмечая при замыкании или размыкании ее цепи отклонение стрелки миллиамперметра в цепи якоря, замкнутого накоротко.

Нейтральное положение траверсы соответствует минимальному (нулевому) отклонению стрелки.

 

10.1.11 Контактные соединения

10.1.11.1 Контактные (болтовые) соединения контролировать простукиванием твердым неметаллическим предметом, визуальным осмотром стопорящих элементов и выборочной подтяжкой. При  обнаружении хотя бы одного ослабшего крепления проверить контрольной подтяжкой и надежно застопорить остальные соединения, а соединения выводов полюсных катушек, выводных концов тяговых электродвигателей надежно и качественно изолировать. Состояние паяных соединений контролировать визуальным осмотром.

10.1.11.2 Потемнение защитного изоляционного покрытия, наличие капель вытекшего припоя или сдвиг проводников - признаки неисправности паяных соединений.

При обнаружении хотя бы одного повреждения все паяные соединения проверить с помощью специальных приборов. Например, при распайке обмотки якоря тягового электродвигателя в петушках сравнить падения напряжения в распаянном и исправном контактных соединениях "петушок-секция".

При этом низкое напряжение (до 10 В) подается к пластинам якоря по шагу половины полюсного деления (например, к 1 и 27 пластинам).


 

10.1.12 Подшипники электрических машин

10.1.12.1 При техническом обслуживании подшипников обращать особое внимание на следующее:

- отсутствие стука и постороннего повышенного шума при работе машины;

- температуру нагрева (после остановки машины, тепловоза);

- целость смазочных трубок, масленок, пробок подшипников;

- состояние и износ сепараторов;

- отсутствие повреждения шариков и дорожек качения, колец, трещин, отсутствие деформации и следов коррозии деталей (качество роликов, шариков и беговых дорожек подшипниковых колец проверять дефектоскопом);

- наличие, достаточность и чистоту смазки;

- натяжку и контровку болтов и винтов.

10.1.12.2 Специальные требования по обслуживанию и ремонту подшипников качения тяговых генераторов и электродвигателей содержатся в инструкции, указанной в разделе 2 п. 2.1.3.

10.1.12.3 При замене подшипника новым с целью обеспечения натяга посадки на вал рекомендуется производить обмер шейки вала и отверстия внутреннего кольца подшипника с точностью до 0,001 мм и селективный подбор их по группам в соответствии с данными приложения В.

10.1.12.4 Посадку подшипников и уплотнительных (лабиринтных) колец на вал производить с предварительным подогревом их в подвешенном состоянии в ванне с минеральным маслом до температуры:

от 373 до 383 К (от 100 до 110 °С) для тягового агрегата, электродвигателя;

от 353 до 363 К (от 80 до 90 °С) для стартер-генератора, электродвигателя привода компрессора, машин серии "П";

от 363 до 373 К (от 90 до 100 °С) для мотор-вентиляторов холодильной камеры, мотор-вентиляторов тяговых электродвигателей и выпрямительной установки. Перед нагревом подшипники и кольца промыть в чистом бензине или керосине и просушить. Насаженные на вал внутренние кольца подшипников и уплотнительные кольца подшипниковых камер должны быть плотно прижаты друг к другу и к упорным поверхностям вала и удерживаться в таком положении до полного остывания.

10.1.12.5 При монтаже и ревизии не допускать ударов по подшипникам, уплотнительным кольцам и подшипниковым крышкам, т.к. это может привести к их повреждениям, деформации, появлению трещин и преждевременному выходу из строя подшипников.

10.1.12.6 Перед заправкой свежей смазкой, подшипниковые камеры и подшипники тщательно промыть чистым бензином и высушить. Не переполнять подшипниковые узлы смазкой, т.к. подшипники при этом будут перегреваться, а смазка попадать внутрь электрической машины. Строго соблюдать сроки и порядок выполнения работ по смазке, а также рекомендуемую марку смазки (см. приложение А). Не допускать смешивания различных марок смазки.


 

10.1.12.7 При повышенном нагреве подшипника, который можно определить на ощупь (ладонь, приложенную к крышке невозможно удержать), разобрать подшипниковый узел (на снятой электрической машине), проверить отсутствие затирания деталей, промыть подшипник и другие детали и заменить смазку. Если после этого нагрев подшипника не уменьшится, заменить его.

10.1.13 Изоляция электрических машин

10.1.13.1 Основными критериями качества изоляции в эксплуатации является ее целость (отсутствие трещин, расслоения, обугливания и т.д.) и сопротивление изоляции, измеренное магомметром на неработающей машине, с рабочим напряжением 1000 В для силовых цепей и 100 В для цепей управления. Величина сопротивления изоляции должна быть не ниже 20 МОм для силовых цепей и не ниже 0,5 МОм для цепей управления.

10.1.13.2 В случае обнаружения местных повреждений изоляции и возможности восстановления ее в условиях депо руководствоваться требованиями соответствующих чертежей.

10.1.13.3 В случае увлажнения изоляции обмоток и снижения ее сопротивления производить сушку изоляции в соответствии с инструкцией, указанной в разделе 2 п. 2.1.8.

10.1.13.4 Испытание прочности электрической изоляции производить, пользуясь источником переменного тока частотой 50 Гц и мощностью не менее 3 кВА.

Напряжение должно плавно повышаться до испытательной величины (указана для каждой электрической машины), выдерживаться в течение одной минуты и затем плавно снижаться. Изоляция считается выдержавшей испытание, если не произошло заметного нагрева изоляции или резкого снижения показаний вольтметра, связанного с внутренним пробоем или перекрытием изоляции по поверхности.

 

10.2 Текущий ремонт ТР600 тягового агрегата

10.2.1 Измерить сопротивление изоляции обмоток статора и ротора и соединительных цепей, при необходимости после разборки подвергнуть изоляцию сушке.

10.2.2 Произвести разборку тягового агрегата, для чего:

1) очистить генератор снаружи от загрязнений;

2) снять защитные крышки с подшипникового щита;

3) отсоединить от щита и вывернуть смазочную трубку 7 (см. руководство по эксплуатации);

4) поднять щетки 8 и обернуть рабочую поверхность контактных колец 11 одним слоем электроизоляционного картона;

5) снять наружную крышку подшипника 1;

6) снять задний патрубок 14;

7) вывернуть болты 9 крепления щита 4 и снять щит, выпрессовав его при помощи отжимных болтов;

8) установить на фланец ротора агрегата транспортную скобу и закрепить ее;

9) вывести ротор из статора, соблюдая осторожность, чтобы не повредить контактные кольца, обмотку и пазовые клинья статора и уложить его на подставку с мягкой обкладкой;

10) снять подвески со щеткодержателя с подшипникового щита, вынуть щетки 8 из щеткодержателей 6 и снять щеткодержатели с подвесок;

11) вывернуть болты крепления ступицы 3 и отжимными болтами выпрессовать ее из расточки в щите;

12) при замене подшипника на разобранном агрегате снять его с вала ротора вместе с уплотнительными кольцами и задней крышкой 16 при помощи специального съемника.

10.2.3. При необходимости замены подшипника или сопрягаемых с ним деталей без снятия агрегата с тепловоза предварительно выполнить нижеуказанные работы в следующем порядке:

1) выполнить работы, указанные в пунктах 10.2.2. 1), 2), 3), 4), 5), 11);

2) охватить вал ротора за подшипником канатом нужной длины с пеньковой оплеткой и петлями на концах. Надеть петли каната на натяжное устройство, закрепленное на верхнем ребре подшипникового щита;

3) натянуть канат с помощью болтов натяжного устройства и подвесить ротор для снятия нагрузки от его массы на сопрягаемые с подшипником детали;

4) снять задний патрубок 14 и проложить между ротором 13 и статором 12 прокладку из плотного картона толщиной от 1,5 до 2 мм.

10.2.4. Очистить от загрязнений и протереть все доступные поверхности составных частей статора, ротора и подшипникового щита.

Допускается промывка поверхностей обмоток и близлежащих частей в вентилируемой установке раствором, состоящим из бензина (80 %), метиленхлорида (10 %) и четыреххлористого углерода (10 %) или другими моющими средствами, рекомендуемыми ВНИИЖТ МПС.

10.2.5 Проверить отсутствие повреждений изоляции, нарушений паяных соединений, ослабления болтовых контактных соединений и зажатия пазовых клиньев, ослабления крепления полюсов ротора, трещин в деталях и сварных швах, дефектов рабочей поверхности контактных колец, сколов или подгаров рабочей поверхности щеток; дефектные детали отремонтировать или заменить исправными.

10.2.6 Провести ревизию подшипника

10.2.7 Осмотреть подшипниковый щит, трещины заварить электросваркой, изношенные места наплавить и после наплавки обработать на станке.

10.2.8 Проверить величину радиального износа рабочей поверхности контактных колец, при необходимости проточить и прошлифовать их.

10.2.9 Покрасить внутренние поверхности эмалью (где предусмотрено чертежом).

10.2.10 Сборку тягового агрегата производить в порядке, обратном разборке, с соблюдением требований соответствующих рабочих чертежей, руководствуясь значением допустимых размеров и параметров, приведенных в приложении В настоящей инструкции.

10.2.11 Установить щетки в щеткодержатели и измерить нажатие пружин на щетки.

10.2.12 Измерить омическое сопротивление обмоток в холодном состоянии, привести его к 293 К (20 °С) и сравнить с данными в паспорте генератора (приведенные значения не должны отличаться от паспортных более чем на    ±10 %).

10.2.13 Измерить сопротивление и испытать электрическую прочность изоляции обмоток относительно корпуса и между собой напряжением переменного тока величиной 2100 В для обмоток статора и 1300 В для обмоток ротора (в случае, если при ремонте агрегата производилась частичная или полная замена или восстановление изоляции обмоток). Напряжение при испытании подводится к каждой обмотке поочередно, при этом другая обмотка и корпус статора или ротора должны быть заземлены.

10.2.14 Перед установкой прошедшего ремонт тягового агрегата на поддизельную раму:

1) убедиться в том, что агрегат будет защищен от попадания на него снаружи и внутрь горюче-смазочных материалов (особенно масла из дизеля), а также влаги и пыли;

2) проверить отсутствие посторонних предметов в местах сочленения агрегата с валом дизеля и на опорных поверхностях (в местах установки лап генератора) поддизельной рамы;

3) проверить, чтобы детали крепления агрегата к поддизельной раме и сочленения с валом дизеля (через эластичную муфту) были заранее подобраны, исправны и не имели бы сработанной, сорванной или забитой резьбы, забитых граней головок болтов, деформаций и трещин стопорящих пружинных шайб и т.д.;

4) проверить состояние резинового уплотнения выходного вентиляционного канала агрегата. При наличии разрывов уплотнения заменить резиновые уплотнительные кольца;

5) осмотреть и очистить дроссель на выходе воздуха из агрегата;

6) снять и осмотреть ограждение свободного конца вала агрегата, трещины заварить.

10.2.15. При установке на тепловозе тяговый агрегат должен быть надежно закреплен и правильно отцентрован с валом дизеля с учетом обусловленного рабочими чертежами осевого разбега от номинального положения ротора.

При сочленении тягового агрегата с валом дизеля необходимо руководствоваться следующими величинами: излом осей вала генератора и коленчатого вала дизеля не должен превышать 0,15 мм на длине 800 мм; несоосность вала генератора и коленчатого вала дизеля не более 0,07 мм на диаметре шейки вала 265 мм (около фланца).

Выводы обмоток тягового агрегата подсоединить к электрическим проводам тепловоза.

Патрубки для подвода и выброса охлаждающего воздуха должны быть надежно укреплены к корпусу агрегата и воздухоотводу.

Все крепежные резьбовые детали должны быть застопорены от самоотвинчивания.

10.2.16 Проверить зазоры между сердечниками полюсов ротора и статора тягового агрегата.

10.2.17 Амплитуда вибрации на лапах тягового агрегата при работе дизеля на позициях от 8 до 15 (после установки на тепловоз) не должна превышать 0,2 мм во всех направлениях.

 

10.3 Текущий ремонт ТР600 тягового электродвигателя

10.3.1 Очистить электродвигатель от пыли и загрязнений.

10.3.2 Измерить сопротивление изоляции обмоток возбуждения и якоря.

10.3.3 Снять с вала ведущую шестерню, защитное и уплотнительное кольцо, подшипниковые крышки и измерить зазоры в подшипниках между верхним роликом и внутренним кольцом.

10.3.4 Разобрать электродвигатель (см. руководство по эксплуатации) для чего:

1) установить его на стеллаже горизонтально, чтобы доступ к нижнему люку коллекторной камеры был свободен;

2) снять крышки люков коллекторной камеры;

3) вынуть щетки, установив пружины в фиксаторы, обернуть коллектор плотной бумагой или картоном;

4) вывернуть болты, крепящие наружную крышку 2 якорного подшипника со стороны коллектора, снять крышку при помощи отжимных болтов, вворачивая их равномерно в предназначенные для этого резьбовые отверстия крышки;

5) вывернуть болты и снять упорную шайбу 3 и приставное упорное кольцо 4 якорного подшипника;

6) вложить в углубление в торце вала со стороны привода стальной шарик 16 диаметром от 25 до 30 мм, ввернуть в резьбу уплотнительного кольца 14 съемник 15 и снять уплотнительное кольцо с вала якоря;

7) вывернуть болты, крепящие подшипниковый щит со стороны привода;

8) надеть транспортную скобу 12 на конусный конец вала якоря, закрепить ее спецгайкой 13 и подтянуть краном до натяжения каната;

9) выпрессовать при помощи отжимных болтов подшипниковый щит со стороны привода, вворачивая их равномерно в отжимные резьбовые отверстия, и вывести якорь 9 из корпуса 6 вместе со щитом (выдвигая якорь строго горизонтально во избежание повреждения коллектора и обмотки якоря щеткодержателями, полюсами или горловиной корпуса);

10) приложить якорь на специальную подставку с мягкой обкладкой;

11) вывернуть болты 5 крепления подшипникового щита со стороны коллектора и выпрессовать щит при помощи отжимных болтов;

12) очистить от пыли и грязи внутреннюю поверхность магнитной системы и продуть ее воздухом;

13) проверить обмотки магнитной системы на отсутствие виткового замыкания, а также механических повреждений изоляции;

14) проверить щеточный аппарат на отсутствие повреждений (оплавлений) и неисправностей щеткодержателей, изоляторов или соединительных проводов. Разборку щеточного аппарата производить только при обнаружении в нем каких-либо неисправностей;

15) при замене щеткодержателей накладки кронштейнов установить на свои места по нанесенным при разборке меткам;

16) снять с корпуса электродвигателя, при необходимости, главные и добавочные полюса. Для этого снять изоляцию с контактных соединений межкатушечных проводов (шин) и выводов катушек, отсоединить эти провода (шины) от выводов и установить корпус электродвигателя вертикально (малой горловиной вниз). Поддерживая на натянутом Фаном канате снимаемый полюс, вывернуть болты, крепящие его, предварительно удалив с их головок кварцкомпаунд (там, где он имеется);

17) извлечь осторожно полюс с катушкой из корпуса (замена катушек полюсов производится комплектно с сердечником);

18) выпрессовать якорные подшипники (при необходимости их замены) из щитов при помощи приспособления, вставляемого в специальные отверстия в щите. Снять с вала якоря внутренние кольца подшипников, предварительно разогрев их при помощи индукционного нагревателя, при этом намагничивание подшипникового кольца недопустимо.

10.3.5 Осмотреть все части электродвигателя, отремонтировать неисправные, заменить негодные.

10.3.6 Провести ревизию якорных подшипников и заменить негодные.

10.3.7 Проверить износ рабочей поверхности коллектора, при необходимости проточить и прошлифовать коллектор.

10.3.8 Просушить и пропитать изоляцию якоря в печи(в случае обнаружения сопротивления изоляции обмотки ниже допустимого значения).

10.3.9 Покрыть эмалью внутренние поверхности электродвигателя.

10.3.10 Собрать электродвигатель в порядке, обратном разборке, с учетом требований рабочих чертежей и настоящей инструкции.

Примечание - Допускается разборка и сборка при вертикальном положении электродвигателя с соблюдением мер защиты от повреждений его частей.

10.3.11 Проверить соответствие установочных размеров и зазоров допустимым в эксплуатации (см. приложение В).

10.3.12 Заменить щетки комплектом новых.

10.3.13 Измерить нажатие пружин на щетки и, при отклонении от допустимого, подрегулировать.

10.3.14 Измерить сопротивление изоляции в холодном состоянии.

10.3.15 Измерить омическое сопротивление обмоток. Полученные результаты привести к 293 К (20 °С) и сравнить с данными в паспорте электродвигателя. Они не должны отличаться более чем на ±10 %.

10.3.16 Испытать на электрическую прочность изоляцию обмоток электродвигателя относительно корпуса напряжением переменного тока 2100 В. Испытательное напряжение подводится поочередно к обмотке возбуждения, добавочных полюсов и якоря. Другие обмотки и корпус при этом должны быть заземлены.

10.3.17 Проверить прокруткой вхолостую от постороннего источника тока работу якорных подшипников (по шуму на слух).

10.3.18 Проверить радиальное биение рабочей поверхности коллектора.

 

10.4 Текущий ремонт ТР600 мотор-вентиляторов холодильной камеры

10.4.1 Измерить сопротивление изоляции. При низком сопротивлении просушить обмотки.

10.4.2 Произвести разборку мотор-вентиляторов холодильной камеры в следующем порядке (см. руководство по эксплуатации):

1) расшплинтовать и вывернуть болты 11;

2) отогнуть края стопорных планок и вывернуть болты 3 крепления ротора к валу;

3) вворачивая отжимные болты в три отжимных отверстия втулки 2; спрессовать ротор с вала;

4) снять ротор со статора 8;

5) расшплинтовать и вывернуть болты 5 верхней крышки вала;

6) вывернуть пробку 10 в нижнем основании 9;

7) ввернутым вместо пробки отжимным болтом выпрессовать вал 6 мотор- вентилятора с подшипниками из втулки 7.

10.4.3 Произвести очистку, ревизию состояния и необходимый ремонт деталей.

10.4.4 Провести ревизию (по возможности ультразвуковым дефектоскопом) подшипников и замер зазоров между шариками и беговыми дорожками колец.

10.4.5 Проверить балансировку ротора.

10.4.6 Собрать мотор-вентилятор в порядке, обратном разборке с учетом требований рабочих чертежей и настоящей инструкции.

10.4.7 Проверить сопротивление изоляции обмоток.

10.4.8 Проверить электрическую прочность изоляции напряжением 1800 В (если при ремонте производилась частичная или полная замена или восстановление изоляции обмоток).

10.4.9 Проверить "симметричность" короткозамкнутой обмотки ротора.

Проверка заключается в поочередной подаче напряжения от 40 до 50 В при частоте 100 Гц через амперметр на каждую фазу обмотки статора и медленном проворачивании от руки вала ротора.

Наличие трещин в "беличьей клетке" вызывает резкое отклонение стрелки амперметра, что является основанием для браковки ротора.

10.4.10 Обкатать мотор-вентилятор при номинальных напряжении и частоте вращения в течение времени от 10 до 15 мин.

10.5 Текущий ремонт ТР600 электродвигателей вентиляторов тяговых двигателей и выпрямительной установки

10.5.1 Измерить сопротивление изоляции. При низком сопротивлении просушить обмотки.

10.5.2 Произвести разборку электродвигателей в следующем порядке (см. руководство по эксплуатации):

1) снять вентиляторное колесо с вала ротора, используя съемник и индукционный нагреватель, отсоединить электродвигатель от вентилятора;

2) снять кожух 10 вентилятора и вентилятор 9 электродвигателя при помощи съемника;

3) отвернуть болты, которыми крепятся к станине передний 8 и задний 3 щиты, а также болты, крепящие крышку 1 заднего подшипникового щита 3, снять крышку подшипника 1;

4) снять задний щит 3 легкими ударами молотка из дерева или мягкого металла;

5) отделить ротор 6 от статора 5, для чего легкими толчками подать ротор в сторону переднего щита и вывести щит из замка; затем, придерживая ротор, вывести его из статора. Следить за тем, чтобы не повредить лобовые части обмотки статора и другие детали;

6) положить ротор вместе с передним подшипниковым щитом на подставку так, чтобы не повредить его поверхность;

7) отвернуть болты крышки подшипника 11, легкими ударами молотка из мягкого материала, снять передний подшипниковый щит 8 с подшипника;

8) снять при помощи съемника подшипники (при необходимости их замены).

10.5.3 Произвести очистку, ревизию состояния и необходимый ремонт деталей.

10.5.4 Провести ревизию (по возможности ультразвуковым дефектоскопом) подшипников и замер зазоров между шариками и беговыми дорожками колец.

10.5.5 Проверить балансировку колеса вентилятора

10.5.6 Проверить сопротивление изоляции обмоток

10.5.7 Собрать электродвигатель в порядке, обратном разборке с учетом требований рабочих чертежей и настоящей инструкции.

10.5.8 Проверить электрическую прочность изоляции напряжением 1700 В (если при ремонте производилась частичная или полная замена или восстановление изоляции обмоток).

10.5.9 Проверить свободное вращение ротора.

10.5.10 Проверить "симметричность" обмотки ротора.

10.5.11 Обкатать двигатель с вентилятором при номинальном напряжении и частоте вращения в течение времени от 10 до 15 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  ..