Инструкция по затяжке гаек ответственных соединений дизель-генератора 1-ПДГ4Д, 1-ПДГ4Д-1

  Главная      Учебники - Тепловозы     Дизель – генератор 1-ПДГ4Д, 1-ПДГ4Д-1. Руководство по эксплуатации 1-ПДГ4Д РЭ - 2006 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8   ..

 

 

  1. Инструкция по затяжке гаек ответственных соединений дизель-генератора 1-ПДГ4Д, 1-ПДГ4Д-1

     

    1. Общие указания

      1. Затяжку гаек всех ответственных соединений дизель – генератора (шатунных и коренных подшипников, крышек цилиндров) должны производить квалифицированные работники.

      2. Затяжку рекомендуется производить в присутствии ОТК, который должен сделать отметку о приемке затяжки (в формуляре дизель – генератора или в акте на ремонт).

      3. Перед затяжкой гаек проверьте, имеются ли метки на гайках, болтах, шпильках или других деталях, как указано ниже.

      4. Во всех случаях затяжку производить по углу поворота гаек, ведя отсчет по их граням или специальным делениям. Для правильного отсчета граней делайте отметки каранда-шом на торцах гаек и их болтов или шпилек.

      5. Если при затяжке какой – либо гайки на нужный угол приходится прикладывать чрезмерное усилие, отвернуть эту гайку, осмотреть ее торец, резьбу, а также резьбу болта или шпильки и в случае обнаружения задиров заменить дефектную деталь. На вновь установленной детали нанести соответствующие новые метки.

      6. Если шатунный болт или гайка имеют какой – либо дефект, заменить комплектно болт и гайку.


 


 

    1. Затяжка шатунных болтов

      1. Шатуны, крышки нижних головок шатунов, шатунные болты и их гайки комплекту-ются на заводе – изготовителе отдельно для каждого дизель – генератора и имеют следующую маркировку:

        1. Номер шатуна или номер цилиндра (цифры от 1 до 6) проставлены слева на боко-вой поверхности шатуна.

        2. Комплектность каждого шатуна с крышкой, болтами и гайками. Комплектность помечена двумя буквами, например: АА, АБ, АВ и т.д., БА, ББ, БВ и т.д., ВА, ВБ, ВВ, ВГ и т.д., или тремя – АБА, АББ, АБВ, АБГ и т.д.

        3. Порядковые номера гаек и болтов каждого шатуна – цифры от 1 до 4 (рисунок 50). Порядковые номера от 1 до 4 проставлены также на крышках нижних головок шатунов против соответствующих болтов и гаек, как показано на рисунке 50.

Буквы комплектности поставлены на боковых поверхностях шатуна и крышки, на верхнем торце каждой гайки и на боковой поверхности головки каждого шатунного болта, как показано на рисунках 52 и 53.

 

 

image

Рисунок 50. Комплектность и порядковые номера шатунных болтов и гаек


 

image


 

Рисунок 51. Комплектность, порядковые номера, деления на гайках, метки карандашом (а) и окончательные метки (b)


 

        1. Метки (риски) положения гаек на шатунных болтах после их затяжки. Эти метки находятся на боковых поверхностях каждой крышки шатуна и на цилиндрической поверхности гаек и обозначены «Окончательные метки» (рисунок 51).

        2. 36 делений (рисок) на цилиндрических поверхностях шатунных гаек, равномерно расположенных по окружности, как показано на рисунке 51, для более точного отсчета углов поворота гаек при их затяжке, чем отсчет по граням гаек. Окончательными метками являются удлиненная риска одного из делений гайки и против нее риска на крышке шатуна.

При затяжке шатунных болтов завернуть гайки шатунных болтов до упора.

За упор следует считать резкое изменение усилия одного человека при затяжке гаек ключом с рукояткой длиной около 300 мм. При этом должно происходить плотное прилегание стыковых плоскостей крышки и шатуна.

Затяжку гаек до упора на каждом шатуне производить по диагонали, т.е. в последова-тельности, показанной на рисунке 52.

 

image

Рисунок 52. Схема последовательности затягивания шатунных болтов


 

        1. Завернуть окончательно шатунные гайки в шесть – восемь приемов – по 1,5 деле-ния (четверти грани) за прием до совпадения меток на цилиндрических поверхностях гаек с метками на боковых поверхностях крышки нижней головки шатуна в той же последовательно-сти, что и при установке до упора.

        2. Если при переборке шатунов усилие при затяжке шатунных болтов окажется меньше нормального (нормальное усилие – это усилие одного человека на ключе с рукояткой 1 м), либо производилась зачистка торцов гаек, торцов шатуна, крышки или замена шатунных болтов и их гаек, -снять ранее нанесенные метки и затяжку производить следующим образом:

        3. Нанести удлиненную риску на одном из делений каждой гайки против риски на крышке шатуна и зашплинтовать все шатунные гайки.

Если какая-либо гайка будет завернута больше, т.е. дальше на 3 – 4 деления, чем осталь-ные три гайки одного и того же шатуна, отвернуть полностью все четыре гайки, установить до упора и вновь затянуть до совпадения меток.

а) завернуть шатунные гайки до упора ключом с рукояткой длиной 300 мм;

б) проверить отсутствие зазора между торцами гаек и крышкой шатуна (щуп 0,03 мм не должен проходить);

в) проверить по краске прилегание торцов головок шатунных болтов к шатуну, предвари-тельно отвернув все четыре гайки, ранее установленные до упора, касание по краске должно быть по всей опорной поверхности, допускаются разрывами по длине пояска не более 3 мм и не более двух разрывов для одного болта;

г) вновь завернуть до упора все шатунные гайки;

д) поставить метки карандашом: одну – на цилиндрической поверхности гайки на одном из 36 делений и другую – против этой метки на боковой поверхности крышки;

е) завернуть равномерно шатунные гайки на 9 –12 делений (90 – 120о) в шесть – восемь приемов в последовательности, показанной на рисунке 52.

 

Нужно обратить внимание на то, чтобы шплинты находились в прорезях гаек и отверстиях шатунных болтов плотно, без какой-либо качки.

        1. При разборке шатунов во избежание деформации вкладышей гайки отвертывать в таком же порядке, как их завертывали.

        2. Каждую новую затяжку шатунных болтов отметить в формуляре дизель – генератора (на сколько делений переставлены метки).

        3. Если новая риска отличается от установленной на заводе – изготовителе более чем на один оборот гайки (36 делений), болт с гайкой заменить.

 

 

 

 

 

4.3 Затяжка гаек крепления крышек коренных подшипников дизель-генератора 1-ПДГ4Д, 1-ПДГ4Д-1

4.3.1 Все гайки и крышки коренных подшипников на каждом дизеле имеют метки, нане- сенные на заводе – изготовителе.

Кроме того, гайки и шпильки имеют порядковые номера от 1 до 18 в порядке, приведен- ном на рисунке 53 и 54.

image

Рисунок 53. Порядковые номера на гайках и шпильках крепления коренных подшипников


 

image

Рисунок 54. Порядковые номера гаек и шпилек коренных подшипников:

А – сторона генератора


 

Метки на гайках и крышках должны совпадать после окончательного закрепления крышек подшипников.

Кроме того, каждая шпилька имеет на верхнем торце риску, перпендикулярную к про- дольной оси рамы дизеля, как показано на рисунке 55. Эти риски наносятся на заводе после установки шпилек в раму; изменение положения риски на какой-либо шпильке в процессе за- вертывания гаек свидетельствует о слабой посадке шпильки и необходимости ее замены.

 

 

 

      1. Затяжку гаек производить в следующем порядке:

        1. Завернуть все гайки до упора (обжатия), принимая за упор резкое изменение уси- лия одного человека на ключе с длиной рукоятки 300 мм.

        2. Завернуть окончательно все гайки до совпадения меток, нанесенных на боковые поверхности гаек и крышек, в последовательности, показанной на рисунке 56. При установлен- ном блоке цилиндров на раме дизеля затяжку производить, пользуясь специальным приспособ- лением. Если какая-либо гайка будет затянута больше, чем на 5 мм от установленной метки, отвернуть обе гайки (или все четыре для 4го и 7го подшипников), установить их до упора и вновь затянуть до совпадения меток.

        3. После окончательной затяжки проверить положение рисок на торцах шпилек, которые должны быть перпендикулярными к продольной оси рамы дизеля (рисунок 55).

Установку гаек до упора производить, начиная со среднего 4го подшипника и постепенно переходя к крайним, как показано на рисунке 56.

Установка до упора и окончательная затяжка гаек 4го и 7го коренных подшипников, каждый из которых крепится четырьмя шпильками, должны производиться только по диагона- ли (накрест) для обеспечения равномерного прилегания стыков крышек к раме.

image


 

Рисунок 55. Схема расположения рисок на торцах шпилек крепления коренных подшипников

image

Рисунок 56. Схема затягивания гаек коренных подшипников:

А – сторона генератора


 

 

 

4.3.2.4 Зашплинтовать гайки (шплинты должны плотно находиться в прорезях гаек и от- верстиях в шпильках).


 

    1. Затяжка гаек крепления крышек цилиндров к блоку

      1. Проверить, все ли гайки и шпильки крепления крышек цилиндров помечены на верхних своих торцах порядковыми номерами от 1 до 48, как указано на рисунке 57. Перед установкой гаек резьбу шпилек и опорные торцы гаек проверить на чистоту и смазать маслом, применяемым для дизеля. Установить крышки цилиндров на блок. Фланцы крышек должны быть выставлены в одной плоскости, для этого закрепить наддувочный коллектор с прокладка- ми к крышкам цилиндров. Перед затяжкой крышек наддувочный коллектор необходимо полно- стью отпустить.

      2. Затяжка гаек с применением динамометрического ключа

image

Рисунок 57. Схема нумерации шпилек и гаек крепления цилиндровых крышек;

В – сторона привода насосов


 

При затяжке гаек с применением динамометрического ключа выполнять следующие тре- бования:

а) завернуть динамометрическим ключом все гайки крепления крышек цилиндров момен- том 6 кгм в один проход, после чего довернуть моментом 16 кгм, сделав не менее трех последо- вательных проходов моментом 16 кгм в указанной на рисунке 58 последовательности для каж- дого прохода;

image

Рисунок 58. Схема затягивания гаек крепления

крышки цилиндров

 

 

 

 

б) полученное положение гаек считать отправным для окончательной затяжки. Для удоб- ства отсчета сделать пометки карандашом на гранях гаек и верхней плоскости крышек цилин- дров (рисунок 59);

в) окончательно завернуть все гайки торцовым ключом на 1 3/4 грани (11 делений) от отправной точки в три прохода (в первый проход - 3/4 грани (5 делений), во второй проход – 1/2грани (3 деления) и в третий проход – не более 1/грани (3 деления) (в указанной на рисунке 58 последовательности для каждого прохода).

Допуск точности окончательной затяжки гаек по углу их поворота минус 1/грани (2 деления). Затяжка гаек больше, чем 1 3/4 грани (11 делений) от отправной точки категориче- ски запрещается.

При отсутствии динамометрического ключа, как исключение, произвести затяжку гаек крышек цилиндров торцовым ключом по углу поворота гаек, ведя отсчет по граням.

Затяжку произвести следующим образом:

а) завернуть гайки в два приема до упора в последовательности, указанной на рисунке 58, усилием одного человека на ключе с длиной рукоятки 300 мм.

Данное положение считать отправным, для дальнейшей затяжки сделать пометки каран- дашом на гранях гаек и на верхней плоскости крышек цилиндров (рисунок 59);

image

Рисунок 59. Схема нанесения рисок на крышке цилиндров


 

б) завернуть все гайки на 1 3/4 - 1 1/2 грани от отправного положения в три прохода в последовательности для каждого прохода, как приведено выше. Допуск на точность оконча- тельной затяжки гаек по углу их поворота – минус 1/грани;

в) замерить разность зазоров между блоком и крышками цилиндров, которая в разных ме- стах (по периметру крышки) допускается не более 0,7 мм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8    ..